Глава 6.
Август. Год первый.
Сергей. Дмитрий. Михаил. Андрей.
Сергей.
Берег был глиняный и выйти чистыми из воды на берег не удалось. Надо всё-таки сделать здесь мостки, ведь на тот берег ходим часто. Отмывались с Димкой по очереди. Один чистился и одевался, другой следил за местностью. Уже был случай, в такой же ситуации, когда нас чуть не съели. Саблезубая кошка пришла попить водички, а тут её на берегу обед ожидает. Помытый и без одежды. Спасибо какой-то птице, что подняла переполох, а то быть бы нам закуской. Тогда нам чуть снова в воду лезть не пришлось, чтобы подмыться. Теперь мы опытные.
Наш поход за солью получился удачным. Это всё благодаря Димке, который в 17 веке эти места инспектировал. В результате мы прошли дальше и вышли к небольшому ручью, где было рассыпное золото. Как драгоценный металл оно нас не интересовало. Нам нужна посуда, которая устойчива к кислотам и щелочам. Ага, свинец, так, где его взять? Я имею ввиду, что поблизости его нет. А вот золото есть. Вот и намыли маленько. За 3 дня, 5 килограмм!
На обратном пути не удержались и раскопали один из курганов в таинственном посёлке. Да это был посёлок. Строения глинобитные и на современную цивилизацию не тянули. Кроме глиняных черепков ничего не нашли. Дмитрий говорит что, это временный посёлок, которым пользовались в летнее время. Судить по ним об уровне цивилизации трудно. Может, здесь рядом есть шахта, а может это лагерь охотников. Дмитрий с Михаилом, в своё время, занимались археологией и ему можно верить.
Я хотел ещё поковыряться, но Димыч меня урезонил. У него появилась интересная мысль – Аркаим.
- Понимаешь Серёга, Михаил конечно интересную теорию выдвинул, только кое-что не учёл. Он опирается на даты, что даёт нам официальная история. Только всё это под большим вопросом. Все, что было более 3 тысяч лет до нашей эры. Все эти химические, радиоуглеродные и прочие методы определения дат только теория. Вспомни, сколько раз они подгонялись. Я имею ввиду те, про которые стало известно. Думаю, что всё это фикция. Зато практически во всех народах, в преданиях, а то и письменно фигурирует цифра в 7 тысяч лет. Наверное, это тот промежуток времени, что отделяет нас от предыдущей цивилизации. Тогда нас закинуло на 6-8 тысяч лет до нашей эры, а не 18-25.
- Ха, а как быть с ледниковым периодом?
- Вот тогда получается, что сначала была предыдущая цивилизация, потом какие-то события и природная катастрофа. После этого и начался новый отсчёт, уже для нашей цивилизации.
- А где мы в этом временном отрезке времени?
- Думаю, прямо перед ледниковым периодом. Что случилось с этой цивилизацией? Это конечно вопрос, но есть ещё один. А вдруг ледниковый период начнётся сейчас? Завтра или через пару лет?
- Не пудри себе мозги. Вот вечером и обсудим. У Михаила голова не только для того, чтобы в неё есть.
- Ага. Вот барин приедет. Барин всех рассудит.
- Не барин, а человек который, как и ты много занимался этими вопросами. Вот когда вопрос будет о том кого убить или наоборот, чтобы нас не убили, тогда я, по твоей классификации буду барином. А если надо построить хоромы или поднять промышленность, то в этом вопросе Андрей барин.
- А я?
- А ты алхимик. То есть, ты барин в химии, политике и торговле.
Вот так болтая ни о чём и обо всём мы, сгибаясь под грузом золота и соли дошли до лагеря.
*****
Всё-таки на меня повесили выделку шкур. А как всё хорошо начиналось! Охота! Рыбалка!
