Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Величко » Чужое место (Юрьев день-2)


Чужое место (Юрьев день-2)

Сообщений 71 страница 80 из 469

71

Avel написал(а):

Это было бы правдой, если бы и в первой, и во второй книге не упоминалось, что обращение на "ты" появилось по инициативе Алика.

сорри, видимо тогда упустил...   http://read.amahrov.ru/smile/flag_of_truce.gif

0

72

Продолжение:



                                                     Глава 6

  - Ваше императорское величество, корабельный инженер Титов по вашему приказанию прибыл! – с верноподданным выражением на хитрой физиономии рявкнул вошедший.
  - Дядя Петя, не ори, чай не в лесу, - попросил я. – Тем более что посторонних здесь нет, они вообще в мой кабинет редко заходят. Ты, кажется, уже заканчиваешь с броненосцем «Наварин»?
  - Нет, Алик, его через месяц только на воду можно будет спустить, а достраивать придется еще долго. Хорошо, если года в два уложимся.
  - Мда… не знал. Но все равно, не верю я, чтобы ты о новых кораблях не думал.
  - Думаю, так думки-то мои к делу не пришьешь. Чтобы корабль появился, нужен заказ и соответствующее финансирование.
  - Вот как раз чтобы предложить тебе и то, и другое, я тебя и позвал. Возьмешься построить царскую яхту?
  - Смотря какую ты захочешь. И чем же тебя те, что есть, не устраивают? Сколько их у тебя, штук десять наберется?
  - Было одиннадцать, две уже проданы, на остальные ищут покупателей. Мне и одной хватит, но хорошей.
  - Да? Надо же, как интересно. И что за корабль ты себе захотел?
  - Записывать не будешь, так запомнишь? Тогда слушай. Скорость хода – не менее двадцати двух узлов, дальность пять тысяч миль, таранный форштевень не нужен, бронирование… ну, скажем, пояс – крупповская броня миллиметров двести по всей ватерлинии, боевая рубка двести пятьдесят, палуба около восьмидесяти. Вооружение – четыре восьмидюймовки в двух башнях, восемь шестидюймовок в казематах и столько же немецких стопятимиллиметровок. Ни минного вооружения, ни малокалиберной артиллерии на этом корабле не будет. Императорские покои – две смежные каюты общей площадью метров тридцать, пятиметровая кухня и совмещенный санузел. С двигателями я тебе помогу, и с электрикой тоже. Ограничений по финансированию не ожидается, не верю я, что ты начнешь воровать. И другим наверняка не дашь. Но эта яхта нужна мне к лету девяносто четвертого года. 
  - Если вовремя будут машины и башни да задержек с деньгами не случится, то вполне можно успеть. Хочешь, значит, что-то вроде недавно заложенного «Рюрика», только с большей скоростью хода за счет уменьшения дальности и количества вспомогательной артиллерии. Интересный корабль может получиться, но с кем же это ты, Алик, лично воевать собрался?
  - Ну почему же лично? Вполне могу это поручить кому-нибудь другому, статус императорской яхты позволяет. Насчет же «с кем» - сам подумай, технические данные намекают довольно прозрачно.
  - М-да… как океанский рейдер-одиночка такой корабль будет однозначно хуже «Рюрика» из-за меньшей дальности, да и средний калибр слабоват. Для Балтики он не нужен. Для Черного моря – тем более, да и не предложил бы ты мне строить корабль в Николаеве. Значит, остается Дальний Восток. Ты, Алик, в своем репертуаре – вне программы, без конкурса, без обсуждения в Морском техническом комитете…
  - Вот потому он и задуман как императорская яхта. Я самодур или кто? И никакой МТК для удовлетворения моих потребностей мне не нужен. Я знаю, чего хочу, ты знаешь, как это сделать – что еще надо? А если вдруг захочется что-нибудь обсудить на досуге, так у меня для этого свой комитет есть. Кстати, привлекать можешь кого угодно и за приличные деньги. Например, того студента, что тебя высшей  математике учил.
  - Крылова-то? Светлая голова, но только его уже Макаров сманил на свою опытовую станцию.
  - Она недалеко, не надорвется еще и тебя консультировать.
  - Ладно, договорились, но только ты мне хотя бы намекни, коли прямо сказать не хочешь – угадал я с его назначением или как?
  - Почти угадал, дядя Петя. Почти.
  Не было ничего удивительного в том, что Титов упустил еще один регион возможно оперирования подобных броненосных крейсеров – Северную Атлантику с базированием в Мурманске. Просто потому, что никакого Мурманска не было даже в проекте. Окружение дяди Алексея в данный момент активно склоняло его к постройке порта в Либаве, но я, зная дальнейшую судьбу этого строительства, собирался найти деньгам лучшее применение. А корабль… кстати, если все пойдет так, как я сейчас думаю, то именно ему найдется неплохое дело как раз на Дальнем Востоке. Все равно железную дорогу к будущему Мурманску за два года не построить. Да и за три, пожалуй, тоже.

