Затишье перед бурей
- Вот и до нас с вами дошла очередь, Сергей Ильич. - говорил Повалишин, зябко кутаясь в клеенчатый непромокаемый плащ. Они с Сережей стояли на площадке башни монитора; впереди трепетал на ветру Андреевский флаг на кормовом флагштоке броненосной батареи «Кремль», сзади в кильватерной стуе, тяжело переваливался монитор «Латник». Следовавшие за ним «Единорог» и «Вещун» едва угадывались в стылой туманной мокрети, нависшей над Финским заливом.
Повалишин выдернул из амбушюра кожаную затычку:
— Сколько у вас пару и оборотов?
— Как было приказано при уходе с рейда Свеаборга — 55 фунтов и 85 оборотов.
— Прошу вас, голубчик Арсений Петрович, все время сохранять такой ход. Машину мы остановим только на траверзе Биоркских островов, да и то на полчаса. А затем уже в Военной гавани Кронштадта, конечно, если не будет чего-нибудь непредвиденного.
В трубке успокоительно забубнило, Повалишин коротко ответил и воткнул пробку обратно в амбушюр. Сережа живо представил, как вздыхает сейчас старший механик о предстоящем нелегком переходе: он отлично знал, что малейшее уменьшение оборотов и падение пара вызовут со стороны капитана вопрос: «А почему-с?» Этот короткий вопрос был для любого из офицеров монитора пострашнее любой выволочки, которых, впрочем, Повалишин, человек мягкий и добрый, никогда и никому не устраивал. И тем сильнее цепляло за совесть подчиненных его кроткое «почему-с?», в котором угадывалось искреннее удивление - в самом деле, почему это честный офицер и хороший специалист может ненадлежаще выполнять свои обязанности?
Стоило льдам, затягивавшим Кронбергс-рейд, растрескаться и расползтись, как вице-адмирал Бутаков увел свой отряда в Кронштадт. Это было решено еще в феврале; командующий Балтийским флотом, Великий Князь Константин ожидал, что англичане, как и в кампанию 1854-го года изберут целью первого удара Кронштадт, и стягивал туда все силы. Ушли не все: в Свеаборге остались два монитора - «Тифон», на котором никак не удавалось устранить неполадки рулевого привода, и «Лава», нуждавшаяся в срочном ремонте одного из котлов. Остались и все три деревянные канонерки.
Отрядную колонну вел «Кремль»; его таранный форштевень расталкивал льдины, с которыми, пожалуй, не справились бы мониторы. Бутаков рисковал - не было уверенности, что на полпути к Кронштадту отряд не застрянет во льдах. Точных оценок состояния ледяного покрова на всем протяжении Морского канала (так называли главный судовой ход Финского залива) сейчас не дал бы ни один знаток. Но и подвергать отряд опасности оказаться отрезанным в Свеаборге от основных сил флота, ежели англичане раньше времени решатся войти в Финский залив, тоже не хотелось.
Отредактировано Ромей (24-12-2017 14:58:14)