Не меньше полувека, по самым осторожным подсчетам, понадобится только для того,
Тут скорее просится "по самым оптимистичным подсчетам".
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-3
Не меньше полувека, по самым осторожным подсчетам, понадобится только для того,
Тут скорее просится "по самым оптимистичным подсчетам".
Теперь попросим на трибуну начальника
транспортного цеха. Пусть доложит об
изыскании внутренних резервов. Доложьте нам!
М. Жванецкий.
- Это же хлам... - недовольно сказал Глебовский, старательно оттирая платком пятна ржавчины с тыльной стороны руки. - На воде он кое-как держится, но и только. Спасибо английским союзничкам, постарались... Неужели вы всерьез рассчитываете ввести его в строй? Бросьте, голубчик, это только в Николаеве, в доке, а здесь - нечего и думать. Сами видите - машины надо менять, а для этого разбирать надстройки и резать корпус. Работы на полгода, если не больше.
Щеку Адриана Никоновича украшал мазок жирной копоти. Брюки заляпаны сажей,рукав старенького пальто разорван - зацепился за острую железяку, когда выбирался на свет божий из низов «Евстафия». Гордость Черноморского флота, участник боя у мыса Сарыч, этот броненосец отплавал свое - перед уходом из Севастополя англичане взорвали паровые котлы и крышки цилиндров высокого давления, превратив могучий боевой корабль в груду железа.
По прибытии в Севастополь, спасенных с «Живого», разместили в казармах управления портом. Но отдохнуть Адриан Никнович так и не успел - не прошло и трех часов, как в казармы примчался вестовой с "Алмаза" с приказом срочно доставить инженера на крейсер.
Найдя в списке людей, принятых с «Живого», запись «А.Н. Глебовский, служащий департамента путей сообщений», командир «Алмаза», капитан первого ранга Зарин распорядился немедленно его разыскать. И когда выяснилось, что интересующий его человек - квалифицированный инженер-механик, да еще и с опытом судоремонтных работ, судьба Адриана Никоновича - во всяком случае, на ближайшие пару суток, - была решена. Не прошло и часа, как и в его распоряжение был предоставлен катер, кондуктор с двумя матросами и сопровождающий офицер - второй механик «Алмаза» мичман Солодовников.
Все утро они провели за ревизией судов, оставшихся в бухтах Севастополя. Полузатопленные, проржавевшие насквозь, и вполне исправные, выстроенные в ряд у пирсов и поставленые на бочки - их здесь были десятки. Броненосцы, эсминцы, буксиры, катера, торговые пароходы... список, который таскал в папке мичман, занимал три листа, исписанных мелким почерком.
- Ну что ж, с «Евстафием» все ясно. Очень жаль, но - безнадежно-с. Что у нас там на очереди?
Солодовников щелкну застежкой папки и принялся перебирать листы бумаги.
- Прочтите-ка еще раз, с начала - попросил инженер. - Кстати, кто его составлял?
- Список нам передал генерал-лейтенант Стогов, комендант Севастополя, он как раз занимался эвакуацией. Вот, прошу: " Всего в Севастопольской бухте в наличии: линейных кораблей - пять, крейсеров - три, миноносцев - семнадцать, - зачастил Солодовников. - ...подлодок - одна, катеров военных - восемь штук, катеров других - восемьдесят четыре, блокшивов - два, торговых судов - семьдесят одна единица».
Мичман обвел взглядом броненосцы, выстроившиеся в шеренгу рядом «Евстафием» и тяжело вздохнул. «Пантелеймон», «Иоанн Златоуст». Чуть дальше - старички, «Три святителя» и «Синоп». Грозные некогда двенадцатидюймовки слепо пялятся в пустоту, котлы давным-давно остыли, ржа, разорение, даже крысы и тараканы покинули обезлюдевшие кубрики. Больше эти корабли в море не выйдут.
- Адриан Никоныч, неужели из эдакой прорвы, нельзя отыскать хоть несколько на ходу?
Глебовский взял у мичмана листок, пробежал его глазами.
- Во-первых, мы с вами успели осмотреть только двенадцать судов, да и то наскоро, не входя в подробности. А чтобы разобраться со всеми, понадобится, по меньшей мере, месяц. А во-вторых, сами подумайте - зачем оставлять в Севастополе исправные суда, когда для эвакуации остро не хватало тоннажа? Не знаю как здесь, а в Керчи мы до последнего момента пытались отремонтировать все, что только можно!
