Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-8. Самый последний довод.


Коптский крест-8. Самый последний довод.

Сообщений 11 страница 20 из 185

11

Ромей написал(а):

ританская эскадра отстаивается на своих базах и, по слухам, готовить на какой-то сюрприз

готовит...

0

12

- Про британские новые броненосцы класса «Адмирал» ты, надеюсь, слышал? – осведомился Яша. – Головной корабль серии – «Коллингвуд», спущен на воду в восемьдесят втором, принят в состав флота два года назад, в июле восемьдесят седьмого. За ним через год последовали «Бенбоу» и «Родней», а три месяца назад сразу три…
-  «Хоув», «Кэмпердаун» и «Энсон». – я не стал дожидаться окончания лекции. -  Англичане перемудрили с орудиями главного калибра, и в итоге ввод в строй новых броненосцев растянулся на лишние три с половиной года.  И, кстати, это ты мичмана  Российского Императорского флота учить собрался, мазута сухопутная? Я, чтоб ты знал, ещё в Корпусе наизусть вызубрил всё, что связано с «Адмиралами».
- Вот и славно, вот и хорошо… - Яша сделал вид, что не заметил моего праведного возмущения. - Тогда ты конечно, в курсе, что из этих шести четыре входят в состав Средиземноморской эскадры Королевского Флота, а два других…
- …входят в состав эскадры Канала, базирующейся в Портсмуте. Какие ещё новости ты собираешься мне сообщить? Может, расскажешь, что корабли теперь двигаются с помощью пара?
- Ну-ну, не заводись… - Яша сделал примирительный жест. - Это ты всё правильно сказал, но только, наверное, не знаешь, что «Коллингвуд» и «Бенбоу» две недели назад покинули Мальту и сейчас стоят в Портсмуте вместе с двумя другими «Адмиралами», «Энсоном» и «Кэмпердауном». Согласно сведениям, добытым агентурной сетью Д.О.П. в Британии, эти четыре броненосца станут ядром эскадры, которая в апреле отправится на Балтику под командованием вице-адмирала Хорнби. Ты, надеюсь, понимаешь, чем это пахнет?
Я покачал головой. Новость была по-настоящему скверной.
- Дерьмом. Дерьмом это пахнет, вот чем. У стенок Нового Адмиралтейства сейчас в спешном порядке достраивают «Гангут» и «Александра Второго» - но даже если каким-то чудом успеют сдать их флоту до начала весенней кампании– всё равно, эти два броненосца четвёрке «Адмиралов» не соперники. А кроме них на Балтике только старичок «Пётр Великий», броненосные фрегаты да башенные корыта береговой обороны вроде «Грейга» и «Чичагова».
- Вот именно, так оно и есть. – закивал Яша.  - Кронштадт, конечно, прикрыт фортами, ряжевыми линиями и  минными постановками, к столице англичане не прорвутся. А вот остальным портам Финского залива и Балтики боюсь, не поздоровится.  А уж если британцы сумеют под сурдинку втянуть в войну и Швецию, как рассчитывали сделать в 77-м…
- Ну, не так всё плохо… - сказал я. – А Никонов с его особой минной дивизией? Её ведь как раз на такой случай и создавали. Когда окончательно стало ясно, что англичане этим летом в Балтику не полезут, дивизия провела учения в Рижском заливе, и результаты показала превосходные...
- Только на них и надежда. – согласился Яша. – на них, на Кронштадтские форты… и вот на это.
И он поставил передо мной на стол серебристый тоненький «МакАйр». Экран засветился, открылся вордовский файл.
- Флешку сегодня утром прислали из нашего посольства в Берлине.
Я кивнул. Дело обычное – посланцы Корфа в особо ответственных случаях пользовались электронными носителями информации, почесть содержимое которых невозможно здесь по определению. 
На то, чтобы пробежать глазами три страницы текста ушло минуты полторы. Я отодвинул ноутбук от себя и с изумлением уставился на собеседника.
- Вы у себя в Д.О.П.е совсем с ума посходили, что ли?
- К твоему сведению, барон самолично разрабатывал операцию. А тебя решил подключить в самый последний момент. Больше некого – ты ведь совсем недавно работал в Англии,  флотской спецификой владеешь, мичман, как-никак. И, главное – умеешь управляться с этой вашей аппаратурой. Человека с таким набором навыков сейчас, уж извини, взять неоткуда, а действовать нужно быстро. «Гамаюн» через четыре дня выйдет в море из Гамбурга, и к тому времени мы с тобой должны быть на той стороне Ла-Манша.
-А в Париж-то зачем ехать? – Я никак не мог переварить сообщение. – Раз уж такая спешка, то двинем из Берлина в Антверпен на поезде, там сядем на пароход и завтра к вечеру сойдём на берег в Дувре.
В Париже нам надо кое-что забрать. – объяснил Яша. – барон заранее переправил аппаратуру, документы и всё прочее своей пассии, Алисе. У неё получим груз – и в Англию!
- Что ж, если так… - я закрыл крышку ноута. – Но учти: на Эйфелеву башню я всё равно поднимусь, как ты не подгоняй! Когда ещё выпадет случай…
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t582766.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t282009.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t377486.png

