Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Статья - "Магия в литературе"


Статья - "Магия в литературе"

Сообщений 51 страница 60 из 94

51

Wild Cat написал(а):

А иногда штамп может быть и полезным - анпример, в рассказе, когда короткой отсылкой к массовуму стереотипу можно заменить немало строк текста и, например, сохранить динамику сюжета...

Таки да, согласен полностью.

0

52

А вообще штампов в литературе накопилось столько, что, думаю, теперь уже сложно что-то написать, не попав ни под один из них :)

0

53

Смотрю с тоской, дружок, на ваше поколенье.
Все ждут метафизической халявы.
Сезам откроется по щучьему веленью.
А накась, выкуси! О времена, о нравы!
         Тимур Шаов

Моё личное мнение о магии совпадает с цитатой.

0

54

RaraBestia написал(а):

Моё личное мнение о магии совпадает с цитатой.

Да, думаю, Вы в Ваших произведениях и без магии вполне успешно создаете полный сюр (в хорошем смысле этого слова) :) :) :)

0

55

Таки немного дозрел до потока связных мыслей (жара, стоматологи, работа думать в данном направлении мешают ой как). Итак, попробую накидать что-нито, а потом совместно разгребем. Для начала выдам "на гора" банальное:
1. Жанры это хорошо. Как слабо сформулированные определения - будем пользоваться ими по мере необходимости.
2. Хорошая литература подразумевает несколько жанров в одном тексте. Т.е. штампы и приемы могут или складываться арифметически, или встраиваться в более сложные формы необходимые автору для решения его задач.

Теперь немного отгородившись от жанров (вернемся к ним еще, вернемся) прикинем, какие задачи может решать автор в своем произведении. Таковых три (это функции любого творчества и игры):
- компенсация (чего в жизни не хватает?)
- обучение (навыки, технологии)
- личностное творчество.
Причем, эти задачи актуальны и в восприятии читателя (получает от него то, чего ему не хватает, чему-то учится, познает себя), и для автора (получает гонорар, признание читателей, учится при подготовке текста и на опыте своей же работы, творит мир произведения и себя самого).

Что там у нас компенсируется? Вопрос этот важен не только для простейших коммерческих проектов, но и для произведений классических. Ибо всем чего-то не хватает.
1. Основные физиологические потребности: половое влечение, голод. Порно не кошерно, да и ведет к быстрому насыщению, посему в литературе не столь востребовано, хотя нарастание желания можно реализовать и тут, постоянно повышая градус секса и разнообразя его. Зато эротизм разной степени затушеванности рулит. Чем тут может помочь магия? Антуражностью (длинноухая эльфа, безбашенная оборотниха/оборотень, сексуальная вампирша, блин). Хотя того же эффекта можно добиться и кучей других способов. Т.е. применение данного приема решается немного в другой сфере задач. Для решения проблемы голода вообще магия не обязательна. Вот.

2. Основные психо-социальные потребности:
- Расширяющаяся перспектива (об этом забывают почти все, а зря, одна из действительно базовых потребностей человека – видеть возможность роста, физического, имущественного, социального, информационного, духовного) – вот тут магия рулит. До определенного момента – читерство быстро обесценивает игру (а жизнь это игра). И если автор уложится в короткое произведение, успев закончить его до этого самого обесценивания, все просто. Если нет – придется вешать ограничения, а потом и вообще, по закону больших форм создавать систему. Формой этой потребности является стремление к эскапизму.
- Другой потребностью является ВЛАСТЬ. Родственна первой, т.к. является мерой возможностей субъекта по изменению некоей системы (только надо не забывать, что субъект при этом должен находиться внутри и вне системы одновременно, впрочем, для коротких форм это не актуально), а значит отвечает и за расширение перспективы… Опять же, до определенного момента… Но суть – магия почти равнозначна власти по своему определению – пожелал-случилось. Именно этот момент педалируют массовые приключения магов, и эксплуатируют серьезные авторы, решая проблему Власти (очень даже серьезная проблема).
- Еще одна потребность – признание другими, социальный статус. Ну тут магия, как штамп значимой маргинальности опять в выигрыше. Если не любят близкие, то хотя бы боятся. Ну и свободы море – обязанностей перед миром у мага, согласно многим штампам (но не здравому смыслу и не серьезным произведениям) не наблюдается.
- И нельзя забыть потребность в адреналине. Нужен он нам иногда. Оттого и приключения нас зовут. И хотя создать таковые можно и без магии… но см. предыдущие пункты.
Психические потребности (любовь и т.д.) опускаю - человеческие отношения существуют всегда, без конкретной привязки к магии или не магии...

продолжение следует

Есть еще один пункт – потребность высказаться. И высказаться иначе, в пику. И тут играет как раз заштампованность магического приема – некоторые авторы создают произведения от противного. Забавно, что и серьезные авторы иногда начинают с этого.

Отредактировано Прибылов (05-08-2010 13:51:06)

+1

56

permeakra
Вы позволите разместить Ваши материалы на моем сайте? Разумеется, с указанием Вашего авторства и проч?

