Громкая связь вдруг как заорёт.
– Ученица Марина Херктерент вызывается в администрацию. Повторяем...
Марина срывается с места. Вызов по громкой не означает ничего хорошего. Чаще всего – сообщение о гибели родственника. На бегу в голове прощёлкиваются самые жуткие варианты Сордар? Херенокт? Императрица с собой покончила?
Или незачем паниковать и просто курьер от Императора?
Влетает, толкнув плечом дверь. От сердца отлегло. Все живы! Курьер один в обычной форме. В противном случае была бы делегация в трауре. Только прибывший совсем не из МИДв, а из Безопасности. Привет, Кэрдин, давно не виделись!
Поприветствовав Марину, протягивает пакет. Буркнув что-то невнятное в качестве ответа и взяв протянутое (не помнит, что говорить в таких случаях, он в форме, она нет) собирается уходить.
– Никак нет! – останавливают её, – Повеление ЕИВ, вам следует это прочесть здесь, а мне после прочтения – уничтожить.
– Ответ в какой-либо форме потребуется, – эти деятели умеют сколь угодно длительное словесное сообщение запомнить и слово в слово воспроизвести кому требуется. И только ему, хоть режь их не скажут ни слова.
– Никак нет. Прямо сказано передать вам: «Выводы после прочтения пусть делает самостоятельно».
– Уж сделаю, не сомневайтесь.
Усаживается и начинает читать. Что же оказывается? Рэда наша далеко не так проста, как кажется. Кроме известного отца, у неё куча другой любопытной родни имеется. Самый интересный – двоюродный дед, известный в прошлом оппозиционный политик, сторонник упразднения монархии, борец за права простого народа, шахтёр-боевик в молодости.
Один из инициаторов забастовок в шахтах Золотых гор, закончившихся кровавыми событиями. Эти события Саргон считал одной из важнейших вех первого периода своего правления. Дата входит во все учебники.
Дело не в трагедии, и даже ни в жертвах. После них у верхов хватило ума понять, известное Императору и раньше, – с трудовыми кодексами надо что-то делать, ибо в следующий раз так полыхнуть может уже по всей стране.
Вот тут Марина призадумывается, старая вражда способна тлеть столетиями. И вдруг внучка принципиального противника императорской властм ловко втирается в окружение принцессы.
Кэрдин в такие «вдруг» не верит. Да и для Марины всё предстаёт в несколько ином свете. Встроиться в структуру, разваливая изнутри. Таких людей начинают готовить чуть ли не с детства. Втираться в доверие к нужным людям начинают как можно раньше. И «Сордаровка», равно как и «Кошачья» и ещё несколько школ – самые подходящие места.
Есть, правда, одно «но» большое-пребольшое. Со многими пунктами программы партии, куда входил покойный Хорт и их инициативами часто был согласен Император.
И сама эта партия частенько оказывала самую горячую поддержку проектам императорской группировки.
Сложно у нас тут всё.
Как в огромной банке с пауками.
Надо бы поискать эту дедушкину внучку, да поспрашивать. Одно хорошо, дедушка тот ещё до рождения Рэдрии помер.
Самая простая в наших краях – как раз Эр. К ней в доверие втереться – великого ума не надо. Через неё Марина про Рэд и узнала.
Кто это решил с пулемётами в неурочное время поиграться?
Как по заказу - Рэдрия. Заканчивает сборку знаменитого ПС-1 — первого по-настоящему массово применявшегося грэдского станкового пулемёта. Одного из символов Великой войны.
Почему вспомнилось подслушанное несколько лет совещание у отца. Расходясь, генералы делились солоноватым шутками и просто диковинками, раздобытыми на югах. Один из них, начальник разведки одного из Особых округов, вдруг громко и с выражением начал читать какое-то стихотворение на простонародном мирренском. Марина сначала не поняла, почему все, включая отца с каждой строчкой смеются всё больше, сама простонародный тогда влёт ещё не понимала, вслушавшись, тоже стало смешно.
Знай, замок - не дрянь какая, -
Штука важная, стальная.
При таком-то положеньи
Будь с ним вежлив в обращеньи.
Обхватив его, как друга.
Поверни на четверть круга;
Повернувши, не мудри -
Вверх потянешь и сними.
Взяв замок (всмотрись в картину!),
ОТПУСТИ ЗАМКА ПРУЖИНУ.
Не нарушить чтоб расчета,
Сделай это ты в два счета.
Первый счет: - (будь, братец, точным!)
Трубкой рычагов замочных
Ты на верхний спуск нажми -
Вверх до щелка оттяни.
Стих представлял собой инструкцию по сборке–разборке мирренского пулемёта, по иронии судьбы тоже называющегося ПС и предназначенную для заучивания наизусть неграмотными солдатами. Над наличием у противника неграмотной пехоты, генералы и потешались. Потом текст пошёл по рукам. Поняв, серьёзные дела у них на сегодня закончены, девочка спускается. Ей передают брошюрку. Всё верно, эмблема вражеского военного ведомства, похоже на «Наставления», что есть у Марины. Картинок множество, как в книжках для самых маленьких, вот только содержание совсем не детское.
С ней разговаривают подчёркнуто серьёзно, но она знает, её воспринимают как этакую забавную и очень ценную игрушку, вроде тех странных танков и пулемётов, что она ездила смотреть вместе с отцом.