+3

13

Уникальное положение руководителя Департамента Особых Проектов в административной структуре Российской Империи позволяло ему многое. Вряд ли даже канцлер обладал большей степенью свободы –  барон Корф при необходимости мог делать всё, что ему заблагорассудится, отчитываясь только и исключительно перед Государем. Но такой отчёт приходилось давать потом, после того, как решения будут приняты и реализованы – а до тех пор практически все высшие чиновники Империи, должны были оказывать Д.О.П.у любое потребное содействие - причём делать это по первому требованию.  Однако, будучи человеком разумным, барон не злоупотреблял без крайней необходимости своими «чрезвычайными полномочиями»/ А потому, вместо того, чтобы потребовать откомандировать капитана первого ранга Никонова в распоряжение Департамента, он к вице-адмиралу Чихачёву, занимавшему хлопотную должность Морского министра, с этой просьбой, ради чего самолично приехал под шпиц – так флотские офицеры именовали здание Адмиралтейства.
Николай Матвеевич Чихачёв, принявший управление Морским ведомством Империи меньше года назад, немало успел претерпеть от Корфа и возглавляемого им департамента. Пришлось в пожарном порядке пересматривать двадцатилетнюю судостроительную программу, вводить в строй новые подразделения, включая сюда и заново создаваемые воздухоплавательные части. Но Николай Матвеевич был не в обиде на беспокойного барона – на его глазах флот, которому Чихачёв посвятил всю свою жизнь, обретал новое, невиданное доселе качество. Правда, теперь, когда война с Англией стала свершившимся фактом,  приходилось срочно перекраивать планы стратегического развёртывания балтийских эскадр, исходя из появившихся и толком ещё не опробованных в деле  технических новинок вроде мин новой системы, дирижаблей, радиосвязи. Но вице-адмирал был полон оптимизма: возможно, Балтийский флот не достиг пока пика своей боеготовности, но ему было чем удивить «владычицу морей» - и удивить весьма неприятно.  И когда Корф попросил – именно попросил, а не потребовал! – временно откомандировать в его распоряжение  капитана первого ранга Никонова, возражать Чихачёв не стал. Формирование «Особой минной дивизии» было завершено, личный состав занимался боевой подготовкой, ловя пригожие осенние деньки, и Морской министр вполне мог пойти навстречу барону – намекнув, что ждёт ответной любезности в виде  объяснений, зачем это, собственно, Корфу понадобилось.
Конечно, всесильный начальник Д.О.П.а мог отказать. Да, Чихачёв, как и он, допущен к высшим секретам Империи - но отчитываться перед ним барон не обязан. Тем не менее, он предпочёл намёк понять, и в течение примерно получаса излагал вице-адмиралу подробности предстоящей операции. Чем окончательно убедил собеседника пойти навстречу, тем более, в случае успеха задуманного, задача, стоящая перед флотом существенно упростится. А там, чем чёрт не шутит,  может и удастся сорвать отправку военной экспедиции на Балтику, или хотя бы получить новую  отсрочку?  Пусть тогда дипломаты стараются, тянут время,  а там весна следующего, 1890-го года перейдёт в лето - глядишь, и получится урегулировать этот идиотский конфликт, сведя дело к миру. Всё же лишние полгода подготовки лишними не будут - за это время наверняка войдут в состав флота два новых броненосца, «Гангут» и «Александр Второй», получится нарастить запасы якорных мин нового образца, ввести в строй новый быстроходный минный заградитель и эскадру дирижаблей нового, тяжёлого типа. Базироваться они будут не на борту судна, а на берегу, на одном из островов Моонзундского архипелага - там уже третий месяц в полнейшей тайне возводится воздухоплавательная станция с мастерскими, эллингами для воздушных кораблей, причальными мачтами и подземными бункерами, где будут храниться  запасы топлива и боеприпасов. Когда станция войдёт в строй, стартующие с неё воздушные корабли смогут держать под наблюдением всю Балтику. И не только наводить на обнаруженного противника ударные соединения Балтфлота, но и наносить удары с воздуха с помощью бомб и самодвижущихся мин новой конструкции, сбрасываемых с помощью парашютов – как раз сейчас специалисты Д.О.П.а заканчивают испытания этой удивительной новинки…
Дав согласие насчёт Никонова, Морской министр выполнил и другую просьбу барона - откомандировать вместе с ним лейтенанта Георгия Романов и ещё трёх воздухоплавателей из команды «Змея Горыныча».  Их места в гондолах дирижаблей займут запасные экипажи (надо ведь и им учиться!) а эта четвёрка действительно обладает боевым опытом, без которого в такой головоломной операции не обойтись. Чихачёв лишь осведомился, не возражает ли венценосный батюшка лейтенанта Романова против такого назначения и, получив заверения что нет, никаких возражений нет и в помине, успокоился. Цесаревич, конечно, знает своё дело и виртуозно управляет воздушным кораблём – но пусть уж лучше ответственность за его жизнь и безопасность ляжет на плечи этого лощёного кавалергарда.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t862455.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t785997.png
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t277808.png

