Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2


Крымская война. Попутчики-2

Сообщений 1 страница 10 из 997

1

Итак, продолжаю дозволенные мне речи.
Сим начинается вторая книга, "Попутчики-2" (пока это тоже рабочее название). первая сдана в редакцию, написана аннотация, книга включена в издательский план. Держу кулаки.

Следите, сталбыть, за обновлениями - и с Новым Годом всех вас,  друзья и коллеги! Надеюсь, в этом году наше сотрудничество окажется столь же плодотворным.

+3

2

ГЛАВА ПЕРВАЯ

I.
Из дневника
графа Буэ-Вилльтямса,
начальника штаба
французского флота.

« ...до 5 сентября мы стояли на траверзе острова Змеиный.  Английского флота пока не наблюдается. Мы послали авизо к лорду Раглану, и выяснили, что английская эскадра попала в шторм, тогда как мы счастливо проскочили ненастную полосу и пришли к Змеиному при хорошей погоде. Сильный ветер стих лишь утром 6-го числа, и в 10.30 наш адмирал сигнализировал о выходе в море.
Порядок выхода определили следующий - построение транспортов в шесть колонн, каждый транспорт берет на буксир маленький пароход; пароходы побольше буксируют по два, а иные и по три парусника. Это было прекрасное зрелище - более 100 судов с войсками, амуницией, провиантом, лошадьми и мулами в идеальном порядке, ярко блестит солнце, синева неба отражается в бликах на воде.
Наши силы соединились с турецкими и английскими утром 6 числа. Английская эскадра из 9-ти линейных кораблей, 5-ти фрегатов и нескольких вооружённых пароходов выступала в качестве охранения. Англичане, между прочим, сообщили о потере колёсного фрегата «Фьюриес», отправленного несколькими днями ранее в разведку...
...
7 сентября. Этот день преподнес нам сюрприз самого скверного свойства.  Около двух часов пополудни над нами, в некотором отдалении от ордера, описывало круги то, что мы поначалу приняли за необыкновенных размеров альбатроса. К сожалению, зрительные трубы не позволили разглядеть никаких подробностей. Расстояние было таково, что любая стрельба была бы бессмысленна; однако же, с  нескольких кораблей были произведены одиночные мушкетные выстрелы. После чего, летучий гость покинул нас,  однако через несколько часов нанёс повторный визит.
На этот раз он приблизился настолько, что мы смогли рассмотреть его даже и невооружённым глазом. Оказалось, что это вовсе не огромная птица, как мы решили поначалу, а несомненное творение рук человеческих:  своего рода крылатая лодка, несущая на борту одного или двух человек! Передвигалось это сооружение быстрее чаек. Возможно, быстрокрылые стрижи или ласточки могли бы потягаться с ним в скорости, однако огромная разница в размерах не позволяла нам сделать окончательного вывода.
Самое неприятное оказалось то, что крылатая лодка несомненно, принадлежала русским, мало того - их военному флоту. «Хвост», украшающий корму летающей посудины, и более похожий на рыбий плавник, чем на птичье оперение, нёс на себе изображение русского военно-морского флага: голубой косой крест на белом поле. Частая мушкетная стрельба отогнала крылатую лодку, но у нас, офицеров флота Его Императорского Величества Наполеона Третьего, не оставалось сомнений - русские обзавелись невероятным средством разведки, и теперь мы, по сути, оказываемся в положении слепцов, на которых охотится противник, обладающий великолепным зрением. Можно только гадать, сколь великолепный обзор имеет такой крылатый наблюдатель, к тому же, оснащённый зрительными трубами - на это явственно указывали, отбрасываемые линзами солнечные блики.
Надо отметить, что флагман нашей эскадры, великолепный «Наполеон», на котором имел честь находиться и автор этих заметок, стал предметом особого внимания непрошеных гостей. До темноты крылатые лодки трижды появлялись над эскадрой и каждый раз совершали по нескольку кругов над флагманом. Что же, с их стороны это вполне разумно.
Неизбежно возник вопрос - каким образом наши осведомители, коих так много в русской столице, да и не только в ней, упустили из виду появление у русских этой удивительной машины? Ибо в механической природе крылатой лодки сомневаться не приходится - свидетельствами тому и механический стрекот, издаваемый в полёте, и крылья, напоминающие этажерку для книг, и быстро тающий в воздухе дымок, который составляла за собой одна из летучих машин.
Остаётся надеяться, что хитроумные русские машины не способны обрушить на нас пороховые гранаты или, например, зажигательные снаряды, на манер брандскугелей. Впрочем, люди, управляющие крылатыми лодками, опасаются ружейной стрельбы и при первых же залпах уходят на недосягаемое расстояние. 