  После ухода Титова я задумался на тему, кому бы поручить разработку перспективных типов торпед, хоть их и не будет на новом крейсере. И как они, между прочим, должны быть устроены?
  Сейчас торпеды назывались самодвижущимися минами Уайтхеда и приводились в движение пневматическими движками, работающими от баллона со сжатым воздухом. Я знал, что более поздним и, соответственно, более прогрессивным типом торпед являются парогазовые. Это было прекрасно, но идиллию омрачало одно малюсенькое обстоятельство. Оно заключалось в том, что, кроме названия, я про этот тип торпед вообще ничего не знал. Но когда подобные мелочи были препятствием для настоящего инженера? Так что я начал думать.
  Итак, название подразумевает, что движутся они при помощи пара и газа. Чтобы образовалось и то, и другое, что-то должно сгореть, или, точнее, окислиться. А раз окисляться без кислорода ничего не может, значит, баллон со сжатым воздухом там все равно остается. Только он не будет крутить винты напрямую, а послужит для обеспечения горения чего-нибудь – например, керосина. Или сжатого горючего газа. Энергии в этом случае выделится гораздо больше. И, наверное, горящее топливо испаряет воду – для увеличения объема рабочего тела и понижения его температуры. Тогда становится понятно, откуда в названии взялись и пар, и газ. Осталось только сообразить, кому бы поручить воплотить только что придуманный принцип в реальную конструкцию, и все будет замечательно.
  С чего это я вдруг решил заняться еще и флотскими делами, хотя сам не так давно говорил отцу, что Россия – держава сухопутная и для нее главное – армия? Да, но флот тоже не помешает, потому как чисто сухопутных потенциальных врагов у нее вроде нет. Разве что Австрия, но в одиночку она на нас никогда не полезет. Так что какой-то флот для обороны морских рубежей все равно необходим.
  И кроме того, мало ли что я кому говорил? Главное ведь – что при этом имел в виду.   

