- Обстановка тебе Иваныч известна. Кто где и куда, тоже. Вспомни показания пленных, и разведданные. Как не крути, но выходит, что мы на шаг, даже на два позади противника. Инициатива полностью за ними, но есть мысли как все изменить. Вот – выстраиваем оборону по рекам Турья, Стоход, Стырь, Горынь, Случь. Берега болотистые, чем не естественная преграда? Весь смысл в множестве рубежей. Далее, артиллерийские бригады и стрелковые дивизии сосредотачиваются на направлениях движения танков противника. Мехкорпуса должны быть готовы для выхода в тыл группы армий «Центр». Главный удар наносится в тыл армиям фон Бока, нарушая все линии снабжения и тыловые коммуникации. Парировать немцам нечем, ударные группировки группы армий "Центр" далеко. Клюге и Гудериан остаются без подпитки горючим и боеприпасов, не говоря об эвакуации раненых. Более того, группа армий "Центр" оказывается в почти в окружении, с одной стороны наши мехкорпуса, с другой войска Западного и Резервного фронтов.
Предложения комиссара кажутся мне несколько наивными. Что надо делать с немецкими танковыми прорывами, теоретически знали ещё до войны и комиссар излагает то, что командиру хорошо известно. Однако в реальной истории обстановка как раз была неизвестна, показания пленных и разведданные стремительно устаревали и, по крайней мере для многих военачальников, не складывались в единую картину. А подвижность наших войск, не отмобилизованных и потому страдавших от недостатка автотранспорта, была недостаточной для выполнения приказов командования, которые, кстати, довольно часто были вполне адекватны. Исаев в своих книгах "Остановленный блицкриг", "От Дубно до Ростова" и т.п. разбирал обстановку и вообще и конкретных сражений. Конкретно приграничное сражение Юго-западного фронта - в главе "Битва стальных лавин". В общем, туман войны для советских военачальников из-за проблем со связью и неопытности разведки и штабов был гуще, а трение (опять-таки (с) Клаузевиц) куда сильнее, чем для немцев.
По-моему правдоподобнее комиссару сосредоточиться на тактических задачах. Что-нибудь вроде "Задача тебе, Иваныч, известна. Срезать немецкий танковый клин под корешок. Пока они ломятся через нашу пехоту на реках ..... мы наносим фланговый удар, перерезая линии снабжения. Проблема в том, что ясности нет, где остриё клина, командование ещё знает, но пока до нас доведёт, они черти куда уедут. А где их резервы и пехота, неизвестно и как бы нам в них не вляпаться. Предлагаю замеченные узлы обороны не атаковать, а обходить, блокируя небольшими силами. Догонит пехота и, главное, артиллерия - тогда и штурмовать можно. Нам ведь главное не сёла занимать, а дороги немцам перехватывать, а для этого надо быстро идти вперёд..." Ещё, думаю, комиссару во сне может явиться тактика танковых засад, применённых Катуковым осенью под Орлом (причём злые языки утверждают, что она была описана в книге Кузнецова "Тактика танковых войск" 1940 года издания, другой вопрос - Катуков под Орлом был уже опытным командиром и хорошо понимал, когда противник купится и вляпается, а когда - нет).
Отредактировано Зануда (23-04-2021 12:38:15)