На нас - от юнги до адмирала - всё это произвело весьма и весьма тягостное впечатление. Чего скрывать - мы отправлялись в этот поход, пребывая с полнейшей уверенности, что далеко обгоняем русских в качестве нашего оружия и в технический мысли.В  самом деле, любой, давший себе труд сравнить состав наших флотов с составом русского Черноморского флота - особенно в том, что касается паровых кораблей! - несомненно придёт к тому же выводу. А наше преимущество в нарезных ружьях? Мы шли в бой, не сомневаясь в превосходстве своего оружия, и вдруг один-единственный день поставил эту уверенность под сомнение. В самом деле - как можно сравнивать эти стремительные, юркие машины с неуклюжими шарами-монгольфьерам на которых наши соотечественники не так давно научились подниматься в небо? К сожалению, пока нам нечего противопоставить русским в небе, и остаётся молить Создателя, чтобы на море и на суше это оказалось не так...
...
8 сентября. Сегодня мы в первый раз подверглись атаке русского флота. Как мы и думали, неприятель действовал по указанию своих крылатых лодок. Атаке подверглась лишь одна из колонн - так, в которой шла британская боевая эскадра. Надо сказать, что боевые корабли, выполняя указание лорда Раглана (несколькими днями ранее отбывшего с авангардом) шли, в-основном, под парусами, однако несколько больших пароходов были связаны буксирными тросами со своими парусными собратьями - для того, чтобы в случае необходимости иметь возможность быстро оказать им помощь. Видимо, это решение и поставило британцев на грань гибели.
Я не могу привести детальное описание сражения, ибо не только не имел возможности наблюдать за ходом боя, в виду его отдалённости, но и не получил сколько-нибудь внятного отчёта о произошедшем от непосредственных его участников. Мы лишь слышали раздающуюся вдалеке канонаду, и один раз над нашими колоннами появилась одна из крылатых лодок . В итоге, к вечеру мы так и остались в неведении о том, как развивались события этого дня; оставалось лишь надеяться, что британцы сумели отразить неприятельское нападение. Об этом свидетельствовало и то, что ни одна из наших колонн не подверглась нападению русских кораблей или крылатых лодок...
...
9 сентября. Мы по-прежнему пребываем в полнейшем неведении о событиях вчерашнего дня. Концевые корабли доносят посредством флажных сигналов, что британская колонна отстала. По всей видимости, это произошло вследствие необходимости исправлять полученные в бою повреждения. Но, так или иначе, мы теперь были без боевого охранения,  и пришлось наскоро выделять из колонн вооружённые проходы и парусные фрегаты и формировать из них летучий заслон. Конечно, такое боевое охранение не идёт ни в какое сравнение с английской эскадрой, которая так и не догнала нас до самого вечера, несмотря на то, что мы теперь движемся заметно медленнее, ожидая подхода англичан. Особое беспокойство вызывает то, что до сих пор нас не догнал  ни один из британских винтовых «скороходов» - кажется, разумно было бы послать его с известием об исходе баталии? 
Единственно, чем я могу объяснить отсутствие такого гонца -  это нежеланием англичан  подвергать посыльное судно напрасному риску.  Ведь над морем могут кружить русские наблюдатели, которым ничего не стоит навести своих охотников на наши одиночные корабли, и тогда судьба их будет решена.  Остаётся уповать на испортившуюся погоду - не может быть, чтобы она не причиняла неудобств хрупким с виду летучим этажеркам русских! Впрочем, так же непогода может задержать и англичан, несомненно, получивших повреждения в состоявшемся бою...
...
10 сентября. Принято решение еще сильее уменьшить ход. Теперь мы еле-еле ползём к сторону Крыма, нещадно избиваемые волнами. Погода по-прежнему портится; кильватерные колонны то и дело разваливаются, буксирные концы рвутся, отмечено уже несколько случаев столкновений. От англичан по-прежнему никаких известий...
...
15 сентября. Вот наконец мы в 12-ти милях от Старого Форта, на широте 45 градусов. Таким образом, несмотря на все трудности, на нападение русских и потерю связи с британской эскадрой,  мы дошли до места назначения всего за 9 дней.
Слава Создателю, авангард в составе винтового линейного корабля «Агамемнон», парусного «Карадока», парохода «Самсон» и нашего фрегата «Примогэ» уже поджидал нас. Начальствующий над ними  адмирал Лайонс до крайности раздражён отставанием (надеюсь, лишь отставанием!) британской эскадры. На совещании, состоявшемся "Вилль де Пари", он стал настаивать на том, чтобы отложить высадку, но ни лорд Раглан, находящийся на «Карадоке» вместе с ним, и наш маршал де Сент-Арно и слушать об этом не захотели. Лайонс, таким образом, остался в меньшинстве, и назавтра решено начало высадки. И крепость и город Евпатория должны быть заняты...»

