Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Тропой мужества


Тропой мужества

Сообщений 431 страница 440 из 449

431

BORIS_MM написал(а):

Вы ошиблись. Привожу цитату из "Списка татарских фамилий"

Я не ошибся. Вы сами внимательно прочитали то, что привели? Действие разворачивается вовсе не в XVI веке. Литовские татары - потомки не казанских татар, их мало, у них несколько иной язык (и вовсе не факт, что они его знают, в отличие от литовского), и если они есть в Красной Армии - то в 29-м Литовском стрелковом территориальном корпусе. Ну а русские с фамилией Келдыш себя к тому времени татарами уже давно не считают. А вот у поволжских (казанских) татар, знающих свой язык и присутствующих во всех частях Красной Армии, это как раз имя, а не фамилия, причём Кильдеш, а не Келдыш.

Отредактировано Игорь К. (02-05-2021 21:19:54)

0

432

Игорь К. написал(а):

А вот у поволжских (казанских) татар, знающих свой язык и присутствующих во всех частях Красной Армии, это как раз имя, а не фамилия, причём Кильдеш, а не Келдыш.

Это не значит, что такой фамилии нет. Выбрал такую намеренно, для микро-сценки.

0

433

ВВС написал(а):

Это не значит, что такой фамилии нет. Выбрал такую намеренно, для микро-сценки.

Это не значит, что у казанских или тюменских татар есть такая фамилия. Неправдоподобно получилось.

0

434

Игорь К. написал(а):

Ну а русские с фамилией Келдыш себя к тому времени татарами уже давно не считают. А вот у поволжских (казанских) татар, знающих свой язык и присутствующих во всех частях Красной Армии, это как раз имя, а не фамилия, причём Кильдеш, а не Келдыш.

Ну, возможно Вы в общем-то правы. Но я стал проверять по источникам не из простого интереса - более 20 лет моими соседями была семья Рафика и Инары Келдыш. Семья татарская  - Инара была родом из под Касымова и рассказывала матери о военных годах.., а вот откуда точно был родом Рафик (офицер отставник) не знаю,. Татарский они точно знали и научили ему детей , но и по русски говорили без какого-либо малейшего акцента.

+1

435

BORIS_MM написал(а):

Ну, возможно Вы в общем-то правы. Но я стал проверять по источникам не из простого интереса - более 20 лет моими соседями была семья Рафика и Инары Келдыш. Семья татарская  - Инара была родом из под Касымова и рассказывала матери о военных годах.., а вот откуда точно был родом Рафик (офицер отставник) не знаю,. Татарский они точно знали и научили ему детей , но и по русски говорили без какого-либо малейшего акцента.

Телефонный справочник Москвы даёт 8 Келдышей, а вот в Казани - ноль, но зато два Келдышева.

0

436

Игорь К. написал(а):

Телефонный справочник Москвы даёт 8 Келдышей, а вот в Казани - ноль, но зато два Келдышева.

А вы какой справочник смотрели? От 1941, или современный?

Келдыш.
По Н.А.Баскакову, фамилия тюркского происхождения; кельди (гельди) — ’он пришел’, -ш — суффикс ласкательности. В финно-угорских языках, есть марийское кельде — ’невод’. Суффикс -ш — в волжско-финских языках — самый частый суффикс личных имен. Имя Келдыш, Кельдыш в свое время существовало у тюрских и смежных с ними народов (князья Кильдишевы — от выходца из Ногайской Орды — см. словарь Брокгауза и Эфрона). Еще в 19 в. это имя существовало у чувашей, марийцев, удмуртов. Фамилии от имени Келдыш имеют разное написание: В большинстве российских городов (в т.ч. Москва, С. Петербург — преим. — Кильдишев), Марий Эл, Удмуртия — Кельдышев, Чувашия — Кельдишев. Есть и другие варианты: Кельдюшев, Кельдюшов, Кильдюшов и даже Кильдищев). Вряд ли Келдыш произошло от марийского слова, хотя достаточно близки к нему многие слова. Келдыш у литовских татар означало ’пришедший в дом жены’ (Примак), у поволжских тюрок — ’пришел долгожданный мальчик, родившийся после нескольких девочек’ (Ждан).

