Извиняйте в черновом виде. Тем более желательна помощь в поиске ошибок. Как стилистических, так и грамматических.
Глава 13.
Камышин. Крым. Август-сентябрь 1695 года.
Михаил. Адиль.
Старею что ли? Сергей с Петей вон как рванули с войнушки на войнушку. Карла им не хватило. А мне это как-то стало надоедать, поэтому я с удовольствием согласился остаться. Надо кому то и за государством присмотреть. Хотя верхушка власти уже создана и пока работает исправно. Шейн и Голицын между собой поделили КГБ и ГРУ и пока у них здоровая конкуренция. Но за ними всё равно приглядывают наши люди. Не обделили властью и других достойных людей, их не так уж и много, правильнее сказать мало. Мало среди князей и других высокородных, кого можно подпустить к кормушке. Только и хватило на самые высокие посты. Но без них нельзя, общество ещё не готово, чтобы тайной канцелярией или каким-нибудь министерством руководил бывший крестьянин или купец. Зато князьям в заместители, поставили наших учеников. И за князьями присмотрят и не на виду, а дело знают.
В 1692 году, начали вводить паспорта. Пётр I забеспокоился, что на это дело из казны, уйдёт много денег и попытался оттянуть этот процесс. Пришлось пообещать царю, что ни копейки не возьмём, да ещё и положим энную сумму в бездонный российский кошель. Только его Величеству придётся попотеть, ставя свои подписи. За деньги, попотеть, Его Величество согласился. Хотя в прибыль от этого дела не поверил, но добро дал. Кто же знал, что так получится? Такого даже мы не ожидали.
Пустили слухи в высшем свете, что министерство образования, будет проверять родословную князей и желающим выдавать соответствующие документы. Эти документы будут не только подтверждать их личность, но и знатность. Всё это за личной подписью самого царя. Какой ажиотаж начался! Князья в очередь становились. Паспорта были красочные, с печатями и вензелями. Даже группу крови в паспортах указали. А к паспортам, прилагались грамоты, где указывалась вся родословная князя или княгини. Там же рассказывалась краткая история рода. В этой истории, опытный человек, точнее врач, может много чего найти, что облегчит ему постановку диагноза. И всё это скреплялось личной подписью Петра I. Стоило такое удовольствие 300 рубликов. Небольшую деревеньку можно купить за 30-50 рублей. Дорого? Жутко дорого, но княжеская честь дороже. Это же на века! Родовитость подтверждена личной подписью царя! Князья, которым было не под силу собрать такую сумму, делали долги, но паспорта выкупали. Пётр I подписал почти 1000 грамот. Думаете, у нас нет столько князей? Ха! А Вы наберите в поисковике «список княжеских родов России», там их ещё больше. Просто некоторые князья, были далеко от Москвы и в первую волну не попали. Мы ещё два года выдавали княжеские паспорта, и получилось не меньше. А ведь скоро дети подрастут, им тоже будет надо править паспорта. А потом ещё столетия, по мере присоединения новых земель будут выдаваться паспорта князьям, мурзам, принцам, герцогам. Но только в первый год, с князей, мы собрали 270 тысяч рублей. Это официально. А были ещё такие, у кого с документацией и со свидетелями было не всё в порядке. Те, которые явно были жуликами, мы отсеивали, но были и такие, что у не вызывали у нас сомнения, но вот с доказательной базой у них было плохо. Причин много. Тут и болезни и войны и пожары. Таким паспорта давали, но за дополнительную мзду. В итоге собрали ещё 65 тысяч. 335 тысяч рублей, это пятая часть годового бюджета России!
В конце 1692 года начали выдавать паспорта боярам и дворянам. Вот тут и выяснилось, что многие дворяне, а особенно бояре хотят такие же паспорта как у князей. Ну не совсем такие, разницу между боярином и князем они понимали. Хотели, чтобы были грамоты с их родословной, со всеми государственными печатями. А ежели сам государь сие бумаги подпишет, то они за ценой не постоят! Скажу сразу, что даже крупные купцы, заводчики и предприниматели выказали такое желание. И закрутилась карусель. В итоге, собрали ещё миллион рублей. Пётр I со смехом жаловался, что у него на пальцах мозоли как на ногах, а по ночам ему снится как он подписывает грамоты.
