Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » И этих людей хотел победить Гитлер?!


И этих людей хотел победить Гитлер?!

Сообщений 61 страница 70 из 122

61

Извиняюсь, если уже где-то было, но сама личностью, о которой дальше пойдет речь, заинтересовалась, когда всерьез начала собирать материалы по истории старейшего в стране танкового училища - Орловского. Человек, который был и танкистом, и партизаном (партизанское движение - моя главная тематика), сразу же привлек мое внимание. А сейчас попалась на глаза очень качественная статья о нем.

Военная мудрость 

Перечитывая Зощенко, наткнулся я в малоизвестных ныне "Рассказах о партизанах" на историю про «Неуловимый отряд товарища Германа», который в дремучих псковских лесах был очень силен, и чуть ли не открывал в селах и деревнях напротив немецких комендатур сельсоветы и исполкомы, да так твёрдо отстаивал Советскую власть, что каратели и прочая нечисть предпочитали перемещаться по «своей стороне», не пытаясь переходить дорогу.
Очень смешно.
Все мы знаем Зощенко, как выдающегося мастера гротеска, гиперболы и сарказма. Но вот выдумщиком и фантазёром я его совсем не считаю, тем более, что тема в те годы (а рассказ 1947 года) была более чем серьёзная.
Ни с того, ни с сего решил я предпринять небольшое изыскание. В мемуарах известных деятелей партизанского движения я ничего внятного на сей счёт не обнаружил, что только раззадорило.
И вот что удалось установить.
Заранее предупреждаю, что истории хотя и выглядят совершенно фантастичными, однако всё изложенное базируется на исторических фактах. Убеждать кого-либо и приводить объёмистый список первоисточников я не собираюсь, любой Фома Неверующий легко может предпринять собственное путешествие в историю.
Итак.
Начнем с того, что никакого таинственного «товарища Германа» не было. А был вполне реальный кадровый офицер, капитан Красной Армии Герман Александр Викторович. Родился в 1915 г. в Ленинграде. Русский. Член КПСС с 1942 г. Перед войной несколько лет жил и учился в Москве. Выпускник Орловского танкового училища, окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. С июля 1941 г.— на Северо-Западном фронте, офицер разведотдела, отвечал за связь и координацию партизанских отрядов. В сентябре 1941 года был направлен в немецкий тыл, основная задача - разведка, уничтожение немцев и диверсии на коммуникациях. Первоначальная численность отряда составляла около 100-150 бойцов.
Отряд не только успешно воевал, но и совершенно нетрадиционно для партизан обустроился - в глубине лесов, вдали от наезженных дорог возникла стационарная база, со временем превратившаяся в настоящий укрепрайон - с капитальными строениями, казармами, кухнями, банями, лазаретом, штабом, складами и т.п.
К лету 1942 года успехи отряда, командирский талант и хозяйственные способности Германа привели к тому, что на его базе была сформирована кадровая партизанская бригада, численность её возросла до 2500 человек, зона боевых действий распространилась на большую часть территории Порховского, Пожеревицкого, Славковичского, Новоржевского, Островского и других районов Псковской области.

Но - остановимся. О деятельности А.В. Германа, о его военных новациях и не-стандартных решениях можно рассказывать сколь угодно долго, приводить сотни примеров, и всё будет мало и не даст полного впечатления об этом талантливом человеке.
А теперь - несколько фактов.
Впервые в партизанской практике Германом рядом с базой был создан стационарный аэродром, прорублена просека в лесу, оборудована полоса и инфраструктура для приема тяжелых транспортных самолетов, выставлены посты оповещения и зенитные расчёты. Проблема снабжения и связи с «большой землей» была решена. Несколько попыток поднять истребительную авиацию на перехват партизанских самолетов закончились атаками (захватить аэродром, конечно, было нереальной задачей) на нефтяную базу в городе Порхов и авиасклады в поселке Пушкинские Горы, в результате были уничтожены все расходные запасы горючего, боеприпасов и прочего. Полк оказался небоеспособным и не смог выполнять боевые задачи на фронте. За партизан могли и поругать, а вот за такие последствия можно реально «загреметь». Командир полка люфтваффе это отчётливо понимал. И самолеты в «лес» летали регулярно.