0

437

Вы постите то, что я уже давно посмотрел. Фамилия тюркского происхождения у русских - это вовсе не фамилия тюрка. Те же Аксаковы и Баскаковы - не татары. И я о том и написал, что Келдыш - не характерная для казанских татар фамилия, это у них имя, и не Келдыш, а Кильдеш.

0

438

Настырный вы, коллега. Раз сейчас в татарском Келдышей нет, то и не было никогда...
Вот так устроит?

- Красноармеец Келдыш! – выпалил он.
- Келдыш? Так-так… - задумался комиссар, фамилия показалась знакомой, или это вновь наваждение? И поддавшись внутреннему порыву, спросил:
— Келдыш, вы не математик случаем?
— Нет, товарищ бригадный комиссар, я филолог. Отучился полгода на первом курсе и призвался в сороковом.
- Филолог — это хорошо, а ты по какому вопросу?
- Меня сержант Коровин к вам направил.
Коровин – это ординарец Васильева…
- Постой, ты татарин? – спросил комиссар.
- Нет, товарищ бригадный комиссар, но татарским владею. В Казани вырос.
- Хорошо владеешь? Как по-татарски будет танк, самолет, пушка?
- Танк, самолет, пушка, - ответил Келдыш.
- Что, так и произносится?
- Так точно, товарищ бригадный комиссар. По-татарски произносится также.

