Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2


Крымская война. Попутчики-2

Сообщений 261 страница 270 из 997

261

IV

Из записок
графа Буа-Вильомэз

«28 сентября. Кто бы мог еще сегодня утром предположить, что этот день обернется самой страшной со времен Трафальгара катастрофой для французского флота?  Кто из нас поверил бы, что гордые красавцы, на которые совсем недавно  взирали с надеждой десятки тысяч глаз, к вечеру опустятся  на дно или спустят перед неприятелем свои славные флаги? Воистину, страшна судьба тех, кто расстался сегодня с жизнью; но и жалка участь того, кто пережил день и до дна испил чашу скорби и унижения!
Но обо всем по порядку.
По сигналу с флагманского «Вилль де Пари» отряд Лайсонса снялся с якорей. Корабли шли строем фронта, намереваясь как можно скорее занять места для обстрела берега. С барказов флажками передавали результаты промеров: наши храбрецы-матросы стойко и мужественно делали свое дело, невзирая на град ядер. Их прикрывал двумя своими пушками «Карадок», и русские батареи отвечали маленькому, но отважному кораблику частой пальбой. Воистину, в эту минуту я готов был простить англичанам их бегство!
Вслед за отрядом Лайсонса двинулись и мы; корабль «Вальми», на котором автор этих строк поднял свой вымпел, шел на буксире за пароходом «Прометей», занимая место во главе колонны. По сигналу корабли выполнили поворот, перестроившись в шеренгу, и теперь «Вальми» оказался на левом, дальнем от Лайсонса, фланге ордера. Спустя несколько минут (первый отряд уже выстраивался напротив плато и готовился начать бомбардировку) я распорядился поднять сигнал «поворот все вдруг» и повел отряд в обход фланга Лайсонса. Планом, утвержденным вчера адмиралом Гамеленом, предусматривалось, что мы встанем на шпринги на траверзе Альмы, загнув  левый фланг к берегу, и откроем стрельбу, поражая русские позиции  через головы наших поднимающихся на высоты батальонов.
Таким образом, следовало некоторое время идти курсом на норд, после чего выполнить еще один поворот; после него и до постановки на шпринг колонну поведет «Сюффрен».
О взрыве на одном из кораблей Лайсонса мне доложили как раз в тот момент, когда следовало отдавать приказ к повороту. Это произошло на дальнем от нас фланге ордера, а потому сигнальщики не смогли толком разобрать, с каким именно кораблем случилось несчастье. Я распорядился передать на «Сюффрен» - "уточнить, что произошло", и скомандовал поворот. Следующие несколько минут наш отряд двигался на зюйд-ост, вклиниваясь между мелководьем и левым флангом ордера Лайсонса. К моему удивлению, корабли вели лишь редкий огонь по русским, маневрируя вразнобой.
И в этот момент сигнальщик передал сообщение, которое ввергло и меня и всех, кто находился в этот момент на шканцах «Иены» в трепет:
«Агамемнон» затонул, «Жан Бар» погружается носом».
Мы решительно ничего не могли понять: как может случиться, что два столь мощных боевых корабля потеряны за такой короткий промежуток времени? Если случай с одним ещё как то можно объяснить (например удачно пущенным ядром, попавшим в крюйт-камеру), то гибель двух подряд никак не укладывалась в здравый смысл! Тем более, мы своими глазами видели, что русские батареи ведут редкую стрельбу, целя в основном по нашим шлюпкам и отчаянному «Карадоку».
И тут появились крылатые лодки. Как ураган они пронеслись над нами, едва не задевая верхушки мачт. О палубу ударился некий предмет и разлетелся брызгами жидкого пламени.  Видимо, это был брандскугель, сброшенный с крылатой лодки. Еще два таких же снаряда ударили один в грот-мачту, другой лопнул на шканцах. Всех охвати страх; матросы в ужасе бросались за борт, не в силах справиться с кромешным ужасом, обрушившимся на нас с небес. Положение спас лейтенант Грегуар Пинье. Он возглавил собрал вокруг себя матросов и те стали сбивать огонь песком и кусками парусины. Отважный лейтенант снял сюртук и, нещадно хлеща им по языкам пламени, подавал пример храбрости малодушным.
Крылатые лодки тем временем, вернулись. Они опять проносились над нашими головами, засыпая корабли зажигательными снарядами. Дым поднимался на идущей правым мателотом «Иене», досталось и другим. Но, к моем удивлению, результаты огненной атаки оказались не столь уж и впечатляющими: когда матросы под командой храбреца Пинье одолели пламя, выяснилось, что паника оказалась напрасной: мы отделались закопченным палубным настилом, обугленными кофель-нагельными планками да несколькими бухтами канатов, пострадавших от огня. По счастью, огненные брызги не попали на пороховые картузы, заранее поданные к орудиям. В этом случае последствия нападения с воздуха оказались бы куда разрушительнее.
Тем временем, летучие машины предприняли еще одну атаку, третью по счёту. Мы ждали новой порции брандскугелей, но вместо этого воздух прорезал резкий свист, послышались тупые удары, полетели щепки. Стоящий рядом со мной старший артиллерийский офицер взмахнул руками и отлетел к фальшборту, будто сбитый ударом в грудь. Я наклонился к нему. Бедняга был ещё жив, на губах его пузырилась кровавая пена. В грудь ему угодил заостренный металлический штырь, который, насквозь пройдя через тело, вонзился в палубу и почти целиком ушел в дерево. Я потрогал торчащий из досок хвостовик смертоносного снаряда, и на моей перчатке осталась кровь несчастного офицера.
Я сразу вспомнил, как британский репортер (тот самый, что бежал из русского плена на крылатой лодке) обмолвился о подобном оружии. Мы не обратили на его слова особого внимания, полагая, что оно представляет угрозу скорее для сухопутных войск. Как же жестоко мы заблуждались!