Впрочем, Герману этого показалось мало. В ходе одной из вылазок была обнаружена проходившая недалеко от базы «торфяная» узкоколейная железная дорога с брошенным на ней впопыхах при отступлении подвижным составом - паровозами, вагонами и платформами. Дорога вела к линии фронта, причём по самым глухим топям и болотам (собственно, там торф и добывается). Была одна незадача - участок узкоколейки проходил по окраине узловой станции Подсевы, служившей перевалочным пунктом немецкой армии и имевшей сильный гарнизон. При необходимости перевозок каждый раз наносились сокрушительные удары по станции и «под шумок» партизанские составы успешно проходили нехорошее место. В конце концов (жить-то хочется) командование гарнизона просто прекратило обращать внимание на снующие туда-сюда через окраину станции маленькие паровозики и вагончики, тем более, что они проблем особых не создавали, вели себя прилично и предпочитали перемещаться по ночам. Всё это время осуществлялись партизанские перевозки с линии фронта (!) в тыл противника (!) по железной дороге (!). Такого никогда не было ни до, ни после.

После плановой замены прежнего состава гарнизона на станцию прибыл новый комендант, из штабных, майор Паульвиц. Несмотря на «тонкие» намеки сменщика, ситуация с постоянно следующими через его станцию составами противника его настолько поразила, что тем же вечером путь был перерезан и очередной транспорт попал в засаду. Наутро станция была стремительным ударом захвачена и удерживалась несколько дней, гарнизон уничтожен, грузы взорваны или взяты трофеями. Попутно были «капитально» взорваны пять мостов, в том числе - стратегический, через реку Кебь. Дорога «встала» ровно на 12 дней. Кто именно застрелил Паульвица точно неизвестно, по крайней мере, в рапортах бригады этот подвиг ни за кем из партизан не значится.
По воспоминаниям железнодорожников колючую проволоку с путей немцы вскоре оттянули ДО узкой колеи и в упор её больше не замечали.

Любителей «бефель унд орднунг» начало беспокоить такое безобразие. Из абвернебенштелле Смоленска прибыла спецгруппа под началом авторитетного специалиста по борьбе с партизанами (имя не сохранилось, да и неважно). На совести этого «умельца» было около десятка уничтоженных партизанских отрядов на Смоленщине. Используя свои агентурные каналы, Герман выявил секрет его успеха: при захвате или уничтожении партизан с них снимали одежду и обувь, давали понюхать обычным полицейским ищейкам - после чего отряд карателей выдвигался по следам точно на партизанскую базу, минуя все топи, засады и мины. Использование известных методов - посыпание следов махоркой, поливание мочой не помогало, потому как сей факт только подтверждал правильность маршрута. Группы стали уходить одной дорогой, а возвращаться - другой. Сразу после прохода «туда» дорожка тщательно минировалась. Как и после прохода «обратно». С самим «умельцем» (после гибели нескольких карательных отрядов он быстро сообразил, в чём дело, и сам не «вёлся» на этот трюк) разобрались ещё более изящно: заминировав на глазах у пленённого «языка» по стандартной схеме «обратную дорожку», дальше повели его по секретной притопленной гати. Точно неизвестно как, но он всё-таки сбежал и вернулся к своим по этой гати. Живой. Значит, гать чистая. Абверовец, довольно потирая руки, затребовал большой отряд, и нагло улыбаясь, повел его в обход мин именно этим путем. Сам не вернулся и две роты СС «демобилизовал». Гать всё-таки взорвалась, без особого шума. С обеих концов одновременно. Стрелять не пришлось, болото справилось стопроцентно. Командование встревожилось - как мог бесследно пропасть ВЕСЬ отряд СС, да ещё без всяких признаков боя? Но больше базу найти не пытались до осени 1943 года.

С местным населением отношения у бригады Германа складывались более чем дружественные. Благодаря действующим на базе аэропорту и ж/д вокзалу(!) было налажено сносное снабжение, так что партизанских продотрядов селяне не видели, да и немцы предпочитали в селах близ отряда по известным причинам харчами не разживаться и население лишний раз своим присутствием не беспокоить.

Постепенно Герман начал менять тактику на подконтрольной территории - от чисто военной к военно-политической. Был организован военный трибунал, который проводил открытые выездные заседания в селах и деревнях (институт полицаев и прочих старост и пособников мгновенно исчез как биологический вид, а попавшиеся немцы переводились в статус военнопленных, и по железной дороге отправлялись в лагеря на Большую Землю... да-да... мимо той самой станции Подсевы).

Открыт лазарет, в который могли обратиться окрестные жители и получить посильную медицинскую помощь. В тяжелых случаях врачи выезжали на дом (!). Советская «скорая помощь» в немецком тылу. Да-а..
С целью решения текущих вопросов сформированы временные сельсоветы и исполкомы, которые выезжали на места, занимались пропагандистской работой и вели прием населения. Конечно, здания напротив немецких комендатур они не занимали, как иронизирует Зощенко, приезжали ненадолго и в заранее подобранное место, но, тем не менее...
Тут и случилось непоправимое. Нет-нет, никакой исполком захвачен не был, и среди больных немецких лазутчиков не случилось.

