Глава 18.
Мадагаскар. Апрель - май 1696 года.
Андрей.
Отправил 4-ый караван в Австралию. Наверное, это последний, большой караван. Сейчас в Австралию переправлено 102 тысячи поселенцев. Состав не однороден, но 70% из России. Остальные это греки и османы, англичане и немцы, шведы и финны. А также казахи, калмыки, татары и прочие. Больше всех греков, шведов, финнов и татар. Османы сами навязались. Это из тех, кто продавал продовольствие нашим переселенцам в пути. Наслушались разговоров, а когда стало известно, что это последний, большой караван, поняли, что приработок закончился. Вот и решились. А почему не решится? Народ глаза имеет. Если переселенцев так кормят и так за ними ухаживают, значит, их не собираются заковывать в кандалы. Какой крестьянин не желает лучшей доли? Вот так и появились в последней партии переселенцев, почти 3 тысячи турок. Даже на смену веры согласились. Значит, действительно прижало. Кстати вопрос с верой у нас строгий. Не желающий принять православную веру, в Австралию не попадал. Для таких, есть Америка и Африка.
Риво вздохнул с облегчением. Целый год большая часть его флота была задействована нами. А это 107 судов и 16 кораблей. Мы отдали под перевозки практически весь флот Беловодья - 44 судна и 12 кораблей. В перевозках участвовали суда и корабли Австралии, которые мы им подарили. 12 судов и 6 кораблей. Последние 2 года, верфи Мадагаскара, только успевали штамповать суда. На воду было спущено 26 судов, каждый из которых был водоизмещением не менее 1200 тонн. Теперь авральный режим закончился. Переселенцы, задействованные на верфях, уплыли последним рейсом. Теперь будут строить корабли там.
*****
Сегодня 20 апреля 1696 года, радостный и тревожный день. Мы ожидаем в гости князя Фёдора Юрьевича Ромодановского. Нет, он не приплывёт, он прилетит. Пока там, в России некоторые всякими дирижаблями да самолётами типа У-2 балуются, мы тут решили сделать кое-что посерьёзнее. Вопрос как всегда был за двигателем. Долго думать не стал. Мы специализируемся на дизелях, значит, будет дизель. Почему на них? Причин много и одна из них, та, что я институт заканчивал по этому профилю. Работал на моторном заводе, тоже по дизелям. А вот в бензиновых двигателях Сергей неплохо разбирается, но он занимался больше их эксплуатацией, чем проектированием и ремонтом.
У нас, на Мадагаскаре, экспериментальный цех существует с 1689 года. Научные и трудовые кадры такие, что в Камышине ещё не скоро догонят. Ещё в 1691 году мы начали делать планеры, а потом на их основе лёгкие самолёты. Так, что к началу 1695 года, кое-какой опыт у нас был. А когда из Камышина, своим ходом, перегнали две разных модификации самолёта У-2, процесс ускорился.
Теперь вопрос, какой самолёт мы хотим? В первую очередь надёжный, грузопассажирский и на дизеле. Вот он и ответ. За прототип берём АН-2 и сразу получаем проблему. Дизель мощностью в 1000-1200 лошадиных сил почти в два раза тяжелее бензинового собрата. Да и размеры у него больше. Использовали опыт камышан. Сдвинули крылья немного вперёд, к центру тяжести. Хотели попробовать, как они сделали на другом варианте, поставить двигатель сзади, но решили отложить такие эксперименты. Может оно и получится лучше, но потребует больше времени. Отобрали тройку энтузиастов и разрешили им вести это направление.
Что сказать? У нас получилось. Третий вариант полетел. А пятая машина, стала образцом для первой серии. То, что проиграли на весе двигателя, отыграли на топливе. На АН-2 стоит бензиновый двигатель АШ-62, весом в 560 килограмм и мощностью в 1000 лошадиных сил. А кушал данный воробушек 1 литр на километр. Наш дизель мощностью в 1200 лошадиных сил весит 1100 килограмм, но потребляет 450 грамм топлива на 1 километр. Чувствуете разницу? Если лететь на большие расстояния, то выгода очевидна. А лишний вес компенсировался повышенной мощностью мотора. В предвкушении победы, пошли на жертву и использовали алюминий из закромов. Каркас самолёта сделали из дюралюминия. Но только каркас. Мы, конечно, можем получать алюминий в больших количествах, но электричество у нас под строгим учётом. Вешать на реки гирлянды гидроэлектростанций, никто не собирается. Основной источник электроэнергии ветер. Когда его нет, останавливаются многие производства и объявляется сиеста. Народ не против. Для тех производств, которые останавливать нельзя, обычно хватает электроэнергии, полученной с немногочисленных гидроэлектростанций. На крайний случай есть дизельные электрогенераторы. Но бывают ветреные дни, тогда электроэнергии получается с избытком. Вот тогда мы и получаем свой алюминий. Да ещё в выходные и праздничные дни, когда есть нормальный ветер. По остаточному принципу. Потихоньку, да помаленьку, а за эти годы, алюминия скопилось уже около 30 тонн. Можно и потрясти мошной.
