Глава 37 (продолжение 2)
Июнь 2011 года. Чехия, Прага.
Как только кукушка на часах прокуковала четыре раза, Агата мягко остановила фонтан откровений пана Бенеша, пообещав при следующем визите провести небольшую медитацию. Напомнила немолодому пациенту о необходимости неукоснительного выполнения рекомендаций и, попросив передать ожидавшей в коридоре пани просьбу пару минут обождать, распрощалась.
Подтянув шишки-гири старых часов, специально для кабинета выпрошенных у бабушки мужа, устало опустилась на диван. Рабочий день ещё не закончился, а силы были на исходе: кроме потока несчастий, изливаемых пациентами, на Агату выплеснулась и печаль Анри, узнавшего о гибели одного из капитанов и корабля. Но больше всего подкосили волнения, вызванные арестом испанца К счастью, за дверью ждала уже последняя посетительница.
Чтобы взять себя в руки, Агата несколько раз глубоко вздохнула и медленно выдохнула. Это помогло немного успокоиться. Надеясь завершить приём прежде, чем «сотельник» встретится с алькальдом, открыла дверь и позвала пациентку.
Не успели они с пани Йеждиковой дообсудить дальнейшие действия, как в Белизе прозвучало: «…в тяжких преступлениях против Испании и веры» …
По спине Агаты побежал холодный ручеёк, сердце сжалось, а в мыслях поплыли чёрно-белые картинки застенков инквизиции с дыбой, «железной леди» и знаменитым «испанским сапогом». Не менее услужливо память выдала «на-гора» обрывки из «Молота ведьм» и жуткое имя «Торквемада» ...
Даже не задумываясь над тем, чей испуг облил её потом, Агата, осознавая, что вместе с Анри и ей придётся прочувствовать все «прелести» допроса «с пристрастием», схватившись за сердце, откинулась на спинку стула, дрогнувшим голосом сослалась на приступ стенокардии и, пообещав провести дополнительную бесплатную консультацию, попросила пани уйти и закрыла глаза.
Напряжение нарастало и из глубин подсознания пополз ужас. Но стоило заговорить дону Себастьяну, страх стал медленно отступать. Когда же рядом с Анри появился Фернандо, пришла надежда, что всё обойдётся. Тем не менее, пережитые волнения высосали последние силы. Всё ещё дрожащими руками Агата придвинула телефон и набрала номер мужа. Стоило попросить приехать за ней, как тот сразу понял, что случилось нечто неординарное — обременять кого-либо просьбами не было свойственно его жене. Не задавая лишних вопросов, Ярослав коротко бросил: «Еду!» и положил трубку.
В Белизе до вердикта суда было ещё далеко, но у Агаты уже окрепла уверенность, что пытки им с Анри не грозят. Немного успокоившись, она решила заполнить ожидание мужа поисками в сети информации о испанской инквизиции.
Падре Игнасио ещё не провозгласил донос оговором, но Агата уже знала: расследования и костра не будет, поскольку в семнадцатом веке с испанской инквизицией всё было совсем не так, как во времена Торквемады.
Пока Анри клялся и выяснял насчёт обещанного губернатором земельного надела, Агата успела узнать об истории испанской инквизиции много интересного. Оказалось, что в ней было два периода. Так называемая «старая инквизиция» не была централизована. Это были разрозненные группы монахов и священников, которые «по зову сердца» боролись по всей Европе с любым инакомыслием, но непосредственно в Испании они не сильно зверствовали, предпочитая переубедить «заблудшего», а не сжечь его.
Период «новой инквизиции» начался с момента объединения Кастилии и Арагона в одну монархию браком Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Именно эти двое при поддержке папы Сикста IV в 1478 году и создали самостоятельную структуру, не подчинявшуюся Риму — Tribunal del Santo Oficio de la Inquisición, ставшую широко известной как Испанская инквизиция. Целью этого особого следственного и судебного органа было заставить евреев и мусульман, проживавших на подчинённых монархам землях, принять христианство, потому что Изабелла и Фердинанд пожелали превратить Испанию в исключительно католическое королевство. Именно поэтому новый орган всё время своего существования находился под прямым контролем испанской короны.
