Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Забытые Битвы и События


Забытые Битвы и События

Сообщений 11 страница 20 из 29

11

Секретные герои. Как советские лётчики Тайвань бомбили.
История советских военных операций до Второй мировой пестрит белыми пятнами. Если об участии военных специалистов в испанской гражданской войне широко известно, то, например, о столкновениях с финнами в 20-е годы или рейдах в Афганистан редко кто слышал. Среди забытых осталась одна из самых дерзких и эффектных акций СССР за рубежом — блестящая атака против японской авиабазы на острове Тайвань.Все 30-е годы Москва с нарастающей тревогой наблюдала за усилением Японии в Азии. Японская империя, опоздавшая к разделу колоний великими державами, реализовала свои стремления за счёт Китая. С 1937 года началось планомерное завоевание огромной восточной державы. Китай раздирали внутренние противоречия, страна была разделена между соперничающими группировками. Однако это государство отчаянно отбивалось от вторгшихся войск. Кроме того, Китай приобрёл союзников.Для лидеров СССР было очевидно, что советский Дальний Восток станет одной из целей японцев после расправы с Китаем. Японцы действовали без малейшей жалости, китайцев резали миллионами, и никого не радовала перспектива сражаться с подданными микадо на улицах Владивостока и Иркутска. Поэтому помощь Китаю оказывалась чем дальше, тем шире. Советские части без знаков различия удавили бунт фанатиков в Синцзяне, китайским командирам шла помощь расходными материалами, транспортом, инструкторами, оружием и боеприпасами. Китай получал от СССР кредиты на льготных условиях.Среди прочего программа помощи включала предоставление боевых самолётов. Своих лётных кадров у китайцев тогда было мало, поэтому советские лётчики оказались более чем кстати.Осенью 1937 года в Поднебесную прибыла группа из трёх десятков бомбардировщиков СБ-2. На тот момент это были весьма современные машины, а Китай был второй "горячей точкой" после Испании, где их собирались применить. Вместе с машинами приехали 62 пилота и штурмана. Возглавлял их генерал по имени Фынь По. Впрочем, на лицо в нём никто не признал бы китайца. И немудрено: его настоящее имя было Фёдор Полынин — капитан Фёдор Полынин. Советский Союз не афишировал участие своих лётчиков в Японско-китайской войне, и самолёты летали на боевые задания с китайской символикой.
Для Полынина эта экспедиция в Китай стала не первой. Он уже побывал в этой стране во время борьбы с мятежными уйгурами в Синцзяне. Тогда ему довелось участвовать в одном из самых парадоксальных эпизодов истории 30-х годов: против уйгур в одном строю воевали белоэмигранты и Красная армия. Позднее Полынин помогал китайцам создавать авиашколу в Урумчи. Так что война в китайском небе не была для него новым делом.
Поначалу воздушные бои шли в основном около китайских и советских авиабаз. Это давало серьёзное преимущество — японцы действовали на пределе дальности и были скованы в манёвре, опасаясь истратить всё топливо и не вернуться. Впрочем, Полынин занимался не столько обороной своего аэродрома — на то были истребители, а более привычными вещами. СБ бомбили японские суда на реках, железнодорожные станции, аэродромы. А в 1938 году у русских созрел дерзкий план действительно жестокого удара по японской воздушной группировке.
Удача сопутствует дерзким.
Всё началось в конце зимы 1938 года с сообщений разведки. Агентура уверяла, что японцы перегоняют самолёты в Китай через базу Мацуяма на острове Формоза — нынешний Тайвань. Там перевалочная база, склады, мастерские, запасы топлива.Замысел Полынина и его команды сулил многое в случае успеха, но приходилось рисковать. Путь от Ханькоу, где базировались бомбардировщики "Фынь По", составлял более тысячи километров, то есть, авиаторам предстояло работать на пределе дальности. Если бы японцы узнали, что готовится налёт (а у них была мощная агентура в китайских ВВС), рейд бы непременно сорвался. Аэродромная сеть была очень слабой, заправиться можно было на обратном пути в Фучжоу, но раньше Полынин туда не летал, а заметных ориентиров рядом не было. С навигацией была ещё одна трудность — ориентироваться по рекам или железным дорогам, как это любили делать японцы, не получалось: слишком далеко, чтобы позволить себе петлять.На цель Полынин решил заходить с большой высоты, это позволяло меньше расходовать горючее в полёте. Ещё одна идея состояла в том, чтобы обойти аэродром, снизиться с приглушёнными моторами и обрушиться на японскую базу с неожиданного направления. Удар готовили в строгом секрете, а Полынин вместе со штурманом Федоруком почти не имели возможности даже поспать: время не терпело. Секретность соблюдалась строжайше: даже советские лётчики узнали о предстоящем ударе только вечером перед налётом. Лётчик Яков Прокофьев потом рассказывал, что сначала даже не поверил, насколько далеко им предстоит забраться.23 февраля 1938 года в последний час перед вылетом всю экспедицию чуть не постигла катастрофа. На горизонте появились японские самолёты. Если бы на бомбардировщики, заправленные до краев и снаряжённые бомбами, обрушился японский удар, тут вся история и закончилась бы. Но, к счастью, японцы пребывали в блаженном неведении и летели бомбить город неподалёку. 