Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Наталии Курсаниной » "Мы перешагнули через моральную сторону оружия..."


"Мы перешагнули через моральную сторону оружия..."

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Интервью с Натальей Курсаниной, опубликованное в 20-м номере электронного журнала "создатели миров".

Говорят, что многое в нашей жизни происходит случайно. С тобой такое случается?
Любая случайность – это череда причинно-следственных связей и если проанализировать такую случайность, что можно узнать является ее причиной. Само слово «случайность» имеет в корне слово «случай», а вот ни один случай не проходит без причины и следствия. Главное, как человек этим случаем воспользуется.
Если же говорить о случайных знакомых, то, как правило, такие знакомства мне ничего не приносят.

Я знаю, что ты довольно рано начала зарабатывать сама. Что это тебе давало в моральном плане? Тебе нравилось чувствовать себя независимой?
Я не понимаю, что значит быть зависимой. Поэтому понятие «независимости» воспринимаю очень неоднозначно. Мы всегда от чего-то или от кого-то зависим, просто надо понимать в какой степени и от чего. Многие воспринимают заработок как независимость от родителей, но я всегда считала, что нельзя не зависеть от тех, кто тебя вырастил. Это не независимость – это неблагодарность.
Зарабатывать я и вправду начала рано – уже в четырнадцать лет я по субботам разносила почту по району. Но работала очень непостоянно, так что нельзя назвать, что заработок давал мне полную независимость от родителей. Его хватало только на собственные интересы и книги.
Независимость – это не такое чувство, которое нравиться или не нравиться. Это в первую очередь ответственность. Хотя многие понимают независимость как отсутствие совести и возможность делать все, что взбредет в голову, игнорируя закон и мораль. Поэтому мы и имеем сейчас «поколение Пэпси».

Как ты пришла к увлечению оружием? Обычно к этому тяготеют мужчины…
Увлекаться оружием – это не совсем правильно. Это не увлечение – это любовь. Ты или любишь что-то или относишься к нему безразлично. Например, у художников не спрашивают же: «Любят ли они рисовать?». Я рисовать не люблю. И к картинам отношусь очень прохладно. Меня, например, абсолютно не впечатляет Мона Лиза.
Так что к любви к оружию прийти нельзя. Это живет внутри и только когда ты реализовываешь свою любовь, тогда ты чувствуешь что счастлив.
А то, что мужчина, женщина… Это только наша оболочка. Все мы Люди. И быть человеком, я считаю, намного важнее, чем быть мужчиной или женщиной.

Я знаю, что ты поменяла много профессий, часть из них считаются истинно мужскими. Как мужчины относились к женщине в своих рядах?
В большинстве предвзято. Поэтому я не люблю мужской шовинизм во всех его проявлениях. Приходилось постоянно доказывать, что ты можешь сделать то, за что взялась. Это воспитало во мне наглость идти вперед, несмотря на преграды. В большинстве случаев предвзятость и шовинизм базируются на обычной ревности. Мужчинам всю жизнь внушали, что эти профессии мужские и в этом проблема. Сейчас многие лица мужского пола работают в профессиях, которые мужскими назвать ну совсем нельзя и это считается нормальным, а если женщина взялась за мужскую профессию – она становится объектом нападок.
Я не считаю, что надо делить работу и профессии по половым признакам. Единственным критерием должна быть способность человека выполнить то, за что он берется.

Какое оружие тебе ближе всего?
Длинноклинковое. (Улыбаюсь). Если серьезно – очень нравится итальянская и испанская шпага XV-XVI века. Она изящная и хищная. Она совершенна в технике фехтования и в технологии изготовления. Наверное, одно из самых идеальных и логичных вещей в мире. А с недавнего времени влюбилась в японское оружие. Японская катана – идеальное искусство технологии, выраженное в простоте формы и неповторимой функциональности.
Но я люблю разное оружие – каждый клинок идеален в своей форме, разрабатывающейся веками и идеально созданной для конкретного региона и страны. Я никогда не сравниваю один тип оружия с другим – это нечестно просто по отношению к оружию. Каждый вид и тип создавался под конкретные условия боя, а техник боя в мире – огромное количество.

Ты преподаешь в академии. Что для тебя лично является показателем хорошего студента?
Не знаю. Никогда не задумывалась, что студенты делятся на плохих и хороших. Вот преподаватели – те да. Есть те, которым интересно делиться своими знаниями, а есть те, которым безразлично то, что он говорят. Поэтому я просто рассказываю студентам то, что знаю, а как они это усваивают – это их личное дело. Я даю основу, стержень, а если им надо будет, они сами смогут нарастить уже ветки и только от их желания зависит их дерево знаний.

