я встречал иллюстрации в журналах и 70-х годов с леерами. особенно - на башенных и барбетных броненосцах, мониторах и пассажирских пароходах.
собственно, на приведённых рисунках это видно
Отредактировано Ромей (20-08-2020 18:17:05)
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности
я встречал иллюстрации в журналах и 70-х годов с леерами. особенно - на башенных и барбетных броненосцах, мониторах и пассажирских пароходах.
собственно, на приведённых рисунках это видно
Отредактировано Ромей (20-08-2020 18:17:05)
- …впервые туда стали ссылать преступников ещё в тысяча семьсот восемьдесят девятом году, по решению британских властей Бенгалии. – рассказывал Греве. – Причём, европейцев на Андаманские острова тогда почти не везли. А после восстания сипаев, возникла необходимость куда-то деть осуждённых рядовых участников восстания – вот на островах и устроили каторгу самого строгого режима.
Кают-компания «Крейсера» была полна. После третей полуденной склянки офицеры – за исключением вахтенных, разумеется – собрались здесь, чтобы послушать доклад барона. Капитан-лейтенант Михайлов, следуя вечному армейскому принципу «инициатива наказывается исполнением» велел Греве извлечь из судовой библиотечки максимум сведений о цели будущего набега. Барон честно просидел два вечера в кают-компании, обложенный книгами и подшивками газет, вздыхая про себя тоскующей по его ласкам – в этом он ни на миг не сомневался – прекрасной Камилле. Результат этих трудов он и вываливал сейчас на сослуживцев.
- Значит, Карл Гу… э-э-э… Францевич, каторжане – это, по большей части, туземные солдаты, сосланные туда после беспорядков пятьдесят девятого года?
Старший офицер клипера (единственный, кто дал себе труд запомнить правильное имя-отчество барона) на правах хозяина кают-компании старался поддерживать интерес к теме. Это было не так-то просто: многие офицеры, настроившиеся перехватить часик-полтора сна после обеда, откровенно позёвывали, прикидывая, насколько ещё хватит докладчика.
- Ну, это вряд ли, Леонид Игнатьевич… - ответил Греве. – Всё же двадцать лет прошло, вряд ли многие сумели выжить. Климат там ужасный – остров Росс, на котором расположена главная каторжная тюрьма, на две трети покрыт малярийными болотами. Москиты, ядовитые змеи, пиявки... Не снимаемые ни на минуту кандалы, тяжкий, беспросветны труд - каторжники расчищают болотистые заросли для новых построек – способен быстро свести в могилу любого здоровяка. А бежать некуда, аборигены, которых называют сентинельцами, ловят беглецов и выдают их, вернее, отрезанные головы, администрации каторги. Возможно, отдельные счастливчики и сумели протянуть эти двадцать лет, но наверняка их немного. Но британские власти Индии не дают каторжным баракам пустеть - туда ссылают и обычных преступников, и тех, кто обвиняется в неповиновении короне. В последние годы стали даже везти преступников из Англии, но немного – редкий европеец ухитряется протянуть больше лет трёх-четырёх, хотя бы и в должности надсмотрщика. Потому, кстати, охрана каторжной тюрьмы составлена, по большей части, из тех же индусов, а так же из оштрафованных за разные провинности британских солдат. Так что, можно сказать, каторга там для всех – и для осуждённых, и для тюремщиков.
- Да уж, сущий ад… - подытожил старший офицер. – А теперь– о том что нам предстоит сделать. Прошу вас, Леонид Васильевич…
Михайлов откашлялся.
- Собственно, господа, замысел набега прост и прямолинеен, как гандшпуг. «Крейсер» врывается в гавань Порт-Блэра и высаживает десант. Портим прибрежные маяки, по возможности – разоряем угольную станцию, после чего разбиваем из пушек казармы тюремной охраны на острове Росс и освобождаем каторжан.
Офицеры заперешёптывались – лихое дело пришлось им по душе.
- А ежели в гавани окажется британский стационер? – спросил старший артиллерист. В кают-компании он был самым старшим – и, как следствие, самым здравомыслящим.
- Британцы сейчас собирают корабли и суда по всем колониям. – ответил из дальнего угла штурманский помощник, мичман Вахмистров. – Они не станут держать в такой дыре ничего серьёзнее старенькой колониальной канонерки. Окажется там стационер – раскатаем к псам!
- А прочие суда? Сожжём?
Ну зачем же так – улыбнулся в ответ Михайлов. Постараемся найти для них иное, более толковое применение. Вы говорили, Карл Густавыч, в гавани обычно отстаивается мелкие суда?