28 бомбёров спокойно поднялись в воздух.Шли на большой для тогдашней авиации высоте — 5500 метров. Лётчикам делалось дурно — кислородное голодание уже сказывалось. На такой высоте реакция замедлялась, становилось трудно соображать. Однако сохранить топливо было важнее. Самолёты шли, казалось, бесконечно долго в свободном от чужих самолётов небе. Действовали без истребителей — те бы не дотянули до Тайваня. Это не было пустым нахальством — СБ-2 были довольно скоростными машинами и в случае чего могли уйти от противника.Зелёный Тайвань посреди ласкового моря был великолепен. Однако бомбардировщикам некогда было любоваться пейзажами. Бомбардировщики начали снижение.Японцы в своём глубоком тылу расслабились и плохо соблюдали меры предосторожности. Самолёты и контейнеры с разобранными машинами стояли открыто, не были ни защищены, ни замаскированы. Службу воздушного наблюдения и оповещения тоже несли спустя рукава. Приближающиеся самолёты японцы приняли за свои. Как заметил Прокофьев, "цель открыта как на картинке". Поэтому то, что случилось дальше, стало полным шоком для авиаторов Страны восходящего солнца.Машина Полынина и Федорука пошла на цель первой. Круги на крыльях японских самолётов было видно уже невооруженным глазом. Через несколько секунд всё утонуло в море огня и пыли. Самолёт — хрупкая штука, особенно для авиабомбы в десятки килограммов весом. 40 боеготовых самолётов и неизвестное количество разобранных машин в контейнерах исчезли в пламени. Что ещё кошмарнее, под удар попали склады с топливом. В небо поднимался циклопический столб дыма, а на земле горели тысячи тонн материалов, необходимых для войны. Стрелки били из пулемётов по всему, что пощадил огонь. Урона добавляли взрывы боеприпасов, топливо растекалось огненной рекой.Ни один японский истребитель не поднялся в воздух. Зенитки начали работать, когда уже было поздно что-то предпринимать. Комендант авиабазы не стал дожидаться суда и как истинный самурай совершил харакири.Однако теперь "Фынь По" и другим "китайцам" предстоял сложный путь домой. Многочасовой полёт в неудобных условиях вымотал авиаторов, горючего осталось мало, а аэродром подскока ещё предстояло найти. К тому же у одного из лётчиков отказал мотор. На одном оставшемся он перетянул горные хребты. Квалификация Полынина оказалась на высоте: он быстро и чётко нашёл базу Фучжоу в горах, когда топлива оставалось уже мизерное количество.Посадка тоже не прошла без приключений. Аэродром был расположен очень неудобно, самолёты планировали, едва не задевая валуны. Мало того, с другой стороны оказалось болото, из которого уже печально торчала пара китайских самолётов, прилетевших раньше: авиаторы увидели траву и попробовали сесть — как оказалось, она прикрывала трясину. Никакой разметки гостеприимные хозяева выставить не догадались. Поразительно, но успешно сели все, включая экипаж Василия Клевцова с единственным рабочим движком. К счастью, на некоторых самолётах вместо стрелков сидели техники. Они сумели привести двигатель в рабочее состояние подручными средствами на месте.Пока СБ заправлялись, а механики колдовали над мотором Клевцова, на ВПП выбежал китаец, крича "Тревога!". Предстояло уходить.Домой бомбардировщики вернулись уже в сумерках, после семи часов в воздухе. Потерь авиагруппа Полынина не имела.На базе уже были в курсе, что случилось. В Ханькоу по улицам ходили восторженные толпы. Китайцы устроили банкет в честь авиаторов, причём в нём участвовала Сун Мейлин, первая леди Китая. Жена Чан Кайши имела блестящее образование, была властной женщиной и фактически руководила авиацией страны. Полынин и его товарищи некоторое время наслаждались фавором...
…а наутро прочли в газетах об успехе американских лётчиков, разбомбивших базу на Тайване! Оказывается, американский волонтёр, коммандер Винсент Шмидт, уже успел рассказать газетчикам, что базу Мацуяма уничтожил именно он со своими людьми. О русских он милосердно сообщил, что те тоже участвовали в рейде. Дальше Шмидт обещал бомбить, не размениваясь на мелочи, Токио. "Гонконг Телеграф" успела опубликовать восторженную передовицу, когда случился конфуз: китайское-то командование прекрасно знало, кто кого бомбил, да и японцы отправили ноту протеста в советское, а не американское посольство. Однако несколько дней Шмидт ходил гоголем: советские авиаторы по соображениям секретности ярких интервью не давали. Когда вскрылась правда, Шмидт обиделся и уехал.Полынин стал "секретным героем": за участие в официально не бывшей операции он получил звание Героя Советского Союза в ноябре того же года. Позднее его серьёзно помотало по фронтам — он воевал в Финляндии, прошёл через весь ад Великой Отечественной и закончил войну в необычной должности — командующий ВВС войска Польского. "Поляк" дожил до 80-х годов и тихо умер всеми уважаемый. А монумент советским лётчикам-добровольцам в китайском городе Ухань стоит до сих пор, и в надписи на стеле отдельно упомянут тот самый налёт на Тайвань.
https://life.ru/t/армия/1091025/siekrietnyie_ghieroi_kak_sovietskiie_liotchiki_taivan_bombili