http://s6.uploads.ru/t/UDVRX.jpg
http://sg.uploads.ru/t/qHASE.jpg
http://s7.uploads.ru/t/f0PHy.jpg

Отредактировано Ромей (03-01-2017 01:33:20)

+17

3

Ромей написал(а):

Мы послали авизо к лорду Раглану, и выяснили, что английская эскадра попала в шторм, тогда как мы счастливо проскочили ненастную полосу и пришли к Змеиному при хорошей погоде.

Фицрой Джеймс Генри Сомерсет, 1-й барон Реглан
Ромей Поздравляю с Новым Годом! И началом новой книги.

+1

4

Генерал написал(а):

Фицрой Джеймс Генри Сомерсет, 1-й барон Реглан
Ро


...что не мешает ему быть лордом...
Встречал оба написания - и Раглан и Реглан. Предпочитаю первый вариант.

0

5

16 сентября. Второй день длится кошмар, называемый высадкой. Процесс переброски на берег людей, лошадей, орудий, материалов, припасов - всего того, что составляет современную армию, - был обдуман и подготовлен заранее, но на деле же стройная машина воинского снабжения немедленно начала давать сбои. Но я слукавил бы, сказав, что мы не предвидели этого! Ещё не отправившись в Крым, мы  лишились большей части хлебных запасов: армия располагает сухарями и галетами на 10 дней вместо 3-х месяцев. Причиной тому стал пожар, уничтоживший в Варне 3 миллиона порций сухарей и 28 передвижных хлебопекарных печей, специально изготовленных к этой экспедиции. Затребованных у Парижа дополнительных 3-х миллионов пайков предстоит, как мне представляется, ждать не один месяц - разумеется, если русские дадут нам этот месяц. А это теперь представляется весьма сомнительным, особенно при виде той грандиозной бестолковщины, в которую превратило наше Интендантство дело снабжения армии. И будто мало неурядиц, доставляемых нашими собственными бюрократами и крючкотворами - вдобавок к этой напасти, немалая часть имущества и запасов оказались на транспортах, повернувших вслед за британской эскадрой. И теперь снабженцы то и дело оказываются перед зияющими дырами, затыкать которые решительно нечем. Недаром, перед самым отправлением, 29-го мая, маршал Сент-Арно писал Императору : "мы не можем воевать без хлеба, без обуви, без котелков и чайников, находясь я в 600-ах лигах от наших складов".
И тем не менее, лагерь на холмах вблизи городка Евпатория растёт. Как по мановению ока появились длинные ряды палаток; к счастью, некоторое количество их оказалось погружено на корабли и теперь выручает наших солдат. Увы, новомодные разборные домики из деревянных щитов, которыми предполагалось заменить такую архаику, как солдатские палатки, не выдерживают встречи с крымскими ветрами.
Сегодняшний день принес нам ещё одну напасть. Крылатые лодки, которых мы не видели с самого дня боя с русскими появились вновь! Они кружили над огромным скоплением кораблей в Евпраторийской бухте, облетали скопление грузов, войск, гужевых повозок на берегу. С низу по летучим машинам беспорядочно стреляли, но без всякого результата. Да и наивно полагать, чо даже наилучший стрелок сможет попасть из нарезного штуцера по быстро летящей на высоте более пятисот метров цели...
