Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Департамент Особых Проектов ("Коптский крест"-6)


Департамент Особых Проектов ("Коптский крест"-6)

Сообщений 111 страница 120 из 313

111

Санкт-Петербург,
Охта.
Май 1888 г.

Охтинская Адмиралтейские верфи располагались в устье Невы, с Петровских времён, с самого  начала восемнадцатого века от Рождества Христова. В начале следующего, девятнадцатого века  собственно верфь перенесли на Галерный двор, а в 70-х годах освободившуюся территорию продали под застройку. Однако, несколько  старых эллингов военно-морское ведомство сохранило за собой – один из них и был отведён под «прожекты» инженера Костовича.
Шурик встретил меня у ворот и провёл внутрь. Стоящий на часах усатый унтер с нашивками артиллерийского кондуктора смерил меня настороженным взглядом, потребовал предъявить пропуск - и долго, старательно шевеля губами, разбирал написанные от руки строки.
- Господин Онуфриев Ярослав Леонидыч, значить? - спросил он, справившись с этой нелёгкой задачей. - Что ж, коли гумага имеется, по всей положенной форме - пожалте, проходьте! Курить только настрого запрещено, ихнее благородие Огнеслав Степаныч шибко ругаются...
Проверять документы у моего провожатого кондуктор не стал. Похоже, он, как доверенный помощник дяди Юли, считался здесь важной персоной.
Эллинг, отведённый начальством Адмиралтейской верфи Костовичу для постройки его воздушного корабля,  был изнутри пуст и гулок. Сборочный стапель только-только начали монтировать, а пока выгнутые по шаблону балки дожидались своего часа на стеллажах вдоль стен.
- Арборит. – пояснил Шурик. – Ещё одно изобретение господина Костовича – что-то вроде многослойной фанеры. Он даже фабрику открыл здесь, в Петербурге – делают из арборита бочки, ящики, сундуки, разборные домики, рангоут для морских судов. Для наших целей– самое то. Да вот, сам полюбуйся…
Он подвёл меня к длинной, не меньше тридцати метров, трубе, аккуратно уложенной на особые бруски. Диаметром труба была около четверти метра.
Я наклонился, постучал по трубе пальцем.
- Тоже фанера?
- Она самая. - подтвердил Шурик. – Алюминия-то здесь пока нет. То есть он имеется, конечно, но… когда дядя Юля заикнулся о том, что вместо арборита лучше использовать алюминий, его чуть на смех не подняли. Здесь его называют «серебро из глины» и ценят на вес золота, в самом прямом смысле. Когда англичане захотели сделать богатый подарок Дмитрию Ивановичу Менделееву в знак признания его научных заслуг, то преподнесли ему аналитические весы с чашечками из золота и алюминия. А ты говоришь – каркас…
Про каркас я даже не заикался -  но спорить с Шуриком не стал. Пусть рассказывает, у него это хорошо получается.
- Вообще-то, - продолжил он, - способ получения алюминия путём электролиза расплава глинозёма уже разработан уже года три назад. Дядя Юля говорит, что именно этот способ станет основой промышленного производства, и даже подал руководству Д.О.П.а записку по поводу организации чего-то в этом роде у нас, в России - но когда это ещё будет! А пока придётся обойтись, чем имеем. То есть  - арборитом.
В ангаре мы задержались надолго. Шурик показал мне чуть ли не каждый из готовых узлов, а под конец отвёл в «моторную мастерскую» - здесь на испытательных стендах красовался «газовый двигатель» Костовича, а рядом с ним – до боли знакомый ВАЗовский движок. Творение сербского изобретателя выглядело, как воплощение эстетики на стимпанка: большое спицевое колесо, бронзовые цилиндры, массивные шатуны, присоединённые к коленвалу тонкими, словно ноги цапли, рычагами.
