Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Авторы и заклепкометристы


Авторы и заклепкометристы

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Дискуссия в "Конкурсе соискателей" 19 века.

Л. Н. Толстой "Война и мир":

"Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окно дворца, ожидая еще чего-то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу, к обеду государя, и камер-лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.
За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
- Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал, доедая бисквит, и вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
- Ангел, батюшка! Ура! Отец!.. - кричали народ и Петя; и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастья.
Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перила балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя лежала на земле: старушка ловила бисквиты и не попадала руками. Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал: "ура"! уже охрипшим голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
- Вот я говорил, что еще подождать, - так и вышло - с разных сторон радостно говорили в народе".

Князь П. А. Вяземский ("Русский архив", 1869 г., вып. I, стр. 182-616.):

"А в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызывал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его перед народ -- глазам своим не веришь, читая это,-- с "бисквитом, который он доедал". "Обломок бисквита, довольно большой, который держал государь в руке, отломившись, упал на землю. Кучер в поддевке (заметьте, какая точность во всех подробностях) поднял его. Толпа бросилась к кучеру отбивать у него бисквит. Государь подметил это и (вероятно, желая позабавиться?) велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать их с балкона...
Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности. Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он был так размерен, расчетлив во всех своих действиях и малейших движениях, так опасался всего, что могло показаться смешным или неловким, так был во всем обдуман, чинен, представителен, оглядлив до мелочи и щепетливости, что, вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. Мало того: он еще забавляется киданьем с балкона Кремлевского дворца бисквитов в народ -- точь-в-точь как в праздничный день старосветский помещик кидает на драку пряники деревенским мальчишкам! Это опять карикатура, во всяком случае совершенно неуместная и несогласная с истиной. А и сама карикатура -- остроумная и художественная -- должна быть правдоподобна. Достоинство истории и достоинство народного чувства в самом пылу сильнейшего его возбуждения и напряжения ничего подобного допускать не могут. История и разумные условия вымысла тут равно нарушены".

Л. Н. Толстой (в письме к Бартеневу):

"Везде, где в книге моей действуют и говорят исторические лица, я не выдумывал, а пользовался известными матерьялами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться. Князь Вяземский... обвиняет меня в клевете на характер И[мператора] А[лександра] и в несправедливости моего показания. Анекдот о бросаніи бисквитов народу почерпнут мною из книги Глинки, посвященной Государю Императору..."

Сергей Глинка, ("Записки о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника московского ополчения", СПБ., 1836, стр. 14-15):

"Благовест продолжался. Государь двинулся с Красного крыльца. Двинулось и общее усердие. На каждой ступени, со всех сторон, сотни торопливых рук хватало за ноги государя, за полы мундира, целовали и орошали их слезами. Один кричал: Отец! Отец наш! Дай нам на себя наглядеться! Другие восклицали: Отец наш! Ангел наш!
...На Красном крыльце во время государева обеда происходил непрерывный прилив и отлив народа. Государь обращал взоры к зрителям и дарил их улыбкою приветливою. Июля 13-го Петр Степанович Валуев, находясь в числе приглашенных к обеду и привыкнув говорить с государем голосом сердечным, сказал: "Государь, смотря на вас и на народ, взирающий на вас, скажешь: что общий отец великого семейства - народа русского вкушает хлеб-соль среди радостной, родной своей семьи".

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/82690.html :

Ссылка Льва Николаевича на С.Глинку в письме к Бартеневу заставляет думать, что когда Толстой писал эту сцену, он был убежден, что живописует материал, почерпнутый из аутентичного источника, точнее его воображение к тому времени уже так поработало над отрывком из Глинки, что придало всей придуманной им сцене характер исторического документа. Память человеческая способна еще не на такие подвохи, недаром говорится: врёт, как очевидец. Но стало быть, прав и Вяземский: представленная Толстым картина искажает характер и образ Александра I до самой настоящей карикатуры - причем, не только на государя, но и на весь патриотический подъем, которым сопровождался приезд императора в Москву.

по материалам sergeytsvetkov

Отредактировано Def (03-12-2010 12:58:09)

+12

2

Жаль, плюсомёт перегрет.

Отличный пример того, что даже самым признанным и "маститым" не повредит тапкование грамотным заклёпкометристом...
:)

Шмальку отправить бы ссылочку на источник.

0

3

Def написал(а):

Князь П. А. Вяземский

Ничего себе, какие были тапкометатели! А Толстой хорош, из "Государь двинулся с Красного крыльца" сделать "государь велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать бисквиты с балкона". Совсем маленькая такая переделка, незаметная, несущественная, можно даже сказать "легкий мазок кисти мастера". Совсем как у Михалкова. А он случайно не реинкорнация Тостого? А то размах как раз соответствует.

Отредактировано Ника (03-12-2010 14:19:11)

+1

4

Ника
Он слово "двинулся" не так понял.
И дальше: "а что бы я делал, если бы вот так вот двинулся прямо на крылечке?".
  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif

0

5

Лишнее удалил, а остальное перенес в соответствующую тему http://forum.amahrov.ru/viewtopic.php?i … 3#p631208.

0

6

Вяземский:
"вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит".
Сергей Глинка:
"На Красном крыльце во время государева обеда происходил непрерывный прилив и отлив народа. ..."Государь, смотря на вас и на народ, взирающий на вас, скажешь: что общий отец великого семейства - народа русского вкушает хлеб-соль среди радостной, родной своей семьи".

Поулучается, что и Вяземский, в описании хараткрера Александра, малость хватил через край.

0

7

Великие писатели в самых своих великих произведениях делают такие ошибки, что другому человеку люди и не простят. Самый знаменитый ляп Федора Михайловича Достоевского был допущен в одном из лучших его романов - в "Преступлении и наказании".

Внимательно читаем это место:

"Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.." - как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. "Лизаветина работа", - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире."

Замечу, что Михаил Никифорович Катков, издававший "Русский вестник", где и публиковался роман, обратил внимание Федора Михайловича на это место: "У вас тут написано: В гостиной стоял круглый стол овальной формы. Надо бы исправить." Достоевский подумал и сказал: "Оставьте так как есть..."
http://s43.radikal.ru/i102/1106/8d/3b11f75ed5b5.jpg
http://ru-hist-anecdot.livejournal.com/ … tml#cutid1

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Авторы и заклепкометристы