Все эти паспорта, вместе с родословными грамотами обходились в 4 рубля за один экземпляр. Дорого? Так мы действительно, проверяли родословные, по государственным и церковным записям, опрашивали людей. К 1694 году паспортизация богатого сословия была закончена. Были ещё мелкие купцы и бедные помещики. Для них были паспорта без царской подписи, но тоже с родословной. Всего-то по 30 рубликов. Так собрали ещё 400 тысяч.
В итоге, в государственную казну поступило 800 тысяч рублей. Остальные деньги пошли на паспорта бедному и военному сословию. Для них паспорта и родословные грамоты делались почти бесплатно, всего за 50 копеек. Неделя работы рабочего самой низкой квалификации. Паспорта были проще, но с фотографиями и основными анкетными данными. Данные в родословные грамоты списывалась с церковных книг. Если по каким-либо причинам, записей в церковных книгах не было, было достаточно подтверждения соседей. Но не смотря на такую простоту, себестоимость паспортов и грамот для простолюдинов получалась почти 1,5 рубля. Вот эту разницу мы и доплачивали из ранее набранных денег. Зачем холопу родословная? А вот выбьется в князи, а родословной нет. Кстати все записи дублировались пятикратно. Зачем? Государственный архив раз, церковный два, районный три и два экземпляра грамот отдавались владельцу. Все паспорта упаковывались в целлулоид. Как права в 21 веке. На одной стороне была фотография и основные данные, на другой, где родился, на ком женился, отпечаток пальца и так далее. Кстати паспорта были разных размеров. Чем выше по сословной лестнице, тем больше паспорт. Если паспорт крестьянина был чуть больше прав, то паспорт князя был размером в половину школьной тетради. Зачем? Для понту. Достал паспорт и сразу видно, кто перед тобой. А иначе, как с богатых столько денег содрать за паспорта?
К апрелю 1695 года, основная выдача паспортов, для знатного и богатого сословия, а также духовенства, была закончена. Кстати сословий в России нет, это я по привычки так разделяю. В России, подобие деления на сословия появилось с изданием «Жалованных грамот» 21 апреля 1785 года.
Начиная с мая 1695 года, началась паспортизация военных и низшего сословия. Как здесь говорят – подлого сословия. Тьфу, как значение слов изменилось. Подлое сословие это податное сословие. То есть люди, которые работают и платят подати. Знать налоги не платит. Или платит не все. В разных странах по-разному. А Вы думали это только в 21 веке так? Чем богаче, тем меньше налогов? Ага, сейчас. Разница только в том, что в те времена, большинство знати/ такое послабление в налогах, в бою отрабатывало. А современная знать «отрабатывает» на Гавайях и в ресторанах.
Но как бы там не было, а маховик паспортизации раскрутился на полную. Думаю, через два года у нас 95% населения будет с паспортами, а мы будем знать, сколько у нас населения и чем оно занимается. А полицейская картотека будет лучшая в мире. Почти на каждого будет анкета с фотографией и отпечатками пальцев. Полицейское государство? Нет. Фиг теперь какой шпион сможет просто так втесаться в общество, а преступники узнают, что такое дактилоскопия.
*****
Из Москвы, где я проверял, как идут дела с паспортами и переписью населения, я поехал в Камышин. Там было много интересных дел, но было одно, которое так и тянуло туда. Правильно – самолёт. И мои ожидания оправдались, Николай и Харри, не подвели. В ангаре меня поджидали три образца летающей техники.
- Вижу, что Вам хочется похвастаться не меньше, чем мне услышать. Давай начнём с тебя Харри.
= Всё или только главное?
- Понимаю, что хочется рассказать всё. Про то, как по ночам не досыпал, как тебя идея посетила, но извини, говори только главное. Потом, в баньке, за кружечкой пива ты мне всё расскажешь.
Харри тяжело вздохнул. Вот так работай, работай, а тебе даже 5 минут не желают уделить:
- В общем, получили мы авиационный дизель. Ребята научились лить радиаторные пластины гораздо меньшей толщины, что снизило вес. Воздушный обдув оказался не таким плохим заменителем воды, как мы думали. Всё дело в скорости воздуха, который подаётся на радиатор.
- Короче Склифосовский.
- Короче? Работает.
- Ну не на столько. Ты хоть основные характеристики выдай.
- А у нас два двигателя. Дизель с воздушным охлаждением и дизель с водяным охлаждением. Про какой говорить?