- А оно что, действительно работает? Я с опаской прикоснулся к агрегату.
- А то, как же! – физиономия Шурика лучилась гордостью. – Этот двигатель, можно сказать, уже серийно производят: два таких же, , только поменьше, стоят на «Корейце» и «Разбойнике», крутят динамо для питания радиооборудования. 
Я кивнул. Два дня назад я в компании Яши и барона Корфа побывал в Кронштадте, на проводах отправляющегося на Тихий Океан отряда из двух боевых кораблей. И знал, что они, в отличие от прочих судов русского, да и любого другого флота, оснащены самыми настоящими радиостанциями. Изготовили их здесь, стараниями «научно-технической группы» Д.О.П. – и теперь тонкой аппаратуре предстояло пройти испытание океанским походом.
- Силовая установка - это вообще главная проблема. – продолжал распространяться Шурик. Было видно, что роль гида и лектора доставляет ему истинное удовольствие. – Четыре года назад, когда Костович уже развернул работы над аэроскафом, из Франции пришло сообщение о полёте дирижабля Ренара и Кребса. Их аппарат "La France" впервые в истории воздухоплавания смог описать в воздухе замкнутую кривую и возвратиться к месту старта. А мотор у них, не поверишь, был электрический, на гальванических батареях! Конечно, хватило их заряда ненадолго. Бензиновый же мотор Костовича – дело другое, он может обеспечить достаточно долгий полёт. Правда, особого доверия он пока не внушает. Одно дело на судне, в качестве вспомогательного механизма, и совсем другое – по небу с ним летать. Стрёмно как-то, знаешь ли… Вот дядя Юля и предложил поставить на первый построенный аэроскаф движок с «Жигуля». Опробуем конструкцию корабля, устраним детские болезни – а там, глядишь, и новое двигло подоспеет. Уже местного производства, потомок вот этого чуда.
Шурик ласково прохлопал изобретение Костовича по бронзовой станине.
- По местным меркам конструкция вполне удачная. На испытаниях исправно выдаёт восемьдесят лошадок, и это при весе в четверть тонны! А лучший на сегодня немецкий бензомотор весом вдвое больше едва развивает пятнадцать! Схема, как видишь, оппозитная, четырёхтактник, даже электрическое зажигание есть. И всё же – сырой, с ним ещё работать и работать.
- А смысл? – спросил я. – Скопировали бы ВАЗовский движок, чего велосипед-то изобретать?
- Я тоже так предложил. – вздохнул Шурик. – Уровень технологий не позволяет. И для этого-то агрегата большую часть деталей детали пришлось заказывать в Германии, у нас пока не тянут. И потом, дядя Юля против – говорит, надо развивать местную инженерную школу, и для этого проекты Костовича подходят, как нельзя лучше. Он для этого даже собирается затребовать лучших студентов из Питерской "техноложки" - так они здесь называют Технологический институт. Но, конечно, кое-какие решения позаимствуем, не без этого…
Я подошёл к большому чертежу, пришпиленному к дощатой стене эллинга. Да, затея Костовича воистину грандиозна: корпус объемом в пять тысяч кубических метров будет иметь в длину шестьдесят четыре метра и двенадцать – в диаметре. Посередине насквозь через корпус проходит вертикальная шахта-труба, в которой расположены машинное отделение и кабина для экипажа. Скелета-каркаса из поперечных обручей-шпангоутов и продольных балок-стрингеров, как на германских цеппелинах жёсткой конструкции, тут нет и в помине. Основой каркаса аэроскафа служит горизонтальная круговая ферма, прилегающая изнутри к шелковой оболочке баллона. От верхнего и нижнего концов шахты к ферме, подобно спицам к ободу колеса велосипеда, протянуты расчалки – они, согласно задумке изобретателя, должны придавать всей конструкции необходимые жесткость и прочность.