  Как уже упоминалось, мои государственные дела, к коим я без зазрения совести отнес и обсуждение проекта императорской яхты, заканчивались самое позднее в два часа дня. Потом следовал обед, а после него три раза в неделю – занятия с Михаилом.
  Мать теперь жила в Аничковом дворце с дочерьми Ксенией и Ольгой. Мишка же обитал в Гатчине под предлогом того, что ему нужно получить достойное техническое образование. Мать поначалу заявляла, что и она сможет его обеспечить, но Мишка с моей подачи уперся и заявил – мол, он собирается связать свою жизнь с воздушным флотом, а превзойти все потребные для этого науки можно только в Гатчине. Правильно, чем более близок будет ко мне младший брат, тем меньше вероятность покушений. Какой смысл менять шило на мыло, тем более что опекуном над Мишкой до его совершеннолетия будет Рита? А уж после него он и сам не растеряется, особенно если его правильно воспитать.
  - Итак, - заявил я брату, - будем считать, что необходимый минимум знаний по физике ты уже получил, и пора переходить к основам теории полета. Начнем мы с тех аппаратов, которые легче воздуха.
  - Почему? – попытался возмутиться Мишка. – Которые тяжелее, летают лучше! И ты сам обещал меня через год начать учить летать на дельтаплане и втором аэроплане Можайского.
  - Каков должен быть минимальный объем водородного дирижабля с максимальным взлетным весом в четыре тонны?
  - Разумеется, четыре тысячи кубов! Плюс небольшой запас, это уже от конструктора зависит.
  - Правильно. А какова потребная мощность для уверенного взлета аэроплана весом восемьсот пятьдесят килограммов? Площадь крыла триста квадратных метров, профиль плоский, относительное удлинение два и два.
  - Шестьдесят лошадиных сил!
  - С чего это ты взял?
  - Ты мне описал первый аэроплан Можайского, а у него мощность была как раз такая, и он полетел.
  - Ответ, увы, неверный, хотя ты, конечно, все равно молодец, узнал технику по неполному описанию. Однако не учел, что первый самолет Можайского взлететь с ровного места не мог. Мне пришлось разбегаться по специальной наклонной дорожке с уклоном в пять градусов. Так вот, потребная мощность тут составляет не шестьдесят, а чуть больше восьмидесяти сил, но подсчитать это очень непросто. Вот потому, что аппараты тяжелее воздуха требуют гораздо более трудоемких расчетов, мы и начнем с тех, которые легче, благо переводить кубы объема в килограммы подъемной силы ты уже умеешь. Сначала рассмотрим один из самых простых случаев. Полное безветрие, воздушный шар оторвался от земли и начал подъем. Какие силы в этот момент на него действуют?

  В пять часов был легкий полдник, а после него я продолжил педагогическую практику, но только уже по другому предмету и с другим учеником, а если точнее, то с ученицей. Рита пожелала, чтобы я научил ее водить автомобиль. Поначалу она вообще хотела освоить мотоцикл и даже дельтаплан, но тут выяснилось, что у нее наконец-то будет ребенок, и вопрос отпал сам собой. Однако от идеи обучения езде на автомобиле она не отказалась, заявив, что вот с него-то упасть будет ну очень трудно.
  - Зато нетрудно на хорошей скорости врезаться в столб, - попытался образумить супругу я.
  - Ничего, мы будем ездить не очень быстро и там, где нет никаких столбов.
  Я вздохнул и дал ей уже на всякий случай составленную инструкцию по вождению.
  - Выучишь – начнем учиться ездить.
  - Как, наизусть?
  - Нет, можно близко к тексту.
  И вот за чаем жена заявила мне, что она готова к экзамену.
  - Опиши последовательность действий при переходе со второй передачи на третью, - предложил я. Да, техническое совершенство моих творений повысилось настолько, что последний автомобиль имел аж целых четыре скорости – три вперед и одну назад. Правда, никаких синхронизаторов там не было, так что процесс переключения имел определенные тонкости. Слышали что-нибудь про переключение передач с перегазовкой? А вот я не только слышал, но и в совершенстве освоил этот процесс. Давно, еще в двадцатом веке, на отцовском четырехсотом «Москвиче». А здесь просто быстро вспомнил былое.
  - Правую ногу с газа, левую на сцепление, рычаг передач в нейтраль, отпустить сцепление, подождать, пока обороты мотора упадут примерно на треть, снова выжать сцепление, двинуть рычаг влево-назад и быстро, но плавно отпустить сцепление, одновременно прибавляя газ, - бодро отрапортовала супруга.
  - Молодец! Пошли.
  - Куда?
  - Как куда? Вниз, посмотрю, как ты применишь свои глубокие знания на практике. Автомобиль стоит у нашего подъезда.
  - Ой, Алик, вот прямо так сразу? Я боюсь.
  - Тогда давай отложим практику вождения до после родов, - обрадовался я.
  - Дорогой, ну надо же понимать – это было сказано для того, чтобы ты меня пожалел и начал уговаривать, что ездить совсем не страшно. Но раз ты ничего такого делать все равно не собираешься, то я передумала бояться. Пошли, хватит тут сидеть! В машине тоже кресло есть.
  К вечеру Рита уже умела трогаться, не заглушив двигатель, и ездить по площади перед дворцом по кругу на второй скорости. Для первого урока этого было вполне достаточно, я так ей и сказал.
  - Да уж, прямо руки устали это колесо крутить, на сегодня хватит, - согласилась жена. – А когда будет следующий урок?
  - Дня через два, раньше ни к чему, пусть только что полученные навыки улягутся.
  - Еще кого-нибудь ты учить управлять будешь? – поинтересовалась Рита, когда мы уже поднялись к себе. – А то в империи есть три автомобиля, но водителя для них всего два, да и те император с императрицей. Как-то это несколько неправильно, ты не находишь?
  - Нахожу, но у меня дел и без того хватает, так что своих фрейлин будешь учить ездить сама.
  - Ой! А если они нам машину сломают?
  - Тогда тебе придется научиться ее ремонтировать.
  - Алик, ты, наверное, шутишь, - неуверенно предположила Рита.
  - Конечно. Обойдутся твои фрейлины, но гараж вместо конюшни делать уже пора.
  Да уж, этот вопрос требовал решения, потому что дворцовые конюшни денег жрали как в прорву, а ездил на лошадях только Черевин со своими лейб-конвойцами. Маман теперь было не до конных прогулок, я ими тоже никогда особо не увлекался, а Рита вообще верхом ездить толком не умела.
  - Почему вместо? – удивилась жена. – Хоть сколько-то лошадок надо оставить. Они такие милые, особенно если к ним сзади не подходить. Да и детям будет интересно.
  - Каким еще детям?
  - Нашим, естественно. Других тут все равно никаких нет.
  - Тут ты немного не права – Мишка есть. Он явно еще не взрослый, но начинать взрослеть ему уже пора.

