Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Повелитель моря - 2


Повелитель моря - 2

Сообщений 111 страница 120 из 1342

111

Дилетант написал(а):

А зачем в доке класть корабль "на бок"? Не пираты на острове, чать... :dontknow:

Затем, что сухих доков, если верить тому,что я нашла о строительстве и ремонте кораблей в "моё" время, ещё не было и потому килевание в доках и в их недоступности мало чем отличалось. Вот, например, картина голландского художника "Килевание корабля в порту Хольмен" почти на сто лет позже описанных мною событий:

https://b.radikal.ru/b13/1811/15/c76dbfeaf0ba.jpg

0

112

105

Agnes написал(а):

— Сильно рисковали, в темноте могли уронить сорокавосьмилибровку в трюм, — покачал головой Анри.

фунтовку?

+1

113

Agnes написал(а):

Затем, что сухих доков, если верить тому,что я нашла о строительстве и ремонте кораблей в "моё" время, ещё не было и потому килевание в доках и в их недоступности мало чем отличалось

Сухой док — разновидность стационарного дока, где корабль (судно) для докования устанавливается ниже уровня прилегающей акватории.

Представляет собой бассейн специальной постройки, отделенный от акватории водонепроницаемым затвором — батопортом, с возможностью откачки воды или заполнения ею. Исторически самый первый вид дока. Упоминается еще в птолемеевском Египте.[1] Самые большие из современных сухих доков позволяют докование судов свыше 500 м длиной — прежде всего супертанкеров.

Мой вопрос по докам снимается, ибо нашел вот это: "В Европе сухие доки появились только в XVII веке".

Отредактировано Череп (08-11-2018 11:48:56)

+1

114

SergV написал(а):

фунтовку?

Да. У англичан были фунты, у испанцев - либры. В кг разницы нет.

Череп написал(а):

Сухой док — разновидность стационарного дока, где корабль (судно) для докования устанавливается ниже уровня прилегающей акватории.

В сухом доке корабль не надо было переворачивать, а ведь речь шла о том, почему они "у меня" на боку.

Череп написал(а):

Исторически самый первый вид дока. Упоминается еще в птолемеевском Египте.

Череп написал(а):

"В Европе сухие доки появились только в XVII веке".

К сожалению, не помню в какой книжке я это когда-то читала -- в моих записях только краткие пометки, без ссылки, но там я записала что первый сухой док был построен в конце XVII века в Англии и очень долго был единственный. Книга была о истории флота, но какая именно - не помню, а искать в тексте долго, т.к. у меня их несколько на эту тему. Помню ещё что сложности в постройке сухого дока связаны были с силой приливов, поэтому их и не могло быть много.

+1

115

Agnes написал(а):

Вот только насчёт ставили или спускали я не уверена. Со стапелей спускают, тут вариантов нет, а вот при кренговании?..

Если для очистки днища вытягивали на берег, то хочешь-не хочешь, а спускать на воду приходилось, наверное. Но фрегат или линкор для кренгования вытягивать - слишком много возни. Здоровенный, сволочь..  http://read.amahrov.ru/smile/guffaw.gif 
Перебалластировкой клали на борт, и чистили, и меняли поврежденную/подгнившую обшивку, и конопатили... предварительно выгрузив всю требуху из трюмов.  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif
После чего "вертали все взад", ставя на ровный киль...  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif
Как-то так, вероятно..

Отредактировано Drronn (08-11-2018 17:04:16)

+1

116

Agnes написал(а):

что первый сухой док был построен в конце XVII века в Англии

"Значение Портсмута сильно возросло при Тюдорах. В 1496 году был основан сухой корабельный док, который после расширения в 1698 году раскинулся на площади в 120 га. Со временем, по мере становления Британии как морской державы, корабельные верфи выросли в крупнейшую военно-морскую базу в метрополии, располагавшую всеми ресурсами и мощностями для постройки и оснащения боевых кораблей. Именно на доке трудилось большинство портсмутцев. В сухом доке выставлены знаменитые корабли прошлого — тюдоровская каракка «Мэри Роуз» и HMS Victory — флагман адмирала Нельсона".