Главный приводной вал – та самая тридцатиметровая арборитовая труба – проложен по оси баллона, от моторного отделения в центральной части шахты до кормы, где его увенчивает здоровенный четырёхлопастной пропеллер. Руль же я после недолгих поисков обнаружил не на корме, а на носу.
- И когда состоится первый полёт?
- Костович планирует через полгода. Кстати, пилотировать его собирается не кто-нибудь, а сам цесаревич Георгий – если к тому времени вернётся из плавания. Но, боюсь, придётся цесаревичу подождать ещё годик, очень уж много непроверенных, сконструированных буквально с нуля узлов, которые придётся допиливать по месту.
- Да уж… - я хмыкнул, не собираясь скрывать своего скептического отношения в конструкции сербского изобретателя. - Один руль на носу чего стоит! Да и затея с трубой-валом, прямо скажем, сомнительная. Лучше уж использовать классическую схему: установить двигатель в гондоле, а пропеллеры вынести по сторонам, на решётчатых фермах. Ну, или на крайняк, в задней части самой гондолы.
- Вот и дядя Юля так считает. – Шурик поглядел на меня с явным одобрением. – Костович поначалу ни в какую не желал что-то менять - ругался, спорил до хрипоты. Сдался, только когда мы показали ему на ноуте чертежи германских цеппелинов времён Первой Мировой. Сейчас днюет и ночует у себя в конторе – переделывает всю конструкцию…
Я отошёл от чертежа. Пожалуй, хватит с меня разговоров о железках и прочем арборите. Пора перейти к главной цели моего  визита.
«Попробуй прокачать своего приятеля на предмет дальнейших планов. – инструктировал меня Яша. Только мягко, ненавязчиво. Пойми главное: Д.О.П. не собирается навязывать вам что-то помимо вашей воли - но, конечно, заинтересованы в том, чтобы использовать таланты каждого наиболее полно. А с тобой он, надеюсь, будет откровеннее…»
- Если не секрет - чем собираешься заняться? В смысле – когда достроите аэроскаф? Будешь и дальше работать с дядей Юлей? Ты же, если мне память не изменяет, айтишник, программист – и вдруг подался в инженеры-механики!
- Так-то оно так, Славка, но тут вот какое дело. Свои компьютеры здесь появятся ещё очень нескоро, а возиться с привезённым из будущего софтом мне, откровенно говоря, скучно. С этим и Колян справится. А тут – реальная возможность утереть нос Сантос-Дюмону и графу Цеппелину. А там, глядишь, и до самолётов дело дойдёт.
Шурик немного помедлил. А когда ответил – в голосе его звучала решимость.
«Похоже, этот уже определился. Яша расстроится, грамотные компьютерщики у Д.О.П.а на вес золота. Но отговаривать Шурика я не собираюсь…"
Мой собеседник словно прочёл эти мысли.
- Ты пойми, я ведь не отказываюсь: если понадобится консультация по прямой моей специальности, то всегда рад помочь. Но воздухоплавание и авиация – это у меня всерьёз и надолго.
Он похлопал меня по плечу.
- Что это мы всё обо мне, да обо мне? У тебя-то как дела?
Я вздохнул и приготовился рассказывать.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t367617.png
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t264902.png
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t459795.png

