Так что я смог прочесть объявление, что у вдовы Буа по улице Сосновой сдается комната и пошел туда, несколько оптимистично полагая, что в малонаселенной глуши цена за комнату не должна быть запредельной. В данном случае я не ошибся, но случались в моей практике жители провинции, предлагавшие что-то сдать-продать по ценам выше столичных. И если бы это была какая редкость вроде огненных опалов или перьев птицы ферье! На что рассчитывал встретившийся мне сапожник из приморского городка Пенероде, предлагавший комнату по цене вровень со столичной, я даже и не знаю. Наверное, на то, что я не пойду дальше по единственной улице городка и не сниму там комнату втрое дешевле. Видят семеро владык нашего мира, как иногда хочется таким прирастить рога или хвосты! Ну хоть на часок, чтобы поняли, кто они такие…
Затащил в снятую комнату свое добро и прилег на часок перед обедом -коль я уже в Густранже, то должен соблюдать здешние обычаи. Такой обычай в тех места тогда существовал. Разумеется, когда тамошний житель делал в лесу или дома то, что нельзя бросать, то он и не бросал. Но в середине дня улицы городков и деревень пустели, ибо все, кто мог, соблюдали обычай. С чем это связано-не знаю. В жарких местах, когда летний зной после обеда совершено нестерпим, обитатели начинают свой день раньше, пока солнышко еще не палящее, а днем делают специальный перерыв на период нестерпимой жары. Вот тут все просто и понятно, а густранжский обычай неясно на чем основан. Впрочем, к нему легко привыкаешь.
Что еще приятного было в Густранже- кормили, как на убой. Раз они живут в саду богов, а дичь сама лезет в огород, то, значит, мяса в тарелке будет столько, что даже не знаешь, влезет ли оно в тебя. Помню, поставила вдова Буа передо мной огромную миску с жареной олениной, под которой и не видно пшенной каши, и смотрела, как я размышлял, смогу я все съесть или нужен перерыв. Гарниры там обычно были либо пшенная каша, либо картофель. В супах встречался ячмень, а вот других круп в ходу я не видел. Еще там был такой обычай-гостю всегда наливали кружку какого-то напитка и пока он не выпьет хоть половину, разговор не начинался. Сигналом к началу беседы были такие ритуальные слова
--Добрая я вас вода (или молоко, или ягодный напиток или чай-что подавали)!
--Да, и вправду добрая.
Вот теперь можно было говорить о деле. Тогда, помню, я героически съел все и ощутил, что лежал перед обедом, а теперь надо и после такого обеда полежать. Ан нет, пора идти действовать. И, поблагодарив хозяйку, пошел я в помещение королевских сержантов. Если бы я хотел просто поработать магом, то надо было идти в городскую управу, чтобы там меня записали как плательщика налогов. У меня же пока были другие планы. Насколько мне помнится-тогда там был четыре королевских сержанта, но в наличии всегда не более чем один-два. Остальные где-то занимались делом. А находящийся сейчас в доме правосудия принимал жалобы, решал те дела, которые могли быть завершены здесь и сейчас и надзирал за арестантами. Остальные были на выезде. Известный мне Алекс Мадер тоже сейчас кого-то ловил. А пока я, выпив настой травы красношапочник, излагал сержанту Морису Сольнье свою задачу и спрашивал его совета, как выполнить ее, оставшись в рамках закона. Сложностей я пока видел две. Поиски чего-то или кого-то в незнакомой и непривычной местности. И, если окажется, что некий маг или самостоятельно колдующий человек действительно занимается опасными магическими опытами, то как я должен поступить с ним, не нарушая закона? Разумеется, если бы королевский сержант поехал со мной, то сложностей было куда меньше. Особенно с задержанием и последующим. Я не очень верил, что источник зла добровольно сдастся и поедет сюда, в дом правосудия.
-- И я тоже в этом не уверен, парень. Первая твоя проблема решается так. Ты приезжаешь в деревню, договариваешься с людьми, и они ведут тебя. Закон позволяет одному или группой ходить где угодно и искать все, что найдут. Вот как поступать с найденным- тут уже есть разница. Драгоценные камни -собственность короны. Серебро - половина нашедшему. Дары леса- можешь делать с ними все, что хочешь, пока они не покидают провинцию. Вывез за ее пределы-оплати налог. По поводу лесных тварей-хоть они обычные, хоть улучшенные этим колдуном-закон их не защищает. Даже если они и говорить умеют-они не подданные нашего благословенного короля или других владык, для защиты прав которых наш благословенный король издал указы. Что же касается колдуна, творящего зло… Это несомненно, преступление перед богами и короной, и человек этот должен понести наказание, назначенное королевским сержантом или общим собранием жителей города или деревни, что достигли совершенных лет. Если же он нападает на добрых подданных короля, то он повинен еще и в этом преступлении, от которого добрые подданные могут защищаться. Если они поймали и отвезли его на суд королевского сержанта или собрания жителя-это одно. Если они, защищаясь, убили его, то они обязаны явиться к королевскому сержанту для того, чтобы он вынес решение о том, правильно ли они поступили и не таится ли под рассказом о преступлении убитого что-то другое. Вообще я полагаю, что если колдун делает тварей еще более страшными и жестокими, то эти твари могут и его самого сожрать. От этого выиграли бы все. Особенно если твари отравятся, пожирая его труп.