Сегодня все остались в лагере. Вчера вечером мы не договорили и решили сегодня, после обеда объявить общий отдых. Вон, Михалыч самогон гонит, а я пытаюсь закруглиться со шкурками оленей и зайцев. Весь процесс заготовки шкур занимает не один день и начался не вчера. Выделка шкур имеет много технологий. Я применил такую:
Сначала свежие \парные\ шкурки очищаются от остатков мяса и жира. Если нет возможности сразу обработать шкурки, то их пересыпают солью и укладывают под лёгкий пресс. Свежие шкурки замачиваются в чистой воде на 4-8 часов и проводится удаление подкожно-жирового слоя. Этот процесс называется мездрением. Подкожный слой с остатками жировой и мышечной ткани срезается поверхностно, чтобы не задеть волосяные луковицы в толще кожного покрова. Промываем с хозяйственным мылом, а потом проводится процесс пикеливания или квашения. Для первого варианта у меня нет химикатов, поэтому шкурки просто заквасил. Вообще-то для этого используется овсяная или ячменная мука, но у меня её нет, поэтому использовал муку из корней камыша. Состав сделал следующим образом: на каждый литр подогретой до 45 градусов воды брал 60 г соли и 100 г муки с предварительным настаиванием раствора в течение 8 – 10 часов. Потом сутки замачивания и просушка.
Но это уже все сделано. Осталось дубление и жирование. С дублением обработанных шкурок всё просто. Взял кувшин, заполнил ивовой корой и мелкими веточками. Почему ивовой, а не дубовой? Возни меньше и от дубового отвара шкурки стягиваются и становятся жёсткими. Залил водой и поставил на огонь. Дал покипеть 30 минут, слил в другой кувшин и добавил соли из расчёта 50 граммов на литр. Забил кувшин шкурами и оставил в покое. Пусть постоит от 12 часов до 4 суток – это как получится. Осталось жирование. Для приготовления эмульсии для жирования надо в одном литре воды, подогретом до 45 градусов, растворить 200 грамм хозяйственного мыла, 80 грамм рыбьего, свиного или бараньего жира и 10 грамм нашатырного спирта. Но нашатыря или аммиака у меня нет. Можно конечно и без них, но не знаю, что получится. Так, что пусть наши химики гонят мне аммиак или я буду проводить процесс жирования в моче. Нечего кривиться, наши далёкие предки так делали и ничего.
Всё, я готов к интеллектуальному разговору под коньяк. Какой коньяк? А я видел, что Михаил самогон два раза перегнал. Первый раз прогнал через угольный фильтр, а второй раз через дубовые опилки. Так, что точно коньяк, хоть и не самого высшего качества.
*****
Хлюп, хлюп. Хлюп, хлюп. Нет, надо остановиться и просушить унты. Надо же было провалится в яму с водой по самое хозяйство. А вроде просто травка была. Ну, чуть притопленная в воде, но на яму с ледяной водой она не тянула. Сел на камень и стянул обувь. А Михалыч гад скалится. Шёл сзади и в яму не угодил.
- Михалыч, разожги костёр. Придётся обед раньше делать. Если я простужусь, к врачам обращаться не стану. По причине, что их здесь нет. А умирать от простой простуды, желанием не горю.
Наш двухсуточный консилиум в лагере закончился тем, что решили отправить в сторону Западной Сибири разведгруппу в составе двух человек. На этот раз Димке обломилось, его припряг Андрей. Это потому, что на Мадагаскаре стеклом занимался он. Он подбирал составы и температурные режимы. Вот теперь, мы с Михаилом в походе, а Дмитрий с Андреем пытаются сварить стекло.
Почему мы отправились в эту сторону? Да потому что именно в Западной Сибири, в 20 веке, вдоль хребта горного Урала, были найдены городища однотипные с Аркаимом. Михаил даже знал одно такое, в сотне километрах от Нижнего Тагила. Вот туда мы и направляемся. Пока я так рассуждал, появился Михаил без дров. Вид у него был взволнованный.
- Сергей! Обувайся. Пойдём, я тебе кое-что покажу.
- Что покажешь?
- Пойдём, там увидишь.