Отредактировано Ромей (01-12-2021 09:39:42)

+2

112

Ромей написал(а):

Может и так. Но ведь покупали!

Состоятельные люди покупали пирожки на станциях, причем не в станционных буфетах и ресторанах, а прямо с лотков незнакомых уличных торговок?   o.O

Отредактировано Игорь К. (30-11-2021 12:02:36)

0

113

Ромей написал(а):

- Аборит. – пояснил Шурик

Странно. Вроде ведь арборит?

+1

114

Игорь К. написал(а):

Состоятельные люди покупали пирожки на станциях, причем не в станционных буфетах и ресторанах, а прямо с лотков незнакомых уличных торговок?   

Отредактировано Игорь К. (Сегодня 12:02:36)

Именно так, не раз встречал описания. Хотя, конечно, могли и прислугу послать.
Но если уж вышли размять ноги на перрон - отчего ж заодно не затариться? Возможно, даже находили в этом действе некую особую прелесть - ближе к народу, так сказать...

0

115

Перезалил крайний фрагмент, добавив горсть заклёпок.

0

116

Игорь К. написал(а):

Странно. Вроде ведь арборит?

Спасибо, исправил.

0

117

Ромей написал(а):

Именно так, не раз встречал описания. Хотя, конечно, могли и прислугу послать.

Салтыкова-Щедрина они не читали, видимо. И с Гиляровским мало общались. Да и в обычных газетах тогда вполне писали, про то, как люди травятся фальсификатами и просрочкой. Впрочем, Вам виднее.

0

118

Писали, да.
Но у нас народ рисковый. И потом, пирожок с картошкой или грибами и луком подделать непросто.