Трое офицеров и семеро матросов на шканцах были убиты или тяжело ранены; погибли оба штурвальных и все сигнальщики. По счастью, русские не обратили внимания на буксирующие нас пароходы, иначе последствия "железного дождя с небес» могли оказаться куда более тяжкими: мало того, что эти суда лишились бы управления вследствие гибели людей у штурвалов, стальные стрелы без труда могли пробить медные стенки паровых котлов, прикрытых сверху лишь тонкими досками! Стрелы ударяли в цель с такой силой, что их находили на артиллерийской палубе - они, словно бумагу, пронизывали настил опер-дека, собранный из полуторадюймовых тиковых досок и летели дальше.
Но и без того атаки с неба натворили бед. Наш ордер распался; «Иена», следуя за «Саламандром», вывалилась из строя в сторону моря, непересечку ей шел «Виль де Марсель».  Я с  негодованием увидел, что на «Магеллане» обрубили буксир, и брошенный «Байярд» беспомощно дрейфует к берегу.
До ушей моих донёсся гулкий удар, напоминающий раскат грома. Глазам предстало страшное зрелище: под бушпритом «Сюффрена» встал высокий водяной столб, несомненно, следствие подводного взрыва. Линкор мгновенно осел в воду, и я понял, почему так быстро погибли «Агамемнон» и «Жан Бар»: «Сюффрен» не продержался на поверхности воды и трех минут. К счастью, глубины здесь невелики, и покосившаяся палуба осталась над водой, напоминая своим видом растревоженный муравейник.
«Прометей» обходил гибнущий линкор со стороны берега, и я мог лишь беспомощно взирать на разыгрывающуюся передо мной трагедию. На шканцах «Вальми» бестолково метались люди; мои призывы (я звал сигнальщика, желая напомнить команде «Магеллана» об их долге), пропадали втуне. Крылатые лодки снова пронеслись над нашими головами, вывалив корабль новые порции свистящей смерти. Нос «Вальми» покатился вправо, влекомый натяжением буксирного конца. «Прометей» описывал крутую циркуляцию, следуя за идущим впереди «Алжиром»: его командир сам, без приказа, решился вывести корабли из этого ада. Мы прошли мимо беспорядочно сгрудившихся «Иены» и «Вилль де Марселя» - тащившие их пароходы в попытке избежать столкновения сбавили ход, но перепутались буксирными тросами и теперь пытались разойтись.
Русские летучие машины наконец оставили нас в покое. Порядок на шканцах постепенно восстанавливался: убирали мертвые тела, уводили раненых, к штурвалу встали два матроса, место убитых сигнальщиков заняли другие.
Я огляделся. К зюйду от «Вальми» медленно оттягивались в море корабли первого отряда: «Помон», за ним «Шалемань»; на его траверзе держался «Маренго». Но я, как ни старался, никак не мог отыскать «Карадок».
На мачте  «Байярда» (его уже отнесло к самому берегу) взлетела гирлянда флагов, сигнальщик доложил: «»Байярд» сообщает, «сел на мель».  «Иена» и «Вилль де Марсель» разобрали, наконец, буксиры и пристраивались к нам в кильватер.
Ни о какой бомбардировке, конечно, не могло быть речи. Колонна шла на норд на пяти узлах. Уцелевшие паровые линкоры выстраивались мористее, имея во главе ордера фрегат «Помон». Я скомандовал поднять сигнал «к повороту стоять», намереваясь переменить курс на зюйд-вест и присоединиться к отряду адмирала Гамелена, когда корпус «Вальми» потряс страшный удар...