Я с неохотой натянул сырые и холодные унты и поплёлся за этим извергом. Прошли всего сотню метров, Михаил остановился и я встал рядом. Ну и что? Потухший костёр. Я такие уже видел на загадочном поселении. Стоп. Там они были занесённые землёй, а этот… Этот… Я присел у потухшего костра и присмотрелся. Взял уголёк и раздавил. Сунул палец в центр углей и ощутил еле уловимое тепло. Костру не более суток! Посмотрел на Михаила:
- Костру не более суток!
- Я тоже так подумал, что он свежий. Но вот что странно, нет никаких следов. Хотя могу сказать, что костёр, на этом месте, разводили неоднократно.
Я внимательно осмотрел местность возле стоянки. Действительно, нет ничего, чтобы что-то говорило о том, что здесь кто-то ел, пил, умывался и т. д. Единственное, что нашёл, это слегка примятая трава под сосной. Такое ощущение, что здесь кто-то спал в спальном мешке, не удосужившись даже подстелить лапника. Может и не спал? Может просто разожгли костёр, погрелись и не перекусывая пошли дальше? А нет, в траве виднеются иголки сосны, упавшие с лапника. Значит, лапник был, его просто куда-то унесли.
- Серёга! Иди сюда.
Голос Михаила раздался где-то слева и я направил свою тушку туда. Когда подошёл, то увидел, что привлекло внимание друга. Кто-то в небольшом болотце притопил лапник и ещё что-то, навалив сверху камни. Но ветки выскользнули из под груза и всплыли. Значит, таинственные незнакомцы здесь ночевали и постарались скрыть следы в воде. Тогда почему не прикопали кострище? Вопросы, вопросы.
- Знаешь Михалыч, мы тут больше ничего не выясним. Пойдём дальше.
Мы развели костёр на стоянке незнакомцев, подсушились, перекусили и пошли дальше.
*****
Никакого поселения мы не нашли. Ни поселения, ни его следов. Видно оно появилось позже. Зато нашли следы стоянок людей. Именно стоянок. Самое странное, что кострища никто не прятал, а вот остальные следы пребывания тщательно уничтожались. Мы попробовали отойти от гор, но следы пребывания человека пропали, зато животных стало много. Настолько много, что ночевать стало опасно. Могли просто затоптать. А ещё были хищники и змеи.
Так и получилось, что последнюю ночь мы не спали. Двинуться обратно в путь мы тоже не могли. Мы не местные хищники. А наступить на змею в темноте можно запросто. Этих гадов здесь полно. Последний день мы так и шли, распугивая живность в траве, впереди себя копьём. Утром не выспавшиеся, мы двинулись назад и когда после полудня достигли предгорья, свалились без сил. Отдохнули и не пообедав двинулись дальше в горы – подальше от равнины. К вечеру мошка практически пропала, трава стала ниже и реже, а жвачные животные вместе с хищниками остались где-то внизу. Наконец-то кое-как сварили ужин и перекусив, не дождавшись темноты, уснули. Слава Богу, в эту ночь, нас не сожрали.
В лагерь мы вернулись через неделю.
*****
Дмитрий.
Меня обидели – не взяли в поход. Вот кто они после этого? Под предлогом поиска хорошего песка я сманил Андрея в поход вниз по течению ручья. Наш кузнец сопротивлялся не долго, ему самому надоело постоянно торчать в лагере. За полдня мы достигли запруды, где мы устроили временную стоянку с Сергеем. Здесь Сергей переправлялся на другой берег. Там был выход каменной соли, что приманивало животных. А я ловил рыбу, сушил тину с затона и ставил петли на водоплавающих птиц.
Перекусив на уже обжитом берегу отправились дальше. К вечеру, переправившись через пару ручьёв, которые вливались в нашу речку, остановились возле приглянувшегося взгорка. Ручей, впадающий в речку, делал петлю вокруг возвышенности, оставляя узкий проход на этот участок суши. Прекрасное место для ночёвки. Костер разожгли почти в проходе, перекусили и Андрей завалился спать. Он жаворонок, а я сова, мне утром дежурство не выстоять Я натаскал дров и уселся у костра. Чтобы не уснуть, достал дощечку с рисунком, деревянные заготовки и начал строгать. На дощечке был нарисован чертеж какой-то втулки. Наверное, это для прялки. За 5 часов успел выстрогать втулку и даже с помощью куска звериной шкурки и песка отшлифовал. Потом съел лепешку, испечённую из муки корней рогоза, запивая её чаем из листьев лесной земляники, с кусковым сахаром. Растолкал сладко спящего Андрея, всунув ему в руки кружку кофе из одуванчиков. Сам я кофе ночью пил, а сейчас, на сон грядущий лучше чай.