- Уел ты меня. Ладно, давай по порядку.
- Хорошо. Начнём с того, что наш двигатель имеет 6 цилиндров, а не 2 или 4. За счет этого мы увеличили мощность до 300 лошадиных сил. Правда вырос и вес. Всё хорошо, но тут Николай его забраковал.
Николай, который с нетерпением переминался с ноги на ногу, обрадовался, что появилась возможность вставить слово, перехватил инициативу:
- Вот он стоит. Летает он не плохо, но проблема с балансировкой. Весь вес самолёта оказывается в передней части. То есть если отпускаешь руль, он начинает пикировать. Перемещение лётчика ближе к хвосту ничего не дало, да и не видит он оттуда ничего.
Я подошёл к самолёту и долго его рассматривал:
- Николай! Надрать бы тебе уши, а ещё задницу в придачу. Ты зачем крылья сместил к центру? Думаешь те, кто это изобретал, тупыми были?
- Так прочность самолёта резко повышается и в изготовлении он прощё и дешевле.
- Так, что же ты жалуешься, что у тебя балансировка нарушилась? Ты же её сам нарушил. Наоборот, если двигатель тяжелей стал, то крылья вперёд смещать надо.
- А Харри выход нашёл!
- Харри, что за выход?
- Перенесли двигатель назад. Получилось отлично, но встал вопрос с перегревом двигателя из-за слабого обдува. Пришлось вернуться к водному охлаждению. Правда вон в той, третьей модели, мы нашли выход и снова поставили двигатель с воздушным охлаждением.
Я подошёл к 3 образцу. Присмотрелся и рассмеялся. И чем больше я смеялся, тем больше меня разбирал смех. Наконец, я обессиленный облокотился на самолёт и произнёс:
- Ушастый.
- Почему ушастый?
- Да был у нас такой автомобиль, назывался «Запорожец». Двигатель с воздушным охлаждением и стоял он сзади. Конструкторы, чтобы охладить двигатель сделали то же самое, что и Вы. Вот его народ и прозвал «ушастым».
Самолёт так и выглядел. По бокам у него были два воздухозаборника и если убрать крылья… Тут я снова расхохотался, представив себе эту картину. Отсмеявшись, задал вопрос:
- Вижу, что обиделись. Значит, Вам самим эта модель понравилась. Объясните почему.
Слово взял Николай:
- Балансировка отличная, это раз. Видимость из пилотской кабины хорошая, это два. Баки расположены по центру, там же дополнительное место для пассажира и багажа. Количество топлива и загрузка отсека не влияют на балансировку, они в центре – это три.
- А вал через весь самолёт не мешает?
- У нас стоит редуктор, что позволяет опустить вал ниже и снизить обороты двигателя. Этим мы добились увеличения моторесурса, а вал проходит по самому низу и защищён кожухом.
- Понял. Но это утяжеление и усложнение механической части самолёта. Какие основные характеристики?
- Максимальная скорость 200км\ч. Крейсерская 150-170км\ч. Потолок подъёма 1 километр. Может и больше, но мы не стали рисковать. Расход керосина 25-30 литров на 100 километров полёта. Дальность полёта с пассажиром и 100 килограммами полезного груза до 500 километров.
- Опробуем? Сколько он пролетит, если без груза, только я и лётчик. Во мне 85 килограмм.
- Думаю, если загрузить топливом под завязку, то 700- 800 километров пролетит.
- Отлично. Таким образом, Вы мне и себе подарите неделю. Мне через 12 дней надо быть в Крыму. Собирался через два дня отъезжать, теперь можно будет через десять. Я только телеграмму отобью в Азов и Крым, чтобы посадочные площадки готовили и керосин.
- Мы так далеко и так долго не летали.
- Вот и слетаем. Сначала до Азова 500 километров, потом почти столько же до Крыма. А теперь, насчёт первого варианта самолёта. Сделайте как на чертежах. Пусть он будет дороже, но эта схема проверена временем. Потом сделайте ещё один экспериментальный образец. Попробуйте поставить большое крыло вниз, а малое крыло совсем уберите. У Вас сейчас биплан, а это будет моноплан. Он труднее в управлении, но летает гораздо быстрее.