На очередной прием подпольного исполкома заявилась депутация станционного гарнизона, этаких поумневших наследников Паульвица, с нижайшей просьбой - их должны заменить, очень хочется обратно, в Фатерлянд, к семьям. А поскольку пути и мосты в округе все взорваны, а дороги заминированы и вообще - по ним всё равно не проехать, то... нельзя ли им получить пропуск? Или по партизанской железке выбраться (одна ведь только и исправна), но в обратном направлении. А они, вообще, ничего. Со всем пониманием. Составы исправно пропускают и даже за путями следят, чтоб не повредил кто.

Через несколько дней и вовсе заявился офицер из местной фельдкомендатуры с жалобой на отряд фуражиров из какой-то соседней части, которые рыскают по деревням и заготавливают для себя продовольствие и овес, чему селяне совсем не рады. А поскольку он лично и его воины своей шкурой за это бесчинство отвечать не собираются, то, нельзя ли... этот отряд... ну... в общем, выгнать восвояси?
Неизвестно, чем для просителей закончились эти ирреальные иски (о последствиях в первоисточниках не сказано, хотя сами эти факты отмечены), но каким-то образом они стали известны высокому командованию, в том числе и в Берлине.

Сказать, что командование было взбешено - это ничего не сказать. Целый ворох местных начальников и офицеров был арестован, осужден, разжалован или отправлен на фронт. Невзирая на напряженную обстановку, с фронта была ЦЕЛИКОМ снята боеспособная дивизия вместе с танками, артиллерией и авиацией и две части СС общей численностью около 4500 человек.
Бригада была окружена, завязались упорные бои, выводом командовал лично Герман спланировал очередную блестящую комбинацию, и, хотя и с потерями, бригада успешно прорвалась к регулярным войскам, уничтожив более половины атакующих войск. В ходе боя командир 3 партизанской бригады полковник Александр Викторович Герман был трижды ранен, последнее ранение в голову оказалось смертельным. Он погиб 6 сентября 1943 года близ деревни Житницы. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Читая сухую официальную сводку (...бригадой под командованием Германа с июня 1942 года по сентябрь 1943 года уничтожено 9652 гитлеровца, совершено 44 крушения железнодорожных эшелонов с живой силой и техникой врага, взорван 31 железнодорожный мост, разгромлено 17 гарнизонов противника, до 70 волостных управлений etc...), я не понимаю, почему мы почти ничего не знаем об этом человеке, как могло имя одного из самых талантливых и успешных военачальников, обладавшего нетривиальным стратегическим мышлением, растаять в тумане седой старины?
Детальное описание боевых действий бригады Александра Германа и вовсе ставит в тупик - мог ли человек т а к действовать, добиваться т а к и х поразительных результатов в разгроме противника в тяжелейших условиях, действуя в тылу противника, когда регулярная армия стремительно отступала, когда исход войны ещё был совершенно неизвестен...

Д.Черкасов

Источник: http://www.bigler.ru/showstory.php?story_id=6770

+2

62

Максим написал(а):

Ну и трава .

Такие замечания нужно аргументировать. За хамство - минус.

0

63

Максим написал(а):

Этот абзац тебя не смущает , нет ?

Меня нет. Я прошелся по ссылкам, прочитал, и в очередной раз убедился в профессионализме коллеги Цинни. И хотя по-прежнему считаю, что любые замечания надо аргументировать не только "Я так считаю", но флуд прекращаю.

0

64

Максим

Бан на неделю. За хамство.   http://gardenia.my1.ru/smile/cop.gif

0

65

Исаак Трабский

К 65-Й годовщине Великой Победы

ПО-ЕВРЕЙСКИ ОН ИСААК, А ПО-РУССКИ ВАНЯ...

Тем, кому сейчас за шестьдесят, имя Ваня Солнцев, наверное, без труда напомнит детские годы, школьные уроки литературы и обязательную для чтения повесть Валентина Катаева "Сын полка". Знаменитый советский писатель во время Второй мировой войны был корреспондентом центральной военной газеты "Красная звезда". В одной из поездок на фронт в артиллерийском полку он встретил сироту – мальчика Ваню Солнцева, по словам которого его отец погиб на войне, а маму убили немецкие солдаты за то, что не хотела отдавать немцам единственную корову. Ваня вместе с солдатами и офицерами смело переносил все опасности и тяготы боевой обстановки. Его судьба заинтересовала Валентина Катаева, и в 1945 году он написал повесть "Сын полка", которая через год была удостоена Сталинской премии. В трудные и голодные послевоенные годы Ваня Солнцев стал кумиром для нас, "детей войны". А в моей офицерской памяти сохранились многие воинские части, куда были зачислены и "поставлены на все виды довольствия" подобные Ване "сыны полка" – сироты погибших на войне родителей, ребята из неблагополучных семей...