В итоге получили самолёт с такими характеристиками. Максимальная дальность полёта 1700 километров при крейсерской скорости 180 км\ч и максимальной загрузке 1,5 тонны. А так он может развивать скорость до 250км\ч. Что такое 1,5 тонны полезного груза? При необходимости это 20 человек. А если надо далеко лететь, то это 1,5 тонны дополнительного топлива, что увеличивает дальность максимального полёта, до 5 тысяч километров.
После тестовых полётов, на которых налетали более 300 часов и ряда мелких доводок, решили – а где наша не пропадала? Риск, в конце концов, благородное дело. Ещё ранее, зная себя, создал аэродромы подскока на Кокосовых островах и островах Диего Гарсия и Агалега. Общее расстояние, которое нужно преодолеть лётчикам равно 8000 километров. Самый большой отрезок, 2600 километров, это между Кокосовыми островами и островом Диего Гарсия. Чтобы спать спокойнее, отправил курсировать между островами, один из наших дизельных кораблей. И связь поддержит и если чего, на выручку придёт.
Но ребята справились прекрасно, долетели за 4 дня. Могли быстрее, если садится только для дозаправки, но я приказал им отдыхать на земле. Пару дней в эфире, стаял настоящий гвалд. Лётчиков поздравляли все радисты – с Африки и Америки, из Сибири и вообще отовсюду, где стояли радиостанции. Даже Пётр I лично поздравил их в эфире, наградил новым орденом «За службу Отечеству» и присвоил им дворянство. А ведь несколько лет назад они были крестьянской голытьбой. Приходилось постоянно напоминать всем радистам о секретности полученной информации. Они конечно не дети, но лишние предупреждение не помешает. Когда поступали на эту службу, не раз предупреждались. Стимул блюсти секретность есть. Повышенное, я бы даже сказал завышенное жалование и присвоение дворянства через 15 лет службы. Вот правильное было решение, набирать на должность радиста, только людей из бедного сословия. Есть чем заинтересовать в соблюдении тайны. А чем заинтересовывать, боярского или княжеского сынка? Одно время, царь просил включить некоторых родовитых отпрысков в список обучающихся симу дивному делу. Тогда мы отстояли свою точку зрения. Позднее, Пётр I сам благодарил, что отговорили его от этой идеи.
*****
- Летит! Летит!
Это кричит мальчишка с вышки. Наконец-то, а то я уже начал волноваться. Самолёт взлетел с острова Агалега 5 часов назад. От Беловодья до острова 800 километров, пора и прилететь, хотя если ветер встречный, то задержка в 30-90 минут явление нормальное. Мы как-то сажали самолёт при ветре 17метров в секунду, это около 60 километров в час. Так, вот самолёт завис над полосой и даже стал двигаться хвостом назад. Пришлось лётчику прибавить газу, чтобы сесть нормально. Все потом смеялись, что посадка была совершена со скоростью пешехода, а сесть можно было вообще на пятачок размером в 10 метров.
Вот теперь и я вижу, самолёт идёт с плавным снижением, прямо на взлётную полосу. С первого захода, что впрочем, не удивительно. Что-что, а лётное поле для лётчиков родное. Они тут каждую травинку знают, не одна сотня посадок и взлётов. Самолёт плавно коснулся бетонной полосы аэродрома, пробежал 150 метров, развернулся и подгоняемый ветерком покатился к нам. Асы, ничего не скажешь, остановились в 10 метрах от нас. 10-15 секунд ничего не происходило, потом откинулась дверца самолета, превращаясь в трап, и по ней первым сбежал второй пилот. Потом появился Фёдор Юрьевич, сошёл на землю, придерживая за руку, свою жену Евдокию Васильевну, помогая ей спуститься на грешную землю.
- А мы к Вам в гости князь Андрей! Примите?
- Как же не принять, коль сам приглашал.
- А Вы, небось думали, не прилетим? Думали, что испугаемся этой чудной птицы?
- Были такие мысли, что не примите Вы это новшество.
- Год назад и на пушечный выстрел бы не подошёл. Ваша, правда. Да только я за 5 лет столько Ваших чудес в России насмотрелся, что думал, меня уже не удивишь. Потом приехал к Вам сюда на Мадагаскар и опять много удивительного увидел. Уехал в Австралию, а Вы мне чудные машины в трюмы загрузили. Моя жёнушка, даже управлять велоколяской научилась, хотя по первой, страшно скорости боялась.