- Здесь ситуация была несколько иной, Адриан Никонович. Суда-то были, а вот команды... и так пришлось сухопутных офицеров ставить на корабельные должности. А матросы? Кочегаром, машинистом кого попало не поставишь, так и до беды недалеко. Старший механик «Живого» рассказывал - с котлами неприятности приключились как раз из-за кочегаров!
- Да, у миноносцев этого типа котлы - слабое место. - согласился Глебовский. - Хотя я сам путеец и мало понимаю в судовых механизмах. В Керчи только оттого принял ремонтные мастерские, что не нашлось специалиста.
Вот и у нас не нашлось! - почему-то обрадовался Солодовников. - На судоремонтном, говорят, инженеров и так-то почти не осталось, а теперь и последние в эмиграцию подались. Мастеровых разыскали, человек двадцать, а инженера - ни одного! Вы уж не подведите, Адриан Никонович!
- Да я бы с радостью, голубчик, но и вы меня поймите! Одно дело - локомотивные котлы, и совсем другое - судовая машинерия! Вот вы «Живого» вспомнили, а ведь это я его ремонтировал. Вполне мог где-то напортачить. В результате - сам чуть не потоп, люди могли погибнуть! Нет, боюсь не справлюсь я...
- Справитесь! - Солодовников для пущей убедительности взял инженера за пуговицу пальто. - Не может быть, чтобы не справились! А я уж, чем могу...
- Ну ладно, - смягчился Гледовский, - давайте еще раз пройдемся по списку. Вот, к примеру, посыльные суда. Начнем, ну хоть с этого...
- «Казарский» - тут же ответил мичман. - Бывший минный крейсер, построен в Германии, на верфи Шихау. Четыреста тридцать тонн, девяностого года постройки. Хороший кораблик, мне на нем довелось ходить в четырнадцатом. Бубнов Владимир Владимирович командовал, капитан второго ранга. Машина одна три с половиной тысячи индикаторных сил, два локомотивных котла, германские. Из вооружения - три пушки Канэ семьдесят пять миллиметров, один торпедный аппарат. Было три, остальные сняли, когда перевели в разряд крейсерско-посыльных.
- Написано - машина исправна, может дать ход. - сказал Глебовский, делая пометку. - Конечно, пока пары не разведем, ничего сказать нельзя...
- Тогда его поставим первым номером. - согласился Солодовников. - Дальше что?
- Посыльное судно номер четыре.
- «Котка», миноносец. Тоже старье, финской постройки, завода в Або.
-Право же? - удивился инженер. - Как эта скорлупка сюда с самой Балтики дошла?
- Зря вы так, Адриан Никоныч! - обиделся за бывший миноносец мичман. - Эту скорлупку даже на Дальний Восток послать хотели, только потом передумали. Сперва она в средиземноморской эскадре служила а в потом и здесь. на Черном море. Нашему «Алмазу» не раз с ней доводилось встречаться, уже во время германской. «Котка» - то есть, простите, посыльное судно номер четыре, - обеспечивала полеты гидропланов, на случай, если кто на воду сядет, и надо будет разыскать и отбуксировать к авиаматке. И вооружение, есть - минный аппарат и всякая мелочь, сорок семь и тридцать пять мэмэ...
- Вооружение меня не интересует, - сухо заметил Глебовский, - А вот почему эту «Котку» здесь оставили - я бы хотел узнать.
- Команду, скорее всего, не смогли набрать. - подумав, ответил Солодовников. - Кораблик-то ничего, хоть и старый, но уж очень маленький. А людей на большие пароходы не хватало, вот и пришлось туда отдать.
- Хорошо, ставьте в список. Но ведь и вам, как я понимаю, тоже нужны вместительные суда?
- Нужны... - вздохнул Солодовников. - Только где же их взять? У броненосцев и крейсеров машины взорваны, коммерческие пароходы - сплошь ржавый хлам, все исправные транспорта ушли в Константинополь.
- А тот, на котором мы были перед «Евстафием»? - припомнил инженер. - «Березань», кажется?
- Бывший доброфлотовский «Петербург»? - удивился мичман. - На кой ляд нам это старое корыто? Ему полвека стукнуло, семидесятого года постройки. К тому же, машина неисправна, тоже англичане постарались, варвары...