Это мы удачно остановились. Вечером было не видно, остановились, когда стемнело. А вот сейчас, утром, когда стали умываться в ручье, увидели. Очень хороший песок. Вполне подойдёт для стекла. По крайней мере, так выглядело на глаз. Наверное, большую роль в нашем решении приняла мошка. Вот скотина! Даже умыться толком не дала. Быстро оделись, обмазали жиром с дёгтем все открытые места, выпили кофе, набрали песка и поспешили в обратный путь. Теперь дорога вела вверх и шли с грузом. Однако хоть и в полной темноте, но мы добрались домой в этот же день.
*****
Песок промыт и просушен, щёлок ещё раз процежен и выпарен до состояния поташа. Что ещё? Ага, жидкое стекло или проще говоря силикатный клей. Вот с него и начнём.
В горшок засыпаем смесь, состоящую из 1\5 части чистого песка и 4\5 весовых частей поташа. Эти компоненты необходимо тщательно растереть и перемешать. Нагреваем горшок до высокой температуры, пока содержимое полностью не растопится. Полученный в результате этой операции состав следует вымыть из сосуда горячей водой. Образовавшийся раствор и есть жидкое стекло.
Достаточно часто жидкое стекло используют при изготовлении огнеупорного раствора. В частности, в нашем случае это тигли, печь, домна, горн. Немаловажно и изготовление абразивных материалов, самых различных форм включая и абразивные диски. Конечно жидкое стекло не самый лучший связывающий материал, но даже в 21 веке, оно применялось для изготовления абразивных кругов и брусков.
Хотя процесс не сложен и работы закончили быстро, но в этот день больше ничего не делали. Стекло начали делать на следующий день, с раннего утра. Решили сразу начать с оптического стекла. А что? Рецепт самого простого оптического, мало чем отличается от обычного стекла. Тут главное чистота материала и отработанные технологии. То чего у нас сейчас не наблюдается. Итак рецепт стекла под названием «крон» - 72 % SiO2, 18 % K2O, 10 % CaO. В нашем варианте это песок, поташ и известь. А что получится, то и получится.
Варим стекло в закрытом сосуде, роль которого выполняет горшок сделанный из шамота. Это из-за того, что для растопки мы используем древесный уголь и сажа может попасть в расплав. В результате стекло получится темным. Температура для проварки должна быть достаточно высокой, выше 1500°С. Поэтому с печкой, после варки стекла можно распрощаться. Печь придётся перекладывать заново. Если бы мы хотели получить стекло для оптики, то уже на этом этапе до перемешивания, выбрали бы расплавленную массу по центру горшка. Это чтобы частицы от тары не попали в будущие линзы. А сейчас помешиваем расплав металлической палочкой с керамическим наконечником через дырочку в крышке. Потом полученный результат вылил в воду, где он растрескался и получились так называемые фритты.
С этим мы управились до обеда. После обеда, чтобы получить более однородную структуру стекла, что очень важно не только для оптики, фритты перемололи и расплавили еще раз, с температурой до 1000°С. Теперь, чтобы расплавить стекло до состояния, когда с ним можно работать, нужно всего около 700°С. Но мы устали и переложили это на следующий день.
Как не хотелось получить настоящие оконные стёкла, пришлось довольствоваться малым. У нас нет прокатного стана для стекла. Так, что на первых порах, придётся воспользоваться старой технологией. Для этого, возле печи, соорудили помост. Нагрели стеклянную массу до жидкого состояния и работа началась.
