Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2


Крымская война. Попутчики-2

Сообщений 711 страница 720 из 997

711

III
Авиатендер «Херсонес»
30 сентября 1854 г.
Реймонд фон Эссен

Такой авиаматки Реймонд фон Эссен еще не видел. Хотя повидал лейтенант немало - его стаж морского летчика превышал три года, он побывал на первых кораблях такого класса в Русском Императорском флоте. Послужил на всех черноморских авиаматках, проходил стажировку на балтийской «Орлице», беседовал с французскими морскими летчиками, летавшими с гидротранспорта «Ла Фудр» во время Дарданнельской операции. Но чтоб такое?!
Велесов, предложивший проект переоборудования колесного парохода «Херсонес» в авиатендер, рассказывал Эссену про опыты с речными авиатендерами, которые проводили в их истории. В общем-то ничего мудреного: взяли наливную баржу, из числа тех, что возили нефть с бакинских приисков вверх по Волге, срезали нефтеналивные трубы и мачты, добавили деревянные дощатые слипы и поворотные краны для подъема аппаратов. На одной из барж даже соорудили хитроумное приспособление, позволявшее подтапливать корму, чтобы упростить операции летающими лодками.
Эссена этот опыт заинтересовал, тем более, что на «гидробаржах» базировались те же самые летающие лодки конструкции Григоровича, что состояли в аваиотряде. Но уж очень не походил черноморский пароходофрегат на волжскую несамоходную лоханку!
Во-первых, колеса. Ровно посредине корпуса над палубой, по обоим бортам громоздились приплюснутые горбы кожухов, скрывавших громоздкие решетчатые конструкции из железных балок с деревянными плицами. Посредине, между кожухами, высилась тонкая труба и невысокий мостик. Во вторых - отданный на растерзание «Херсонес» нес парусное вооружение барка, так что мачты пришлось спилить в первую очередь, а по бортам установить деревянные поворотные кран-балки, предназначенные для спуска и подъема аппаратов.
И в-третьих, пароходофрегат, (аглицкая работа, систершип «Одессы», «Крыма» и «Бессарабии») имел довольно высокий надводный борт, не чета баржам, таскавшимся по Волге да в прибрежных водах Каспия. Имелось опасение, что «полетные палубы», которые Велесов собирался сооружать на корме и на носу несчастного пароходофрегата, изрядно попортят центровку.
Правда, гость из 21-го века утверждал, что легкие деревянные конструкции и уж тем более, невесомые «эмки» можно вообще не брать в расчет - лишившийся части артиллерии и высоченных мачт «Херсонес» даже выиграет в плане остойчивости. Севастопольские корабелы, прикинув и посчитав, согласились с ним. Однако, кроме палубных настилов пришлось сооружать еще и легкие ангары, иначе первый же шторм покончил бы с хрупкими аппаратами, открыто стоящими на палубе.
В итоге, пароходофрегат приобрел фантастически уродливую наружность. От колесных кожухов и оконечностей протянулись прямоугольные «полетные палубы», заканчивающиеся выдвижными слипами. Для того, чтобы вместить аппараты с их немаленьким размахом крыльев, палубы пришлось выводить за габариты В итоге, они нависали над опер-деком, полубаком и шканцами; для того, чтобы поддерживать эти нелепые платформы, пришлось соорудить мощные деревянные раскосы. Кроме того, на «полетных палубах», ближе к кожухам гребных колес, поставили похожие на сараи ангары для аппаратов. Поначалу их хотели сделать разборными, из досок и парусины, но вовремя отказались от этой затеи: крепкие черноморские ветра вмиг разнесли бы времянки вместе с их драгоценным содержимым.
После всех этих переделок «Херсонес» приобрел чудовищную парусность - становиться лагом к сколько-нибудь сильному ветру теперь не рекомендовалось категорически. Управляемость тоже испортилась, и весьма заметно - зато гидропланы оказались в сравнительно надежных укрытиях, стены ангаров, обшитые толстыми тиковыми досками (снятыми с палубного настила старого линейного корабля «Султан Махмуд») могли противостоять ударам штормовых волн. 
Из вооружения на «Херсонесе» оставили только две 24-х фунтовые карронады. Они оказались теперь под полетными палубами и играли роль скорее, сигнальных орудий - ни о каком серьезном бое даже с мелкими кораблями противника речи, конечно, идти не могло. К авиатендеру на постоянной основе приписали его бывшего близнеца, «Одессу» - единственной ее задачей в предстоящей операции станет оказание любой посильной помощи и, при необходимости, защита уникальной боевой единицы. Для этого на «Одессу» поставили дополнительно еще и один их снятых с «Заветного» пулеметов. Опыт погонь за французскими пароходофрегатами показал, что пулемет является вполне действенным оружием в морском бою: очереди «Максима» на тумбовой установке способны смести с открытой палубы неприятельского судна и орудийную прислугу и офицеров, не доводя дело до артиллерийской дуэли.
Остальное вооружение искалеченного миноносца переставили на «Владимир», и теперь флагман Бутакова, кроме собственного вооружения (два 10-дюймовых, три 68-фунтовых, четыре 24-фунтовых пушко-карронады, две 24-фунтовых карронады) нес еще две 75-ти миллиметровых пушки Канэ и пулемет. Работали «дараными темпами», как говорили гости из 21-го века - если бы не изх электрический инструмент, перенгосные сварочные аппараты и прочие хитрые приспособления, в разы облегчавшие работу, нипочем не удалось бы уложиться всего в два дня. Зато теперь «Максим стоял не на палубе, а на специально усиленном боевом марсе грот-мачты - оттуда его огонь гарантированно доставал даже верхние палубы высокобортных трехдечных линкоров.
Кроме пулемета, на марсы «Владимира» подняли прожектора с «Заветного» - отряд недаром готовилди к ночному бою.  Бутаков разделил свои корабли на две ударные группы: в первую вошел его «Владимир», «Громоносец» и «Крым», во вторую - «Морской бык», «Бессарабия» и «Вобан». Имея нарезные орудия, прожектора и надежную радиосвязь, капитан-лейтенант получал в свое распоряжение два могучих кулака, способных согласовано наносить удары, скорушающие любое сопротивление. Глазами же отряда служил «Херсонес» с его гидропланами.
Фон Эссен вспомнил долгие дискуссии по поводу корабельного состава крейсерского отряда. Корнилов настаивал на том, чтобы вместе с пароходофрегатами Бутакова к турецким берегам направился «Алмаз» или «Адамант» - вице-адмирал хотел иметь гарантированный козырь, способный побить любую ставку Королевского флота. Но Велесов, Зарин и генерал Фомченко твердо стояли на своем: «Адамант» нужен для связи и разведки, «Алмаз» же - это резерв, к которому следует прибегнуть лишь в самом крайнем случае. Да, франко-турецкая эскадра сильно ослаблена, но ведь и Черноморский флот понес потери. Неизвестно, какую шутку выкинет преемник адмирала Гамелена, граф Буа-Вильомэз, имеющий репутацию одного из лучших командиров французского флота, а «Алмаз» в одиночку способен переломить ход сражения.