+3

14

IV

- Жаль, что Россия отказалась участвовать в этой выставке. – сказал Яша.– Уж нам-то есть что показать, а не только всякие бессмысленные железяки!
Мы стояли возле французского павильона – небольшого, в форме параллелепипеда в стиле рококо, с вычурной колоннадой по периметру крыши. Сам павильон, алебастрово-белый, как и богато украшающая его лепнина,  лепниной
- Ничего себе, бессмысленная железяка! – возмущённо фыркнула Алиса. – Если хотите знать, мсье Гершензон, вскоре эта башня станет символом Парижа! 
- А я, вроде, читал в газете, что её через двадцать лет разберут… - Яша, задрав голову, рассматривал попирающую небо решётчатую конструкцию. – Там ещё было письмо какого-то ревнителя традиций – так тот возмущался, что парижанам все эти годы этих лет придётся смотреть… как это он выразился…
Он наморщил лоб, потом щёлкнул пальцами:
- Да, точно: «… парижане будут вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса»!
- Хорошо излагает, собака. – согласился я с попутчиком. – Что до бойкота, которое наше благословенное Отечество объявило Всемирной выставке, то тут ларчик просто открывался: французы, видишь ли, не нашли ничего лучшего, как приурочить это мероприятие к столетию взятия Бастилии – и ожидаемо получили в ответ отказ от участия крупнейших европейских монархий, заявивших что не желают участвовать в праздновании столетия казни законного монарха.
- Зато неофициально русская экспедиция всё же присутствует. – заметила Алиса.  – Спасибо энтузиастам из «Русского технического общества» - размах экспозиции, конечно, вышел не тот, но и на том спасибо, хоть что-то смогли привезти!
- Всё равно Корф не позволил бы продемонстрировать наши последние достижения. – добавил я. – Секретность, сам понимаешь…
Да я что, я так… вздохнул Яша. – Правда, обидно – могли бы всех этих французов и прочую публику на место поставить. Помнишь, как Георгий рассказывал про Марсель, как там встречали его «Тавриду»? так здесь шума было бы гораздо больше…
- Что верно – то верно. – не стал спорить я. – Только вот сейчас Георгию точно не до того, чтобы развлекать публику, хотя бы и на Всемирной выставке.
- Ладно, не вышло – и не надо. – резюмировал Яша. - Пошли, поднимемся на башню. Там вон какая очередь, а нам с утра нужно на вокзал.
- Успеем, мон шер. – улыбнулась Алиса. Груз уже едет в Кале, сутки у нас точно есть. Что до очереди – то можете не волноваться, меня, как участницу выставки, пропустят вперёд.
Планируя операцию, Корф предусмотрел для нас безопасный способ проникновения на территорию противника. Получив письмо барона, Алиса в темпе договорилась о проведении в Лондоне показа последней коллекции своего модного дома – «только модели, дебютирующие на Всемирной выставке, господа!» - и теперь мы вместе с ней должны были отправиться на ту сторону Ла-Манша, в качестве её сотрудников. Мощный радиопередатчик и кое-какие полезные вещички ехали, тщательно спрятанные среди кофров, коробок и картонок с продукцией «Модного дома «Алиса» - так теперь именовалось заведение, которое Алиса унаследовала от Вероники Клеймёновой. Прежняя хозяйка и основательница модного дома погибла в июле прошлого, 1888-го года от рук Геннадия Войтюка – экстремиста и главы террористической группы, состоявшей из выходцев из ХХI-го века. Впрочем, ему тоже не повезло – тяжело раненый, искалеченный, он был захвачен эмиссарами Д.О.П. и тайно переправлен в Россию для вдумчивого разбирательства*. 
- Но мы-то не участники выставки! – забеспокоился Яша. – Нам с Иваном, значит, очередь выстаивать? Так это часа три, не меньше…
И он кивнул на огромный хвост из посетителей выставки, протянувшийся между павильонов к подножию башни.
- Пройдёте со мной, как сопровождающие лица. И вообще – что вы, мсье Гершензон, там забыли? Башня и башня, не очень даже и высокая. В наше время там был довольно приличный ресторан, но сейчас до этого наверняка ещё не додумались. Спасибо, хоть подъёмник устроили, на манер то ли лифта, то ли вагончика фуникулёра – а то не хватало ещё карабкаться на такую верхотуру!

* Эти события описаны в шестой книге цикла «Д.О.П. – Департамент Особых Проектов»

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t117107.jpg

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t392073.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t189909.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t679699.jpg

Отредактировано Ромей (13-01-2023 13:18:23)