С той поры прошли десятилетия. Давно нет Советского Союза, и школьники не пишут сочинения о мальчике-фронтовике Ване Солнцеве. Всё меньше участников Великой Отечественной соберутся 9 мая, чтобы отметить 65 годовщину Победы и помянуть ушедших боевых друзей...

Ваня Солнцев

А вот что спустя годы здесь, в Америке, я узнал из дневников и воспоминаний, который оставил после себя Исаак Раков-Солнцев. Он родился в Москве. Своей настоящей фамилии не знает. Его, трёхлетнего ребёнка, с запиской, привязанной к маленькой ручонке: "Исаак, еврей, 2 июля 1930 г. Не дайте умереть," чужие люди сдали в детдом. Там из-за того, что ребёнок был конопатым и шустрым, его прозвали Солнышком. И фамилию дали "Солнцев". Когда немцы подошли к столице, детдому предстояла эвакуация на Урал. В документах Солнцев был записан Исааком, но воспитатели, боясь за его дальнейшую судьбу, изменили его редкое в России еврейское имя на русское – Иван. Но 11-летний сорванец не хотел уезжать в глубокий тыл. Вместе с другом Володей он решил бежать на фронт. На Белорусском вокзале они тайно залезли в товарняк и так добрались до Белоруссии. Остановились в доме пожилой женщины. Только долго жить у неё не пришлось: рядом были немцы. Ушли в Бобруйский лес, там рубили дрова, которые потом обменивали на хлеб и картошку. Исаак с Володей старались запомнить всё, что видели: где располагались немцы, сколько их, где сосредоточены пушки, танки... И когда разведчики артиллерийского полка наткнулись на "грязных, оборванных и голодных" ребят, они получили от них важные сведения, старательно записанные на полях школьных букварей. Этот необычный дневник удалось прочитать Катаеву и использовать при написании своей будущей повести.

Разведчики отмыли, приютили и полюбили шустрого и бесстрашного мальчика и дали ему имя "Ванька". Он стал сыном 8-го гвардейского артиллерийского полка, помогал на кухне, пас коров, ходил в разведку, однажды попал в плен к фашистам... С Ваней писатель на фронте встретился всего лишь один раз. Там же его и сфотографировал. Командир полка капитан Енакиев хотел его усыновить, но не успел: был смертельно ранен. В кармане его гимнастёрки артиллеристы нашли письмо, в котором была просьба позаботиться о судьбе Вани, сделать из него отличного солдата, а потом – и достойного офицера. И командование полка выполнило завещание командира, направило мальчишку в Суворовское училище. Однако там "сыну полка" строгие порядки не понравились.

И он бежит оттуда снова на фронт. Разузнал, где воюет полк, и догнал его.

Участвовал в боях на Курской дуге, за которые получил свой первый орден – Красную Звезду. Участвовал в освобождении Чехословакии, где был ранен и усыновлён военврачом эвакогоспиталя Маланьей Раковой. Эта добросердечная женщина дала Исааку отчество и фамилию своего погибшего мужа – офицера Платона Ракова. С той военной поры подкидыш Исаак стал Исааком Платоновичем Раковым-Солнцевым. К сожалению, вскоре приёмная мама погибла. А со своим артиллерийским полком "сын полка" дошёл до Берлина.

Но и после победы над Германией военная служба рядового Ракова-Солнцева не закончилась. В составе гвардейского артполка он участвовал в боях против Японии. Во время войны получил 12 ранений и контузию, которая отразилась на его слухе. Демобилизовался в 1951-м. Не имея никакой специальности, пришлось помотаться по стране. Посчитав, что только в армии будет кому-то нужен, он поступает на сверхсрочную службу. Однако в воинской части дали знать о себе ранения. В 1953 году приехал в Москву и устроился дворником. У Покровских ворот ему выделили "служебное" жилье – подвал.

Неустроенная жизнь подкосила и без того слабое здоровье фронтовика. Когда ушла жена Зоя, запил и начал искать однополчан, доказывая каждому собутыльнику, что он, Исаак Платонович, тот самый Ванька Солнцев из книги Валентина Катаева... Но ему не поверили и направили в психиатрическое отделение. Однажды начальник госпиталя, перечитав повесть "Сын полка", вызвал к себе больного и попросил подробней рассказать о его боевом пути. Молодой ветеран достал из своей фронтовой шинели подлинные документы, и все вопросы к нему отпали. А больные госпиталя зачастили в его палату за автографами. И медсёстры начали выдавать Исааку дефицитные лекарства за автографы...