Ты строгий преподаватель или тебя можно уговорить пойти на уступки?
Я не умею быть строгой. Я умею прикалываться. Студент прикололся – не выучил предмет, ну я тоже прикалываюсь – отправляю на пересдачу. Никогда не обижаюсь, понимаю, что большинству студентов мой предмет интересен, но в жизни вряд ли пригодиться. Поэтому требую только общее понимание предмета, но очень радуюсь, когда они отвечают, показывая отличное знание материала.

Преподавание, работа в музее, частная практика, семья, творческая работа. Не много для одной женщины?
Пока мне это интересно – в самый раз. Одно без другого не получается. Наверное, я не умею отдыхать – для меня отдых это переключение с одного рода деятельности на другой. Иногда, конечно, устаю, но тогда беру один выходной и просто смотрю фильмы или высыпаюсь.

Ты ответственный человек? Какие основные черты ты выделила бы в своем характере?
Можно сказать – слишком ответственный. Но забывающий. Очень легко переключаюсь с одного на другого и могу забыть, что обещала перед этим. Как правило, записываю, или прошу напомнить через некоторое время. Из-за того, что постоянно обрабатываю огромный массив информации, то «короткая» память у меня очень короткая. (Улыбнулась). Забываю даже купить домой продукты, которые кончились. Так что если я не напишу себе: «Купить молока», то остаюсь без молока к утреннему кофе.
Как правило, любую работу, за которую я берусь, я стараюсь сделать очень хорошо. Я очень неуверенный в себе человек, мне кажется, что можно сделать лучше, что я что-то не учла, где-то не дописала. Например, когда статья уходит уже в печать, я все равно ей не довольна, так как через некоторое время понимаю, что можно исправить и сделать лучше. Поэтому я всегда недовольна – я могу и хочу сделать лучше.
Еще у меня повышенное чувство справедливости. И это очень мешает. В этой жизни справедливость – это не та черта, которая помогает карьере. Я часто отказывалась от сделок или от работы, когда чувствую, что здесь что-то не так.  Могу расстроиться, если со мной поступили несправедливо. Но обижаюсь редко. Просто пытаюсь понять, что думал человек, делая так или иначе, и был ли у него другой выход. Ведь иногда там, где мы видим обиду, никто никого обидеть не хотел. Просто так сложилась ситуация и человек, в силу своего положения, психологии, и других факторов просто не мог поступить по-другому.

Не бывает ли у тебя так, что в какой-то момент хочется остановиться, послать все к черту и забраться в такое место, где не будет никого? Как думаешь, тебя бы надолго хватило без работы и творчества?
Мне всегда интересно. Мир настолько разнообразен и неповторим, что каждую секунду, каждое мгновение ты познаешь что-то новое. Даже если останавливаешься физически, то мысли остановить невозможно. Даже в пустыне, где никого нет, меня может заинтересовать «а смогу ли я выжить?» и полностью отдаться решению этой новой задачи.
Есть люди, которым для того, чтобы работать и творить надо много подручных средств и материалов, для меня материалом является окружающий мир, а подручными средствами мои знания и мой мозг. А они, где бы я ни была, всегда со мной.

Назови три вещи, которые ты бы взяла с собой на необитаемый остров.
Хороший нож, веревку и человека, который бы умел этим пользоваться. (Улыбается).

Ну, я думаю, что уж мужчина тебе был бы без надобности, так как с ножом ты и сама бы справилась. )))  Кстати, ты как сама – владеешь каким-либо оружием, или все чисто теоретически?
Я училась в спортивном классе и получила мастера спорта по плаванию. Лет в четырнадцать пошла в военно-патриотический клуб, где научилась основам рукопашного боя и стрелять из пистолета и автомата. Жаль, клуб просуществовал недолго. Позже стала сама искать себе кружки по ушу и кёкушинкай – пыталась найти себе оптимальный стиль боя, но так понемножку позанималась разными видами боевых искусств. А потом попросила отца познакомить с актерами театра «Каскадер», которые выступали у него в театре. Они меня и научили, как держать шпагу и меч в руках. Дружеские отношения с каскадерами остались у меня на всю жизнь, и когда я делала рыцарские фестивали в Киеве, то приглашала их или в судейство или просто как гостей. Потом в Германии, куда я ездила на исторический фестиваль я сошлась с клубом, который изучал исторические шпажные фехтовальные техники. Очень много у них почерпнула.
Так что я о стойках и блоках знаю не понаслышке. Сейчас уже реакция не та и хороший бой вряд ли выдержу, но технику еще тело помнит.

Тебя воспитывали трое взрослых, и, фактически, каждый по-своему. Сложно ли было подростку стать самостоятельной личностью, а не поддаться влиянию таких авторитетов?
Для меня никогда в жизни не было авторитетов. Я всегда была как бы сама по себе. Мне не было интересно то, что делали родители, и я не слишком старалась посвящать их в свои дела. Мы жили вместе, но как бы сами по себе.