+2

439

В землянку вошел Рябышев с адъютантом. Писари вскочили.
- Сидите, - вскинул руку комкор. – Как тут дела, Кирилыч?
- Заканчиваем уже.
- Хорошо, - кивнул генерал. – Так бойцы, покурите пока снаружи.
Писари встали и вышли. Рябышев задумчиво барабанил пальцами по столу.
- Что-то из штаба фронта? – насторожился комиссар.
- А? Нет, - вскинулся Рябышев. – С штабом как раз лучше некуда. Удалось с самим Жуковым поговорить. Георгий Константинович как раз на узле связи находился, удачно вышло – собирался уж в Москву вылетать. Я ему вкратце обстановку пересказал и предложения по действиям. Генерала армии решил задержаться, потребовал срочно донесение письменно и подробно.
- Тогда в чем печаль, Дмитрий Иванович?
- Мне подробный доклад зампотех довел. К маршу готовы только треть танков. Запчасти только к вечеру будут, и на ремонт не менее трех часов на машину. А нам все танки нужны!
- Так… - задумался комиссар, - значит сутки на ремонт.
- Десять часов, - поправил Рябышев. - Крайний срок –двенадцать.
- Сколько неисправных танков с рациями?
Генерал посмотрел на комиссара и у него разгладилось лицо.
- Карту!
Адъютант расстегнул планшет, но начштаба Курепин опередил шустряка.
- Действовать будем так, - сказал комкор, склонившись, и приготовив карандаш. – Сводим всю технику в две группы – исправная и неисправная. На боеготовой выдвигаемся как задумывали. У каждой переправы и намеченных мест под оборону, оставляем по батарее ПТО с пехотой и радийному танку. Это три точки – здесь, здесь и здесь. Как вторая группа отремонтируется, то выдвигается следом, для усиления обороны переправ. Держит постоянную связь с основной группой…
- Кстати о связи, - перебил комиссар генерала, постучав по стопке листов, - надо довести рекомендации по шифрованию до личного состава.
Генерал взял из стопки лист с докладной и быстро пробежался по тексту. Внимательно вчитался в рекомендации по радиоборьбе.
- Водка с тыквой? Не пробовал, - хмыкнул Рябышев. - Хотя, толково. Татар с калмыками в каждый танк не посадить, но вот это поможет.
В землянку спустился Васильев.
- Дивизион ПВО на подходе, - сообщил он. - Вырвал таки его себе.
- И в штабе не возражали?
- А я в штаб не сообщал, - признался комдив. – Знаю – самоуправство, но нам нужнее. Чем прикроемся от налетов? И на переправы хоть по расчету ПВО бы добавить.
Возникший шум снаружи привлек внимание.
- Узнай, что там, - сказал Рябышев адъютанту.
Тот выскочил из землянки, но сразу вернулся со старшим лейтенантом. Его запыленное лицо буквально лучилось. Наверняка хорошие новости сообщить спешит.
- Командир разведвзвода старший лейтенант Семченко, - бодро представился старлей. - Перехватили машину. Штабную. В перестрелке уничтожены два мотоциклиста, водитель машины и сопровождающий. Захвачен немецкий офицер с документами. Думаю штабной. Но молчит как рыба.
- Ай молодца! – вскочил Рябышев. - Ведите его сюда скорее. У нас разговорится!
Привели пленного офицера и передали объемный портфель. Немец был среднего роста, худой, но форма сидит идеально. Лицо холеное, смотрит независимо и надменно, в глазах насмешка и превосходство. Наверняка дворянского рода и все предки военные.
- Oberst Walter Heinritz von Hohenau, der сhef operationsabteilung… - прочитал комиссар в документах. - Дмитриевич Васильев, твои орлы начальника оперативного отдела корпуса в плен взяли!