История развития доков
https://mybiblioteka.su/11-65392.html

Первые примитивные сооружения для постройки или ре­монта судов возникли в Китае и Древнем Египте около трех тысяч лет назад. Для заполнения этих сооружений водой использовались приливоотливные явления либо паводки на реках, а для удержания в них воды применялось круговое обвалование грунтом. Впервые для ремонта судов приливные доки стали исполь­зовать во Франции (VII век) и Англии (в конце XV века), в России первый приливный док был возведен при Иване IV в г. Архангельск. Приливные доки размещали в устьях рек или на участках морского побережья, характеризуемых значи­тельными амплитудами колебаний уровня воды. Стены ис­кусственных котлованов укреплялись деревянным шпунтом, а сооружение отделялось от акватории затвором или земляной перемычкой. Отметка дна дока назначалась выше отметки уровня отлива, поэтому после ввода судна в док при приливе и понижения уровня воды при отливе судно опускалось на кильблочные опоры. Однако с ростом размерений судов их осадка стала пре­вышать разницу уровней воды при приливах и отливах. Для компенсации этого фактора стали применять насосные уста­новки, что позволило строить доки, получившие название "сухие", с отметкой днища ниже минимального уровня воды в акватории. Тем самым была исключена зависимость режи­ма эксплуатации судоподъемного сооружения от гидрологиче­ских условий побережья.
Первый в России док, чудо мировой гидротехники, был заложен в г. Кронштадт в 1719 г. Петром I и поэтому назван "петровским". Док имел пять камер вместимостью около 100 000 м3 воды. Осенью после ввода в него на зимний ремонт 10—12 линкоров вода из него самотеком в течение несколь­ких часов спускалась в вырытый в водонепроницаемой глине глубокий овраг. Откачка воды из оврага в море производи­лась круглогодично насосами с приводом от ветродвигателей. Затвор дока был изготовлен из дерева.

Отредактировано Череп (08-11-2018 17:21:58)

+1

117

Drronn
Во избежание недоразумений я убрала из фразы подробности о том, что там делали копошащиеся возле лежащих на боку кораблей люди.

Череп написал(а):

Исторически самый первый вид дока. Упоминается еще в птолемеевском Египте.

Череп написал(а):

"В Европе сухие доки появились только в XVII веке".

Череп написал(а):

Впервые для ремонта судов приливные доки стали исполь­зовать во Франции (VII век) и Англии (в конце XV века), в России первый приливный док был возведен при Иване IV в г. Архангельск.

Кажется, сколько авторов - столько и мнений. А это я ещё не добавила то, что сама читала...   http://read.amahrov.ru/smile/girl_brainy.gif Так что я лучше останусь у варианта дока, нарисованного на опубликованной в одном из предыдущих сообщениий картинке.

+1

118

Agnes написал(а):

А это я ещё не добавила то, что сама читала..

Отредактировано Череп (08-11-2018 22:07:56)

+1

119

Agnes написал(а):

Так что я лучше останусь у варианта дока, нарисованного на опубликованной в одном из предыдущих сообщениий картинке.

Я полностью согласен, тем более, что действие происходит не в Европе, а т.с. "в колонии", соответственно производственные и технологические возможности не идеальные.

+1

120

Глава 3
03.

Спустившись в каюту, Анри увидел на постели свой мешок. Достав из него кошелёк, он отсчитал двадцать серебряных монет и вернулся на шканцы. Подозвав идальго де Брисуэла протянул ему монеты:
— Лейтенант, пусть это передадут канониру и его помощникам с бака с моим приказом бить по второму фрегату, как только тот окажется в пределах досягаемости, не дожидаясь команды. И пусть они вновь покажут нам своё умение.
Идальго взял деньги и потряс ими на ладони, словно взвешивая:
— Я сам отнесу эту награду и передам ваш приказ, адмирал!
— Ну что же, думаю, они заслужили такую честь, — ответил Анри и, взяв из нактоуза зрительную трубу, перешёл к левому борту.
К моменту, когда «Победоносец», завершив поворот, вышел на заданный курс, на месте английского фрегата море уже сомкнулось. Небольшие волны лениво покачивали обломки рангоута, щепки, обрывки такелажа и тела погибших. Множество солдат и матросов барахталось в воде, некоторые из них смогли добраться до сбитой грот-мачты и ухватиться за неё. Те немногие, кто умел плавать, устремились к берегу. Вероятно, они надеялись, что их подберут стоящие в одном кабельтове от стен молчавшей крепости «Лев» и «Ньюбери». Рассчитывали на это и офицеры погибшего «Винсби», ведя к ним баркас.

