Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Какие темы допустимо поднимать в произведении?


Какие темы допустимо поднимать в произведении?

Сообщений 71 страница 80 из 87

71

IvFox написал(а):

На мой взгляд, вопрос "Какие темы допустимы в произведении?" тесно связан с вопросом "Зачем вы пишете?". И вот почему. Когда автор пишет, чтобы рассказать историю, история сама определяет, какие темы могут быть затронуты и с какой стороны. Если это история о жизни наркоманов, то там будет про наркотики и связанные с ними моральные травмы и уголовные преступления. Если о партизанах времен Великой Отечественной, то будут, наверное, и предательство, и пытки, и казни. Если о работе саперов - придется коснуться темы взрывчатых веществ и типов взрывных механизмов, а уж рассказ о работе милиции/полиции будет перенасыщен "спорными" темами наверное. Но вот положительный образ палача, предателя или преступника в таких произведениях вряд ли появится.

Проблема возникает, когда "тема" становится самоцелью. Когда автор желает эпатировать публику "запретным" не потому, что его историю невозможно рассказать, не касаясь этих тем, а просто потому что это привлечет внимание, придаст оригинальности и наверняка потянет на премию. Ну, с моей читательской точки зрения, само такое желание уже чуток аморально.

А в общем и целом присоединяюсь к мнению Орлова Гая: если у автора есть мораль, он сам проведет границу. Ну какие тут могут быть списки рекомендаций? А судьи кто? Можно подумать, если в западном обществе тема гомосексуализма теперь не только не запретна, но модна и одобряема, а коммунизм, напротив, приравнивается к фашизму, все наши авторы тут же бросят писать про СССР и строем отправятся писать про геев?

Отредактировано IvFox (Сегодня 14:22:44)

Ну насчет ''положительного образа палача'' (вполне себе уважаемой в Средние века профессии), то кое что можно найти у ранних Олдей в их ''Бездне голодных глаз'' и конкретно истории Сарта с его моралью ''Мастер плохому не научит'', но это конечно немного придирка...
Проблема наступает, когда у автора талант есть, а мораль - увы... С одной стороны хочется верить ''Нашему всему'', что гений и злодейство - вещи несовместимые'', но вот уже Виндж в этом немного сомневается в той же "бездне в небе''. С другой же если обобщать второе начало термодинамики, то безусловное зло, равное энтропии, не может создавать что-то, а может лишь питаться другими сложными структурами, поэтому иногда сложно продраться через текст с явными призывами к гомофилии (людоедству), чтобы понять, что автор вообще-то пытается повторить подвиг Христа, отменившего человеческие жертвоприношения, только не ''добрым словом'', которое скорее всего не услышат, а ''магнетическими пассами'' с подсознанием.
Зы а вообще было бы неплохо перевести кого-нибудь из форумных авторов, например Шкенева, и разместить в англоязычном интернете на правах ''свободного доступа'' - чисто поржать и посмотреть насколько тем все по фигу...

0

72

IvFox написал(а):

Но вот положительный образ палача, предателя или преступника в таких произведениях вряд ли появится

Палач, предатель или преступник как собственно образ ничего негативного в себе не несут. Можно описать и тяготящегося своим ремеслом палача, и предателя, который вынужден пойти на предательство ради благой цели (кто есть немец-антифашист в ВМВ? По сути - предатель своего государства). Про преступника вообще молчу - кто-то идёт на ограбление, чтобы достать деньги на лечение родственника, совершает убийство того, кого в рамках закона не наказать и т.д. Это всё не есть плохо - зависит лишь от подачи материала. В конце-концов архетип благородного преступника - это давнишняя тема.
Но вот описывать "подвиги" какого-нибудь Гренуя или Патрика Бэйтмана - это уже патология.

+1

73

Просто информация. ""Записки палача, или Политические и исторические тайны Франции", приписываемые К. Сансону (есть мнение, что автор - О. Бальзак), были одной из популярнейших книг 19 века и явились "сырьем", использованным другими авторами, например, А. Дюма.

0

74

несколько не в тему, возможно, но тем не менее статья стоящая и вопрос поднимает важный:

http://www.pravoslavie.ru/91563.html

Скажу сразу, что солидарен здесь с позицией Ю.Полякова. Который и сам за последние десятилетия прошёл определённую эволюцию и теперь стоит много ближе к патриотам и государственникам, нежели к либералам...