+4

15

Над крышами кварталов, примыкающих к реке, над бесчисленными лодками, баржами, катерами, пароходиками, облепившими оба берега, повисли два гудка – первый протяжный, хриплый, второй – короткий, отрывистый. Под кормовым свесом забурлил белопенный водоворот, в котором и мелькал мусор, комки водорослей и дохлые рыбёшки. Эльба, да ещё городской черте, где она на всём протяжении одета в набережные-пристани не может похвастаться чистотой своих вод…
Меленький буксир – чёрный, с жёлтой рубкой размером ненамного больше собачьей будки, и тонкой, с красной полосой посередине, трубой, из которой валила жирная угольная копоть – тоненько свистнул в ответ и отвалил от высокого борта. Пароход снова прогудел, на этот раз три раза подряд, коротко, отрывисто -  и двинулся по судоходному фарватеру в сторону устья Эльбы, мимо набережных, которых не видно было из-за пришвартованных разномастных посудин.
- Дядюшка Ганс, а что это за слово такое – «Слейпнир»? спросил палубный матрос. Он только что закончил смазывать стоящую на полубаке буксира ручную лебёдку и присел отдохнуть на бухту троса. Орудия своего труда – жестянку с перетопленным китовым жиром и жгут из ветоши – матрос аккуратно пристроил между ступней. Не приведи Бог, опрокинешь – шкипер не одобрит. Может и затрещину отвесить, за ним не заржавеет…
- Я сам толком не знаю. – признался шкипер.  – Моя младшая, она учится в женской гимназии, в пятом классе, говорила вроде, что-то про коня какого-то древнего то ли героя, то ли короля, только я не запомнил. Да и не всё ли равно? Вечно ты, Альберт, о всякой ерунде думаешь, чем делом заниматься!
«Слейпниром» назывался большой однотрубный грузопассажирский пароход, который их буксир только что оттащил от причальной стенки завода, принадлежавшего судостроительной компании «Howaldtswerke-Deutsche Werft». Здесь строили большие пассажирские и грузовые суда,  спускали га воду броненосцы, крейсера и  канонерки и для «Кайзерлихмарине», и по заказу других стран, от Бразилии до Китая - но «Слейпнир», насколько было известно шкиперу, подвергся на верфи лишь частичной модернизации. В тавернах поговаривали, что пароход перестроили по заказу флота Германской Империи - однако, сегодня на корме его развивался не военно-морской, а чёрно-бело-красный торговый флаг.
Шкиперу уже приходилось иметь дело с чем-то подобным– и тоже здесь, у достроечной стенки «Howaldtswerke-Deutsche Werft». В тот раз это было не грузопассажирское корыто, а быстроходный пассажирский лайнер-трансатлантик «Августа-Виктория», но изменения, которые внесли в его конструкцию гамбургские корабелы, были точь-в-точь как те, что производились недавно на «Слейпнире». Из двух мачт оставили одну, соорудили на корме нечто вроде разборного эллинга из фанерных щитов и парусины, а на месте срезанной мачты поставили нечто вроде длинной кран-балки. Вот, кстати, и ход у «Слейпнира тоже отличный – всего на пол-узла меньше, чем у «Августа-Виктории».
Шкипер и его приятели опорожнили немало кружек тёмного пива за спорами о том, зачем понадобились подобные нововведения – но так и не пришли к единому мнению. Зато они хорошо видели, как поднимали на «Слейпнир» длинные, тщательно закупоренные в просмолённую парусину ящики – и как пеклись об их сохранности сопровождающие груз мужчины люди, все до одного с выправкой, наводящей на мысль о военном флоте. Один из грузчиков уверял дядюшку Ганса, что когда они чуть не уронили ящик – сопровождающий, с виду, чистый боцман, обложил растяп отборными ругательствами на русском языке. Шкипер этому верил – из Гамбурга шёл непрерывный поток грузов в русские порты. Правда, он несколько иссяк за последние два-три месяца из-за войны между Россией и Британией. Война эта, хоть и была объявлена, но никак не могла толком начаться – а вот с морским сообщением их Гамбурга в Петербург, Ригу, Гельсингфорс и другие российские порты было покончено. Впрочем, гамбургские грузчики, имевшие с этого торгового оборота свою ежедневную кружку пива и пару сосисок с тушёной капустой не слишком-то огорчались – торговля по-прежнему шла, только не через русские, а через шведские порты, где грузы переваливали на русские и финские каботажные линии…
И всё же дядюшке Гансу не давал покоя груз «Слейпнира» и, главное, эти самые сопровождающие, слишком уж похожие на военных моряков. Помнится, и на «Августу-Викторию» поднимались такие же – только тогда это было объяснимо, поскольку судно приобретали именно русские для своего военного флота. И полиции сегодня в порту непривычно много  – в точности, как сегодня, когда поднимали на борт те загадочные ящики…
«Слейпнир» уже скрывался за поворотом реки – сейчас дядюшке Гансу была видна только корма с громоздким эллингом и низко нависшей грузовой стрелой. Шкипер прощально квакнул вслед гудком буксира, и выбросил все вопросы из головы. Возле угольного пирса  ждала своей очереди невзрачная, с облупленными в рыжих потёках, бортами баржа, доверху заваленная антрацитом. Дядюшка Ганс недовольно покачал головой и сплюнул за борт –   да, для того, чтобы дотащить это ржавое старое корыто до пункта назначения, их буксиру придётся основательно поднапрячь свои далеко не новые механизмы…

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t750098.png
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t972189.jpg

Отредактировано Ромей (14-01-2023 10:18:01)

+3

16

Ромей написал(а):

Здесь строили большие пассажирские суда и броненосные фрегаты для () - но «Слейпнир», насколько известно было шкиперу, подвергся на верфи лишь частичной модернизации.

Что то пропущено...