https://d.radikal.ru/d38/1809/96/c833cbb5edaf.gif

Разглядывая в зрительную трубу сверкающие на корме фрегата литеры «Lion», Анри погрузился в размышления. Он понимал, что бой сразу с двумя английскими кораблями может стать для «Победоносца» последним. К сожалению, некомплект орудий и недостаток солдат существенно снижали шансы на победу. Однако знание местных вод и ветров были его преимуществом, и он не преминул этим воспользоваться. Вознеся благодарения Небесам за благоприятный ветер, Анри решил вначале ударить по фрегату. Расположение кораблей позволяло подобраться ко «Льву» на расстояние полутора кабельтов, что давало возможность обстрелять его цепными ядрами и картечью, при этом фрегат становился для «Победоносца» щитом от пушек «Ньбери». Дав указания зарядить орудия и вести беглый огонь, как только вражеский корабль будет в пределах досягаемости, он приказал идальго де Брисуэла удерживать корабль бакштаг и вновь устремил взгляд на дремлющего «Льва».
Прибрежный бриз, наполнив паруса, с усердием трудяги толкал корабль к намеченной точке.
Рассчитывая на то, что фрегат будет подбирать выживших с «Винсби», Анри надеялся обездвижить его раньше, чем английский флагман развернётся, а затем, сменив галс, обойти «Ньюбери». Кроме того, до сих пор не взвившийся над крепостью «Юнион Джек» давал надежду, что испанцы отбили атаку десанта, и крепость Сан-Хуан-де-ла-Крус ещё скажет своё слово. Однако на «Льве» явно разгадали замысел «Победоносца». Фрегат дал залп из двух ретирадных пушек и стал брасопить реи для поворота оверштаг.
На расстоянии трёх кабельтовых девятилибровые английские ядра глухо ударили в левый фальшборт, ломая доски. В зрительную трубу Анри видел, как бегали по палубе и лезли по вантах матросы, готовя корабль к повороту. Дав распоряжение лейтенанту де Брисуэла привести «Победоносец» на норд-норд-вест, он приказал открыть порты. Заскрипев рангоутом, огромный корабль послушно сменил курс и приблизился к врагу левым бортом.
Когда «Лев» оказался на левом траверзе, между кораблями было менее двух кабельтов. Тут же «заговорили» орудия испанцев. Они поочерёдно выплёвывали во вражеский фрегат клубы густого бело-сизого дыма, из которых, бешено и беспорядочно вращаясь, вылетали цепные книппели, ядра, соединённые длинной цепью чугунные шары и смертоносная картечь.
Первым же залпом снесло кормовой флагшток, и синий флаг вице-адмиральской эскадры, взмахнув полотнищем, словно подбитым крылом, полетел в воду. Каждый последующий выстрел также находил цель. Снаряды рвали такелаж, сбивали рангоут и косили матросов.
Ещё не успели умолкнуть последние пушки, как палубу «Победоносца» накрыло радостными криками — бизань-мачта фрегата, указав напоследок «Юнион Джека», снесла грота-рей и завалилась на левый борт, проломив планшир и фальшборт.
Стоя на шканцах Анри видел, как англичане освобождали палубу от обломков, меняли изодранные паруса и выискивали живых среди окровавленных тел. Крики и ругань долетали на «Победоносец». Тем не менее, вместо убитых матросов на шкоты встали другие, и «Лев», поймав бейдевинд, медленно удалился с линии огня.
Пока канониры вновь заряжали орудия, английский фрегат успел отойти на два с половиной кабельтова. Помня, что пороха загрузили меньше, чем планировалось, Анри приказал не расходовать его без полной уверенности в эффективности залпа и потому вдогонку вражескому кораблю ударили ядрами лишь тяжёлые пушки гондека. Море между кораблями покрылось разбитой обшивкой, обрывками такелажа и трупами, выброшенными с фрегата.