После госпиталя, чтобы укрепить здоровье, он уехал на Украину, в село Софиевка Запорожской области. Еще раз женился. Родилась дочь. Только тогда понял, что нужна надёжная специальность. Окончив курсы комбайнёров-механиков, уехал на целину. Потом исколесил весь Советский Союз: работает в Казахстане, Азербайджане, на Донбассе, в Молдавии... Развёлся. За все эти годы личная жизнь у него не сложилась. Хотя женат был дважды, но при разводе оставлял супругам всё – и квартиры, и имущество... Любил многих, но всегда оставался один.

В своё время Ваня Солнцев был почётным пионером 46 городов бывшего СССР. В 1981 году на Свердловской киностудии режиссёр Георгий Кузнецов по мотивам повести Катаева снял кинофильм "Сын полка", который вслед за повестью подвигнул тысячи ребят к романтике суворовских и нахимовских училищ. Но началась перестройка, и о нём забыли. В Одессе инвалид войны второй группы со своей третьей и последней супругой, портнихой Клавдией Михайловной, поселился в маленькой лачужке на Ближних Мельницах. Завёл кошку. Из-за полученных ран, слабого зрения и слуха работать он уже не мог. Получал нищенскую пенсию. Жили бедно. Правда, в 1993 году Совет ветеранов войны пригласил Исаака Платоновича в Москву на встречу "сынов полков". Поехал, и к его пиджаку, рядом с орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 и 2-ой степени, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Будапешта", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", "За победу над Японией" торжественно прикрепили медаль "Сын полка". Знал ли ветеран, что к 60-летию Победы знаменитый столичный Детский музыкальный театр имени Натальи Сац поставит оперу "Сын полка"?

+1

66

Вот решил сегодня понянчить в руках один сборник документов: Курская область в период Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945 гг., т.2,- Курск, 1962.
Там документы здоровые, поэтому сокращу немного.
Справка пом. нач. политуправления Центрального фронта по работе среди комсомольцев Курскому обкому ВЛКСМ о героизме комсомольцев-курян. 15.07.1943.

Комсомольцев, уроженцев КО, в частях и соединениях ЦФ насчитывается 1430. 
...  Вот отдельные примеры подвигов курских комсомольцев
1. ГСС гв. майор Корольков Иван Иванович (Указ от 8.02.1943.), рождения 1915 г., уроженец КО, Солнцевского района, дер. Меловая. Участник Отечественной войныс 22 июня 1941 г.; войну начал в должности механика-водителя, сейчас командир гвардейского танкового батальона, гв. майор, член ВЛКСМ с 1939 г., ныне член партии, награжден медалью "Золотая Звезда", орденом Ленина, двумя орденами Красной звезды, медалью "За оборону Сталинграда". Тов. Корольков на личном боевом счету имеет уничтоженных танков разных - 26, пушек - 34,  минометов - 22, дзотов - 4, КП - 1, пулеметов - 3, солдат и офицеров - до 1500 чел. В бою выбвл командир части, его место занял командир танка, где мехводом был Корольков.Последний в свою очередь принял на себя командование танком. В ходе боя танк  Королькова был подожжен немцами, и молодой командир решает машину врагу не оставлять. На горящем танке Корольков проехал до 4 км, спас машину, но сам получил тяжелые ожоги.
Под Сталинградом Корольков уже командовал ротой. Однажды ему, возглавлявшему 4 тяжелых танка, поручена была защитаодного важного направления. Сосредоточив к утру на этом направлении до 70 танков, немцы немцы ринулись в атаку. Корольков получает приказ любой ценой задержать врага, и отважный командир отвечает радиограммой: " Там, где стоит Корольков со своими орлами, фашисткие танки не пройдут". И 4 советских танка вступили в неравный бой с 70 танками врага.Бой этот длился целый день. Многочисленные атаки противника, следовавшие одна за другой, разбивались о стойкость советскиз воинов. 36 танков подбил и сжег Корольков с горсткой советских бойцов в этот день, а с рубежа не отошел, вынудив немцев отказаться от дальнейших атак.
...
3. Лейтенант медицинской службы Козлов Николай Михайлович, командир санвзвода, лично вынес с поля боя 26 раненых бойцов и командировс их оружием. Награжден орденом Красного Знамени.
....

Пом нач. политуправления Центрального фронта по работе среди комсомольцев  майор Носачев.

+2

67

С Раковым, говорят, не всё так просто.

http://www.tvkultura.ru/p/r_46540.jpg
Тот самый Ваня Солнцев
Документальный фильм (Россия, 2004).
Автор сценария и режиссер Валерий Балаян.

При подготовке фильма о нем режиссер Валерий Балаян вместе с сотрудниками Одесского военкомата установил, что документы и награды у него поддельные, ни одного подтверждающего его участие в боевых действиях документа или свидетельства ни в одном архиве не обнаружено.