+1

17

- Слейпнир – это, кажется, из древнегерманских легенд? мифологии? – спросил Никонов. – Какое-то мифическое существо с головой лошади?
- Конь, только восьминогий. – старший помощник поправил воротник кителя. – Личное средство передвижения бога Одина, и порождение другого бога – коварного Локи. В-общем, до нашего Змея Горыныча не дотягивает – тот хоть оседлать себя никому не позволил…
Никонов спрятал усмешку. Острота старшего помощника была понятна – «Слейпнир» стал вторым судном-носителем дирижаблей в Российском Императорском Флоте вслед за «Змеем Горынычем». Построенный, как и его предшественник на гамбургской верфи, он подвергся переделке в соответствии с новыми задачами и уже в море был передан новой команде. Прежний капитан пожал Никонову руку, распил с офицерами бутылку «Мозеля» - и вместе со своими людьми перешёл на пароходик, сопровождавший «Слейпнира» в выходе в море. Сыграли большой сбор; на кормовом флагштоке взлетел и заполоскался Андреевский флаг, и новый дирижабленосец, именуемый с этого момента «Гамаюн» повернул форштевень на вест. Когда судно минует траверз маяка Борнриф, что стоит на островке Амаланд, входящем в гряду Фризских островов, оно повернёт немного к зюйду. К пункту назначения  в двадцати милях к осту от городка Маргит, что расположился в самой восточной точке графства Кент, на оконечности острова Танет. Там должна был начаться следующий, главный этап операции, которую в секретных документах Департамента Особых Проектов именовали «Ветер с Балтики».
В эллинге, установленном на палубе «Слейпнира» и в сопряжённом с ним трюмном помещении уже вовсю кипела работа. Матросы под руководством боцмана разбирали палубу; внизу уже извлекли из ящиков и собрали гондолу новенького, с иголочки лёгкого дирижабля. Техники и мотористы крепили тросами и сетками пока ещё пустую оболочку «блимпа», крепили на свои места двигатель, топливные баки и прочее оборудование. В дальнем углу трюма, отгороженном перегородкой из листов кровельного железа, шла работа с газодобывательной станцией – засыпали в специальные баки железные опилки, подсоединяли к штуцерам гибкие гуттаперчевые шланги, заливали содержимое баков вонючей кислотой. Вовсю гудели дополнительно установленные на верфи вытяжные вентиляторы – без них едкие пары быстро заполнили бы помещение и находиться там стало бы невозможно.
Матросы с уважением косились на лейтенанта, командующего авиагруппой «Гамаюна», распоряжавшегося этими деликатными и опасными работами:  хоть и цесаревич, наследник престола российского – а поди ж ты, не брезгует такой опасной и не самой престижной работой!
Георгий действительно не отходил от установки, намереваясь проконтролировать все этапы заполнения оболочки «блимпа» водородом. После этого дирижабль поднимут вверх, в эллинг, сдвинут секции разборной палубы и будут готовить к вылету, проверяя двигатели, устройства управления и бомбосбрасыватели. Техники же займутся подготовкой второго аппарата, носящего название «Свеаборг». По плану операции «Ветер с Балтики» оба дирижабля должны стартовать с корабля-матки, имея на борту положенный груз, пересечь береговую черту в районе Маргета, миновать графства Кент и Восточный Сассекс над сушей, после чего снова «замочить ноги» возле Гастингса. К Портсмуту, конечной точке этого авантюрного рейда, они подойдут с юга, со стороны Ла-Манша. Конечно, существовала вероятность – честно говоря, весьма высокая, - что «блимпы» будут замечены с земли. Однако ни Георгия, ни капитана первого ранга Никонова, отвечавшего за ход операции, это не слишком волновало. Согласно донесениям агентов  Корфа, в Гринвиче уже около месяца шли испытания двух дирижаблей, спешно построенных по заказу Королевского Флота, и жители сопредельных графств попривыкли к виду «колбас», болтающихся в небе. К тому же, над Ла-Маншем они окажутся уже в темноте, пойдут разумеется, с выключенными огнями – поди, отследи их в тёмном осеннем небе! «Гамаюн» же тем временем снова поднимет германский торговый флаг и повернёт к зюйду. Минует Па-де-Кале и будет ждать «блимпы» в Ла-Манше, в двадцати милях от острова Уайт. Это  была самый опасный, а пожалуй, что и рискованный этап операции – после него «Гамаюн» должен был на всех парах покинуть Ла-Манш и, обогнув с запада Ирландию, следовать в домой – мимо Фарерских островов и дальше, в Норвежское море, вдоль северных берегов Скандинавии, в русский порт Архангельск. Ни Корф, планировавший этот набег, ни Никонов не собирались рисковать ещё раз, прорываясь на Балтику через датские проливы, которые неусыпно стерегли крейсера Королевского Флота.
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t526801.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t181679.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t341904.jpg

Отредактировано Ромей (14-01-2023 12:48:15)

