Вот примерно так нарисовалось - это как бы прелюдия к собсно прогрессорству:
- Забавно...
- Простите, господин?..
- Нет, ничего особенного. Я тут навёл справки, поднял пару документов из архивов. Наша подруга попала в очень интересное время.
- Ещё раз прошу прощения, господин, но вы это уже говорили.
- Говорил. Ещё не зная подробностей. А теперь, когда я их знаю, мне становится даже жаль эту неудачницу. Попасть аккурат между киданьским молотом и китайской наковальней - это нужно иметь особый талант... Восстание Ванчжуна, внука Суньаоцао, и Цзиньчжуна, внука Кугэ. Семена, посеянные нашим наблюдателем, всё-таки дали всходы. Северным провинциям империи Тан пришлось очень туго, кидани вырезали всех, до кого могли добраться...
- Если это так, господин, то нам останется лишь немного подождать, пока в том временном потоке её не прикончат. Лишённый "колпака" блокирующего амулета, ключ снова даст о себе знать.
- В который раз убеждаюсь, что не зря сделал тебя своей тенью. Что ж, подождём. Тем более, что нам вскоре предстоит переезд поближе к месту событий. Это значительно упростит нашу задачу по изъятию ключа.
"Это если её прикончат, - и у теней есть собственная воля и собственное мнение. - А если нет?.. Вы, европейцы, так увлечены мыслью о собственном величии, что забываете о самых простых вещах. А у Дао, которого вы зовёте Всевышним, тоже есть чувство юмора. Лично я убедился в этом, когда допустил и... иной вариант развития событий. Если я прав, скоро всё встанет на свои законные места".
Война.
Бежала от одной - угодила аккурат на другую.
Честно сказать, у Яны по поводу создавшейся ситуации сложилось весьма определённое мнение. Но, во-первых, она всегда была приличной девочкой и почти никогда не материлась, а во-вторых, это не поможет. Сейчас уже неважен ответ на извечный русский вопрос "Кто виноват?" Гораздо важнее другой - "Что делать?"
- О том, что ты подружился с приёмышем Елюев, нужно рассказать господину сотнику, - тем временем Юншань давал Ване урок ханьского патриотизма. - Сегодня они союзники, а завтра приедут посланцы от самозванного хагана, и хан с сыновьями переметнутся на их сторону. Не в первый раз. Потому смотри в оба глаза и слушай в оба уха. Если услышишь что-то важное, немедля беги ко мне. Или сестру пришли, они девочек не трогают, пока не в явной вражде. Понятно, сынок?
- Да, отец. Я буду смотреть и слушать. Но этого мало.
- Что ещё?
- Если приедут эти... посланцы от мятежников, надо сделать так, чтобы хан Елюй не пошёл за ними. Мало ли, что он там говорит? А то ещё нападут на нас.
- Умница, сынок, - улыбнулся Юншань. - Нам понадобится оружие. Такое оружие, какого ещё ни у кого не было.
- Так мама же говорила...
- Говорила. Теперь пришло время действовать... Ну, жёнушка, - это уже Яне, - бумага и тушь в доме есть. Времени у нас - до утра.
- М-да... - Яна с усилием потёрла пальцами внезапно занывший висок. - Или грудь в крестах, или голова в кустах... Не обращай внимания, любимый, - добавила она по-ханьски. - Это наша народная мудрость, в переводе означает что-то вроде "Либо победа, либо смерть". Третьего не дано... Вань, ты куда собрался? Кто у нас самый большой любитель ...э-э-э ...интересных книг? Вот и садись с нами, будешь консультировать.
Сотнику написали записку, где в иносказательной форме сообщили о сведениях большой важности, которые будут предоставлены поутру. Встала дилемма: кого послать с запиской? Фэня? Слугу могут и не допустить к коменданту форта, особенно если он принимает у себя киданьского княжича. Ваню? Ребёнка могут не допустить по тем же самым соображениям, да и показываться около дома сотника ему после знакомства с Мэргэном не стоит. Пришлось идти самому мастеру Ли, его слову сотник доверял. Поход и чтение записки закончились тем, что господин сотник пообещал лично проверить качество изделий мастерской - в присутствии молодого Елюя он просто не мог иначе замотивировать свой визит к старшине кузнецов. Надо ли говорить, что мозговой штурм производили вчетвером? Яна с сыном в качестве источника знаний, мастер Ли как технарь, а сотник явился как специалист по киданям.
- Госпожа Ли Янь, - чуть ли не с порога заявил он. - Отставим в сторону церемони. Мне нужны ваши знания. Все без остатка. Взамен я гарантирую защиту вам и вашей семье... а также никогда не поинтересуюсь источником, из которого вы почерпнули столь полезные сведения. Но они нужны мне. Здесь и сейчас. Такая цена вас устроит?
- Господин, я и без гарантий готова была... - Яна опешила от такого "удара в лоб": вот уж чего она от сотника не ждала.