  Этот разговор получил продолжение через пару дней, после очередного занятия с Михаилом.
  - Алик, поручи мне какое-нибудь дело! – попросил брат. – Пусть не такое серьезное, как было у тебя с аэропланом Можайского, но только настоящее. Сколько можно в игрушки играть?
  - Очень ты интересно рассуждаешь. Когда мы с Ники и Менделеевым клеили первый воздушный шар, это было, по-твоему, как – дело или игрушки?
  - Э… не знаю. Наверное, все-таки дело, хоть и игрушка.
  - Вот именно. Часто трудно сказать, где кончается одно и начинается другое. И, кстати, самое настоящее дело для тебя есть, а то у меня до него все никак руки не доходят.
  - Оно связано с летательными аппаратами?
  - Безусловно.
  - Я согласен!
  - Вот и ладушки, тогда организуй-ка мне музей истории аэронавтики, авиации и автотранспорта.
  - Это как?
  - На такой вопрос хочется ответить «каком кверху». Что значит как? Берешься и делаешь! Вот смотри – склеили мы тот воздушный шар. Он небось до сих пор где-то в Аничковом дворце валяется. Найти его – и в музей! Мой первый автомобиль туда же, на нем ездить все равно уже нельзя. Дельтапланы пока рано, пусть еще полетают, а вот первый самолет Можайского давно исторический экспонат. Подбери помещение, найди хоть одного человека на роль музейного смотрителя, и действуй! Хотя одного, пожалуй, будет мало. Можешь за консультацией в Эрмитаж съездить, там тебе расскажут про организацию этого дела. Не только всякие картины надо сохранить для потомков, но и результаты технического творчества тоже.

Отредактировано Avel (08-12-2016 21:13:52)

+29

73

Avel
У Вас какой год идёт?

