Oba
Вообще то это от конкретного рельефа вокруг завода зависит.
Уральских гор хозяин
Сообщений 301 страница 310 из 739
Поделиться30125-10-2016 22:35:01
Поделиться30226-10-2016 06:56:42
Oba
Вообще то это от конкретного рельефа вокруг завода зависит.
Согласен! Но ведь дороги тоже не по прямой из точки "А" в точку "Б" строят.
Если рельеф сложный, навивают серпантин.
Основное условие подъём не более 4%, иначе лошадь в гору с грузом не пойдёт.
А если задаться целью, что с грузом только по горизонтали или с небольшим уклоном...
Лошадке ведь не раз в месяц на ярмарку, а каждый день с утра до вечера.
Съэкономив на рельсах, разоришься на лошадях.
Поделиться30326-10-2016 08:31:13
Описывая строительство печи по выжигу ДУ вы ратовали за интенсефикацию производства. В последнем эпизоде ГГ поведал старшему Демидову (выбирая прогресс в каком направлении двигать) о областях в которых можно еще открыть месторождения железа и строить заводы старого типа (ни каких новых технологий не открывается). То есть сначала Вы ратуете за интенсивный путь развития, а потом предлагаете экстенсивный путь. Вы уж определитесь.
Здесь, в общем то такие резоны:
1. Во первых перевести развитие на новые рельсы СРАЗУ не получится, как не пытайся. Сперва нужно подготовить хотя бы сырьевую базу - топливо, руда, пр.
2. Во вторых надо застолбить перспективные места.
Кыштым - это не только вкусный, в плане месторождений, регион - это еще и плацдарм для броска на Южный Урал, к Магнитке.
На мой взгляд первые нововведения это модернизация доменных печей и строительство чугунных конок вокруг заводов для снабжения ДУ. Выгоды объяснять надо?
Никите еще и года нет, птичка будет Акинфию домну рисовать?!
Теперь важный вопрос по реке Урал
Урал перед водохранилищем выше города шириной 6-8 м.
Петрович 65, Альберт, а нельзя как нибудь уточнить?
По картам Гугл, а также по Гугл Планета Земля замерял расстояние между берегами:
1. Мост соединяющий улицы 9 мая и Северный переход - 92 метра
2. Железнодорожный мост выше по течению - 21 метр
3. В районе поселка Приморский - 9 метров
4. Выше поселка, там где Урал разделяется на два рукава - 28 метров
5. Выше верхнеуральского водохранилища - 11 метров
6. В районе Верхнеуральска, после впадения в Урал реки Урляды - 12 метров
7. В районе Верхнеуральска, перед впадением в Урал реки Урляды - 16 метров.
С учетом того что окончательно от судоходства между Уральском и Оренбургом отказались в 1978-м году и того, что Урал который год мелеет, вполне вероятно что в восемнадцатом веке он был вполне себе полноводен и судоходен.
Если это так, то интересует два практических аспекта:
Первый - сплав леса с верховьев Урала и его притоков - рек Малый Кизил, Урляды, Гумбейки и прочих.
Второй - использование маломерного флота для вывоза готовой продукции.
И еще важный вопрос - торговля с Персией и другими странами на берегах Каспийского моря.
Каковы перспективы развития?
Отредактировано Дачник (26-10-2016 08:37:20)
Поделиться30426-10-2016 08:54:41
Урал перед водохранилищем выше города шириной 6-8 м.
а нельзя как нибудь уточнить?
Раньше, до того как леса извели на поля и ДУ, воды в реках было намного больше.
Рассуждать можно о наличии камней и порогов, но не о ширине русла.
Шире было - однозначно!
Поделиться30526-10-2016 09:12:55
По картам Гугл, а также по Гугл Планета Земля замерял расстояние между берегами:
1. Мост соединяющий улицы 9 мая и Северный переход - 92 метра...
Урал, помнится, весной широко разливается, а в разгар лета наоборот сильно мелеет. Не до вади, конечно, но по современным данным 80% годового стока Урала приходится на весеннее половодье
Поделиться30626-10-2016 10:27:53
* * *
Не скажу что на меня снизошло озарение, или свет великой истины вдруг озарил мою мятущуюся душу. Но стало малость полегче, некая тяжесть, давившая на сознание, не то чтобы исчезла, но хотя бы отступила на задний план.