http://s3.uploads.ru/t/NnEP0.jpg
http://s6.uploads.ru/t/Yls3N.jpg
http://s9.uploads.ru/t/uskLn.jpg
http://se.uploads.ru/t/004Me.jpg
http://s6.uploads.ru/t/sNanR.jpg
http://s1.uploads.ru/t/Brxq5.jpg

Отредактировано Ромей (28-01-2017 18:42:33)

+12

712

Презалил с изменениями предыдущий фрагмент.

0

713

Ромей написал(а):

Управляемость тоже испортилась, и весьма заметно - зато гидропланы оказались в сравнительно надежных укрытиях, стены ангаров, обшитые толстыми тиковыми досками (снятыми с палубного настила старого линейного корабля «Султан Махмуд») могли /противостоять/ ударам штормовых серьезным ударам.

ПМСМ пропущено.

+1

714

Ромей написал(а):

Рация, собранная старшим лейтенантом Бабенко и Валей Рогачевым буквально на коленке, из того, что нашлось в закромах, не шла ни в какое сравнение в мощной станцией «Адаманта».

Сомнительно с технической точки зрения. Во-первых, в радиорубке должен быть стол. Во-вторых, на коротких волнах многое значит прохождение. Есть оно - можно работать даже QRP, нет - скорее всего не удастся пробиться даже грубой силой. Или вам по сюжету нужно, чтобы в какой-то момент связь подвела?