Десять дней пролетели как одно мгновение. Я даже лекции не читал в Жирновске, не успел. Химические цеха и радиолаборатории отняли всё время. Зато мы собрали первые ламповые модули. Суть этого новшества была в том, что радиолампы получались с разными характеристиками, особенно мощные. Получалось, что при каждой замене ламп, надо было менять их обвязку из резисторов и конденсаторов. Сейчас все элементы подлежащие замене собирали в один модуль сразу на заводе. Теперь, когда меняешь радиолампу, меняешь и модуль. Такое новшество, позволило сильно упростить обучение радистов. Если радиостанция выходила из строя, радисту достаточно по очереди поменять лампы с модулями. В 90% случаев поломок это помогало починить радиостанцию. Если не получалось, тогда что поделать, приходилось вызывать специалиста.
Наконец удалось собрать мощную радиостанцию. Не совсем мощную, всего 150 ватт, работающую в КВ диапазоне. За основу была взята радиостанция «север» 1941 года выпуска, работающая по трансиверной схеме. В ней всего 3 лампы. Мы таких сделали более 100 штук. И с каждым разом, вес их уменьшался, а характеристики улучшались. Конечно, «Север» весил \без батарей \ всего 2 килограмма, а наш первенец почти 100. Но последние экземпляры радиостанций существенно полегчали, и стали весить 10 килограмм. Вдобавок они стали 4-х ламповыми, их мощность возросла до 10 ватт и они стали комплектоваться набором кварцев. Наконец в этом году, не меняя первоначальную 3-х ламповую схему, к радиостанции добавили блок усиления мощности, на 2 радиолампах и получили на выходе 150 ватт. У оригинала при определённых условиях, дальность связи достигала 700 километров. Это при 2 ваттах мощности! Думаю, у нас будет не меньше. Преимущество КВ радиостанций в том, что их сигнал отражается от ионосферы и может облететь вокруг земного шара. Недостаток в том же – зависимость от времени суток и погоды. Но для Севера это не критично. Пусть хоть неделю висят в эфире, пока свяжутся, зато будет связь даже с Колымой. Не всегда на прямую конечно, а по цепочке, но и то хлеб.
*****
1 сентября состоялась наша вторая встреча с Адилем, в этом году. Стояла отличная погода. Было по-летнему жарко, а небо было чистым. Погода хорошая, а настроение плохое. Султан умер! Да здравствует султан! В конце февраля умер Ахмед II и в июне его сменил Мустафа II. Великий Визирь и здесь подсуетился, конечно, с нашей подсказки, но кресло под ним зашаталось. Мустафа II не был алкоголиком как Сулейман II и не сидел в клетке как Ахмед II. Султан был энергичен и полон надежд на близкие победы. Адиль с его устремлениями к торговле, а не к войне, мало подходил новому правителю:
- Не расстраивайся Уважаемый Адиль. Не перечь султану, но намекни, что звёзды не благоприятствуют походам на север. Возможно, в самом начале, он и одержит ряд не больших побед, но потом его ждут тяжёлые испытания. В ближайшие годы не стоит воевать со «Священной лигой». Лучше устремить свои взоры в Африку и Индию. Тут он сможет проверить свою армию и в результате несомненных побед получит её преданность.
Великий Визирь внимательно посмотрел на меня. Что с нами не всё чисто, он давно уже понял, а окончательно убедился, когда по нашим советам стал помогать сидящему в клетке Ахмеду II. Кто мог подумать, что этот человек, с 5-ти летнего возраста, 40 лет, просидевший в клетке, станет султаном? Но мы-то ему точно указали, кому надо помогать, в такой трудный для него момент! Вот и сейчас, в завуалированной форме, мы пытаемся ему подсказать. Наверное, так думал Адиль, глядя на меня и попивая через трубочку, апельсиновый сок со льдом, из высокого хрустального стакана:
- Уважаемый князь Михаил, я понял Ваш намёк, но трудно удержать султана, даже если ты Великий Визирь.
- А и не надо. Наоборот, поддерживайте его во всём. Просто намекните. Когда случится то, что должно случиться, он вспомнит, кто его предупреждал. Вот тогда можно ещё раз напомнить о походах на Юг. А европейские земли Вы всё равно не удержите под своей рукой. Пусть это будет длиться столетие, но тем хуже. Чем больше будет длиться эта война, тем больше отберёт Европа у Османской империи. Тем больше прольётся крови, и понапрасну израсходуются огромные средства. Я уже говорил об этом. А пока Вы будете пытаться удержать эти земли, у Вас отберут часть земель по другим окраинам.