Твоя дочь не тянется к оружию? Не пытается пойти по твоей дорожке?
Конечно, она с детства знает, где рукоять, а где лезвие и чем кинжал отличается от меча, а вакидзаси от катаны. Мне было бы приятно, если бы она пошла по моим стопам, но она личность, а не мой придаток и поэтому я поддерживаю ее интересы, которые несколько отличаются от моих.

Как ты считаешь – это хорошо или плохо? Или ты их тех мам, которые дают ребенку возможность самому выбирать свою судьбу и увлечения?
Хорошо или плохо? Как-то дуалистично… Я не люблю деление на «два цвета». Выбирая за ребенка, мы ставим себя выше Господа. Он дал нам возможность выбирать себе судьбу и занятия, а мы лишаем своих детей этого права. Роль матери – вложить в ребенка все то, что поможет ему определиться с выбором, а не забирать его у него.

Но, как каждому хорошему специалисту в своем деле, хочется ведь кому-то передать мастерство и оставить собранные знания?
Я бы сама с удовольствием у кого-нибудь поучилась. Но, к сожалению, в моей области специалистов, готовых делиться знаниями немного – в Украине так вообще ни одного. А для того, чтобы передать мастерство и собранные знания надо сначала это мастерство освоить самой. Пока я не считаю себя лучшим специалистом в этой области, хотя и всячески стремлюсь к этому.
Так что пока учеников брать не собираюсь.

Где-то когда-то слышала, что самым честным было именно холодное оружие, потому что его применение предполагало только личное умение и мастерство человека. Не считаешь ли ты, что с окончанием эпохи шпаг и мечей мы что-то потеряли?
Я не думаю, что потеряли. Мы это оставили. Сознательно. Эпоху меча и плаща сменила эпоха револьвера и машины. Не надо идеализировать холодное оружие – оно только предмет. Честность предмета не может становиться темой для обсуждения. Меч был рожден эпохой, достаточно жестокой и бескомпромиссной. Никакое личное умение и мастерство не может противостоять кинжалу в спину или яду. Природа всегда поддается изменениям, и мир не стоит на месте.
Я никогда не жалею о том, что проходит. Надо просто уметь создавать новое. Может лет так через пятьдесят кто-то назовет «честным оружием» пистолет, потому что, чтобы из него убить, надо видеть противника, его глаза, его смерть. Уже сейчас можно убивать, видя людей только как фигурки на экране компьютера.
Мы просто перешагнули через моральную сторону оружия. Вот это мы потеряли – ответственность за убийство. И ни какие внешние законы не смогут теперь заменить этот внутренний стержень.

Ты живешь в Киеве. Как думаешь, город откладывает отпечаток на характер живущих в нем людей? Например, ты могла бы быть другой, если бы жила в другом городе?
История не терпит сослагательных выражений. Могла бы или нет – я ответить не могу. Я такая как есть. Конечно, среда обитания накладывает на любого человека свой отпечаток, но какой бы я была, если бы выросла в другом городе – не знаю. И, если честно, никогда не задумывалась.

Как состоялось твое знакомство с Сергеем Анпилоговым? Что тебе давало знакомство с ним?
С Сережей я познакомилась в 1993 году на тусовке. Услышала, что ребята говорят про то, чтобы выехать в лес и поиграть. Ну, и влезла в их разговор. Это как раз и был Сергей с друзьями. Так я оказалась в его команде. С тех пор и пошла наша дружба. Этот человек был слишком честным и обидчивым, чтобы жить по правилам общества, поэтому долго не мог найти свое место в жизни. Можно сказать, что эта эпоха ему не подходила. И только когда он начал писать, я поняла – он, наконец, нашел себя.

Сложно ли было после смерти Сергея подготовить книги к печати?
Сложно. Я три раза ее переделывала, вычитывала. Дело в том, что у Сереги было свое мировидение и свой неповторимый стиль. Например, у редакции вызвало недоумение, что каждый герой имел имя и еще два прозвища, которые по тексту постоянно чередовались. А главных героев у него было около десятка.
Еще одной проблемой стало то, что некоторые эпизоды у него были написаны в черновиках, а куда вставлять эти эпизоды я не знала, так что приходилось дописывать наобум, надеясь, что я не нарушу логику событий.
К сожалению, Сережин стиль я тоже не была в состоянии повторить, поэтому между главами и эпилогом видно, что некоторые события пропущены, и мы видим их последствия только в эпилоге.

