Коллеги, железная дорога - дело, несомненно, хорошее, но очень дорогое - не зря их начали строить в Англии, причём там, где по условиям местности не удавалось проложить канал. И - на начало XVIII века шоссе по МакАдаму (утрамбованный щебень с соблюдением многих условий) это такой хайтек, которого и в Англии нет. А сделать его куда проще и ездить смогут обычные крестьянские телеги...
Насчёт "куда проще" - я бы поспорил.
Во-первых, где взять такое количество щебня, причём с разделением по фракциям? Не зря труд в каменоломнях считался каторжным. А ведь щебень ещё нужно привезти и распределить по всей протяжённости дороги.
Во-вторых, чем трамбовать или укатывать полотно? Строить паровой каток?
Ну и в-третьих: сопротивление качения железного колеса по железному рельсу заметно меньше, чем деревянного колеса по дороге, пусть даже хорошо укатанной. Поэтому можно либо увеличить объём перевозимых грузов при неизменном числе лошадей и возчиков, либо сократить их численность при неизменном объёме грузов. А реборды, которые удерживают вагонетку на рельсах, позволяют использовать возчиков более низкой квалификации - даже пацанов.
Не зря же наши отнюдь не глупые предки для транспортировки грузов на заводах и в шахтах прокладывали именно рельсовые пути, а не макадамовские дороги.