....
17 сентября. Наконец-то пришли известия от английской эскадры - и они оказались чуть ли не наихудшими из всех возможных! Оказывается, наше доблестное охранение вступило в бой с русскими кораблями, понесло жестокие потери и не нашло ничего лучшего, как повернуть обратно в Варну, оставив тех, кто был поручен их заботам! Воистину, господь благоволит прекрасной Франции и её доблестным сынам: за те 8 дней, что прошли после той баталии, русские ни разу нас не потревожили; возможно, причиной тому стала непогода. Офицеры с британского корвета наперебой рассказывают о каких-то невероятно скоростных русских кораблях, об их чудовищно разрушительной артиллерии. Слухи об этом расползаются по лагерю со скоростью лесного пожара, оказывая на людей самое неблагоприятное воздействие: все воочию убедились, что Ройял Нэви, в могуществе которого нас убеждали столько лет, бросился наутёк после первого же щелчка по носу. И этим британцы поставили нас в тяжелейшее положение - ни о какой посылке эскадры к Севастополю для бомбардирования фортов теперь и речи быть не может. Нелегко решиться даже на разведочную вылазку - настолько ужасающее впечатление произвели на наших моряков рассказы о невероятных русских судах. Маршал де Сент-Арно, видимо, желая пресечь подобные настроения, во всеуслышание заявил, что беглецу с поля боя противник всегда мнится бесчисленным и неуязвимым, и лишь этим можно объяснить то, что лаймы болтают о русских фрегатах, разгромивших их эскадру. Но адмирал Лайонс, до которого не преминули донести об этом маршальском пассаже, совершенно вышел из себя, и, по слухам, даже заявил, что не намерен впредь иметь никакого дела с нашим главнокомандующим. Офицеры обеих армий не отстают* в лагере назревает эпидемия дуэлей и кровавых драк. Спасает пока лишь то, что большая часть английских экспедиционных войск осталась на кораблях, ушедших в Варну. Впрочем, кавалеристы легкой бригады Кардигана здесь, и они с успехом заменяют всех остальных смутьянов и драчунов армии Её Величества...»
http://s8.uploads.ru/t/vFXMB.jpg

http://s6.uploads.ru/t/fBEIa.jpg
http://s5.uploads.ru/t/51Fwt.jpg
http://s5.uploads.ru/t/UiJhN.jpg
http://sh.uploads.ru/t/ZF318.jpg
http://s9.uploads.ru/t/BLwGO.jpg

Отредактировано Ромей (03-01-2017 01:39:08)

+17

6

Что-то солдат на третьем фото на сержанта (скорее армии северян) из гражданской войны в США похож, ПМСМ. Да, по образцу французской формы, но все же не она. Форма французской пехоты - http://www.istpravda.ru/reconstructions/2902/

Отредактировано Игорь К. (03-01-2017 08:47:59)

+1

7

Ромей написал(а):

На совещании, состоявшемся "Вилль де Пари",

на борту "Вилль де Пари"?