+3

12

Генерал
не знал этого, спасибо Вам огромное!
Что наши воевали в Манчьжоу-Го в 30-е - то было, но Формаза... Отличная операция!

0

13

И опять параллель с современным Ближним Востоком - то, как американцы успели первыми приписать результат себе...

0

14

По удару по Формозе.Японцы долгое время заявляли,что ни один самолет не был потерян.
Китайцы указывали (тоже долгое время),что было уничтожено 40 самолетов.
"Официальная японская версия налёта на Тайвань гласит следующее:

23.02.1938 года в 11 час. 05 мин. по местному времени над аэродромом Мацуяма ( по китайски-Суншань ), который находился близ Тайбэя,  появились 1 или 2 бомбардировщика, которые сбросили на аэродром около 10 авиабомб. При этом, ни один японский самолёт уничтожен не был. Ещё несколько самолётов бомбили дома мирных жителей, расположенные в деревнях в близи аэродрома. При этом, 7 гражданских лиц ( в том числе, 3 детей ) было убито, а ещё 20 гражданских лиц получили ранения. Налёт был внезапным. Поэтому японская зенитная артиллерия огонь открыть не успела. В воздух успел подняться один истребитель, который не смог перехватить бомбардировщики противника.
Сохранились пространные воспоминания одного из японцев, который был свидетелем этого налёта.  В этих воспоминаниях очевидец рассказывает, что он видел тела погибших матери и ребёнка, видел две большие воронки от взрывов 500 кг авиабомб ( на самом деле, это был результат близкого разрыва нескольких авиабомб ) и несколько воронок от взрывов 50 кг авиабомб. Каких либо разрушений на аэродроме очевидец не заметил. Разумеется,что этот очевидец не мог осмотреть все здания на аэродроме, но какого либо пожара он точно не видел.
Далее, в 13 часов по местному времени другая группа бомбардировщиков атаковала аэродром  близ города Синьчжу ( находится юго-западнее Тайбэя ),  в местечке называемом Такэхигаси. На аэродром упало около 10 авиабомб, ущерб от которых был не значительным. Остальные авиабомбы упали на дома мирных жителей. При этом, 1 человек погиб, а ещё 9 человек получили ранения.
Возможно, что позже было найдено тело ещё одного погибшего, так как в окончательном итоге этих двух налётов оказалось 9 погибших и 29 раненых мирных жителей.
В западной прессе говорилось о 64 пострадавших, но в японских источниках я таких данных не обнаружил. Скорее всего это ошибка или в эти цифры также входят легко раненые.
В одном из японских источников указывалось, что бомбардировке подверглись также объекты горнорудной промышленности. Однако, никаких подробностей при этом не сообщалось.
При отражении второго налёта в воздух поднимались японские истребители, но опять-безрезультатно.