+4

18

VI

Адъютант поставил на стол поднос и неслышно удалился. Олег Иванович взял стакан – чай был горячий, почти кипяток, и заварен крепко, с краснотой, как любил хозяин кабинета. Барон встал из-за стола, привычно-огромного, словно флайдек десантного вертолётоносца, украшенного монументальным чернильными прибором и стеклянной колбой химической зажигательницы. Раскрыл резные дверцы секретера, задумчиво перебрал бутылки и, приняв, наконец, решение, извлёк на свет божий початую бутылку рома, судя по рукописной этикетке, наилучшего  кубинского. Семёнов усмехнулся – решительно ничего не изменилось с тех пор, как он впервые побывал в кабинете новоназначенного начальника Д.О.П.а. Позвольте, когда же это было? Не так-то  и давно всего-то года полтора назад…
Вслед за Корфом он набулькал в чай рома - совсем немного, для аромата, день ещё только начинался и злоупотреблять крепким не следовало – и  взял с блюдечка на подносе дольку лимона. Барон посмотрел на визитёра, покачал головой  и крякнул – как показалось Олегу Ивановичу раздосадовано.
- Я понимаю, вы, господин Семёнов, не слишком довольны тем, что я держал вас в неведении о миссии, которая была приготовлена для вашего сына. – начал он наконец. – Но и вы должны понимать, что…
- Иван - хоть и мой сын, но он уже не ребёнок и даже не воспитанник Морского Корпуса, а мичман Российского флота. – Олег Иванович постарался, чтобы ответ прозвучал по возможности сухо. – И вы, барон, вовсе не обязаны спрашивать у меня одобрения, чтобы поручить ему какое-то дело.
Он кривил душой – и собеседнику это было хорошо известно. По сложившейся практике Корф обсуждал с Семёновым все задания, которые он, как руководитель Д.О.П собирался возложить но «гостей из будущего». Во всяком случае, те из них, что были связаны с подобным риском.
- Дело не только в этом… барон решительно отодвинул стакан с чаем, извлёк из ящика стола рюмки, плеснул в них рома и подал один визитёру. – Видите ли, то что происходит сейчас, те задачи, что  стоят перед нами, требуют людей совершенно особого склада.
Олег Иванович терпеливо ждал, не прикасаясь к рому.
- Людей, для кого… как бы это сказать…  - барон пошевелил перед собой в воздухе двумя пальцами, загадочным образом ухитряясь удерживать двумя другими рюмку. - …таких, для кого не существует такого понятия, как невозможно. Всё, что происходило с ними за эти годы, само по себе уже невозможно, так что…
Он опорожнил рюмку, отправил вслед за ромом ломтик лимона. Олег Иванович после секундного колебания последовал его примеру.
- Вы сам, господин Семёнов, ваш сын, поручик Смольский, Николай Овчинников, Яша Гершензон, разумеется – как раз из этой категории. Подумайте об этом, и станет ясно, что выбор у меня был не так уж велик - особенно с учётом владения некоторыми полезными навыками. Он, как вы только что заметили, моряк, и к тому же лучше других обращается со всеми этими вашими хитрыми штучками, и в особенности, с устройствами связи. Что до того, что я только сейчас сообщил вам об этой операции -  подобные вещи удаются только один раз и лишь при условии полнейшей внезапности. А значит…
- Секретность, да…. Кивнул Олег Иванович. – Это-то я прекрасно понимаю, барон, но и вы меня поймите.
Всё же, он хоть и офицер, но ваш сын. – кивнул Корф. – Но,  как мне кажется, он вполне доказал, что в состоянии справиться и не с таким, не так ли?
Олег Иванович кивнул. Конечно, ему было тревожно за Ивана – но и приятно слышать, как высоко оценивает Корф – да и не только Корф, это ему было точно известно -  способности его сына.
- Надеюсь, что так. Но я вот чего не понимаю, барон: зачем вообще понадобилась эта авантюра? Насколько мне известно, англичане, дожидаясь свои «Адмиралы» с Мальты, слишком затянули отправку экспедиции на Балтику, и перенесли её на будущую весну.
Барон снова наполнил стопки.
- В том-то и дело, друг мой, что отложили. В том-то всё и дело.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t980145.jpg