Прилетел в свой лесной дом – сегодня переночую здесь.
- Сосед, ты не против часом? Ну раз не против, спи дальше, а мне не спится чего-то, мысли полезли как в голову, так и обратно.
Продолжаем разговор. Итак Урал… врата в Сибирь, где богатые просторы обещают русскому крестьянину долгое, мирное и благоденственное житие. Ага, прямо лежат и обещают, обещают… Дело за малым – соединить мужика с этими самыми просторами. Желательно так, чтобы мужик в процессе соединения не помер. Ну и самому головенку сохранить на плечах, Никитину в смысле головенку.
И здесь мы имеем две проблемки. Первая – свободного мужика на Руси почти и нет, он весь под помещиком. Поэтому на восток идет мужик несвободный – каторжники, солдаты на поселение…
Хотя если будет благословение свыше, переселенцев мы найдем. Свыше у нас будут императрицы Лизонька и Катенька, с первой особой каши не сваришь, а вот со второй можно поработать. Аккуратненько начать подмазывать будущую государыню, когда она приедет в Россию, оказать ей какие нибудь услуги, поддержать денюжкой во время переворота… глядишь и склеится дело.
Вторая проблемка – путь в Сибирь долог и труден. От Тулы до Урала полторы тысячи верст и дорога занимает два месяца, а ведь это наименьшая и более менее благоустроенная часть. Еще тысяча верст до Омска и еще до полторы до Иркутска. Полгода пути, да с бабами, стариками и детишками - это вам не фунт изюму. Время в пути можно сократить, но для этого нужны две вещи – дороги и транспорт.
Хорошие дороги и быстрый транспорт. Что автоматом наводит нас на мысль о чугунке – как никак мы будущие владельцы металлургических заводов – флагманов нынешней промышленности. А ведь в «той истории» одна из транс-уральских веток железной дороги проходила, помнится через Нижний Тагил и Салдинские заводы. И то и другое – демидовские владения. Более того, первая в российской истории железка была пущена на демидовским же заводе – кто из современников не слышал про отца и сына Черепановых!
Ну-ка прикинем палец к носу, посмотрим так сказать, ретроспективно на вопрос что нам потребно для первой в мире железной дороги? А потребно нам: паровоз, вагон и рельсы. С рельсами проблема нет – выпуск железа на уральских заводах в ближайшие десятилетия будет только увеличиваться даже при нынешних технологиях. А уж если запустить опережающие свое время домны, то ух-х-х, тряхнем горами! Пустить малою толику чугуна на литье рельс и дело в шляпе. С паровозами и подвижным составом посложнее будет, но ничего невозможного нет – расчеты паровых двигателей и некоторых простейших механизмов в моей головушке есть, дело за малым – поставить это на платформу связать с колесами и трам-парам, побежит, качаясь, голубой вагон. У самих тяму не хватит - украдем Кулибина, посадим в невьянскую башню и не выпустим пока он нам паровоз не сделает. И пойдут по сибирским просторам поезда с народом, заселять великие земли. Каждому переселенцу – демидовский плуг, борону, сеялку… пару лошадушек, коровенку, пяток овечек у башкир купим.. гвоздей, кирпичей в меру. А он нам за это – хлеб по умеренной цене. А мы еще больше: и плугов, и паровозов с пароходами и механизмов дивных наклепаем.
А когда нибудь, через много-много лет, самый большой сибирский город благодарные потомки нарекут Демидовском. И поставят в центре огр-ромный монумент – опирающийся на трость, умудреный годами Никита Демидов благословляет потомков на великие свершения… а на его плече, бликуя бронзовым опереньем, смотрит чрез века легендарный ворон…
Ай как хорошо, ай как благостно. Так, завернувшись в мечты, словно в теплую фланельку, я и уснул.
Отредактировано Дачник (26-10-2016 11:18:20)
Поделиться30726-10-2016 11:21:23
Александр, по поводу судоходности Урала (в те времена, естественно, Яика) Вы, вероятнее всего, правы - в 1734 г. Верхнеуральск был основан именно для обслуживания речной пристани.