И он засмеялся, обнажив желтоватые зубы. А вот и подсказка от королевского сержанта. Действительно, очень многие начнут жить спокойнее, когда... и сам возможный маг-экспериментатор тоже. И другая подсказка тоже присутствует. Хотя про нее я догадался не сразу, ибо был сосредоточен на поиске и покарании злодея. Коль я живу тут, то могу заниматься лечебной магией. И, пока мне платят за нее помощью в поисках, сдачей комнаты, едой и поцелуями- налог с них не возьмешь.
Мы еще пообщались об интересующих меня вещах, потом я откланялся и пошел в свою комнату. Вечером мне предстояло общение с народом. В Густранже было четыре трактира, где жители и приезжие весело проводили вечера, так что мне нужно было выявить тех, кто знал, в каких местах появились необычные твари, добраться до ближайшего селения к этим местам и начать поиск. И у меня была подсказка из уст крестьянина со шрамом-пещера. Насколько я помнил географическую карту, горы тут были в двух местах. На эльфийский холм с искусственной пещерой я не рассчитывал. На нечто вроде медвежьей берлоги тоже.
Ближе всех ко мне был трактир «Лапчатый гусь» и с него я начал поиск. Там я попробовал медовуху, все было хорошо, но никто из обитателей общей залы не знал про более опасных, чем обычно, тварей. Пришлось идти в заведение старого Фире, и тут я обнаружил коварство принятого напитка. Голова работала, но мне начало хотеться спать, и ноги прямо не хотели идти, словно я перед этим весь день шел. Стоило не рисковать, но я решил не сдаваться так рано и продолжил поиски. Из осторожности заказал ягодную настойку, но это не помогло. Как я добрался домой-совершенно не осталось в памяти, как и то, что я узнал. Все скрыла мрачная завеса непостижимости. Утром вдова Буа жалостливо сказала, что помогли мне вернуться плотники Жуве и Анди, потому как хоть я и шел своими ногами, но постоянно куда-то сворачивал. Еще вдова ругалась на Жюльена Фире, что такому молоденькому парню явно лил, как себе, в кружку, а мог бы и не доливать, не доводя гостя до такого состояния. Но вот про рассказы местных я ничего не вспомнил. Но отделался в итоге головной болью поутру и потерянным носовым платком. Так что бывало и хуже. Куда жалко было потерянного времени, ведь я пока никак не приблизился к разгадке. А свойства местного хмельного могли подождать.
Для борьбы со вчерашним я избрал самый простой способ-пошел к поленнице и начал колоть дрова, причем старался делать все в таком темпе, чтобы пропотеть. После чего обмылся холодной водой из колодца и вот, уже можно жить. Оставшиеся трактиры были запланированы на вечер, а пока я стал искать охотничью лавку-вдруг там что-то узнаю. Владелец ее сам ничего не слышал, но переадресовал меня к Длинному Лусиену, который считался хорошим охотником. В гостях у Длинного Лусиена я с трудом смог отвергнуть еще один сорт хмельного. Узнал немного. Лусиен сам ничего подобного не встречал, но слыхал нечто похожее от приезжавших охотников с реки Женье. На ней две деревни, но вот из какой и что про это говорили- Лусиен запамятовал. Но и на том спасибо. Тем более, что в верховьях этой речки есть горы. Следующим этапом познания стало то, что я услышал, что до ближней ко мне деревни Ферро всего сутки пути, а до более дальней Темен- от двух до четырех. Такая разница происходила оттого, что дорога туда шла среди множества оврагов и по глинистой почве. Если дождей не было неделю-две, то по сухому грунту идти можно было и быстро, и без особенных хлопот. Но стоило пойти хоть невеликому дождю, то на любой подъем удавалось вскарабкаться только ползком. Вьючные лошади частенько ломали ноги, поскользнувшись на склоне и скатившись с него. А лесная телега, здесь называемая линейкой, могла вообще не въехать на подъем. Хоть люди и помогали лошади, но это не спасало.
Но если дотащиться до Темена и отправиться дальше к горам, то будет куда лучше. Вьючная тропа идет через не сильно густой сосновый лес и по песчаным грунтам. там даже ливень не страшен. Двое суток пути по сосняку и начинаются горы. В них рассказчики не бывали, потому сказать ничего не смогли. Единственно, что вспомнили, что когда-то в тех горах пытались добывать лазурит или похожий камень. Может, от его добычи и остались пещеры, под вечер я отправился в заведение к одноглазому Руди. Вот там и встретился с жителями Темена Жилем и Анри, которые привезли в Густранж шкуры енотов и белок. Сегодня они обмывали проданные шкуры, завтра они намеревались еще немного себя порадовать, купить нужные для семейства припасы и послезатра с утра отправиться в путь. Место в караване у них после сдачи шкур было, так что они согласились взять меня с собой. В деревне магу должны были обрадоваться, потому что у многих разгулялись болячки, которые домашними средствами вроде бани и трав не облегчались. Я попросил их дать советы, что нужно взять с собой в дорогу. Старший ответил, что привычному человеку надо иметь ружье с запасом пороха и пуль, нож для разделки и мешочек соли, все остальное вокруг найдется. Мне, как новичку надо еще иметь шкуру для сна на земле и немного чеснока, чтобы натереть лицо.