+3

19

- Всегда хотел пожить недельку-другую как герои викторианских романов. – сказал я.  – В небольшом коттедже,  чтобы была лестница на галерею второго этажа с дубовыми балясинами, спальня наверху, а внизу, на первом этаже обязательно  столовая с камином. И ещё чтобы домохозяйка – эдакая миссис Хадсон из фильмов о Шерлоке Холмсе. Ты ведь смотрел, помнишь?
Коттедж, который мы нашли по газетному объявлению, целиком соответствовал моим мечтаниям. И даже домохозяйка была в точности, как Рина Зелёная  - невысокая, сухонькая, в вечном чепце и по-английски пунктуальная. Узнав, что постояльцы никакие не лондонцы и даже не британцы,  а вовсе даже наоборот,  явились в Англию «из колоний» (так она назвала Североамериканские Штаты) миссис Бэббидж недовольно поджала губы. Но смолчала – готовность гостей платить наличными за неделю вперёд произвела на неё должное впечатление.
- Ну, недельку-другую - это вряд ли. – отозвался Яша, рассматривая морской пейзаж в вычурной золочёной рамке, висящий слева от камина. -  А вот пару дней я тебе гарантировать, пожалуй, могу. При условии, конечно, что ты не собираешься сидеть тут сиднем, не показывая нос на улицу.
Вопросов вроде «кто такая эта Рина Зелёная у моего спутника не возникло– он, как и другие мои здешние друзья, пересмотрел и эти фильмы, и многие другие на экранах ноутбуков. Что касается сыщика с Бейкер стрит, то первая повесть, где он упоминался, «Этюд в багровых тонах», вышла в свет два года назад и уже была переведена на русский.
- Да помню я, помню.  – буркнул я в ответ на подколку. - На мысу, не доходя до маяка, красный домик с черепичной крышей, его владелец сдаёт отдыхающим напрокат парусные лодки.
- Миссис Бэббидж говорила, что можно взять лодку на несколько дней, и тогда хозяин не станет сдавать её другим и будет поддерживать в постоянной готовности. Вдруг гостям вбредёт в голову прокатиться в неурочное время?
- Ещё как взбредёт. – подтвердил я. – Завтра с утречка добежим под парусом до Портсмута – тут недалеко, миль девять, только надо обогнуть остров Хейлинг. Тут никаких проблем не предвидится, не то, что с проникновением в гавань.
- А что, могут не пустить? – забеспокоился Яша. – Говорили, вроде, что никаких особых мер безопасности нет, даже иностранные суда, идущие в Портсмут, толком не досматривают.
- Так и есть. – подтвердил я. - Днём попасть в гавань вообще не проблема, а вот с темнотой могут и завернуть. Власти, видишь ли, беспокоятся, чтобы какой-нибудь рыбак или бестолковый турист вроде нас с тобой не угодил в темноте под форштевень большого судна – вот и закрывают гавань.
- И что же мы будем делать?
- Пройдём, пока ещё светло. Отыщем укромное местечко подальше от пирсов, и будем изображать двух идиотов, решивших порыбачить в миле от стоянки флота Её Величества королевы Виктории. Здесь к таким причудам относятся с пониманием. А завтра проделаем всё это без захода в гавань, только понаблюдаем издали.
Ясно. – кивнул мой спутник. - А пока, может, сказать миссис Бэббидж подать обед? – Я не сторонник здешней кухни, но с дороги закинул чего-нибудь в рот. К тому же, здесь, как я слышал, превосходно жарят треску, а я к ней  неравнодушен…
Все действия мы с Яшей спланировали заранее, ещё на той стороне Ла-Манша. Прибыв в Лондон, мы предоставили Алисе управляться с её модными делами, а сами потребовали в гостиничный номер газету с объявлениями о сдаче домов в наём. Понадобилось около часа, чтобы отыскать то, что нас устраивало – вот этот самый коттедж в городишке Уэст-Уиттеринг, в восьми милях к востоку от Портсмута. Затем последовал визит в контору, через которую было размешено объявление. Вежливый молодой клерк, словно сошедший со страниц Конана Дойля, не меньше получаса расписывал нам все прелести выбранной недвижимости. Если верить его словам, это было то самое описанное Джеромом «уединенное старосветское  местечко, вдали от шумной толпы, забытый  уголок,  спрятанный  феями  от  глаз суетного  света,  гнездо  орлиное,  что  взнесено  на Времени утес, куда еле доносится шум бурных волн девятнадцатого века…»
Поскольку мы, в отличие от Гарриса, не страдали по «Спортивному листку» и пачке табака, за которой придётся ходить до ближайшей станции миль десять, предложение нам подошло. Оставив задаток, мы обговорили с клерком кое-какие детали и получили заверения, что он сейчас же даст телеграмму хозяйке коттеджа, чтобы та ждала гостей. После чего, сделав кое-какие покупки и попросив портье заказать для нас два билета на утренний поезд, отправляющийся с вокзала «Виктория», вернулись в отель. Разложили в номере на кровати приобретённую в книжной лавке карту - и принялись ползать по ней пальцами, изучая Портсмутскую гавань, где отстаивалась в ожидании славных дел броненосная эскадра вице-адмирала Хорнби. 

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t190068.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t734556.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t40025.jpg

Отредактировано Ромей (15-01-2023 15:21:50)