0

75

Ziraenna, так получилось, что я редко пишу в этом разделе, но поднятая Вами тема меня заинтересовала.

Перечень книг, достаточно неоднозначных. +21 Коллеги, если некоторые из них Вы не читали, подумайте - так ли уж необходим вам этот опыт.

*Исповедь англичанина, употреблявшего опиум* Томаса де Квинси
*Парфюмер* Зюскинда
*История О* Доминик Ори
*Некрофил* Габриэль Витткоп
*Венера в мехах* Леопольда фон Захер-Мазоха
*Жюстина* маркиза де Сада

Все эти книги были написаны, изданы и оказали своё влияние - достаточно неоднозначное. Некоторые из них запрещали. Сжигали. Но отменить существование тем, в них поднятых - невозможно. Другое дело, что книги (в отличие от жизни) дают нам возможность решать самим - хотим ли мы этот опыт получать.
Полагаю, что тем - запретных - для автора не существует. существует внутреннее ограничение: может ли он написать о выбранной теме так, чтобы достигнуть поставленной задачи? Если нет - браться за такое не следует, либо же - не выставлять результат на всеобщее обозрение.

Собственно - вопрос тем сводится к простейшему - каковы цели автора при написании - раз, насколько он этих целей достиг - два и КАКУЮ ЦЕЛЕВУЮ аудиторию имел в виду - три.
Мы ведь не станем предлагать  первоклашке учебник по тензорному анализу и статью о рекомбинации генома?
Так и с обычными книгами - если читатль  готов к принятию новой темы - книга для него, да. Если нет... тут и возникает вопрос, который поставлен в заглавии.

Не скажу - цензура (которую иногда хочется ввести,честно))), но мудрая редактура и достойные наставники, которые ПОМОГУТ сформировать вкус и литературное чутьё - были бы адекватным решением вопроса. Но вот где этот рай? Я тоже туда хочу...

+1

76

Коллеги, мне кажется вопрос надо ставить несколько иначе. Не "какие темы поднимать допустимо", а "что и зачем пишется". На самом деле, литература, как и другие направления искусства: кино, живопись, театр, и в некоторой степени сейчас даже компьютерные игры, нужны прежде всего в качестве набора моделей поведения. Они показывают людям, в том числе и детям, какое поведение в обществе поощряется, в какое нет. И дети под воздействием этих ценностей формируют свою картину мира. И литература, в том числе и школьная, тут еще не самое страшное. Фильмы и игры действуют гораздо хуже. Не важно, что в фильме главный герой пачками мочит "плохих парней". Важно, что ребенку закладывается модель - убей и решишь все проблемы.
Тут два момента. Первый - горячие темы лучше продаются и поэтому всякая дрянь, типа "Пятьдесят оттенков серого" активно продвигается. Второе - системная работа элиты западных стран для формирования низменных инстинктов и потребностей и через это управление обществом.
А вопрос - ставить ли "Лолиту" в школьную программу или нет, он несколько вторичен. При огромном количестве порнухи и чернухи в интернете - это уже не делает особой погоды. Хотя, мое личное мнение, такие книги в школьной программе не должны быть. Как впрочем, и ряд других.

+4

77

Domini canis написал(а):

и КАКУЮ ЦЕЛЕВУЮ аудиторию имел в виду - три. Мы ведь не станем предлагать  первоклашке учебник по тензорному анализу и статью о рекомбинации генома? Так и с обычными книгами - если читатль  готов к принятию новой темы - книга для него, да. Если нет...