Таким образом, по японским данным в ходе налёта 23.02.1938 года на Тайвань ни одного японского самолёта уничтожено не было."(с)
Затем нашелся такой японский ученый ,как Кадзутака Кикути "Антияпонская военная история Китая 1937-1945". 2009г.
Он указал,что пострадало 12 японских самолетов.
Тайваньские работы указывают вот что:
В фундаментальной работе "Air Defense of Taiwan in Japan Ruled Period" ( "Противовоздушная оборона Тайваня в период правления Японии"., стр. 129. ), которую подготовил тайбэйский "Национальный университет управления", говорится, что в ходе бомбардировок 23.02.1938 года аэродромов Суншань и Синьчжу было повреждено 12 японских самолётов. Кроме того, 9 чел. было убито, а ещё 29 чел. получили ранения.
(с)
источник
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=9990&p=1

Отредактировано AD (24-02-2018 20:22:45)

+2

15

"СЕКРЕТНАЯ АФРИКА. Русский Мозамбик". Фильм Алексея Поборцева
1970-е годы прошлого века. На юге Африки рушилась вековая колониальная система. Бывшая португальская колония – Мозамбик – объявила независимость и взяла курс на построение социализма. В условиях строгой секретности СССР направил на юг Африки значительный контингент военных советников, а также летчиков, врачей и строителей.Дмитрий Чижов был молодым военным переводчиком, когда машина, в которой он ехал вместе с четырьмя советскими военными советниками, попала в засаду. Погибли все. Случилось это в 1979 году недалеко от города Шимойо. Это были первые боевые потери Советского Союза в войне, про которую до сих пор почти ничего неизвестно.О том, кого еще потерял Союз в боях за социализм в Мозамбике, – в фильме специального корреспондента НТВ Алексея Поборцева.
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=OE1xSNBVebQ

0

16

"СЕКРЕТНАЯ АФРИКА. Русский Мозамбик". Фильм Алексея Поборцева

Я было удивился: чего это про русские могилки на чужбине вспомнили?... А там газ нашли.

0

17

Генерал написал(а):

Секретные герои. Как советские лётчики Тайвань бомбили

Лет 8 назад тут было уже.

0

18

Генерал написал(а):

"СЕКРЕТНАЯ АФРИКА. Русский Мозамбик".

У одной моей знакомой, подруги жены, отец тогда в Мозамбике пропал безвести. Семь лет назад она туда поехала искать следы отца. Серьезная дама, коня на скаку остановит. Провела в Африке почти полгода, следов отца конечно не нашла, но отыскала местных, которые его знали и помнили.
Пытаюсь поставить себя на её место, но плохо получается. Не уверен что осмелился бы поехать дикарем в Африку и полгода там бомжевать. Достойно восхищения.

Отредактировано Настуран (27-02-2018 10:49:47)

0

19

Настуран написал(а):

Русский Мозамбик".

Знаю одного интересного дядечку, военного пенсионера. Где-то в середине 80-х ехать ему было туда советником. И отмечал он что-то там в ресторане. А тогда было самое начала "антиалкогольной компании". И на него рапорт, бумаги наверх, ему пистон, и накрылась командировка медным тазом. О чём он и поныне жалеет. Хотя обмолвился как-то что кто-то из его однокашников оттуда не вернулся...
Хорошо, чтобы помнили наших героев былых времён, которые были и в Мозамбике с Анголой, и в Эфиопии, и во Вьетнаме с Сирией...

Отредактировано Пушок (27-02-2018 19:12:41)

0

20

Родной дядя по отцу. Советником сначала в Мозамбик, недолго, точно не помню сколько, потом полтора года в Йемене. На вопросы отвечал односложно, только намного позже его мимика стала мне понятна.
Про Анголу. Сосед по подъезду. Только знаю что был и все. Не любил он про это говорить. Именно его как прототип я вставил в книгу.

Отредактировано ВВС (27-02-2018 21:14:11)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Забытые Битвы и События