+4

20

Чему-чему, а обращению с парусами в Морском Корпусе учили на славу. И не одной только классике, в виде работы на марсах и реях учебного корвета «Воевода», но и  шлюпочному делу, и управлению малыми судами – парусными лодками, небольшими одно- и двухмачтовыми яхтами, даже буерами, на которых мы рассекали зимой по льду Финского залива.  Так что освоение прогулочной парусной лодки, взятой нами напрокат, никаких проблем для меня не составило.
Это была крепкая посудина длиной около семнадцати футов с корпусом, набранным из ясеневых дощечек  и подобием палубы на полубаке, под которой располагался ящик для провизии и прочих припасов, необходимых для пикника на воде. «Летиции» - такое название носило арендованное судно - была крашена в весёленький зелёный цвет с белым транцем, планширем и привальными брусьями. П парусное вооружение составляли гафельный грот и стаксель; в комплект к ним можно было поставить над гафелем ещё и маленький трапецевидный топсель, но владелец отсоветовал нам делать это. «Зюйд-вест задувает сегодня крепко, джентльмены. – сообщил он. - Если вырежетесь за остров  Хейлинг, как бы не пришлось вместо топселя брать рифы!» Я решил последовать его совету – с утра действительно задувало, и лучше было провести в пути лишние сорок минут, чем возиться с треснувшей мачтой, а потом выгребать к берегу на вёслах.
Предупреждения старого моремана (судя по тёмно-багровой морщинистой физиономии и волосатым лапам, обильно украшенным якорями и русалками, владелец лодки изрядную часть жизни провёл на флоте) оказались вполне уместны. В восемь утра мы подняли паруса и вышли в море; примерно через час ветер разошёлся до четырёх баллов, появились барашки, волна, идущая с юго-запада, со стороны острова Уайт достигали трёх с половиной футов в высоту. «Летиция», накренившись так, что планширь нет-нет, да чертил по волне, бежала в бакштаг, я развалился на корме в обнимку с румпелем и с видом опытного морского волка покрикивал на Яшу, приставленному к стаксель-шкоту.
Когда мы поравнялись с западной оконечностью Портси, на котором, собственно, и располагалась большая часть города Портсмут, нас догнало авизо, спешащее куда-то под Юнион-Джеком. Я полюбовался слегка откинутыми назад мачтами, элегантным изгибом корпуса, разглядел револьверные «Гочкисы» под чехлами на палубе. С мостика нам помахал совсем юный морской офицер; Яша проорал что-то приветственное и, выдерживая имидж грубоватого янки, потряс над головой бутылкой. На том наше общение с королевским флотом закончилось; авизо унёсся вперёд, оставив нас вместе с «Летицией» подпрыгивать на разведённой им волне.
В гавань Портсмута можно было попасть двумя путями: миновать пролив между Портси и островом Хейлинг, пересечь мелководный залив Лангстон-Харбор, после чего на вёслах протиснуться по двухмильной кишке пролива Портсбридж-Крик, отделяющего остров Портси от материковой Англии. Вариант этот сулил немало преимуществ, и, прежде всего, незаметность - в эт– время суток залив был полон рыбачьих и прогулочных лодок, владельцы которых не решились бросить вызов морским волнам. Хуже было то, что наступало время прилива, на пике которого Портсбридж-Крик нередко обсыхал – вода уходила прочь, и застрявшим там горе-путешественникам пришлось бы убираться, несолоно хлебавши, или дожидаться подъёма воды на образовавшейся песчаной отмели – на потеху местным зевакам, которые, уж конечно, не упустили бы случая поупражняться в остроумии.  Так что мы выбрали второй, самый очевидный путь – войти в  Портсмут-Харбор с юга, по судоходному фарватеру, минуя пролив Те-Солент. 
Уже на подходах мне стало ясно, что в саму гавань, нам собственно, и не надо. Броненосцы Хорби выстроились на рейде Спитхэда, где со времён короля Эдуарда Третьего располагалась главная якорная стоянка Королевского Флота и проводились все военно-морские смотры. Акватория битком набита мелкими судами всех мастей: лодками, отчаянно коптящими паровыми катерами и, кончено, прогулочными яхтами, от гордых красавиц с вымпелами аристократических яхт-клубов до прогулочных крошек вроде нашей Летиции. На одной из таких я имел удовольствие прокатиться по Спитхэдскому рейду – в прошлый свой визит в Англию, когда мы с Варенькой любовались с борта Новой Каледонии» эскадрой вице-адмирала Хорнби.
Это воспоминание остро кольнуло мне сердце – я по-прежнему рассекаю воды Спитхэдского рейда, а где она – одному богу известно… и одному богу известно, увижу ли я её снова…
- Удивительная беспечность! – сказал Яша. «Никому и в голову не пришло закрыть зевакам вроде нас доступ к военным кораблям, а ведь Англия ведёт войну!
- Здесь это не принято. – отозвался я. - Да и у нас, в Кронштадте, то же самое , там вообще по воскресеньям публику пускают на борт. И вообще: должны же  законопослушные британцы должны видеть, на что идут их налоги!
- Ну, нам же проще. – буркнул Яша. - Держи прямо руль, я буду снимать…
Действительно, пора оставить горькие мысли т  подумать о том, ради чего мы сюда явились. Вот они - четыре эскадренных броненосца типа «Адмирал» возвышаются среди всей этой водоплавающей мелочи подобно чёрным островам в пенном море – «Коллингвуд», «Бенбоу», «Энсон» и замыкающий «Кэмпердаун». Позади, на возвышенном берегу угрюмо громоздились бастионы замка Саутси. Я правил вдоль броненосной шеренги, а Яша водил туда-сюда видеокамерой, тщательно фиксируя любую мелочь – дистанции между мателотами, пришвартованные к бортам шлюпки, наличие –вернее сказать, полное отсутствие – противоторпедных сетей. детали. Вечером, в отеле, когда придёт время планировать предстоящие действия во всех подробностях, мы всё это хорошенько рассмотрим.

http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t536867.webp
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t566521.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t600120.jpg
http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t212993.png

Отредактировано Ромей (15-01-2023 19:09:46)

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский крест-8. Самый последний довод.