0

68

Ядыгар, но ведь документы могли и затеряться (кстати в указанном мною сборнике документов прямо указано на отсутствие в архивах материалов о ГСС Скворцове).   К тому же мы не знаем состояния архивов в Одесском военкомате и т.д.

0

69

Вполне возможно. Но вот теперь на фильм Балаяна ссылаются как на опровержение.
Вот я чем...

0

70

Ленинградская милиция на охране "Дороги жизни" в годы блокады 06.06.2010 //Тэги: блокада   преступность 
Предлагаем вашему вниманию ещё один отрывок из книги "Уголовный розыск. Петроград - Ленинград - Петербург", посвящённый работе ленинградской милиции по охране "Дороги жизни" в годы блокады.

Отсчет истории «Дороги жизни» начинается 20 ноября 1941 года, когда офицер 23-й стрелковой дивизии НКВД М. С. Муров вывел на лед Ладожского озера обоз из 350 саней, доставивший в блокадный Ленинград 63 тонны муки.

Военный Совет Ленинградского фронта принял решение — построить военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера между его восточным и западным берегом. Эта трасса была названа ленинградцами «Дорогой жизни». Продовольствие с Большой земли перевозилось на автомобилях по льду от деревни Кобона в поселки Ваганово и Борисова Грива.

Из сотрудников милиции и уголовного розыска были сформированы два сводно-боевых отряда. Один из них, под командованием старшего лейтенанта милиции Сергея Сергеевича Лукьянченко, разместился в поселке Ваганово, другой, во главе с начальником охраны порта Михаилом Васильевичем Миняевым,— в деревне Кобона. Эти отряды до декабря 1941-го организовывали эвакуацию ленинградцев по Ладожскому озеру на баржах и катерах, а когда лед стал и появилась возможность проезда по нему автомашин, приступили к охране поступающих с Большой земли грузов на складах и сопровождению автомашин по ледовой трассе.

22 ноября 1941 года началось регулярное автомобильное движение через озеро. Именно этот день стал официальной датой открытия трассы. Вместе с автомобилистами, дорожниками, связистами на лед Ладоги вышли и сотрудники милиции.
Все дни работы «Дороги жизни» — с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942 года и с 19 декабря 1942 года по 30 марта 1943 года — на льду трассы, в службах и подразделениях, обеспечивающих ее работу, на эвакопунктах и транспортных магистралях, ведущих к Ладожскому озеру, несли свою службу сотрудники сводного отряда ленинградской милиции.
В своих воспоминаниях С. С. Лукьянченко напишет: «Штаб отряда располагался в поселке Ваганово на берегу Ладожского озера. В отряд входили работники наружной службы, ГАИ, паспортной службы, ОБХСС и уголовного розыска.
Главной задачей отряда было поддержание порядка на трассах, ведущих от Ленинграда к „Дороге жизни" и после пересечения Ладоги, размещение людей на эвакопунктах, повторная проверка документов и обеспечение эвакуируемых необходимыми документами для выезда в глубь страны.
Особой заботы требовали дети, которые оставались без родителей или их родители находились в таком состоянии, что не могли передвигаться без посторонней помощи.
А главное — эвакуируемых надо было защитить от бессовестных людей, которые наживались на людском горе, вымогая у голодных людей за кусочек хлеба, за пару вареных картофелин последние деньги, а еще лучше — что-нибудь из ценностей, лучше всего — из золота...»
Главной задачей сотрудников уголовного розыска стала борьба с организованными группами воров и спекулянтов, выявление среди лиц, допущенных к работе с материальными ценностями, тех, кто занимался их хищением. Бесспорно, что чаще всего крали на складах, расположившихся на обоих берегах «Дороги жизни».
В архивах не сохранилось никаких документов, говорящих о выявлении в подразделениях инфрастуктуры «Дороги жизни» каких-то серьезных воровских группировок, но фактов мелких краж было предостаточно. И крали эти несчастные люди от голода, чтобы хоть как-то поддержать жизнь своего ребенка или престарелых родителей.
Надо отдать должное всем сотрудникам правоохранительных органов блокадного Ленинграда — несмотря на сложности военного времени, с людьми разбирались, и разбирались тщательно. Примерно половину людей, привлекаемых к уголовной ответственности за мелкие хищения, как правило, подвергали наказанию, не связанному с лишением свободы,— к ним применялись штрафные санкции, назначались наказания в виде исправительно-трудовых работ или материалы дела передавались в товарищеские суды. Естественно, что «несунов» отстраняли от работы, связанной с материальными ценностями, и использовали их в других местах, благо работы на «Дороге жизни» хватало с избытком.