Другое дело, что в первой половине 18 века рубежи реки Урал являлись, в сущности, полем боя - башкиры считали эти земли своими, а с юга захаживали еще и кайсаки.
А вот ограниченность лесных ресурсов Вы, на мой взгляд, несколько переоцениваете.
Во-первых, с самого основания горных заводов соблюдались определенные правила лесозаготовок. Леса возле заводов рубили не сплошь, а секторами. Другое дело, что кто-то это требование исполнял, а кто-то и нет. Жалобы Демидова на истощенность лесных ресурсов, о которых Вы упоминаете, представляются мне особенностями местного рельефа - Невьянск лежит как бы в долине, вокруг него больше рощи и перелески, вековой лес начинается как раз километров в двадцати от него, ближе к Тагилу.
Во-вторых, в реальной истории определенный кризис лесозаготовок стал ощутим только в начале 19 века. А сохранению нынешних уральских лесов мы обязаны замечательному человеку по имени Иван Иванович Шульц, главному лесоводу Уральских горных заводов с 1835 г.
Кстати, именно И.И. Шульц считал перспективной идею обеспечения горных заводов торфом вместо древесины.
И это при том, с середины 18 и до начала 19 века Уральские заводы были монополистами в области экспорта металла. Высшая точка - 1794 год, когда за границу было продано 3885000 пудов железа. Им покрыта крыша британского парламента и собор Парижской богоматери, из него позднее изготовят каркас американской статуи Свободы.
В третьих, вокруг Невьянска достаточно угля - кроме Егоршинского разреза есть еще залежи в районе Каменска-Уральского (примерно 160 км).
Что до торговли с Персией и Средней Азией, то таковая активно развивалась с незапамятных времен. С арабами торговали еще пермяки - остяки и вогулы.
Ко времени, когда происходит действие Вашей повести, уже около ста лет существует ежегодная Ирбитская ярмарка, товарооборот которой уступает только нижегородской. Восточные товары представлены там в полной мере. Ирбит находится от Невьянска примерно в 200 км к востоку.
В 18-19 вв. торговые связи с Востоком еще более расширились. Достаточно сказать, что екатеринбургский городской голова М.А. Нуров (вторая половина 19 века) был пожалован персидским орденом Льва и Солнца 3 степени именно за заслуги в области упрочения русско-персидских торговых связей.
Поделиться30826-10-2016 11:51:21
Александр, по поводу судоходности Урала (в те времена, естественно, Яика) Вы, вероятнее всего, правы - в 1734 г. Верхнеуральск был основан именно для обслуживания речной пристани.
Это хорошо. Очень и очень хорошо.
Во-первых, с самого основания горных заводов соблюдались определенные правила лесозаготовок. Леса возле заводов рубили не сплошь, а секторами. Другое дело, что кто-то это требование исполнял, а кто-то и нет. Жалобы Демидова на истощенность лесных ресурсов, о которых Вы упоминаете, представляются мне особенностями местного рельефа -
Правила были. Например старшему Демидову, царь Петр, наказывал в числе прочего еще и " ... не допускать напрасной порчи деревьев, защищать их от гнилости. Лес, которого было много, по тридцати верст на все стороны, следовало «беречь и велеть сечь сряду, чтобы то место, запустя, опять проросло. А что мужики своим глупым наразумением или озарничеством леса жгут, и вели учинить объезды по часту и заказ жестокий, а где мужиков найдут, кои зажигают, бив при многих гораздо, отсылай в город, чтоб зажиганье было во всех страшно".
Другое дело что и частные и казенные заводы правил не исполняли.
П. Макаров, абсолютно прав что способы производства были абсолютно хищническими.
Если уж в Тульской области, двоюродный брат Никиты Евдоким, довел дело до того что даже тульское дворянство требовало отобрать у него завод потому что он за год сжигал почти полмиллиона бревен, а о восстановлении вырубленных лесов сей из Демидовых ни мало не беспокоился.
А уж про Урал и речи не идет.
Вот тут лежит статья - ЛЕСОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ДАЧАХ ГОРНЫХ ЗАВОДОВ УРАЛА КОНЦА XVIII в. – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Автор - В.В. Шибаев УрФУ, Екатеринбург
Там положение в сфере леса неплохо описано.