Хотя сама испанская инквизиция была создана в 1478 году, первое аутодафе — публичное покаяние осуждённых еретиков — состоялось аж в 1481 в Севилье, а вот «эпоха костров» начинается после назначения в 1483 году генеральным инквизитором Томаса Торквемады.
Главной его целью становятся евреи. Но вот что интересно: несмотря на преследования, еврейская община и спустя десятилетие остаётся сильной, поскольку денег евреи имели более чем достаточно. Это и понятно, ведь им принадлежали почти все банки, выдававшие ссуды. Кроме того, они занимали посты в органах управления и прежде всего в финансовых ведомствах. Всё это навлекало на евреев нарекания со стороны народа. Во избежание беспорядков правящими монархами сразу же после завершения Реконкисты[3] был издан указ, получивший название «Альгамбрский эдикт». Согласно ему евреи, не принявшие христианство, лишались правовой защиты. На раздумья было отпущено три месяца. При этом ни сам эдикт, ни иные законы тогдашней Испании не предусматривали ни смерти, ни иного наказания за отказ от крещения. Но так как по истечению указанного срока евреи оказывались вне законов, а это означало, что на их жизни и имущество мог абсолютно безнаказанно посягать любой католик, способный отобрать и то, и другое. Вот и пришлось тем, кто не захотел уехать, креститься. При этом часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм. С точки зрения тогдашнего права такие люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду инквизиции. Тот мог покарать за это заключением, штрафом или конфискацией имущества. Но только на первый раз. Рецидивистов же сжигали на костре. Именно в то время и появилось, как символ презрительного отношения очень религиозных испанцев к тем, кто, как они считали, осквернял их веру своим притворством, оскорбительное для евреев прозвище «марран», что на испанском означает «свинья».
В 1609 году из Испании изгнали и морисков — мусульман, принявших христианство, поскольку их приверженность католичеству была поставлена под сомнение. С тех пор главной задачей инквизиции стала борьба с протестантизмом, но не забывали и о магических практиках и сатанизме. В то же время Священная Канцелярия становится инструментом испанских монархов для избавления от неугодных аристократов. Поскольку в то время большинство придворных были грандами, а гранды пользовались неприкосновенностью как для суда светского, так и для трибуналов инквизиции, для начала любого следствия было необходимо личное разрешение короля. Ежели коронованной особе понадобилось убрать кого-то влиятельного, например, по науськиванию фаворита, и при этом не вызвать недовольство кортесов[4], других аристократов и народа, достаточно было шепнуть духовнику нужное имя. В ближайшее время представитель инквизиции приходил к монарху с тем, что на некоего гранда есть подозрение на увлечение идеями протестантизма и для «установления правды» необходимо разрешение Его Величества на арест вышеупомянутого. Если же разрешение было получено, то, используя пресловутые методы дознания при помощи пыточных атрибутов, следователи Трибунала «узнавали» «истину». Возможно, именно для того, чтобы ещё более упростить этот процесс, Филипп III в 1618 году издал указ, согласно которому грандами являлись прежде всего король и его семейство, те, кого за величайшие заслуги именует этим почётным титулом сам король, высшие церковные чины и представители аристократии – герцоги. Причём последние имели право передавать титул гранда своим наследникам. Тогда же для выделения грандов от остальных имущих граждан страны уважительное обращение «дон» остаётся лишь для грандов. Все остальные с тех пор просто «сеньоры».
В отношении же простого народа в XVI – XVII веках инквизиция очень даже лояльна. Согласно не так давно открытым архивам Священной Канцелярии, у неё были правила ведения следствия, в которых, например, специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе. Не менее интересным фактом для исследователей, занявшихся их подробным изучением, был тот, что из содержавшихся 49 092 досье только 1,9% из них были переданы светским властям для исполнения смертного приговора после определения вины обвиняемого. Остальные 98,1% были либо оправданы, либо получали наказание в виде штрафа, покаяния или обязательного паломничества.
Когда Ярослав постучал в дверь кабинета, Агата уже знала — после слов губернатора, что обвинения против Анри были выдвинуты завистником, инквизиция не стала бы рассматривать донос. И не только потому, что он был анонимным. Следователи Трибунала ещё на предварительном этапе обязаны были расспрашивать, есть ли у подозреваемого недоброжелатели, которые могли бы оговорить его. Если тот, перечисляя имена своих врагов, называл среди них свидетеля или обвинителя, то правила дознания запрещали инквизиторам принимать в расчёт такие показания.