Учитывая, что с началом войны личный состав уголовного розыска резко сократился, к оперативной работе стали привлекать сотрудников из других служб и включать их в состав группы угрозыска, обслуживающей ледовую трассу. Объектом самого пристального внимания сотрудников угрозыска, ГАИ и аппарата ОБХСС, который тоже имел свою группу на «Дороге жизни», были автобазы и шоферы.
На ледовой трассе работали и военные, и гражданские водители. Несмотря на то что их работа тщательно контролировалась, они сами внимательно следили друг за другом. И это была не слежка, не подсматривание, а именно взаимопомощь — выжить без взаимовыручки в условиях постоянной бомбежки, острой нехватки запчастей, горючего, физической истощенности было просто невозможно.
Шоферы, работавшие на «Дороге жизни», и ветераны милиции рассказывали, что исправная машина, которую тащили на буксире, была зимой 1941—1942 годов частым явлением. Водители просто засыпали от переутомления, их нельзя было заставить сесть за «баранку».
Среди этого честно работавшего коллектива шоферов попадались мерзавцы, делавшие свой подлый гешефт на людском горе. Одним из способов такой «коммерции» была подвозка эвакуированных из Ленинграда на восточный берег Ладожского озера.
Надо отдать должное сотрудникам милиции: если водители привозили людей бескорыстно (а таких фактов, особенно в начальный период блокады, было предостаточно), их не преследовали. Но информация о тех, кто на этом «зарабатывал», проверялась самым тщательным образом. Так, сотрудниками угрозыска был выявлен водитель Погодин, который привез в Ваганово группу эвакуированных и потребовал с них 15 тысяч рублей за перевозку на восточный берег, в Кобону. Забрав деньги, а это даже для блокадного Ленинграда была очень большая сумма, негодяй демонстративно уехал на глазах обманутых людей в Кобону, не взяв с собой ни одного человека.
Сотрудники угрозыска вычислили Погодина. Материалы по этому преступлению были направлены в трибунал. Точно за такое же преступление были осуждены водители Гринь, Горшков и Федоров. Они тоже подобрали пассажиров (женщин с детьми), пообещали посадить в кабину, получили 850 рублей, двое золотых часов, двое часов в металлическом корпусе и... уехали, не взяв с собой ни одного человека.

Совместно с работниками ГАИ сотрудники угрозыска выявили мерзавцев. Материалы расследования были направлены в трибунал. Деньги и часы возвратили потерпевшим.
Сотрудник отдела по борьбе с бандитизмом Валентин Васильевич Федоров, капитан ленинградской футбольной команды «Динамо», рассказывал, что самой сложной процедурой был момент задержания преступников в местах дислокации их автохозяйств. Оперативники опасались самосудов над мародерами. Такие факты имели место. Были шоферы, которые крали прежде всего продукты питания, а потом либо меняли их на ценности и водку, либо продавали за бешеные деньги. Опасаясь проверок со стороны сотрудников ГАИ, угрозыска или ОБХСС, такие ловкачи устраивали вдоль пути следования тайники с крадеными продуктами. Только за зиму 1942 года сотрудники милиции изъяли из таких «схронов» почти полтонны муки, 13 кг сухарей, 16 кг мяса, сгущенное молоко, консервы.
Иван Николаевич Ермолаев и Сергей Петрович Ковров до войны были участковыми уполномоченными. Зимой 1941—1942 годов их откомандировали на «Дорогу жизни», где им пришлось стать сотрудниками угрозыска. Природная смекалка и большой опыт работы в милиции помогали им разбираться в людях. Обслуживая один из прибрежных поселков, они обратили внимание на то, что возле одной избы довольно часто останавливаются грузовики, идущие из Кобоны. Понаблюдав за избой пару дней, они переписали номера задерживавшихся там грузовиков. Заодно опросили ближайших соседей, которые пояснили, что жившая в этом доме женщина и ее невестка даром никому ничего не сделают. Это насторожило оперативников. Они решили познакомиться с хозяйкой избы.
Ковров переоделся в обычное красноармейское обмундирование и направился к подозрительной избе. Ермолаев и еще один милиционер внимательно наблюдали за ним.