- Будете отвечать на вопросы? – спросил комиссар по-немецки. – Или вам арийское превосходство над унтерменшами не позволяет говорить с ними?
- Keineswegs! – ответил немец, и вдруг сказал по-русски: – Мнье совсьем не сложно ответить на ваш вопросы.
- О как! – удивился Рябышев. – Сюрприз. Где еще сыщешь штабного немца со знанием русского языка?!
- О да, вам очиень повьезло, господин генерал-лейтенант, - ответил немец и изобразил изящный поклон Рябышеву. - Особенно вам, господин… извините – товарищч бригадный комиссар. – Еще поклон.
Но сделано-то как. Точно из дворян.
- Вы хорошо осведомлены, - говорит Рябышев. На лице кислая мина от подтверждения того что немцам многое известно.
- Вы прав. Как начальник оперативного отдела знаю много. Вы Рябышев Дмитрий Иванович, командир восьмого корпуса. Вы бригадный комиссар Николай Кириллович Попель, достаточно?
- Достаточно, господин фон Гогенау, - кивнул Попель, в душе злорадствуя. - Вам как потомку Гогенцоллернов, не претит ответить на вопросы сыну простого крестьянина? Впрочем, вы уже согласились, не так ли?
Мина превосходства на лице полковника сменилась изумлением, длившимся лишь мгновение. Офицер вновь сосредоточен и собран. Старая школа.
- Я отвечу на все вопросы! – сказал немец. – Если мне сохранят жизнь. Что вы хотите узнать?
- Нам нужны все данные о сосредоточении ваших войск в районе Дубно, - произнес генерал-лейтенант.
- В моем портфеле имеются карты.
Адъютант Рябышева начал выкладывать бумаги из портфеля. Две сложенные карты, папки, тетради и даже книги.
- Вон эта карта, - указал фон Гогенау.
Карту развернули. Немец выудил футляр с очками, нацепил их, поморщился трещине на правом, и приготовился отвечать на вопросы. Но склонившиеся командиры спрашивать не спешили. Изучали тщательно, иногда переглядываясь. И эти переглядывания, вкупе с молчанием немца обеспокоили.
- Почему вы ничего не спрашиваете?
- А нам и так все ясно, - ответил за всех комиссар. – Вы к Дубно стягиваете шесть дивизий. Кроме них две пехотные и одну танковую собрались перебрасывать из-под Луцка.
Попель протянул руку, взял книгу и прочел название.
- Ага, "Бои у Халхин-Гола". Ваша настольная книга, господин фон Гугенау?
- Да, это переводы статей о действиях Красной Армии в войне с Императорской Японией, - ответил немец. Спесь с него слетела полностью. На лице беспокойство и желание быть полезным. - Ваш опыт танковых клиньев, парашютных десантов был тщательно изучен и оценен.
- Что ж, - сказал Рябышев. – Вы нам помогли. Уведите.
Немец хотел что-то сказать, но адъютант и разведчик быстро вывели полковника из землянки.
- Как ты его, Николай Кириллович! – покачал головой генерал. – Уел немца, как есть уел.
- Это мы можем! – хмыкнул комиссар. – Ну ка, давай другую карту глянем.
Развернули. На ней отображена общая стратегическая обстановка. Стрелы, упираются в Ленинград, Киев, Москву. Рядом со столицей нарисована свастика и дата «1-5 сентября 1941».
- Да они охренели! – выругался Васильев.
- М-да-а-а… - протянул удивленно Курепин. – А фашисты-то наглы!
- Вот что, товарищи, - и Рябышев хлопнул ладонью по столу. - Немца с документами отправляем в штаб фронта. Это даже лучше, чем только наши «домыслы». Докладная закончена?
- Полностью, - подтвердил комиссар. - Осталось один лист с рекомендациями по радиоборьбе размножить и в штабы передать.
- Принимается, - кивнул комкор. – За дело, товарищи. Через час выступаем.