Есть что-то такое, что ты не умеешь, но очень хочешь научиться?
Если бы позволяло физическое здоровье, то очень многому. Например, я очень хотела бы научиться ковать. Но приходится соизмерять желаемое с реальным. В оружиеведение есть еще много того, чего я не знаю – это огромная область науки. Чем больше в нее закапываешься, тем больше понимаешь, что надо лучше знать предмет. А насколько лучше – совершенству нет пределов.

Ну, провокационный вопрос – о чем тебе самой интересно разговаривать с людьми? Какие темы интересны тебе настолько, что ты можешь разговориться с малознакомым человеком?
Любые, кроме полностью идиотских или слезных. Не люблю, когда люди пытаются загрузить своими проблемами (этого почти все не любят). Темы, в которых я плаваю (искусство, политика, экономика) мне не интересны, но иногда послушаю умного человека. Остальные – в зависимости от настроения. Могу часами разговаривать о детях, обсуждать разные ситуации из жизни (бабские сплетни), а вот впечатления от книг и фильмов считаю сугубо личным делом, делиться которым не считаю нужным.

И последний вопрос – что у тебя запланировано на ближайшие месяц, год, десятилетие? Полет в космос, поездка в Японию, приобретение водительских прав? ))))))
Написание и защита диссертации, написание глав к первому в Украине учебнику по оружиевединию – это на ближайший год. А на десятилетие пока не планирую – хлопотно это. Вообще планирование не мой конек. Я просто иду по жизни и получаю от этого удовольствие, не стараюсь ставить высокие цели и добиваться их, потому что идти к одной цели – это уподобиться зашоренной лошади, которая кроме финиша ничего не видит. Мне интересно пробовать себя в разных областях и литературная деятельность – одно из тех направлений, в котором мне интересно работать.

+18

2

Taura написал(а):

Независимость – это не такое чувство, которое нравиться или не нравиться.

А отчего с ошибками? ;)

0

3

Хорошее интервью!

0

4

Игорь К. написал(а):
Taura написал(а):

Независимость – это не такое чувство, которое нравиться или не нравиться.

А отчего с ошибками? ;)

Там стояло сначала еще слово "должно". Потом я его стерла, а слова не исправила. Каюсь.

+1

5

Не помню, где стянула эту цитату. "В этом мире нет ничего постояннее перемен, случайности существуют только в нашей голове"... За дословность не ручаюсь, но смысл остался в первозданном виде... Ничего просто так не бывает, у всего есть причина и розетка дорог, из которых можно выбрать на свое усмотрение...

0

6

Не знала куда. Поэтому выкладываю здесь. Опубликовано в журнале "Создатели миров" №10 (34)

Комментарий автора к «Игра не на жизнь. Проходная пешка» (переиздание)
Если книга выходит в переиздании – значит это кому-то нужно (почти с). Не могу сказать, что я этого ожидала – книга изначально не рассчитывалась на тинейджиров, компьютерных гениев и любителей эльфиек, поэтому тех трех тысяч экземпляров, что были изданы, было вполне достаточно для людей, которые поняли, о чем была моя книга. Но как оказалось, что заявки шли и после того, как тираж был раскуплен со склада. Я благодарна читателям, я благодарна издательству, я благодарна друзьям-форумчанам – они оценили мои труды.
Я читала отзывы, которые обвиняли героиню моей книги в мэрисьюшности – и дерется, и танцует, и еще бог весть что умеет. Я не хочу оправдываться, я описала ГГ такой, какая есть сама – некоторые эпизоды я описала из собственной жизни. Но на самом деле книга как раз не о героине, а о тех, кто ее окружает. Именно они главные герои книги, а героиня всего лишь зритель, соучастник – она на самом деле второстепенный персонаж, хоть и ведется повествование от ее лица. Мне всегда хотелось написать книгу от лица второстепенного персонажа, но при этом не выставлять основных героев идиотами или смеяться у них за спиной, а показать сильных мужчин. Мне всегда нравились сильные, мужественные люди, но, если честно, я редко их встречала или же, может они не проявляли свои качества. А то, что не получаешь в реальной жизни, то можно написать в фантастической книжке.
Эта книга о людях, которые борются, несмотря на обстоятельства. Здесь нет хороших и плохих. Нет добра и зла. Люди сталкиваются с врагами, друг с другом, совершают ошибки и умирают. Эта книга о любви, но не привычной со счастливым исходом, а той, ради которой умирают и убивают.
Писалась книга в два подхода. Сначала написала половину, а потом долгие месяцы – ни строчки. Если я не могу найти логичный ход, я останавливаюсь и не пишу. А потом, за какую-то пару недель, полностью дописала книгу.
Сейчас у меня есть несколько идей, но катастрофически нет времени писать – я занята своим любимым холодным оружием. А пока могу только поблагодарить моих читателей, которым понравилась эта непростая книга.

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Наталии Курсаниной » "Мы перешагнули через моральную сторону оружия..."