Стишок написан мастером своего дела, очень легко запоминающийся, Мариной уже к тому моменту, когда все разошлись, сам собой выучился.
Сам собой лезет в память лезет в память тот стих, при взгляде на Рэдрию.
Херктерент ловит себя на мыслил, её руки сами собой начинают воспроизводить в воздухе движения, выученные совсем по другому наставлению. ПС её научил собирать и разбирать отец. Явно из мальчишеского озорства, когда старший брат учит глупенькую младшею сестру нехорошим словам.
Понятливости и живого интереса девочки не ожидал.
Мирренским оружием не особенно интересовалась, знала как выглядят основные образцы. Пошла в арсенал. Приносят другой ПС. В памяти крутится только что выученное. И ничего больше, «наставлений» по этому пулемёту она не читала, хотя и лежат где-то.
Теперь читать и незачем. Пулемёт разобран и снова собран. В стишке лишней была только последняя строчка «славься боже!»
Может, и не так глупо оно, как в начале показалось? Впрочем, людей с памятью как у Марины, среди мирренов, по мнению девочки, по пальцам можно пересчитать.
Нашла потом у себя похожую брошюрку. Похожую, да не такую. Эта была написана для грамотных бойцов. Только заканчивалась той же самой строчкой, что и первая.
- "Шахтёрская трагедия». Тогда это оружие впервые было применено против людей.
- Думала, это произошло несколько позже.
Херктерент склоняет голову, щуря левый глаз.
- Про само событие, значит, помнишь?
- Во всех же учебниках есть.
- Главы о «Периоде изменения трудового законодательства» обычно читают крайне невнимательно. Хотя, неудивительно, что беспорядки начались. Даже тогдашнее законы в отношении рабочих там были нарушены везде, где можно и нельзя.
- Пулемёты были применены сознательно. Вот это самое страшное. Это уже потом. Чрезвычайная комиссия давила на руководство шахт, военных и рабочие организации, вырабатывая версию, ныне известную всем. Относительно малая в масштабах страны кровь могла породить чудовищные волнения. Сама знаешь, до чего договорились.
- По сути, спустили дело на тормозах. «Случайные выстрелы был воспринят как команда «Открыть огонь», что привело к необоснованному насилию».
- Ещё ничего странного не замечаешь?
- Всех погибших кремировали за государственный счёт, пепел развеяли. Поставили памятник, где все перечислены. Вполне нормальные похороны, только там же, если и были приморцы, то мало очень. В той местности умерших больше в землю хоронят.
- Не просто так это сделали. Тогда уже понятно было, этот вопрос впоследствии много кто попытается его в своих интересах использовать. Ведь есть и версия владельцев шахт, несколько представителей администрации были зверски убиты шахтёрскими инструментами. Только после солдаты начали стрелять. Есть армейская версия — пулемётный огонь открыли, когда толпа пошла на оцепление в штыки. Ещё несколько имеется, одна с началом войны появилась- стрельбу открыли оставшиеся не пойманными мирренские агенты, рассчитывавшие на превращение мирного протеста в кровавую бойню и общую дестабилизацию ситуации в том регионе.
Естественно, не помешала бы эксгумация и повторное исследование. А так... Нет тела — нет дела.
- Каждая сторона решила, противостояние завершилось их победой. Шахты возобновили работу. С другой стороны, стали жёстко следить за соблюдением трудового законодательства. В первую очередь, за своевременностью выплаты зарплат. Резко ограничили возможности работодателей в наложении денежных штрафов, ввели пенсии по старости.
- Теперь на кладбище чёрного гранита куб стоит. На всех четырёх сторонах одна и та же надпись «Трагически погибшим», дата и все имена перечислены.
- Заметь, все без указаний дат жизни, должностей или званий. Это не просто так сделано. Памятник через полтора года ставили, там перечислены ещё и погибшие в предшествующие дни, а так же умершие от ран. Чтобы ещё больше туману подпустить, все имена иероглифами написаны.
- Там ещё было много... Всякого-разного.
Марина очень нехорошо щурится.
- Одним из организаторов беспорядков был некий Хорт. Насколько я знаю — твой дед.
- Двоюродный. Он умер ещё до моего рождения. С нашей линией он не общался... Хотя. У отца в сейфе лежат какие-то его записи.
- Ты знаешь нашу версию. И имеешь ещё какую-то свою. Столь любимый в пишущей среде похабный жест за спиной! Думала, хоть ты выше этого.
- Я выше! Мне не интересно, что там написано. Прошлое надо прошлому оставить.
- Только вот мы, как и предки, снова стоим по разные стороны ствола...
Рэдрия машинально кладёт руки на рукоятки пулемёта. Марина прыжком уходит с линии огня. Хорт тут же разворачивает пулемёт в другую сторону и отходит на шаг.
- Это было недоразумение!
- Как знать, как знать, - щурится Марина.
Рэдрия протягивает руку.
- Я тебе не враг!
Принцесса пожимает всё-таки с задержкой в несколько секунд.
P. S. стихи - с бескрайних просторов. Пора весь текст по-новой на главы разбивать. А то есть одна (24) в десять раз больше другой (10), и составляющая 1/8 часть произведения, притом, что происходящие там события занимают несколько часов.
Отредактировано Чистяков (09-07-2018 16:25:11)