Поделиться30926-10-2016 12:19:24
Свыше у нас будут императрицы Лизонька и Катенька, с первой особой каши не сваришь, а вот со второй можно поработать.
Спорное утверждение.
Я понимаю, ГГ может банально не знать отечественную историю. Таких полно. Которые и про Павла с Петром III ничего хорошего не скажут. И вообще задумываться над "ВСЕМИЗВЕСТНЫМИ" сведениями не любят. Но ведь ГГ готовился к "попадалову". Неужели так убого готовился?
Елизавета - да, любила развлечения. И вообще не семи пядей во лбу была. Но учитывая, что ДО того как стать императрицей она бедности хлебнуть успела весьма неплохо, то можно понять девчонку. Получив корону захотелось оторваться. Но при том Елизавета сама не имея талантов к государственному управлению окружила себя достаточно умными и компетентными людьми. Того же Бирона взять. Немца, ага. Который заставил распоясавшуюся русскую знать налоги в государственную казну платить. За что оная знать люто его возненавидела. Оговорить пытались, но при жизни Елизаветы у них это не получалось. Реформы. Ну и так далее.
Для меня ругань "историков" уже воспринимается как знак качества. Раз ругают, значит хороший для государства российского был правитель.
Екатерина (Великая). Великой, вот беда, она стала да-алеко не сразу. А в первое десятилетие своего правления (первые годы, так особенно) была сущим бедствием для государства Российского. Много беды и горя принесла. Деньги от иностранных послов при жизни мужа брала? Брала. И даже почти на иностранном содержании жила. Б...ядовала? А то! И чего её такую расчудесную и потенциально великую муж разлюбил? Загадка. Соучаствовала в убийстве императора всероссейского? Как минимум. Действовала в русле английской политики под прямую диктовку английского посла? Да, действовала. Особенно первые годы. Позже, когда положение на троне упрочилось, "дружба" с Англией стала увядать. Именование Великой Катя получит заслуженно, но позже и за другие дела. От наследства мужа отказалась? А то, ведь Англия была против. Свела на нет результаты победной войны с Пруссией? Свела, да еще ухитрилась переложить вину на свергнутого мужа. Там суть была в чем? Петр III воевал с Пруссией в составе коалиции. Но понимал, что воюет за чужие интересы. А ему хотелось воевать за свои. Шлезвиг, который был его по праву наследования, никто из союзников передавать ему не собирался. Проще говоря, союзники его у императора "отжали". Ага, так просто, даже без объявления войны обошлось. Ну, Петя обиду и затаил. С Фридрихом Великим помирился и вместо захваченных у Пруссии территорий предложил Фридриху военный союз против недавних союзников и помощь в войне с Данией ради возврата Шлезвига законному владельцу. Фридрих согласился. Катя свергла мужа как раз в момент выступления войск для войны с Данией. Шлезвиг имел важное торговое и стратегическое значение. Дания была союзником Англии и решилась на захват Шлезвига по прямому английскому наущению под гарантии безопасности от русских. Англии расширение русских владений на побережье было ну никак не выгодно, прям серпом по одному месту. Убийство Петра III и отказ Кати от прав на Шлезвиг автоматически означали отказ от войны с Данией. Соответственно и Фридрих уже не был обязан исполнять заключенный с Петром III договор о военном союзе. Так Катя обесценила результаты русско-прусской войны и про...ла наследные земли мужа (Шлезвиг). Ну и как к этому должно относиться?
Поделиться31026-10-2016 12:41:21
о при том Елизавета сама не имея талантов к государственному управлению окружила себя достаточно умными и компетентными людьми. Того же Бирона взять.
Бирон занимался государственной деятельностью при Анне Ионановне.
При Елизавете он жил в ссылке.
Что же касается Кати№3, то ГГ никакого пиетета перед ней не испытывает. Просто переть против истории не будет.
Кстати насчет Елизаветы я поспешил - буду переделывать. Не потому что она "не такая", просто я думалчто к тому времени как Никита вырастет, Елизаветино царствование подойдет к концу. Сейчас глянул, год смерти Елизаветы - 1762-ой, Никите будет 38 лет - так что с ней еще работать и работать.