- Я так и сделаю. Давайте теперь вернёмся к вашему вопросу. Как понимаете, ситуация изменилась. Султан хочет расширения границ владений, а ему предлагают продать часть земель.
- Адиль, не лукавьте. Войны ведутся из-за денег, а не из-за окраинных колоний. Тем более, если Мустафа II собирается воевать, то ему будут нужны деньги. Много денег. Так, что давайте перейдём сразу к делу.
- 100 тонн золота, если выразить все условия Великого султана в одной фразе.
- Значит, он хочет не только золота, но чего-то ещё?
- Султан хочет такую же железную дорогу как у Вас, вместе с паровозами и ракет для войны с неверными.
- 100 тонн золота это много – 10 миллионов рублей или 7 годовых бюджетов России. И всё это за горный участок земли, где и посеять ничего нельзя по-настоящему. А если я Вам скажу, что знаю такой случай произошедший в Америке, где участок земли почти равный Османской Империи продан за 4,4 тонны золота?
- Так и покупайте там.
- Мы там бесплатно возьмём. Но это слишком большая сумма. Настолько большая, что даже торговаться бессмысленно.
- Не всё так плохо, Мы же не оговорили стоимость железной дороги и ракет.
- Не оговорили и не оговорим. Я даже не буду интересоваться, какой длины Вам нужна дорога и сколько ракет Вы хотите купить. А ракеты вообще, к продаже не предлагаются. Так, что если Вы хотите вести диалог, то давайте сразу остановимся на 20 тоннах и без торговли. И то это только из уважения к Вам.
- Без торговли, так без торговли. Я предупреждал султана, что Вы не пойдёте на такую сделку.
- А кто пойдёт? На половину этих денег можно запросто нанять 300 тысячную армию, полностью её вооружить и силой отобрать гораздо больше.
- Хорошо. Пока давайте остановимся на этой сумме и поговорим о железной дороге и ракетах. Если Вы не будете драть с нас три шкуры, то возможно мы на этом и договоримся.
- Откуда и куда будет дорога?
Я разложил на столе упрощённую карту Османской империи. На ней не было ничего, чего нет на картах этого времени. Адиль начал водит по ней пальцем:
- Адиль! Ты что сегодня, решил весь день издеваться? Стамбул-Багдад и дальше до Басры, что на берегу Персидского пролива это 2200 километров. Ответвление на Каир и дальше до Триполи это 3500 километров. Из Каира до Суакини на Красном море ещё 2000. Ты мне, что планы Османской Империи на ближайшее столетие озвучил? А как же Суэцкий канал?
- Правильно понимаешь. А чтобы всё это построить, нам нужны такие сталеплавильные печи как у Вас и такие сталелитейные заводы.
- За ваши деньги любой каприз.
- Нет за Ваши деньги. А для начала мы хотим. Чтобы Вы сделали дорогу Стамбул - Багдад. А потом Мартеновские печи и сталеплавильный завод, чтобы мы сами могли делать рельсы и трубы.
- Я буду считать по нашим расходам. 1 километр пути нам обошёлся в 70,6 килограмма золота. Из Стамбула до Багдада примерно 1700 километров. Это будет 120 тонн золота. Это явно не 20 тонн. Но временно опустим этот вопрос. Зачем Вам Багдад? Протянуть ветку до Персидского залива я понимаю, а Багдад? Хотя выгода тоже есть, но куда выгодней протянуть ветку к Каиру, а там можно сделать разветвление в разные стороны и в первую очередь вдоль побережья Красного моря.
- Зачем к Каиру? Если у нас будет Суэцкий канал, то Каир потеряет своё стратегическое значение. Путь к Суэцу будет по морю, а к Багдаду по железной дороге. А там как ты говоришь, протянем железнодорожные пути и до Персидского залива.
Ну, ладно, пусть тебе будет хуже. Упустите Египет, локти кусать будете. Это богатый район, начиная от нефти и кончая металлами. Но хозяин барин, главное он, не моргнув глазом, проглотил стоимость дороги. Значит, будем дальше выбивать вкусняшки:
- Багдад, так Багдад, но такая стоимость, а ты ещё хочешь заводы. Не кажется ли Уважаемому Адилю, что это перебор?