К счастью, капитан «Прометея» оказался не робкого десятка. После того, как подводная мина (вне всяких сомнений, мы стали жертвами этого оружия, которое русские уже применили при обороне морской крепости Свеаборг на Балтике)) поразила наш линкор, пароход подошел к «Вальми» и я оставил свой погибающий флагман. И первым, что я услышал, вступив на борт, стал доклад корабельного лейтенанта, штурманского помощника, отвечавшего за сигнальную службу:
«Мой адмирал, «Алжир» сообщает»: "С веста в четырех колоннах подходит русская эскадра!»

http://s8.uploads.ru/t/FnVTK.jpg
http://sh.uploads.ru/t/tR4ob.png

http://sh.uploads.ru/t/MAVQP.jpg
http://sg.uploads.ru/t/7zs3C.jpg
http://sd.uploads.ru/t/LHAsk.jpg

Отредактировано Ромей (15-01-2017 23:10:03)

+10

262

Слоа, с которой ударяли в цель страшные стрелы -- сила.

+1

263

Дотянулась кровавая рука...
http://cs5.pikabu.ru/post_img/big/2015/02/06/8/1423226881_1413272319.png

0

264

Ромей написал(а):

С барказов флажками передавали результаты промеров

Ну вот уже надцатый раз спотыкаюсь в Вашем тексте на этом слове. Ну баркас же, баркас, в 10 раз более распространенное написание. И в наше время, и в XX веке, и в XIX тоже. Посмотреть можно и у Брокгауза с Ефроном, и у Даля, и у Ожегова, везде с буквой "с", а не "з".

0

265

а вот мне нравится баркаЗ. Ну привык я со своей морской практики . Исправит редактор - его воля, а я не буду.

+1

266

Ромей написал(а):

Положение спас лейтенант Грегуар Пинье, который возглавил собрал вокруг себя матросов

лишнее

Ромей написал(а):

Слоа, с которой ударяли в цель страшные стрелы, была такова

Сила

+1

267

Барон фон Тар написал(а):

Не трогайте художника, а то хуже будет! :)

Не стреляйте в пианиста...  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif

0

268

Ромей написал(а):

Слоа, с которой ударяли в цель страшные стрелы, была такова, что позже на их находили на артиллерийской палубе - стрелы пробивали настил опер-дека и летели дальше.

Сила, наверное?

+1

269

Перезалил крайний фрагмент

0

270

Итак, новый приступ планирования, на этот раз, военно-морского:

Русская эскадра подходит с веста. Она идёт в полный бакштаг, строем фронта, и развивает до семи узлов, вряд ли больше. Но в принципе, в состоянии прибавить без особых усилий еще узел.  С ночи корабли держались за горизонтом,  и  можно смело предположить, что для того, чтобы  не быть замеченными, им хватило... скажем... дистанции в 10 морских миль. Оони  маневрировали в открытом море, имея минимум парусов, да ещё и на темной стороне горизонта, так что можно рассчитывать, что французы их не заметили. Тем более, что атаки с этого направления французы как раз и не ожидали.
Сами же русские, по понятным причинам, имебют исчерпывающую информацию о противнике, причем в реальном времени.

Сигнал был дан... скажем, после ого, как на мины выскочил "Жан Бар". С координацией у русских все хорошо, а потому после перестроения во фронт, корабли добавили парусов и пошли к берегу, имея на одном из флангов (логично - левом) отряд пароходов и "Алмаз" с "Заветным". Корабли эти готовились для ночного боя, однако в данном случае особой необходимости в этом нет.
Одновременно отряд фрегатов двинется на норд. Дистанция тут те же 10 миль, но идут они в галфвинд. так что прибутуд к месту боя чуть позже нахимовской эскадры, но ненамного - речь идет о четверти часа, не более того.

Расклад у французов. В миле мористее стоит на якорях отряд "Гамелена": "Вилль де Пари", "Фридланд", "Юпитер", "Маренго", "Генрих IV" и  винтовой "Наполеон". С ними несколько пароходофрегатов и вооруженных пароходов, которые должны осуществлять буксировку. Стеньги у линкоров подняты, и они способны полноценно идти на парусах. Корабли стоят носами на зюйд.
Русскую эскадру заметили именно с них  и сразу дали знать на отходящие корабли. К тому моменту от  двух назначенных к бомбардировке отрядов в строю остались 3 парусных, 2 паровых линкора и большой винтовой фрегат. Еще один парусный линкор сидит на мели.

