До железнодорожного моста мы дошли своими ногами к утру следующего дня. Вплотную подобраться не смогли, потому что у речки, через которую он переброшен, топкие и голые берега. Мост вообще-то довольно длинный, о трёх опорах и четырёх пролётах, потому что пойма здесь широкая, но сама речка узкая и мелкая. С другой стороны, пролёты не сильно большие и опоры невысокие. И вообще в подобных сооружениях я не эксперт. Зато отлично вижу, что деревьев или кустов на берегах нет – негде укрыться от взоров часовых.
И не поймёшь, вырублено это недавно, или тут всегда так было. Опять же без бинокля трудно разобраться, какие посты и где расположены, зато отлично видно, как пара патрульных у противоположного берега спускается с насыпи, проходят низом и понимается обратно – они пропадают из виду на время подъёма, чтобы вскоре снова появится наверху рядом деревянной будкой.
Можно предположить, что и на нашей стороне реки проходит тот же ритуал, однако этот конец от нас скрыт поворотом реки. А ещё патрули проходят по обоим берегам – тут даже тропы протоптаны. Хорошо, что без собак – а то учуяли бы нас.
Отчего такие меры безопасности? Я тоже хотел бы знать наверняка.
- Кончился фарт, - сдавленным шёпотом прошелестел Фимка. – Про то, что от погони ушло несколько диверсантов, фашисты знают. После уничтожения, считай, целой пехотной роты они наверняка всё прочесали и никого не нашли, зато пропажу отделения сапёров с машиной и наряда фельд-жандармерии с мотоциклами, несомненно обнаружили и внесли на наш счёт.
- Дождёмся темноты и попробуем подобраться поближе? – спросила Ольга.
- Дождёмся, а там поглядим, - кивнул Миша.
Я промолчал – и без меня всё сказано. А по мосту проследовал очередной состав, состоящий из платформ со щебнем и шпалами. Ни товарняка, ни техники я сегодня не приметил. Такое чувство, что на дороге идут какие-то работы.
- Может, они колею перешивают? - подумал вслух.
- Какую колею? – не понял Фимка.
- На наших железных дорогах рельсы расставлены шире, чем в Европе, - пояснила Оля. – Немецкие вагоны и паровозы просто так не проедут - провалятся. А советские вагоны железнодорожники должны были успеть отогнать к нам в тыл.
- Какой-то из царей эту подлянку придумал для врагов любезного отечества нашего, - пояснил я. – Не скажу наверняка, но, вроде как, Николай Палкин, когда повелел строить Октябрьскую железную дорогу от города Ленинграда, до столицы нашей родины - Москвы.
Ребята разом повернулись в мою сторону с выражениями лиц от возмущённого, до насмешливого. Потом Фимка фыркнул:
- Дошутишься! Ты при политруках такого не ляпни.
- Что-то мне подсказывает, будто ночью окрестности будут обшаривать прожекторами, - вмешался в разговор не потерявший серьёзности Миша.
- Увидим, - кивнул Фимка. – А откуда ты, Оля, про европейскую дистанцию между рельсами знаешь?
- Случалось бывать. Жила с родителями сначала в Испании, потом в Германии. Поэтому и понимаю немецкую речь, хотя по разговору за немку не сойду.
- Ты что? Дочь белоэмигрантов? – удивился Миша.
- И фамилия у тебя благородная, - добавил Фимка.
- Какая фамилия? – спохватился я.
- Бецкая, - не поворачивая головы, ответила Оля. – Из князей. То есть из бывших, как теперь говорят. Папа – ответственный работник по… торговой части. Он иногда подолгу жил в тех странах, где выполнял… свою работу. Ну и мы с мамой при нём состояли.
Я обвёл взором парней – Фимка выглядел озадаченно, а Мишка смотрел на меня с лукавинкой во взгляде.
- С графиней Любовью Орловой знакомства не водите, княжна? – спросил, постаравшись придать голосу искреннюю заинтересованность.
На этот раз на меня уставились во всю ширь распахнутые глаза девушки.
- С чего это ты взял, что актриса Орлова – графиня? – возмутился Фимка.
- Сама призналась, - хмыкнул я. – Помянула как-то, что в детстве встречалась с тогда уже сильно пожилым писателем Львом Николаевичем Толстым, который, между прочим, был самым настоящим графом. Стало быть, и круг общения у него был по-настоящему графским.
Фимка лупанул пару раз глазами и шмыгнул носом. Эти ребята вообще не перестают меня удивлять. Вот этот парень тоже только что проговорился, хотя ума не приложу о чём – вместо повсеместно принятого нынче слова «артистка», он сказал «актриса», что звучит несколько непривычно.
После этого спонтанного обмена мнениями, мы испуганно затихли, опасаясь, не услышал ли нас бродящий где-то по нашему берегу патруль, и усилили наблюдение.
Едва стемнело, как часовые включили прожектора и принялись обшаривать их лучами всю округу, а мы отползли и осторожно пробираясь опушками и перелесками, вернулись к припрятанному нами грузовику. Всё бы ничего, но тяжеленные пулемёты, хотя мы и менялись, оттянули нам плечи своими ремнями.