- Кажется, но у меня выхода нет. Либо я достану Уважаемому султану, да продлит Аллах его годы то, что он хочет, либо я не буду Великим Визирем. А возможно вообще не буду топтать эту грешную землю. Так, что ты мне и ракеты дашь. А вот на каких условиях и как это сделать мы с тобой и будем решать.
Весь день мы уточняли условия сделки века. «Подровняли» границы на правом берегу Чёрного моря, сдвинув рубежи России до границ будущей Молдавии. Учитывая, что султан не очень разбирается, где кончается Грузия или Армения подвинули границы и здесь. Арарат оказался полностью на территории России. А зачем? А шоб було. Оговорили и ситуацию с Крымом. До нашего завоевания Крымского полуострова у Османской империи там были свои земли. Пока это всё спускалось на тормозах, но юридически это было равноценно объявлению войны. Договорились, что при оформлении документов, эти земли тоже включат в договор. Купленное не завоеванное. История почти не знает примеров, когда проданное, пытались вернуть силой. Ещё в договоре оговаривалось, что нам разрешается добывать на территории Османской империи все, что необходимо для строительства заводов, железной дороги и Суэцкого канала. В том числе, железо и уголь. Не буду же я всё это тащить за тысячи километров? Я и лес для шпал здесь возьму. Османская империя взяла на себя обязательство поставки 40 тысяч рабов, для строительства железной дороги. Похоже, поход в Африку за рабами, не за горами. Рабов, как и на Суэце, кормим мы, охрану османы. Ещё с османов гужевая скотина и телеги с арбами, с нас инструмент. Вот, в общем и всё, не считая 10 тонн золота, которые из меня чуть ли не клещами вытащил Адиль. Срок строительства определили в 5 лет. Что ещё не сказал? Ракеты. Пообещал 1000 штук системы Засядько. Почти не соврал, сказав, что такими мы обстреливали Азов и корабли, которые приплыли на помощь крепости. Я здраво рассудил, что в этой истории, у «Священной лиги», ракеты тоже будут. А если они забудут, то какой-нибудь «предатель» им их продаст. Уже в самолёте я пересчитывал, где могу сэкономить. Во-первых, я назвал стоимость Николаевской железной дороги из Петербурга в Москву, которая строилась 9 лет, и была открыта в 1881 году. Если перевести по тому курсу рубль, то на строительство 645 километров дороги было потрачено 45, 5 тонны золота. Понятное дело, что как минимум 1\3 денег была сворована, а рабский труд не применялся. Считай уже обойдётся в 2 раза дешевле. Николаевская железная дорога была двухколейной, а мы будем строить как у нас на Урале, в одну колею. Вот ещё в два раза дешевле. Трасса, по которой будет пролегать железная дорога, в основном степь, болот, нет, гор нет. Крупных рек нет, а небольших речушек мало. Считай ещё в два раза дешевле. В степи рельсы можно класть чуть ли не на землю. Почти на середине трассы, находятся два месторождения, угля и железа. Между ними всего 30 километров. Стройку начнём оттуда, сразу в обе стороны. Причём этот кусок железной дороги проложим так, чтобы уголь, к рудному месторождению, по ней же и доставлять. Что имеем? Шпалы хозяина, железо и уголь тоже. Рабочей силе платить не надо, только корми и одевай. Охрана за счёт заказчика. Вот, правда за продовольствие, Адиль будет драть по полной. А фиг ему. Вода для паровозов, на станциях так и так нужна будет. Значит, будем рыть колодцы или подводить по трубам с рек. Хлеб и гречку доставим из России, так будет в 2-3 раза дешевле. Рыбу будем сами ловить, у нас технология и оснастка лучше. А остальное придётся покупать. Что ещё по крупному можно сэкономить? Да вроде всё учёл. Даже ниже планируемых 20 тонн золота вышел. Да хоть бы и 40, вопрос не в золоте. У нас его полно. Уже больше 600 тонн. Помимо американского начало поступать и африканское. А через пару лет пойдёт и австралийское. Просто в таких количествах, его нельзя вбрасывать на рынок. Да, надо не забыть, что частично надо расплатиться драгоценными камнями. Вот чего точно не жалко, по такой-то цене. С такими радужными мыслями я уснул на дозаправке в Азове и когда взлетели, даже не проснулся.
Отредактировано Филипок (11-09-2016 02:01:06)