Я мысленно про себя усмехнулся. Максимальная скорость на той велоколяске 15 километров в час. Специально для Ромодановских так сделали, чтобы привыкали. А князь между тем продолжал:
- И вот когда мы уже думали, что всё увидели и узнали, нам новое приключение. Сидим, мы значит с Евдокией Васильевной, в беседке, чай пьём. Тут прибегает Ваш радист и говорит, чтобы мы гостей шли встречать. Я его спрашиваю – приплывает кто? И через, сколько часов будут. А он мне отвечает, что прилетают и будут через 40-50 минут. Как прилетают? А он смеётся шельмец и говорит – по небу. Идёмте, сами всё увидите.
Пока Ромодановский рассказывал, мы подошли к маршрутке, так мы решили называть омнибусы, и сели в неё. Маршрутка тронулась, увозя нас из аэропорта в замок Беловодья. Князь, переполненный впечатлениями, хотя провёл в самолёте несколько дней, продолжал говорить:
- И вот, только мы приехали, как с неба с диким клёкотом, на поле села гигантская птица. Если бы радист по дороге всё обстоятельно не рассказал, то и сердечный приступ мог произойти.
- Ну, надеюсь, всё обошлось хорошо.
- Да, что Вы князь Андрей. Я хоть и старый, но пока был в Австралии, на разные машины нагляделся и снаружи и внутри. Один раз, при мне двигатель у трактора разбирали, так я его весь ощупал. Нет там чертей. Да и откуда им там быть, коли везде, православные кресты стоят.
Ха, а это Михаила выдумка. И ведь настоял тогда, чтобы везде, где только можно и где нельзя кресты ставили. Рисовали, выдавливали, наносили гравером – по любому. И ведь прав оказался.
- Так я о чём говорю. Начал нам пилот предлагать на самолёте покататься. А мне боязно, а как упадём. Тогда второй пилот говорит, что и так упадёт и не разобьется. Вот думаю дурень. А он уже в самолёт лезет. Взлетели они, покружились над полем, чтобы высоту набрать. Тут мне радист бинокль даёт и на самолёт показывает. Смотрю, а у самолёта дверца открылась и из неё человек выпал. Летит камнем к земле. Ну, думаю, разобьется в лепёшку, дурья башка. И тут над ним как будто большой белый цветок раскрылся. Так он прямо к нам и прилетел. Это я потом узнал, что это парашют был. Но летать в этот день он нас так и не уговорил. А третьего дня по их прилёту, мне срочно потребовалось в Мельбурн или по-нашему в город Милый. Там какой-то корабль поймали и не знали, что с ним делать. То ли отпускать, то ли топить. А были мы в Сиднее, иначе в городе Родной. Так по морю почитай 800 километров будет, дня три пути, а то, как и не более. Тут мне и пришлось решиться на полёт. Сразу скажу, летать понравилось, только шумно очень.
Это он на АН-2 не летал. Тогда бы узнал, что такое шумно. От дизеля шума гораздо меньше, вдобавок сам двигатель под пробковым капотом спрятан, и самолёт внутри пробкой отделан. Да там шуму как в обычном пассажирском самолёте. Ну, чуть больше, врать не буду. Но разговаривать можно не повышая голоса. Пока я так сам с собой рассуждал, Фёдор Юрьевич уже слетал туда и обратно и успел впихнуть в самолёт свою супружницу:
- А когда она в окошко посмотрела, то и визжать перестала, только и сказала. Что ты дорогая сказала?
- Во-первых, я не визжала, мы всё-таки в горах бывали и с высоты гор, на землю, смотрели. Так, что высоты я не боюсь. А сказала я, что сказочно красиво. Когда смотришь на них с такой высоты, Земля и море, действительно очень красивые.
- Вот после этого, князь Андрей, мы и решились принять Ваше приглашение. Надеюсь, Вы больше не собираетесь нас ни чем поражать? А то знаете, мне не 30 лет.
- Не желаете полетать на планере? Он совсем не шумит. Представляете, Вы в небе и тишина.
- Нет уж, увольте, увольте.
- Тогда может поплавать на подводном корабле в глубинах океана?
- Что? И такой корабль есть? Ну, тогда я уже ни чему не удивлюсь.
- Пока нет. Нет необходимости. Но будет. Собираемся сделать специально для прогулок. Правильнее сказать для детей, чтобы увидели чудеса моря. Глубоко и далеко такой подводный корабль плавать не будет, но от него это и не потребуется.
- Ну, если это будет корабль для детей, то мне будет стыдно бояться. Так что когда сделаете, скажите. Мы, с моей дорогой Евдокией Васильевной, всенепременнейше прибудем.
*****
Супруги Ромодановские пробыли на Мадагаскаре три недели. Когда они стали собираться в обратную дорогу, я подарил им семена и саженцы деревьев из России. В общей сложности дал посадочный материал более 200 видов растений. Пусть в предгорьях Сеула вырастут русские берёзки и липы, сосны и кедры. Пусть дети колонистов смогут насладиться вкусом яблок, груш, абрикос, вишни и черешни.