+1

8

Игорь К. написал(а):

Что-то солдат на третьем фото на сержанта (скорее армии северян) из гражданской войны в США похож, ПМСМ. Да, по образцу французской формы, но все же не она. Форма французской пехоты - http://www.istpravda.ru/reconstructions/2902/

Отредактировано Игорь К. (Сегодня 08:47:59)


Так и есть. Sgt. Joseph Dore, 7th N.Y.S.M., c.1865

0

9

19 сентября. Несчастья наши продолжаются. Вчера было решено наконец отправить разведку к крепости Севастополь. Лорд Раглан настаивал на посылке не менее двух десятков вымпелов,в том числе «Наполеона» и «Агамемнона», но осторожность вяла верх. Для этого задания был выделен превосходный двадцатипушечный колёсный фрегат «Вобан»  и винтовой корвет «Катон» - очень быстрое посыльное судно корабль с железным корпусом, несущее всего четыре орудия.
Не успели они отойти и на три десятка миль от Евпатории, как наблюдатель заметил крылатую лодку русских. Не приходилось сомневаться, что русские заметили наши корабли гораздо раньше. Тем не менее, отряд продолжал следовать прежним курсом, надеясь на ходкость своих кораблей.
Расплата наступила незамедлительно. Не прошло и полутора часов, нак на горизонте показались дымы четырёх пароходов. Оценив численное преимущество противника, капитан «Вобана» - человек, в чьей храбрости нет никаких сомнений, - приказал поворачивать обратно. Но увы - два русских корабля продемонстрировали необыкновенно высокую скорость и без труда догнали фрегат. «Катону» повезло больше - он шёл вторым мателотом, да и скорость мог развить заметно больше, чем колёсный «Вобан». Корвету удалось уйти, оставив несчастный фрегат на растерзание русским пушкам.
Крылатые лодки регулярно появляются над нашим лагерем и Евпатрорийской бухтой; согласно донесениям лазутчиков из числа местных жителей, их база расположена недалеко от Севастополя, в местечке под названием Kacha -кстати, в первоначальных планах это место рассматривалось, как подходящее для высадки десанта. Разъезды наших африканских егерей спаги и гусар из Лёгкой бригады по нескольку раз в день сталкиваются с Cosaques и несут потери ; особенно жестокие стычки случаются, когда эти дикие степные конники пытаются отбить направляющиеся в лагерь для торговли стада и телеги, принадлежащие местным обывателям. Эти Tatars, - мусульмане, бывшие поданные османского султана, не простившие русским завоевания своих исконных земель,  - с готовностью оказывают нам содействие.  Tatars предоставляют проводников, приносят сведения, охотно снабжают лагерь скотом и даже выражают готовность вступить в спешно создаваемое ополчение.
К сожалению, этих Tatars, в иное время храбрых воинов, охватывает панический страх при виде русских крылатых лодок.  Увидев эти летучие механизмы, местные мусульмане в панике разбегаются, бросая оружие, скот, кибитки; это наносит нашему снабжению, и без того дурно устроенному, немалый вред.  А потому - уничтожение базы крылатых лодок в Каче названо в числе наиважнейших задач нашей армии. На большом военном совете (состоявшемся, как всегда, на борту "Вилль де Пари") принято решение в ближайшие три дня выдвигаться на север, к Севастополю. Флот поддержит сухопутную армию  общим движением вдоль побережья, так что русским пароходам непросто будет на этот раз противостоять такой массе кораблей и пушек...» 

http://s1.uploads.ru/t/vO9wa.jpg
http://s8.uploads.ru/t/GaoXV.jpg
http://s6.uploads.ru/t/L7BbR.jpg
http://sg.uploads.ru/t/6H47A.jpg
http://s9.uploads.ru/t/EcMWu.jpg
http://s0.uploads.ru/t/Y1sto.jpg
http://s2.uploads.ru/t/LDwFX.jpg

Отредактировано Ромей (03-01-2017 13:44:53)

+12

10

Ромей написал(а):

Корвету удалось уйти, оставив несчастный фрегат на растерзание русским пушкам.

И на этом всё, граф больше ничего не пишет о судьбе двадцатипушечного фрегата? Как-то странно. Как будто привычный для начштаба флота эпизод.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2