Поглядывая, как Анри со своими капитанами придумывает имена новым кораблям, Агата, усадив мужа рядом с собой на диван, торопливо и сбивчиво рассказывала и о случившемся, и о том, что узнала.
— Я уверена, что солдаты, которых привёл на площадь Фернандо, на оправдание Анри губернатором и деканом имели влияние не меньшее, чем речь дона Себастьяна, но, понимаешь, Яро, — продолжала она без умолку просвещать мужа, — в «наше» время даже при наличии свидетелей, подтверждавших вину подозреваемого в преступлении против веры, обычно достаточно было «чистосердечно» признать вину» и очень эмоционально покаяться. После этого суд заканчивался чаще всего штрафом. Если бы я это знала раньше, мне бы не пришлось пережить ужас, представляя себе, как будут пытать Анри, а тебе убегать с работы, — Агата виновато посмотрела на мужа и прижалась к нему. Запах его дезодоранта так приятно контрастировал с теми «ароматами», которыми снабжал Анри.
— Не расстраивайся, милая. Главное, что ты в порядке. А если твоего испанца опять обвинят в поклонении дьяволу, ты сможешь подсказать ему, что делать и говорить, — успокаивающе погладил жену по руке Ярослав. — Пойдём, я машину поставил на место для инвалидов. Если какой-нибудь добропорядочный гражданин настучит полиции, сегодняшний день нам дорого обойдётся.
— Ой, не дай бог! Лучше сплюнь, Яро! — Агата поднялась и быстро собралась.
Даже в машине, переполненная эмоциями и информацией, она продолжила делиться с мужем новыми знаниями:
— Яро, а вот ты знаешь, почему именно сожжение было выбрано церковью для казни?
— Наверное, священники хотели, чтобы грешник подольше мучился, — ответил тот, перестраиваясь в левый ряд.
— Наоборот! Этот вид казни считался «чистым», потому что не проливалась кровь. Вот такие в то время были понятия гуманизма!
— Да уж, — покачал головой Ярослав. — Хочешь, вдоль реки поедем, если тебе ещё есть что рассказывать? Или через тоннель?
— Поехали вдоль реки, а я тебе ещё про протестантов расскажу! — предложила Агата.
— А что протестанты? Жгли католиков? — съезжая с главной, поддержал разговор Ярослав.
— Ещё как! И не только католиков. У них был свой аналог инквизиции и зверствовали они ещё почище католиков! И, прежде всего потому, что имущество признавшегося под пытками обвиняемого после казни «бескровным» методом делили между собой протестантский инквизитор, который, между прочем, не обязательно должен был быть священником, и доноситель, — трещала без умолку Агата, делясь знаниями. — В общем, не могу сказать, что я воспылала любовью к католической инквизиции, но должна отметить, что её очернили в XIX веке, сильно преувеличив жестокость и количество жертв. А всё для того, чтобы на её фоне то, что творили с так называемыми еретиками и ведьмами протестанты, к которым относится и англиканская церковь, было менее ужасно. Кстати, тогда же англичане оболгали и историю испанской колонизации, в красках расписывая уничтожение инков, майя и ацтеков, потому что им надо было отвлечь мир от настоящего геноцида коренного населения Северной Америки. Ведь громогласные заявления в газетах прочли многие, а вот искать правду в документах того времени – удел единиц. Между прочим, англичане продолжают до сих пор обелять свою историю, отвлекая от неё внимание гипертрофированными фактами, выдернутыми из контекста истории других народов. Например, называют тираном Ивана Грозного, хотя в сравнении с их Генрихом VIII или Елизаветой I он просто невинный, как младенец!
-----------
[3] Реконкиста (в переводе с испанского – отвоёвывание) - длительный процесс отвоёвывания пиренейскими христианами — в основном испанцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами. Длилась с 718 по 1492 год.
[4] Кортесы (исп. cortes — дворы) — в средневековой Испании региональные сословно-представительные собрания, Первые кортесы были созданы в 1137 году в Кастилии. Первоначально в кортесах могли участвовать только дворяне и духовенство, с 1188 года в кортесах получили представительства горожане. С XIX века кортесы — парламент в Испании и Португалии.