И, возвращаясь к теме гвоздей на веревочке - есть такой способ очистки от ржавчины: смешать очищаемые детали с песком в достаточно большом количестве, насыпать в бочку и крутить её (бочку) вокруг оси симметрии. Не всю, но с выступающих частей  ржу так счищали. Называется это. кажется, галтовка.

0

715

Зануда написал(а):

Во-первых, в радиорубке должен быть стол.

Это фигура речи, коллега. :)

Отредактировано Ромей (28-01-2017 16:39:47)

0

716

Ромей написал(а):

Кроме пулемета, на марсы «Владимира» установили прожектора с «Заветного»

Генераторы откуда сняли?

0

717

Оттуда же и сняли.  А то и с Адаманта, переносной. Не так уж и велик рояль.

Отредактировано Ромей (28-01-2017 17:02:32)

0

718

Ну... размеры не те. А в-общем, схоже, да....

0

719

Дополнил описание "авиатендера".

Опасения оказались напрасными. Легкие деревянные конструкции и уж тем более, невесомые «эмки» можно не брать в расчет - лишившийся артиллерии и высоченных мачт, «Херсонес» даже выиграл в плане остойчивости. А вот от былого изящества не осталось ни следа - авиатендер мог по праву считаться самым уродливым кораблем Черноморского Флота.
От колесных кожухов и оконечностей протянулись сплошные настилы, которые Велесов именовал на английский манер - «флайдеки».  Для того, чтобы вместить аппараты с их немаленьким размахом крыльев, «полетные палубы» пришлось выводить за габариты корпуса и укреплять деревянными раскосами. Большую часть «флайдеков» занимали похожие на сараи ангары - без них первый же шторм покончил бы с хрупкими аппаратами, открыто стоящими на палубе. Поначалу ангары хотели сделать разборными, из досок и парусины, но вовремя отказались от этой затеи: крепкие черноморские ветра вмиг разнесли бы времянки вместе с их драгоценным содержимым.
Пришлось повозиться и с мостиком. Обзор с прежнего был наглухо перекрыт коробом ангара, так что пришлось поднимать  его на семь футов.  Задача было непростой: предстояло вынести наверх штурвал,  нарастить штуртросы и медные переговорные трубы связывавшие мостик с машинным отделением. В итоге, работа штурвальных, и без того не самая легкая, превратилась в настоящую каторгу, и новый командир распорядился менять их вдвое чаще обычного. И все равно штурвальные,  здоровяки, которых специально отбирали для такой работы, уходили с мостика выжатыми, как лимон.
После всех переделок «Херсонес» приобрел чудовищную парусность - становиться лагом к сколько-нибудь сильному ветру теперь не рекомендовалось категорически. Управляемость тоже испортилась, и весьма заметно, зато гидропланы получили сравнительно надежных укрытия: стены ангаров, обшитые тиковыми досками (их ободрали со старого линкора «Султан Махмуд», предназначенного к разборке на дрова) могли противостоять ударам штормовых волн. 

http://s9.uploads.ru/t/cPHjU.jpg

Отредактировано Ромей (28-01-2017 21:10:09)

+1

720

Васильич написал(а):

Ну да, раза в три длиннее "Херсонеса". Хотя по авианосным меркам - маленькие, размер как у экскортников- "МАК шипов"

Да, верно. Херсонес - 55 м, а эти - 163 м.
Ну, ничего. Ежели в 3-й книге притащат из 1916-го хотя бы пяток "Вуазенов" и "Ньюпоров" - я уже предвижу трофейный винтовой линкор, со срезанным до уровня второй орудийной палубы корпусом и сплошным флайдеком.    Ну и труба вбок, остров на манер дощатого сарая и лифт с приводом от вымбовок и какой-то матери.

А хренли?

http://sd.uploads.ru/t/CKDMa.jpg

Только боюсь, в процессе освоения полетов с палубы как раз все аппараты и расколошматят. Хотя, если верить мелькнувшему тут документу, их в Севастополе была аж 16 штук...

Отредактировано Ромей (28-01-2017 21:27:10)

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Крымская война. Попутчики-2