После долгого стучания в дверь вышла хозяйка. На незнакомого солдата она смотрела с нескрываемой неприязнью. Это сразу же насторожило Коврова. Жители поселка охотно впускали в свои дома и солдат, и эвакуируемых, ждавших отправки за Ладогу.
Когда Ковров вошел в избу, ему едва не стало плохо от одуряющих ароматов — в избе пахло жареной картошкой с луком, свежеиспеченными пирогами... Не обращая внимания на Коврова, девица стала деловито заколачивать дверь, которая явно вела в «закрома». За столом сидели трое шоферов. Их полуторки Ковров с Ермолаевым заметили еще при подходе к избе и записали их номера. Они уже фигурировали в ранее составленном списке.
Старуха поставила перед шоферами большую сковородку с жареной консервированной колбасой. К столу Коврова не пригласили, и по взглядам, что бросали на него шоферы, он понял, что он здесь непрошеный гость. Немного согревшись, Ковров ушел.
Выйдя из избы, он нашел Ермолаева и милиционера, который ему помогал в наблюдении за избой. Сообща они приняли решение задержать преступников.
Шоферы при задержании сопротивления не оказали. Во время обыска за дверью, которую заколачивала молодая деваха, нашли 8 мешков муки, еще столько же было обнаружено на чердаке. Противогазные сумки шоферов оказались набитыми брикетами с пищевыми концентратами. На кухне нашли две корзины с мясом, мешок сахара, крупы...
В ходе допросов выяснилось, что шоферская троица достаточно давно занимается воровством, а изба стала для них притоном, где можно вкусно выпить и закусить... Да и за краденое денежку получить. И немалую... Итоги преступной деятельности хозяев избы и шоферов подвел трибунал.
Люди, наделенные властью, пусть даже небольшой, в годы войны всегда отдавали себя на пользу делу. Блокадный Ленинград это хорошо показал. Но в семье не без урода. Они были и на «Дороге жизни».
Сотрудники угрозыска буквально за руку схватили коменданта эвакопункта М. В. Пуссепа, нагло укравшего у задремавшей от усталости женщины 1560 рублей. Деньги для военного времени небольшие. но когда ворует человек, которому доверили обеспечение и опеку эвакуируемых... Пуссепа судил военный трибунал.
Буфетчицу одного из эвакопунктов М. Ф. Иванову поймали на торговле «левым» шоколадом, а еще трех буфетчиц арестовали за махинации с отрезными талонами на питание. За попытку продать украденную муку попали под суд трибунала интендант Степанов и воентехник Крамаренко.
Чаще всего за подобными кражами стояло, прежде всего, не желание разбогатеть, а неумение держать себя в руках, жажда выпить на халяву, хотя эти люди отлично понимали, что они обворовывают тех самых людей, которые, едва передвигая ноги, шли к грузовикам, увозившим их на спасительный восточный берег Ладожского озера.
В конце марта 1942 года, когда до конца работы ледовой трассы оставалось несколько недель, штаб сводного милицейского отряда подвел предварительные итоги своей работы. За различные преступления были задержаны 586 военнослужащих и 232 гражданских лица.
Учитывая, что на Ладожской трассе работало не менее 20 тысяч человек, учитывая те сверхтяжелые условия, в которых они работали, это немного, хотя вред они принесли немалый... У преступников было изъято: муки — 23,5 тонны, хлеба печеного — 79 кг, круп — 3,9 тонны, мяса — 1,3 тонны, жиров — 435 кг, прочих продуктов — 2,8 тонны.
Также у преступников было изъято: мыла хозяйственного военного — 98 кусков, папирос — 305 пачек, спирта — 16 бутылок (по 0,5 л), валенок — 28 пар, спичек — 294 коробка. Стоимость этих товаров первой необходимости составила бы в довоенных ценах едва ли 2—3 тысячи рублей. Но в блокадном Ленинграде одну спичку лезвием от безопасной бритвы резали на четыре (!) части. Для блокадного города это был стратегический материал — от наличия спичек жизнь зависела практически так же, как от наличия хлеба.

Хочется вспомнить водителя Твердохлебова, который, будучи тяжело раненным во время обстрела фашистским самолетом, довел свой грузовик до Осиповца. В кузове его грузовика были мандарины из Грузии, предназначенные для новогодних подарков детям блокадного Ленинграда. Именно такие водители, как Твердохлебов и сотни его товарищей, стали символом стойкости бойцов «Дороги жизни».
Плечом к плечу, деля все тяготы нелегкой службы на ладожском льду, стояли и сотрудники всех служб и подразделений ленинградской милиции. Именно поэтому рвачи, спекулянты и проходимцы так и не смогли стать хозяевами на «Дороге жизни».

Сотрудники уголовного розыска, принимавшие участие в раскрытии преступлений:
Иван Николаевич Ермолаев Сергей Петрович Ковров (оба были участковыми уполномоченными, откомандированными в уголовный розыск для работы на ладожской трассе)
Сергей Сергеевич Лукъяненко (командир сводного отряда
милиции на ладожской трассе)
Валентин Васильевич Федоров (сотрудник ОБЕ
ленинградского УР)
Федор Михайлович Черенков
Виктор Павлович Бычков
Борис Иванович Бичурин

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » И этих людей хотел победить Гитлер?!