«Ну, и куда же ты теперь отправишься? — мысленно обратился к неизвестному капитану «Льва» Анри. — Неужели сбежать решил? Или задумал обойти меня и зажать между собой и линейным? — спрашивал он сам себя, пытаясь разгадать манёвр врага. — Да нет, вряд ли это попытка устроить западню без возможности полноценно маневрировать. Скорее, похоже на бегство. Странно, что «Ньюбери» бездействует, — переведя зрительную трубу на английский флагман, подивился Анри. — Что же это он за игру задумал? Ну что же, давай поиграем, но по моим правилам!»
— Лейтенант, поворот через фордевинд! Курс зюйд-ост-тень-ост!
И вновь трели боцманской дудки погнали матросов по палубе и на ванты. Огромный корабль, поскрипывая рангоутом, набрал в паруса ветер и степенно пошёл на левый галс, послушный рулевому, как боевой конь кабальеро/136/.
Выйдя на заданный курс «Победоносец» увалился под полный бейдевинд, но удалившись от берега на семь с половиной кабельтов, поймал северный пассат и тот усердно погнал его дальше в море бакштаг.
Наблюдая за фрегатом, Анри понимал, что встреча «Льва» с «Победоносцем» неизбежна. Коралловые рифы, разделяя Гондурасский залив, прижимались к береговой линии Юкатана, оставляя для желающих ступить на земную твердь лишь немногочисленные проходы. Один из них, позволяющий покинуть воды Северного Гондураса, был на расстоянии менее полутора морских лиг/137/ на юго-восток от Белиза.  Именно туда на всех парусах и направлялись оба корабля. Поскольку другой путь — тот, которым и пришли англичане, лежал вдоль побережья на юг, беглецу пришлось бы идти мимо форта Сан-Педро, возле которого всё ещё шёл бой, напоминающий о себе грозовым грохотанием разносившийся над морем. Зная от дона Себастьяна, что приватиры захватили белизское торговое судно, Анри не сомневался, что найденные на судне лоции/138/ этих вод были англичанами досконально изучены. А посему, если «Лев» «поджал хвост» и решил бежать, у него был только один путь. Потому и летел «Победоносец» полным ветром туда, где пройти, не минув испанцев, англичане не смогли бы. «Ну, а если же я ошибся, и сорокавосьмипушечный фрегат, дабы не посрамить своего имени, ищет боя с нами, то он тем более не свернёт» — размышлял адмирал, следя за шедшим бакштаг на оставшихся парусах противником.
Вахтенный матрос осторожно перевернул песочные часы и ударил в колокол. Мелодичный звон двух сдвоенных и одного простого догнал его молодой звонкий голос:
— Пять склянок/139/!
Спустя несколько минут на шканцы поднялся Густаф.
— Какую скорость намеряли, менеер Колс? — спросил его Анри.
— Пять с половиной узлов, адмирал.
Анри, посмотрев на всё ещё стоящий на якорях «Ньюбери», перевёл взгляд на «Льва» и задумался.
— Лейтенант, — позвал он де Брисуэла. — Курс ост-норд-ост! Открыть порты! Пушки гондека зарядить цепными ядрами, все остальные орудия набить книппелями и картечью. Гондеку залп по моей команде, остальные беглый огонь по усмотрению.


/136/ Кабальеро – в переводе с испанского — всадник, рыцарь. Слово «кабальеро» впервые появилось в источниках X века. Так назвали тех, кто мог нести конную военную службу, т. е. имел достаточно средств, чтобы купить коня и необходимое вооружение. В XV-XVI вв. быть кабальеро означало иметь не столько достаточное состояние, сколько благородное происхождение. Тогда же в постановлениях кортесов и других официальных документах термин «кабальеро» фактически заменяется термином «идальго».  Позднее «кабальеро» становится вежливым обращением к мужчине в испаноязычных странах.
/137/ Испанская морская лига – 5,573 км. Расстояние от Белиза до прохода между рифами = 1,4 морской лиги или 7,8 км.
/138/ Лоции — (от нидерл. loodsen «вести корабль») — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии.
/139/ В эту вахту речь идёт о времени 14:30.

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Лауреаты Конкурса Соискателей » Повелитель моря - 2