Эскадре Нахимова, чтобы сблизиться с союзниками на дистанцию открытия огня, нужно пройти около 8 с половиной миль. С учетом времени на перестроение, на это понадобится до полутора часов. За это время Буа-Вильомэз вполне успевает перестроить остатки двух отрядов и присоединиться к Гамелену. Можно так же предположить, что Гамелен постарается развернуть свои корабли носом на зюйд (это можно быстро сделать с помощью пароходов) , имея в виду предложить русским бой на параллельных курсах, на отходе к Евпатории. Одновременно логично ожидать, что он вышлет вперед авизо с приказом выводить в море, навстречу им, турецкую эскадру (это, напомним, 2 парусных линкора плюс то ли 5 то ли 6 фрегатов, турецкие, алжирского бея и даже два сардинских.)

С юга тем временем, подходит отряд русских парусных фрегатов. Причем важно вот что - достаточно долго французы не смогут понять, с какого ихз двух направлений идут главные силы, а потому могут запоздать с маневрированием. Например, если Гамелен сочтёт, что линейная эскадра идет все же с юга, то он вполне может постараться уйти от нее, используя имеющуюся у него фору, а навстречу подходящим с веста кораблям выдвинуть, например, заслон из паровых кораблей.  в этом случае, НАхимову достаточно будет уклониться к северу, чтобы, имея попутный ветер и неплохой ход, нарисовать союзникам классическую "палочку над Т".  Сложность заключается в том, что при этом он вынужден будет перестраиваться из строя фронта в кильватерную колонну.

Если Гамелен поймет, что с веста идут именно линкоры, то и тогда у него, по сути, нет особого выбора. У него гирями на ногах висят 3 парусных линкора со срубленными стеньгами, которые можно буксировать не быстрее, чем шестиузловой скоростью. Привести их в состояние, пригодное для парусного хода быстро не получится, это 2-3 часа, а их у французов нет.
Не будь их, Гамелен мог бы рассчитывать пройти к Евпаторийской бухте под носом у Нахимова, а там, соединившись с турками и алжирскими и сардинскими фрегатами, начать бой заново.
Но он не может оставить на съедение русским 3 линейных корабля, а потому следует ожидать, что он все же будет отходить кильватерной колонной, имея на одном из ее концов паровые корабли в качестве подвижного резерва. Самое забавное заключается в том, что именно при таком раскладе паровая тяга не дает французам особого преимущества, во всяком случае, в начале боя: русские развивают приличную скорость и остановить их силами трех линейных кораблей никак н получится.

Так что у Нахимова два варианта:

1. принять предложенный французами вариант боя в параллельных колоннах, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости, численным преимуществом (14 линейных кораблей против 11)  и своим положением "с наветра", имея в виду так же и подходящий с зюйда отряд фрегатов.
2. идти напролом - атаковать строем фронта, реализовывая численное преимущество: прорезать французскую колонну, стараясь ставить хотя бы часть кораблей в два огня, не останавливаясь перед абордажем.
В обоих случаях, отряд с "Морским быком" и "Алмазом" готов либо парировать маневр винтовых линкоров, либо ставить "черточку над Т", загибая строй французов к берегу, к мелководью.

Да, и вполне возможен повторный визит гидропланов с "ромовыми бабами" и стрелками. Как и в прошлый раз, особых повреждений они не нанесут, а вот шухер наведут знатный, и возможно, заставят французов снова сломать строй. тем более, что отряд Гамелена ещё не подвергался ударам с воздуха, для них это будет сюрприз.

Так и так - Гамелену светит полнейший разгром. Более того - для этого, возможно, не придётся задействовать артиллерию кораблей ПМВ, Нахимов справится и сам.

Соображения чисто литературные и сюжетные.
Автору скорее выгодно НЕ ЗАДЕЙСТВОВАТь в этом бою пушки ПМВ. Во-первых, интересно было бы описать "чистую победу" русских при бое "равным оружием". Во-вторых, хочется сделать кульминацией участия "Алмаза" и "Заветного" предстоящий рейд на Варну и бой с англичанами. Сюжетно можно мотивировать это следующим образом: когда нахимов понял, что у него преимущество в этом бою и все шансы на громкую победу, он не стал возражать против того,ч то "Адлмаз" отвлекли для обстрела береговых целей. У него есть некоторое количество шрапнелей, вот пусть и постреляет по батареям союзников по корректировке с гидроплана.


Прошу коллег высказываться.

Отредактировано Ромей (15-01-2017 18:40:13)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2