--А это еще зачем?
--Чтобы рефану тебя вкуснее было кушать!
И братья покатились от хохота. Отсмеявшись, они пояснили, что это для отпугивания комаров и мошки. Местные жители на них не обращают внимания, а нездешние начинают чесать покусанные места так, то потом страшно смотреть на опухшие лица и руки. Чеснок всех летучих гадов не отпугивает, но все же покусают меньше. И еще не мешало бы взять какую-то мазь, чтобы смазать натертые седлом ноги. Братья выпили третью кружку пива, после чего стали уже вести себя серьезнее и советовать нечто более нужное. Про горы я их пока не расспрашивал, решив заняться этим уже в их деревне. Про самое главное-они сказали, что у них действительно есть впечатление, что часть тварей как будто поумнела. До того основным их свойством была ярость. Увидев человека, тварь рвалась вперед, пытаясь добраться до него. Тупо в лоб, как выразился Анри. Сейчас же иногда появляются твари, которые пытаются крутиться вокруг человека, выбирая момент для атаки, или зайти за спину. Так они еще и додумаются стаей атаковать, вот тогда будет плохо. Придется на охоту ходить только компанией и с нескольким ружьями на каждого. Сейчас хватает только одного ружья и «стенолома». Так местные называют небольшой пистолет крупного калибра, стреляющий картечью. Он не для охоты, а для самообороны, на то случай, если ружье будет разряжено, а тут появится тварь. Ну и также на случай осечки. Сейчас кремневое оружие уходит в прошлое, а тогда другого почти не было. А оно дает много осечек, приблизительно одну на десяток выстрелов для рядового ружья. Для хорошего-где-то одна на пятнадцать. А многие при дворе заказывали ружья с двумя замками сразу-чтобы уберечься от осечек. Ага! Помогло это тану Шемрену с медведем, как же! На одном замке осечка, порох на второй полке не воспламенился, а медведь приложился к нему безотказной лапой.
Когда я прибыл на место сбора, меня ждал сюрприз-ехать пришлось на лосе. Да, читал я когда-то, что так делают, но совсем другое дело -это увидеть, а еще и самому поехать. Лось был еще у старшего братца, а остальные участники -на конях, и вьючили тоже лошадей. Как выяснилось, на лосях ездить можно было, но вот под вьюк они не годились. Возможно, они что-то упускали в дрессировке, но это было общее мнение.
Как выяснила практика, залезать на лося был гораздо менее удобно, но ездить-на уровне лошади. Возможно, мне попался спокойный послушный экземпляр, но такие и среди лошадей нередки. Он мерно шагал себе по лесной тропе вслед за предыдущими. У лосей, оказывается, есть для леса еще один положительный фактор- там живет много всякого зверья или птицы. и вот вспорхнувшая из-под конских ног сорока или внезапно выскочившее на тропу семейство кабанов может так напугать лошадь, что та понесет или сбросит седока. Лось же к таким лесным ужасам индифферентен-спокойно остановится или не сбавит скорость в зависимости от случая и все.
И движение у нас отличалось от привычных мне. Мы должны были ехать, не останавливаясь как можно дольше, стоянка будет в конце дня, тогда и поедим горячего. Пока же у каждого был мешочек с хлебом и копченым мясом, а также фляжка. Остальные потребности-как хочешь, хоть не слезая и не останавливаясь, хоть по-другому. Так что я был готов крепиться до последнего. Но братцы опять подшутили. На переправе у безымянного ручья мы остановились, подтянули конское снаряжение и животные немного попаслись. Нам несколько минут на себя тоже перепало. Смысл такой езды был именно для этого маршрута, чтобы максимально дальше проехать по опасному во время дождей участку. В других случаях ездили обычным образом. Ноги я при езде немного натер, но до пузырей еще не дошло. Вечером обработал пострадавшие места Силой. День путешествия подтверждал слова об заповеднике богов- я видел не менее четырех косуль и оленей, причем даже выходивших к дороге. Птиц тоже хватало, как и мелкого зверья. Одной птице я чуть не ступил на хвост. Серая такая, с коричневатыми крыльями, густранжские жители ее имя тетте используют в качестве ругательства, когда кто-то сглупит. И на саму ее не охотятся, хотя она и съедобная. Как они мне пояснили- стыдно ловить птицу, которая от тебя не спасается, а по глупости идет в руки.
На следующий день тоже была такая вот гонка с дождем, и в ней мы победили-накрапывать стало уже в виду деревни.