- Замечательно. Значит, договорились. Теперь, прежде чем я стану внимательно выслушивать вас, советую внимательно выслушать меня. Ситуация непростая, мы на грани войны. Часть киданей пошла под руку бунтовщика Ли Ванчжуна, презревшего клятву верности, которую он давал хуанди. Вряд ли нас обложат осадой, - компетентно заявил сотник. - Где Ванчжун, а где мы. Тем более, здесь поблизости ещё кочуют татабы, а они с киданями давно в ссоре. По той же причине мятежник не пришлёт сюда войско - усмирять Елюев демонстрацией силы. По крайней мере, пока не возьмёт под свою руку племена поближе и не заручится нейтралитетом татабов и мохэ. Скорее, он пришлёт кого-то из своих приближённых с отрядом и велит Елюю подчиниться... Кидани - подлые люди. Они пойдут за тем, кто продемонстрирует силу и решимость. Если мы закроем ворота, молодой Елюй уйдёт сперва к отцу, а затем к Дахэ, наплевав на прошлую вражду. Если же нам удастся сделать эту гремучую штуку, ещё неизвестно, сможет ли бунтовщик вообще собрать вокруг себя хоть какое-то войско. Уж я-то позабочусь, чтобы слухи о новом оружии разошлись как можно быстрее. Ваша задача - сделать толковое описание и перечень необходимых материалов. У нас ещё есть время.
- Сколько? - в один голос спросили Юншань и Яна.
- Месяц. Может, полтора, пока Дахэ будут собирать силы. Завтра ещё до полудня гонцы должны быть в седле. Потому как командующий гарнизоном Бейши я приказываю вам до рассвета предоставить описание оружия и список нужных вещей для его изготовления... и... Не стоит об этом.
Супруги Ли и без лишних слов поняли, что он хотел сказать. Старшая дочь сотника, наверное, уже отдыхала у бабушки, а младшая наотрез отказалась покидать отца. Конечно, он мог ей приказать, и девочка не посмела бы ослушаться, но... сердце отца дрогнуло. В конце концов, малышка оказалась тем спасительным якорем, который удержал сотника от хронического запоя. Он мог прямо сейчас отправить Юй вслед за старшей сестрой, пока ещё безопасны дороги на юг. Его никто бы не осудил в глаза, но молва пошла бы очень нехорошая: мол, своё детище при первых признаках опасности спрятал, а нашим погибать?.. Как комендант, он не имел права допускать такую ошибку. Значит, придётся поставить на кон жизнь любимой дочери, доверив её знаниям странной западной женщины... Это настолько чётко отразилось на его лице,что Яне стало неуютно.
Она потеряла право на ошибку.
- В идеале нужно отливать ...эту вещь из бронзы, - начала она, от волнения забыв добавить непременное "господин", и при этом старательно вычерчивая кисточкой и тушью схему дульнозарядной пушки в разрезе. - Основной принцип понятен: сюда закладывается заряд пороха, затем прокладка из войлока, затем заряд ...ну, хотя бы щебня или битого кирпича, снова прокладка из войлока. Вот тут отверстие, в которое тоже нужно засыпать порох... Кстати, я слышала, вы в порох не кладёте ...я не знаю ханьского слова - жёлтые вонючие кристаллы, которые хорошо горят. Их нужно мелко растолочь и добавить, одна часть на шесть частей пороха.... вроде бы. И ещё... Этот порох должен быть в виде крупных чёрных пористых комков, иначе ...оружие разнесёт при выстреле. Задняя часть должна иметь толщину стенок не менее, чем втрое больше передней, утолщение должно идти постепенно... Оружие лучше всего располагать на деревянной станине с колёсами, вот такой, - новая схема на листе бумаги. - А если позволяет вес, то на обычной телеге...
- А ещё - после выстрела ствол нужно охлаждать водой и хорошо чистить специальной щёткой, - влез Ваня. - Ой, простите, я...
- Говори, малыш, ты ведь по делу, не просто так, - сотник уже свыкся с мыслью, что в моменты душевного волнения западные люди забывали вежливое обхождение и начинали говорить о деле напрямую, без иносказаний. Прямо как дети.
- Вот такая щётка, господин сотник, - мальчик весьма схематически изобразил длинную палку с "ершом" на конце. - Обязательно хорошо прочистить, а то останется уголёк, начнут новый заряд закладывать, а он и взорвётся.
- Порох и серу привезут, - кивнул сотник. - Нарочного пошлю на рассвете. Что же до литья из бронзы, с этим сложнее. Разумеется, гонец должен повезти бумагу с точными размерами и подробным описанием, иначе готового изделия мы и через полгода не увидим. Ставлю вопрос так: сможем ли мы изготовить оружие своими силами из подручных материалов, если по какой-то причине литейщики задержат заказ или выполнят его неточно?
Яна задумалась, вспоминая задержавшиеся в памяти эпизоды "осадных сидений" Европы. Первое, что пришлона ум - кожаная пушка защитников Смоленска во времена Смуты. По семейной легенде, предок их рода к этой пушечке руку тоже приложил, вроде бы делал железные обручи, коими оковывал сию поделку.
- Если только сделать один-два выстрела... - проговорила она.
- Допустим, больше и не понадобится, - сотник смотрел на неё так, словно собирался вскрыть ей черепную коробку и покопаться в мозгах кухонным черпаком. - Трубу из ординарной оружейной стали можно ведь изготовить? Оковку тоже. Значит, можем управиться своими силами... при необходимости.