0

119

От Охты до центра Питера пришлось добираться на извозчике. Честно говоря, я предпочёл бы конку - уж очень забавны эти конные трамвайчики, особенно, если ехать на империале, открытой площадке второго этажа. А что? Офицерского звания я не имею (местным «золотопогонникам» категорически запрещено пользоваться конкой, как слишком простонародным видом транспорта), а вид на городские улицы с империала открывается превосходный. Если, конечно, не обращать внимания на изрядную тесноту, а так же речевые обороты иных пассажиров,  страшно далёкие от русского литературного языка…
Но, увы, «конная железная дорога» сюда ещё не проложена, так что пришлось удовольствоваться «ванькой» - так здесь именуют извозчиков самого жалкого пошиба, владельцев самых раздолбанных экипажей, самой ветхой, нередко подгнившей, упряжи  и самых жалких, заморенных кляч. «Ваньки» обыкновенно приезжают из своих деревень на промыслы зимой, но некоторые остаются и на лето, меняя санки на пролётки. Одну из таких я тормознул вблизи «проходной» с цербером-кондуктором – и велел везти на Литейный. Извозчичья кобыла, классическая «волчья сыть, травяной мешок» с редкой гривой и подозрительно выпирающими рёбрами, плелась неспешно. Я не торопил, пользуясь случаем обдумать и разложить по полочкам последствия недавнего визита.
   Поймите правильно: сомнительная роль шпиона, выясняющего планы своих собственных друзей, нисколько меня не угнетала. В конце концов, Д.О.П. никому из нас не желает зла, вовсе даже наоборот, а что Яша и его непосредственный начальник, барон Корф стараются держать руку на пульсе  – ну, так оно и понятно. Любая серьёзная спецслужба должна быть в курсе настроений своих сотрудников.
Особенно таких сотрудников.
Как я попал к Яше? Ну, это просто: ещё в Москве, узнав, что я учился в академии МВД, он решил забрать меня в свою контору. Сотрудник полиции, пусть и стажёр практикант, из двадцать первого века оказался для него сущей находкой – особенно в расчёте на использование технических средств наблюдения и сыска, о которых здесь никто не слыхал, и ещё нескоро услышит. Об этом я и рассказал Шурику   в конце концов, никто не требовал от меня скрывать что-то от таких же как я, попаданцев. «Новоприбывших», как называют нас с лёгкой руки репортёра Гиляровского, запустившего это словечко ещё во время наших московских похождений.
Кроме Шурика я успел навестить и прочих своих спутников. С ними всё оказалось ещё проще. Олежик занят по специальности – работает в «медицинском отделе» Д.О.П.а под руководством доктора Каретникова. Под их попечение отдали и Ромку  -  он так и не пришёл в себя после лилового луча «четырёхпалых» и до сих пор пребывает в своей странной коме.
Колян – ну, тут всё просто. Корф, узнав что он состоял экспертом в Басманном РУВД без лишних разговоров забрал его в следственный отдел своего департамента. Параллельно с основными своими занятиями Колян преподаёт на «Особых курсах», где особо отобранных офицеров обучают премудростям владения техникой будущего. Как и Олежек, он вполне доволен открывающимися перспективами, и менять что-то не собирается.
Кроме Коляна имеется ещё один специалист-айтишник. Виктор, доверенный член радикальной группы Вой тюка, их главный специалист по электронике. Захваченный во время мартовского неудачного покушения на императора, он сделал правильный выбор, согласившись сотрудничать с Д.О.П.ом. Мне Виктор знаком, хотя и заочно – это его записи помогли отыскать ход к подземному порталу. Кстати, Шурик с дядей Юлей рвутся пообщаться с ним на предмет изучения червоточин, но Корф всячески оттягивает эту встречу, ссылаясь на крайнюю занятость своего «подневольного» сотрудника. Тоже, между прочим, тема для размышлений – чем руководствуется барон, препятствуя их знакомству?
Алиса… о ней разговор особый. За три недели, прошедшие после нашего приезда в Питер я видел её всего пару раз,  и толком не знаю, чем она сейчас занята. Да и не моё это дело – Яша, давая поручение присмотреться к моим спутникам, особо уточнил, что к Алисе это не относится. Однако сегодня мне предстоит встретиться с ней на ужине у Никоновых, куда приглашены все «новоприбывшие». Вот там и попробую расспросить  – уже по собственной инициативе.
Но вернёмся к  «сыскноому бюро» и моей там работе. Электроники и прочего оборудования у Яши хватает: что-то было изъято после разгрома группы Войтюка, что-то приволокли из будущего наши коллеги-попаданцы ещё до закрытия порталов-червоточин. И не просто забросили, а успели применить на деле – я изрядно позабавился, слушая, как Яша выслеживал террористов-народовольцев при помощи детского «шпионского» набора, состоящего из направленного микрофона с прозрачной параболической чашкой и игрушечного дрона-квадрокоптера. Игрушки-то они, конечно, игрушки, да ещё и китайские  - однако делу послужили хорошо. А теперь в распоряжении Д.О.П.а (а заодно, я Яшиной конторы) недурной комплект специфической шпионской аппаратуры - в том числе и вполне профессиональной, который мне предстоит освоить.
Потому что дел у «сыскного бюро» невпроворот. Местные масоны и завсегдатаи спиритических кружков, тщательно профильтрованные агентами британской разведки – именно этом публикой, как объявил недавно Яша, мне  и предстоит заняться. Что ж, надеюсь не ударить в грязь лицом: конечно, Академия МВД это не спецшкола ФСБ, где готовят оперативников для наружки и наблюдения с помощью хитроумных технических средств – но всё же, чему-то меня успели научить?
Пролётка простучала колёсами по брусчатке Литейного. «Ванька» прикрикнул на своего одра (коняга недовольно мотнула головой и громко фыркнула) и затормозил на углу Фурштадтской, откуда до  неприметного особняка, в котором располагалось «сыскное бюро», полтора квартала пешком. Я сунул извозчику двугривенный, отказался от сдачи и сошёл на тротуар, вымощенный шестиугольными дубовыми плашками.
На экране «Самсунга» (я, как и прочие «новоприбывшие», по-прежнему таскал мобильник в кармане) мигали цифры – 15.43. До встречи с Яшей  остаётся  минут сорок и, пожалуй, можно успеть пообедать...
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t712099.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t766214.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t626328.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t712122.jpg

Отредактировано Ромей (01-12-2021 11:00:23)

+1

120

Ромей написал(а):

Охтинская Адмиралтейские верфи располагались в устье Невы, с Петровских времён

Либо Охтинская Адмиралтейская верфь, либо Охтинские Адмиралтейские верфи. Я склоняюсь ко второму, ибо в единственном числе это слово не встречал.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Департамент Особых Проектов ("Коптский крест"-6)