С тем, что автор должен учитывать целевую аудиторию, я, конечно же соглашусь. Это собственно не требование даже, а данность. Одним интересны автомобили, другим музыка, одним "про любовь", другим "про войну". Автор пишет о том, что важно ему, и для тех, кому важно то же самое. Но вот деление читателей по принципу "готов/ не готов" - это очень опасный тезис, так как деление это статусное и неминуемо ведет к выстраиванию следующей логической цепочки.
Шаг 1: Есть книги для детей и для людей взрослых, которые обладают жизненным опытом и сформировавшейся системой ценностей.
Шаг 2: Я прочитал эту книгу, значит я взрослый человек, а вы не читали, поэтому с вами и говорить не о чем, школота.
Шаг 3: Если в книге нет "про это" (нужное вставить) - это книга для детей и массового читателя.
Шаг 4: Автор, который собирается написать серьезную книгу, обязательно должен затрагивать "запретные" темы, эпатировать читателя, взрывая его косное сознание.
И в итоге получается именно эпатаж как целевая установка для автора, и читать эти книги будут именно те, кто "не готов", чтобы продемонстрировать свою продвинутость.

P.S. Cравнение c учебной и научной литературой - тут не совсем к месту. Ни родителям, ни учителям не придет в голову давать первоклашке учебник по тензорному анализу, верно. Но и отбирать тоже. Ничего запретного тут нет - просто ребенку будет скучно и непонятно. А если интересно и понятно - значит уже можно, вне зависимости от возраста.
А теперь представим себе художественное произведение (книгу или фильм) про маньяка, расчленяющего тела, со всем деталями, подробностями и внутренним трепетом наслаждения этого самого маньяка. Лучше всех подготовлены к восприятию такого произведения (с профессиональной точки зрения) судмедэксперты, психиатры, офицеры из отдела по борьбе с особо тяжкими преступлениями и т.п. Но вот интересно им будет это читать/смотреть? Я очень сомневаюсь. Разве что с целью поиска "заклепок", морщась от глупости и некомпетентности автора/ сценариста. Совершенно обратная зависимость между "подготовленностью" и интересом.

Отредактировано IvFox (16-04-2016 05:04:02)

+3

78

Kerbis
помню я эту книжку. Выходила в какой то "чёрной серии". Там ещё были "Когда звонит Майкл", томик с рассказами (помню "Псов Тиндала" и рассказ про старую чумную дорогу), а ещё томик про зомби. Так вот, оный "Подвал" был ещё не самым мерзким. там ещё была книжка про маньяка-убийцу и насильника. причём в том числе и маленьких (лет 8-9) девочек. вот эти две книжки были подлинной мерзостью. остальные же - вполне нормальный хоррор. это было во времена того поганого мутного потока, что хлынул в мозги и на книжные полки в 90-е...
беда книг и фильмов про маньяков в том, что они
а) хорошо продаются
б) могут ненароком послужить спусковым крючком, если их прочитает/посмотрит предрасположенный тип, стоящий на пороге своей душевной болезни...
вот книги про маньяков ненавижу и не читаю.  фильмы тоже стараюсь не смотреть. как и про тех же вампиров. Правда, мне вот неожиданно наш недавний "Метод" с Хабенским понравился. А того же "Декстера" я едва первый сезон досмотреть смог...

Отредактировано Пушок (17-04-2016 16:23:02)

0

79

JokerJett
"Метод" стал мне нравится, когда первый (и, надеюсь, последний) его сезон, образно говоря, перевалил за экватор. Лучшие серии - последние.

Kerbis
Насилие и жестокость у Мартина - не самоцель, а средство придания яркости, выразительности. Навроде того же перца в средние века.
А что мало книг... я вот захожу в книжный, смотрю полки с детективами, листаю... незнакомые имена, но в аннотациях чуть ли не половины минимум - поимка какого нибудь маниака.   :glasses:

0

80

Пушок написал(а):

беда книг и фильмов про маньяков в том, что они
а) хорошо продаются
б) могут ненароком послужить спусковым крючком, если их прочитает/посмотрит предрасположенный тип, стоящий на пороге своей душевной болезни...

Насчет последнего не соглашусь.
Да,пойманный маньяк может сказать,что прочел книгу Ивана Иванова "Расчленение в Урюпинске" и сказал себе-это то ,что надо.Отныне я буду ловить рыжих девушек и того-с.
Но вот правда ли это будет?
Движение идей в мозгах психически больных-вещь сложная и зависит от множества неучитываемых заранее факторов.
Например, манифестация психических заболеваний не раз случалась после беременности и родов.
Опять же маньяки существовали и до того,как о них стали писать и снимать фильмы.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Литературная кухня » Какие темы допустимо поднимать в произведении?