Кру́пповская бро́ня — тип поверхностно укреплённой стальной брони, использовавшейся с конца XIX века. Она была разработана компанией Круппа в 1893 году и быстро заменила гарвеевскую броню, на какое-то время став стандартом броневой защиты для боевых кораблей.

+2

74

Avel написал(а):

А раз окисляться без кислорода ничего не может, значит, баллон со сжатым воздухом там все равно остается.

Кислородом. Раз для окисления нужен кислород, то ничего лучше баллона с кислородом не придумать.Зачем процесс примесями отягощать? ЕМНИП, так поступили японцы при создании своих "Лонг Лэнс", а этот вид торпед был лучшим в ВМВ.

0

75

Дилетант написал(а):

Кислородом. Раз для окисления нужен кислород, то ничего лучше баллона с кислородом не придумать.Зачем процесс примесями отягощать? ЕМНИП, так поступили японцы при создании своих "Лонг Лэнс", а этот вид торпед был лучшим в ВМВ.

Это дорого. В 19м веке к тому-же труднореалезуемо. Торпеда должна быть достаточно дешевой и несложной в изготовлении. Иначе это будет вундервафля которую командование лишний раз не решиться использовать. Как это всегда бывает с дорогим вооружением.

0

76

Дилетант написал(а):

Кислородом. Раз для окисления нужен кислород, то ничего лучше баллона с кислородом не придумать.Зачем процесс примесями отягощать? ЕМНИП, так поступили японцы при создании своих "Лонг Лэнс", а этот вид торпед был лучшим в ВМВ.

- Ну тогда-уж "ничего лучше баллона с кислородом и баллона с воздухом" - пуск Длинных копий воздушный, только на кислороде - оне взрывались...

0

77

Wektor написал(а):

- Ну тогда-уж "ничего лучше баллона с кислородом и баллона с воздухом" - пуск Длинных копий воздушный, только на кислороде - оне взрывались...

Спасибо, вот этой тонкости я не знал.

0

78

Avel написал(а):

Вооружение – четыре восьмидюймовки в двух башнях, восемь шестидюймовок в казематах и столько же немецких стопятимиллиметровок.

стандарт - два калибра, главный и противоминный
шестидюймовки лишние однако

0

79

Lodochnik2000 написал(а):

стандарт - два калибра, главный и противоминный
шестидюймовки лишние однако

Таки да! 105 ещё могут быть унитары, что означает скорострельность. 152 уже нужно делить, или устраивать механизацию. И на тот момент емнип длинных стволов на 152 не делали, 42-45 калибров максимум.

Avel написал(а):

Скорость хода – не менее двадцати двух узлов, дальность пять тысяч миль, таранный форштевень не нужен(а вот "атлантический развал" носовой оконечности - нужен), бронирование… ну, скажем, пояс – крупповская броня миллиметров двести по всей ватерлинии, боевая рубка двести пятьдесят, палуба около восьмидесяти. Вооружение – четыре восьмидюймовки в двух башнях, восемь шестидюймовок в казематах и столько же немецких стопятимиллиметровок. Ни минного вооружения,(но "рельсы для катания гидроплана", а на самом деле - для мин заграждения) ни малокалиберной артиллерии на этом корабле не будет.

200мм по периметру - тяжело, сам Алик не догадается, а вот Титов осётра урежет. Будет каземат 200, оконечности 3-2 дюйма. Палуба 80 - шикарно. но тяжело, опять же в оконечностях станет тоньше.

+1

80

Дилетант написал(а):

Кислородом. Раз для окисления нужен кислород, то ничего лучше баллона с кислородом не придумать.Зачем процесс примесями отягощать? ЕМНИП, так поступили японцы при создании своих "Лонг Лэнс", а этот вид торпед был лучшим в ВМВ.

во ВМВ. К тому времени уже была кислородная _промышленность_ выдававшая необходимые объемы кислорода (для металлургии, резаков и т.п.). Во времена Алика этого всего и близко не было, так что именно что баллон со сжатым _воздухом_.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Величко » Чужое место (Юрьев день-2)