Отредактировано ВВС (03-05-2021 15:58:31)

+10

440

Грозовые тучи, что нависали над головами не пролили ни капли, обошли стороной. Теперь вновь над головой чистое небо. Расчеты ПВО следят на изредка пролетающими где-то вдали черными черточками.
Корпус готовится к выдвижению. Комдив хмуро принимает доклады о готовности. Боеготовность не полная – танки будут подтягиваться постепенно. Пусть это уже учтено, и каждая группа будет находится на связи, и выполнять свою поставленную задачу, но все же свербит. Свербит и от того, что высланные дозоры на БТ-шках обнаружили те самые противотанковые рубежи, и согласно приказу, демонстративно ушли обратно. Слишком гладко все идет пока. Не сглазить бы.
Рябышев вдруг сплюнул три раза. Видно о том же думает. Неожиданно наблюдатели ПВО одновременно кричат:
- Воздух!
В этот момент из-за крон рощи выныривает два истребителя и на бреющем проходит над расположением. Все видят на крыльях звезды и облегченно вздыхают.
- О, появились, соколики! – комментирует комкор, провожая взглядом удаляющуюся на северо-запад пару.
- Сапсаны, Дмитрий Иванович сапсаны, - поправляет Рябышева комиссар. – Это не миги, случаем?
- Они. Не доверяет нам Жуков. Авиаразведку вон послал.
- Ничего, как доставят ему документы с этим фон Гогенау, поверит.
Для доставки важного языка выделили мотоциклистов. Так быстрее выйдет. По часам, уже в штабе фронта должны быть. При этом из штаба должно быть шифрованное подтверждение.
Танки выстроены по трем группам. Первая группа ударная, идет налегке, остальные две тянут орудия и боеприпасы с пехотой на броне. За малым числом грузовиков в корпусе, к танкам подцепили противотанковые пушки и дивизион гаубиц. Пехота пока топчется около машин, курит, окутывая дымкой готовую к выдвижению колонну.
- По машинам! – выдохнул комкор и лихо влетел на свой КВ.
Комиссар тоже занял свое место в башне. Пехота тем временем забралась на броню. Из командирского КВ вверх взвилась сигнальная ракета. Заревели двигатели, и танки окутались копотью…
Грунтовка вывела танковую колонну к маленькой деревушке, что приткнулась к шоссе. Головной КВ прибавил скорости. Комкор спустился в башню и закрыл люк. Комиссар же не спешил спускаться в башню. Обзор у тридцатьчетверки был не ахти. «Командирскую башенку бы» - возникла мысль, но комиссар отмахнулся - потом.
На околице стоят танки, где-то с дюжину. Значит - рота. Четыре пушки мелкого калибра, и пехота россыпью, на глаз около батальона. Загорают вроде. Ну-ну, сейчас мы им устроим, пляжные игры.
В ТПУ звучит голос Рябышева : «Ковалев и Шишкин справа. В темпе, в темпе, не даем очухаться!»
Танки ускорились и сходу начали разворачиваться в боевой порядок. Командирский КВ съехал с грунтовки влево и прибавил скорости. Комиссарский Т-34 тоже принял левее и пристроился к командирскому справа.
Противник по-видимому никак не ожидал появления тут советских танков. Да в таком количестве. Ждали своих наверно, и на приближающийся гул внимания не обратили. Будем иметь ввиду.
Немцы засуетились наконец. Крайняя тридцатьчетверка бахнула на ходу. Обычно выстрелы без «короткой» ни к чему толковому не приводят. Разве что удар по психике. Но не в этот раз. Наводчик удачно положил осколочный в самую толпу у пушек. И разрывы заплясали между мечущихся врагов.
Тут рявкнул выстрелом командирский КВ - снаряд воткнулся между немецких танков. Среди них тоже началось шевеление. Сразу пара одновременно сдала назад, в надежде укрыться за домами, но столкнулась на развороте. Пушенный кем-то снаряд разорвался меж гусениц немцев. Немцы успели выстрелить танковых пушек только пару раз - не все экипажи заняли свои танки. Атакующие тридцатьчетверки и КВ обрушили весь огонь на них.
В ТПУ звучали доклады со смешками – немцы удирали в поле что за шоссе, сверкая белыми майками и голыми ногами.
- Противника танкам не преследовать! Мотоциклисты, займитесь! – звучит команда комкора, в пылу боя забывшего – как там танки по-новому величать? - Танки направо по шоссе. И темп-темп-темп!
Появление на коммуникациях в тылу для немцев огромный сюрприз. И это только начало!
Комиссар приоткрыл люк и высунулся. КВ и тридцатьчетверки пылили по дороге, развернув стволами влево. Правее, вдоль шоссе катили танки с прицепленными пушками и пехотой на броне.
Силища! Стальная лавина!
А ведь это не все. Будут еще танки. И если задумка сработает, то на группе Клейста можно поставить крест. «Березовый!». И комиссар от этой мысли довольно рассмеялся…
Вдруг в ТПУ голос Рябышева: «Получено радио – «посылку приняли, соловей поет».
Ай, молодца, старший лейтенант! Доставил быстро, как обещал. На старшего лейтенанта Семченко в том же пакете наградную отправили. Заслужил. То, что в радиограмме про соловья упомянуто, означает - операцию взял под контроль Жуков. Ну теперь повоюем!
В ТПУ хрип, кто-то докладывает, но понятно что разведчики. Еще при подготовке специалисты проверяли рации на танках. На командирском КВ рацию и ТПУ так настроили, что исчез уже ставший привычным треск. На комиссарской не удалось, надо было проводку менять. Ничего, потерпим. Тут же голос Рябышева сквозь треск:
- Внимание, я «папа»! Впереди колонна противника. Атакуем сходу! Мотоциклисты вперед!
Регулировщик у цундаппа на обочине недоуменно смотрит на приближающуюся колонну. За ним выстроились вряд тентованные грузовики с прицепленными пушками, машины с бочками и цистернами... а пехота отдыхает от марша. Кто разделся и загорает, кто спит, растянувшись на травке, кто-то газеты просматривает…
Регулировщик поднимает руку в жесте «Стой!». Рявкает пулеметная очередь и одновременно выстрел пушки. Регулировщика сносит за мотоцикл, а взрыв теряется где-то в голове немецкой колонны. Почти одновременно по грузовикам, и разлегшимся на обочине немцам ударили пулеметы. Это мотоциклисты бодро развернулись на обочинах, пропуская вперед танки.
Т-34 встряхивает – это под гусеницы попадает цундапп. Комиссарская тридцатьчетверка смещается на левую сторону и несется вдоль шоссе. ДТ не дает никаких шансов врагу. Ему вторит 76-мм пушка, посылая осколочные по машинам. Впереди вспухает огромный огненный шар, возносится вверх, принимая форму гриба. Накрыт бензовоз, или машина с бочками бензина в кузове. От нее несутся горящие фигурки. Радист стреляет – фигурки падают.
Сегодня наш день! И завтра, и послезавтра! Никакой пощады! И стальная лавина несется вперед мимо трупов в мышистой форме, раскиданных взрывами продуктов, ящиков, газет, горящего горючего.
Авангард достиг головы немецкой колонны и выскочил на холм. С окраины села ударили противотанковые пушки. Немцы там иллюзий не питали, накатывающийся бой из тыла говорил сам за себя.
- Влево! – командует комкор. - Ими Васильев займется. В темпе, в темпе!

Отредактировано ВВС (05-05-2021 20:46:43)

+11


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Тропой мужества