Андрей наклонился с 1,5 метрового помоста и опустил конец металлической трубки с керамическим наконечником в расплавленное стекло. Набрав на него стекольную массу, легко выдул «баночку». Эта операция повторилась несколько раз. С каждым разом стеклянный пузырь становился всё больше и больше.
Раздувая огромный, начинающий вытягиваться пузырь, Андрей в то же время «вымахивал» холяву. Вымахивание заключалось в том, что он совершал колебательные движения трубкой из стороны в сторону, не отнимая трубки ото рта.
Работа эта была очень сложной и трудной. Только с третьего раза холява получилась метровой длины, с диаметром в 50 сантиметров, при постоянной толщине стенок пузыря. Я отрезал дно и колпак и вместе с Андреем перенес изделие на деревянные козлы, где оно медленно остыло. Холодный цилиндр разрезали сверху донизу, как режут обычное стекло. Алмазного и корундового резака не было, поэтому для резки использовали обычную закалённую сталь. Затем холяву вновь разогрели до мягкого состояния, развернули на медном листе и разровняли медной скалкой-каталкой.
Стекло получилось похожим на большую прямоугольную лепёшку и не страдало идеальной ровной поверхностью. Но главное оно было прозрачным, хотя и имело зеленоватый оттенок. Это из-за того, что в поташе, в виде примеси, присутствует железо.
Нас охватил азарт и пока не сделали ещё 3 заготовки для оконного стекла и 8 трёхлитровых бутылок – не успокоились. Потом солнце предательски скатилось за горизонт и работу закруглили. Ничего не готовили, просто вскрыли один горшок с консервированным мясом, а запили это чаем с сахаром.
Ещё два дня занимались стеклом. В итоге у нас стала получаться не плохая стеклянная посуда и стекло. Сделали 11 оконных стёкол 100 на 50 сантиметров, 26 трёхлитровых бутылок и много другой мелочи. Песок кончился, поэтому работы со стеклом решили свернуть. Песка нет, печь полностью развалилась, да и стекла на первое время хватит. На следующий день, ближе к вечеру, когда Андрей заканчивал переборку плавильной печи, а я пришёл с рыбалки и охоты, вернулись наши ребята. Пока Сергей с Михаилом приводили себя в порядок, я накоптил рыбы и сварганил шашлычок с диким луком. Можно начинать вечернее заседание под коньячок и хорошую закуску.
*****
- Раскопки на поселении надо продолжить. Сейчас, когда приближается осень и заготовки рыбы, мяса, грибов и прочего, соли потребуется много. Да и шкуры сейчас обрабатывать некогда значит, их тоже придётся засаливать. Вот надо эти два процесса совместить. В среднем на один поход, вместе с раскопками уйдет 2-3 дня. Значит, без вреда для нас можно раскопать ещё 3-4 кургана.
Андрей лежал на шкуре оленя, смотрел в небо и лениво жевал травинку. Сытный ужин под коньячок привёл его в благодушное настроение:
- Нее. Михалыч, ты не прав. А кто дом будет строить? А туалет типа сортир? А банька? Вполне хватит пары курганов, а точнее двух походов за солью. Просто сходим все вместе.
Сергей поднял вверх шампур, требуя слова:
- А как же следы костров на западном склоне Урала? Это же шанс найти живых людей!
- А экспедиции в эту сторону, можно перенести на осень и даже зиму. Путь туда идёт по камню, и утонуть в грязи нам не грозит.
- Как это нет грязи? А в долине?
- А какой смысл нам туда идти? Все найденные следы человека наблюдаются по окраинам гор и выше. Видно те люди тоже не дураки. Не стали устраивать стоянки там, где полно хищников и ползучих гадов.
Андрей разлил из громадной стеклянной бутылки, по четырём зеленоватым рюмкам, напиток с громким названием «коньяк» и произнёс тост:
- Так выпьем за то, чтобы первые найденные нами живые люди были прекрасными леди!
Димка не удержался:
- Ага, и чтобы шёрстка у них была густая и шелковая, а хвост длинный!
Отредактировано Филипок (26-02-2017 17:55:06)