Как там говорила, домработница из мультфильма? Он улетел, но он обещал вернуться. Ромодановский довольно жёсткий и любящий, чтобы ему оказывали знаки внимания. Но мне с ним довольно легко общаться. Да и ведёт он себя с нами по-другому. Мягче, что ли. А может, сказывается понимание, что над нами он власти не имеет. Не знаю, но если он снова приедет в гости, я буду рад.
Как бы там не было, но гости улетели. У меня столько дел, а времени осталось мало. Скоро должна произойти смена караула. А может согласиться на второй срок? Михаил, этому будет только рад. Надо обдумать этот вариант, а пока за дело.
У нас никак не получается отработать технологию изготовления стволов пушек. Стволы коробит после отливки, их кривит после обработки. Мы с этим боремся. Нагреваем, охлаждаем, меняем режимы сверления и фрезерования. Что-то получается, что-то нет. Мы уже получаем стволы для 82 миллиметровых пушек, но количество брака ужасно. Один ствол из десяти доходит до конечной стадии. Причём в итоге испытаний половина идет на стволы для гаубиц. Итого получается один из двадцати. Это прямо-таки золотые пушки. Конечно наши гаубицы, по дальнобойности, превосходят современные пушки европейцев, но это слабое утешение. Нужна технология изготовления, и мы её получим. Пусть тогда воруют чертежи и сами орудия. Это мало, что даст противнику. Будем дальше экспериментировать и думать. Пока есть время, есть деньги, есть, кому и на чём делать.
С такими мыслями я покинул оружейный цех, где занимаются артиллерией. Настроение было не очень. Его, слегка подняли в цеху, где изготавливается стрелковое оружие. У мастеров, наконец, получилось сносно скопировать наше оружие привнесённое сюда из 21 века. Это Серёгина «Сайга МК-03» и «ИЖ MP-155» Михаила. Был так же сигнальный пистолет, но его смогли повторить за одну неделю и теперь делают небольшими партиями.
Наконец я держу карабин «Сайга МК-03» изготовленный на Мадагаскаре. Он тяжелее оригинала почти на 500 грамм и весит 4 килограмма. Но это только за счет утолщения ствола, ребята подстраховались. У нас хорошая сталь, но до стали 21 века нам ещё далеко. Что теперь делать? Да испытывать, испытывать, испытывать. Когда выяснится, что оружие нормальное и будет убран лишний вес везде, где его можно будет убрать, только тогда я открою мастерам страшную тайну карабина. То что, после небольшой доводки, карабин превращается в автомат. Но это если они сами не догадаются. Уж больно здесь всё на виду. Так и просится перейти на стрельбу очередями. Но тогда вылезут новые проблемы, которые не видны при стрельбе одиночными патронами. И я даже знаю, где будет первая. Помню, что-то читал, как мучились конструкторы с пружиной, пока не догадались сделать её витой. Но это потом.
Вчера выходили в залив, на стеклянной лодке. Это так местные её прозвали, за то, что она сверху и по бокам, почти на 40% из стекла. Да, это наша подводная лодка. Игрушка, но с дальним прицелом. Работает на аккумуляторах, дальность подводного хода 4 километра. Погружается не более чем на 15 метров. Но это всё планируемое. Пока она никуда не плывёт и никуда не погружается. Точнее она капризничает. Постоянно то - там, то здесь пропускает воду. То задирает нос, то корму. То не хочет погружаться, то всплывать. Вот так её вытаскивают в залив, каждый раз надеясь, что она поплывет, и каждый раз затаскивают наполненную водой. Не хочет подводный учебный класс плавать. Я отжимаюсь и развешиваю свою одежду, где получится на корабле сопровождения. Матросы подтрунивают над молодыми инженерами, что решили сплавать в гости к Нептуну. Я тоже улыбаюсь, но только своему. В этой команде экспериментаторов, только троим больше 18 лет, остальным 12-16 лет. Но это будущие капитаны грозных подводных кораблей и их конструкторы. Сейчас ими движет стремление покрасоваться среди девчонок, и они готовы эту лодку протирать каждый день носовыми платками, лишь бы она поплыла. И она поплывёт и будет счастье на ребячьих лицах. Не настолько жёсткие условия поставлены им для исполнения их мечты. Подберут нужные детали, научатся правильно стравливать воздух и ещё кучу мелочей и поплывут. А за ними придут другие. Их лодка нырнёт на 100 метров и проплывёт под водой 10 километров. Всё будет. Пусть учатся, набирают опыт. Время терпит. Ещё не скоро у подводной лодки появится достойный противник.
Отредактировано Филипок (06-10-2016 09:55:06)