- Зато корпус в отличном состоянии. И трюмы - о-го-го, какие, не то что у миноносок! Пушки, кстати, тоже имеются. Там рядом стоял паровой барказ. Если на ходу - вполне можно ею «Березань» зацепить на буксир..
Мичман зашуршал бумагой.
- Кабельное судно «Осторожный». Семьдесят четвертого года сто пятьдесят тонн, числится исправным. Машина - сто восеммьдеесят сил. Слабовата, но на рейд вытянет.
- Вот и отлично!. А еще землечерпалка номер сорок семь и «Перевоз» - паром управления севастопольского порта. С мореходностью у них неважно, зато вместительные и на ходу. Так что, хватит ползать по этому корабельному кладбищу, давайте собирать ремонтные бригады и за дело. Сами же говорили, времени в обрез!
- А по пути, Адриан Николаич, осмотрим миноносцы, «Строгий» и «Свирепый». - подхватил Солодовников. - Тут помечено, что они не на ходу, но, вроде бы, ничего серьезного. Генерал Стогов написал: их собирались наскоро подлатать и увести, но рук не хватило, вот и бросили.
***
Уже на катере, прячась от брызг за высокой рубкой, Глебовский спросил своего спутника:
- Я все не могу понять, господин мичман, что затеяло ваше начальство? Я понимаю, когда корабли готовят к эвакуации... Но вам-то зачем все это старье? Ну хорошо, выползут на рейд, а дальше что? До Босфора своим ходом ни один не дойдет, потопнут к свиньям вместе с грузом и пассажирами!
- Вы, Адриан Никонович, что собираетесь дальше делать? - спросил после короткой офицер. - Здесь, в Севастополе, останетесь, или...?
- «Или». Если бы я собирался остаться в Крыму - зачем бы тогда мне было покидать Керчь, на еще и на этой калоше? плавучем гробу?
Глебовский кивнул на «Живого», мимо которого как раз проходил катер.
- Кстати, не забыть бы: пометьте там у себя, надо им тоже заняться. В море котлы починить не смогли, а здесь, думаю, справимся легко. Вряд ли там что-то серьезное.
Солодовников послушно черкнул карандашом, убрал список в папку, щелкнул латунным замочком.
- Сейчас у нас и правда, нет времени, а вот как стемнеет - прошу на «Алмаз». Там и узнаете, что мы затеваем. А заодно, решите, что делать дальше. Видите ли, у господина капитана первого ранга есть для вас одно предложение, но вам оно может показаться несколько необычным.
Отредактировано Ромей (27-04-2017 02:27:30)
Кочегаром, механиком кого попало не поставишь, так и до беды недалеко.
Механик - офицерская должность, лучше бы, на мой взгляд, поменять на машиниста.
ухо заметил Глебовский
сухо
-Право же? - удивился инженет. - Как эта скорлупка сюда с самой Балтики дошла?
инженер
Я все не могу понять, госпоин мичман, что затеяло ваше начальство?
господин
Станки, станки!!!!
Впадая в эльфизм - единственное, что почти нереально воиспроизвезти на базе "гаражных" технологий - токарные патроны. Остальное умом, руками и стараниями. Только вот с патронами сложно.
Тягайте токарные патроны.
Ромей
А в те годы хоть какая-нибудь стандартизация котломашинных установок существовала вообще? Зачудесить, конечно, можно, но надо время, время и время, котрого нет.
Вы нам все уши прожужжали, как сложно настроить «Пробой-М» для нового скачка - а теперь путаетесь убедить, что справились с за считанные часы?
Пытаетесь.
А ведь Валка Рогачев наверняка в курсе.
Валька.
- Кстати, не забыть бы: сделайте там у сея пометку, надо им тоже заняться.
У себя.
Отредактировано Dingo (27-04-2017 11:17:33)
Тягайте токарные патроны.
Надеюсь захватили с собой пару-тройку станочков - делать другие станочки.
Надеюсь захватили с собой пару-тройку станочков - делать другие станочки.
Из всего, что можно сделать руками "на ставке" сложнее всего, причём категрически сложнее, изготовить токарный патрон.
Нет сил дёрнуть весь станок? Тащи патроны Выручишь ГОДЫ работы.
ЗЫ звучит двусмысленно
ЗЗЫ тащите токарные кулачки до кучи... Их вообще много не бывает.
Отредактировано Lokki (26-04-2017 22:53:51)
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-3