Изменил самое начало записей:
«[i]4 сентября. Погрузка на суда завершена. Она началась за 2 недели до выхода в море; нашему флоту предстоит перебросить в Крым 28 000 человек, 1437 лошадей и 68 орудий. Кроме того, в распоряжении маршала Сент-Арно имелось насчитывали 6000 солдат, которые плыли на собственных судах.
Сначала на суда погрузили 60 пушек и по 6 лошадей на каждую из орудийных упряжек. Потом погрузились 28 000 солдат, и наконец на суда подняли 1110 лошадей нашей кавалерии..
Погрузка шла крайне медленно. Любое волнение на море делало доставку грузов, особенно лошадей и пушек, крайне затруднительной. Стоило усилиться прибою - работы сразу останавливались.
Маршал Сент-Арно не пожелал ждать англичан, которые, по его мнению, проявляли недопустимую медлительность. Местом рандеву назначен остров Змеиный...
6 сентября. Стоим на траверзе острова Змеиный. Английского флота пока нет. Мы послали авизо к лорду Раглану, и выяснили, что английская эскадра попала в шторм, тогда как мы счастливо проскочили ненастную полосу и пришли к Змеиному при хорошей погоде. Сильный ветер стих лишь утром 6-го числа, и в 10.30 наш адмирал сигнализировал о выходе в море.
Порядок выхода определили следующий - построение транспортов в шесть колонн, каждый транспорт берет на буксир маленький пароход; пароходы побольше буксируют по два, а иные и по три парусника. Это было прекрасное зрелище - более 100 судов с войсками, амуницией, провиантом, лошадьми и мулами в идеальном порядке, ярко блестит солнце, синева неба отражается в бликах на воде.
Нелегко найти перо, достойное того, чтобы описать картину, представшую нашим глазам! И часа не прошло, как наш караван растянулся на полгоризонта. Ни одна держава за всё течение истории не снаряжала в поход армию подобной сокрушительной силы, снабженную такими средствами разрушения и такими возможностями для их перемещения. Пятью неровными линиями, имея на флангах военные корабли, в том числе на паровом ходу, огромный караван полз вперёд, окутанные сплошной пеленой угольного дыма, которая, постепенно растворялась и смешивалась с облаками, придавая еще большую мрачность морю, столь удачно называемому «Черным». За этим дымным облаком почти сразу пропал берег, и впереди, насколько хватало глаз, — лишь темные волны и неприветливое небо...[/i]
Отредактировано Ромей (03-01-2017 17:02:08)