0

57

Т.о. легко можно увидеть, что и почему магия, как литературный прием популярна в литературе ориентированной в первую очередь на возмещение того, чего нам в жизни не хватает. Т.е. в «песочнице» (однако, следует помнить, что и здесь полно прекрасных произведений).

Попробуем теперь обратиться ко второй функции – обучению… Сразу надо сказать, что это уже не песочница. Здесь от автора и текста требуется не только сюжет, но и содержание, богатый антураж, к которому как классной доске нужно привести читателя и заставить ДУМАТЬ. То есть искать противоречия, формулировать вопросы и решать их. Только таким образом можно чему-то научить.
Мда. А чему может научить магия? Тут некоторые из зала кричат: «Ничему!!!». Все согласны? Нет? Есть и другое мнение: «Может!». Кто-то говорит, что научным дисциплинам точно не научит? Хе!
Однако, если вспомнить метод доказательства от противного, то почему бы не представить способ изложения от противного? Так, литературная магия может оказаться:
- прямым противником, соперником ГГ. И в этом случае он может научными методами решать задачи магических противников (вспомним отличный советский филь про приключения школьников в сказочном лесу, или несколько замечательных советских же мультфильмов).
- отнюдь не магией! Как пример – восприятие реальности бриттами в «Кембрии». Не сразу в тексте прозвучит эта правда, а сначала будет вполне себе магия.
Этот способ вполне успешно эксплуатируется при решении довольно специфической задачи – вытягивания читателя на уровень научного мышления. Т.е. это или подростковая литература или… вот задумался, кому интересна этнопсихология? Однако, такие кадры точно есть – я, к примеру.

Пожалуй, на этом магия в литературе, как проводник научного знания заканчивается. Но научным знанием человеческие навыки не исчерпываются. Об этом после перерыва…

+2

58

Вывод: описание развитых тех- и маг- миров могут совпадать.
Сергей Козловский

Два примера покойного мастера:
Роджер Желязны "Создания света, создания тьмы"
Роджер Желязны "Бог/Лорд/Князь Света"

Отредактировано Dimo (06-08-2010 03:32:09)

+1

59

Dimo написал(а):

Роджер Желязны "Создания света, создания тьмы"
Роджер Желязны "Бог/Лорд/Князь Света"

Вторую книгу читаю и перечитываю. Вы правы, уважаемый коллега. Это, на мой взгляд, наилучший пример магии, в основе которой лежит техника.

0

60

Пожалуй, на этом магия в литературе, как проводник научного знания заканчивается. Но научным знанием человеческие навыки не исчерпываются. К таковым, я по своему экстремизму, не отношу не только эмпирические и религиозные знания, но и т.н. гуманитарные науки, которые науками в строгом смысле не являются, т.к. за редчайшим исключением:
- зависят от субъекта наблюдения
- при использовании одной методологии дают не одинаковый результат (статистически близкий, но «почти» и «часто» не равно «точно» и «всегда», нельзя быть немножко мертвым или немножко беременной).
Один мой знакомый назвал эти «науки» вероятностными. Согласен с ним – вероятно это науки. Где-то.
Но, оспаривать ценность этих дисциплин я не буду. Да и другим не советую. Впрочем, не об этом разговор.
Дело в том, что дисциплинами их называют не зря – в основе каждой из них лежит метод общий и для научных знаний (и для религии) – дисциплина ума, школа мышления. И вот эту дисциплину, а так же некоторые гуманитарные технологии можно и нужно воспитывать с помощью литературы использующей магию.
К такой литературе относятся:
- довольно не маленький пласт социальной фантастики. Магия есть часть нашего мира, как бы мы к ней не относились, потому и в конструируемых мирах от нее никуда не деться. Причем формы и значимость, она может принимать разные, но! В отличие от уровня «песочницы», становясь частью социальной и мировой системы, довольно жестко ограничена законами существования системы. На этом уровне уже нет речи о Черных Властелинах и Великих Героях. Боги и маги, герои и короли действуют в паутине системных связей и противовесов. Здесь место прописанных и объясненных систем. Не научных, так эмпирических обоснований. Здесь школа которая дает представление о социальных законах, о философии, диалектике, здесь место, где нужно учиться критическому мышлению, метафоре, анализу…
- тексты-ребусы, тексты-шарады, тексты-загадки. Магия здесь используется исключительно в качестве аллюзии, а сами тексты насквозь метафоричны. Ярчайшие примеры - обе "Алисы" и "Мастер и Маргарита". Пусть мне плюнут в рожу (вернее, себе в монитор) те, кто готов утверждать, что в них нет магии и учиться у этих произведений нечему. Кстати, показательно, что автор "Алис" математик, а цитаты из нее дергают в первую очередь гуманитарии.
Однако, общее число текстов эксплуатирующих данный уровень относительно не велико – вообще количество людей желающих учиться, да и достаточно наученных чтобы учить других, мало, а тут еще и целый кусок – собственно-научная сфера отрезается. Вот.

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Статья - "Магия в литературе"