Да шхуны торговцев, ведущих дела с жителями островов. Они же доставляют провиант и прочие необходимые товары для служащих каторги и заключённых. Кроме того, при известном везении в Порт-Блэре можно застать судно, доставляющее из Калькутты очередную партию заключённые. Если верить газетам – барон постучал пальцем по потрёпанному номеру «Лондонского иллюстрированного вестника, - такие рейсы случаются раз в два-три месяца.
Будем надеяться, нам повезёт. Дело в том, господа, что с захватом этих судов начнётся вторая, самая рискованная часть нашего набега. Сколько там винтовок на бельгийской посудине – полторы тысячи?
- Тысяча четыреста сорок штук плюс триста офицерских револьверов.. – ответил старший офицер. – К винтовкам - по двести шестьдесят патронов на ствол.
- Этого вполне достаточно. Полагаю, приговорённые к каторге индийские солдаты и офицеры не разучились пользоваться оружием
Отредактировано Ромей (20-08-2020 22:05:32)
Именно фальшборт, леера - это уже 90-е годы.
Суда были РАЗНЫЕ. И новинки внедрялись далеко не одномоментно.
Барон честно просидел два вечера в кают-компании, обложенный книгами и подшивками газет, вздыхая про себя тоскующей по его ласкам – в этом он ни на миг не сомневался – прекрасной Камилле.
Что-то пропущено или предложения не очень стройное.
Отредактировано Генерал (20-08-2020 22:55:18)
я встречал иллюстрации в журналах и 70-х годов с леерами. особенно - на башенных и барбетных броненосцах, мониторах и пассажирских пароходах.
А вот и фотоподтверждение, "Партиа" - 1870 год, леерное ограждение по всей длине борта, и полное парусное вооружение (правда барк, не гафельная шхуна, но что есть... )
Незримая рука рынка. Состоятельным пассажирам хотелось путешествовать с комфортом, любуясь морскими видами. Да и практичнее, чего уж там...
Что-то пропущено или предложения не очень стройное.
Отредактировано Генерал (Сегодня 22:55:18)
Барон два вечера просидел в кают-компании, обложенный книгами и подшивками газет, вздыхая про себя по прекрасной Камилле, скучающей (в этом он ни на миг не сомневался) без его общества. Но время было потрачено не зря - с результатами своих трудов он и знакомил сейчас сослуживцев.
Отредактировано Ромей (20-08-2020 23:39:30)
Кроме того, при известном везении в Порт-Блэре можно застать судно, доставляющее из Калькутты очередную партию заключённые.
Заключённых.
А вот и фотоподтверждение, "Партиа" - 1870 год, леерное ограждение по всей длине борта, и полное парусное вооружение (правда барк, не гафельная шхуна, но что есть... )
На самом деле, спор ни о чём. Компоновка с высокими сплошными фальшбортами - это дань классической схеме деревянных парусников, проверенная веками дань необходимости защищать команду и палубные плутонги от огня неприятеля. Леера - на железных пароходах, барбетных и башенных броненосцах и даже парусниках композитной или цельнометаллической (вспомните винджаммеры), а следовательно, более передовой конструкции.
Андамантские острова.
…сентября 1878 года.
Корабль Её Величества «Нимбл», деревянная канонерская лодка, сошедшая со стапеля в далёком 1860-м году, не была, что называется, гордостью Королевского Флота. Одна из бесчисленных «колониальных» канонерок, она выполняла роль стационера в разных портах Индийского океана. А с 1869 по 1874 годы - исправно несла службу в Занзибаре, гоняясь за работорговцами, который уже век поставлявшим свой товар на невольничьи рынки Аравии, Персии, Индии. С началом Второй Восточной войны (так с лёгкой руки лондонских репортёров стали именовать текущий конфликт), «Нимбл» перевели в Ост-Индскую станцию Роял Нэви и назначили стационером в Порт-Блэр.
Если бы командиру канонерки, коммандеру Фредерику Ли сказали два года назад, что он будет с тоской вспоминать о Занзибаре, он рассмеялся бы шутник в лицо. Но Андаманты далеко перекрыли самые скверные его предположения. Можно только гадать, чем коммандер ухитрился так не подфартить своему начальству, но факт есть факт: другую столь же отвратительную дыру в Индийском океане надо ещё поискать. Команда сатанела от тоски и тихо спивалась, благо, джин, настоянный на коре хинного дерева, служил хоть какой-то защитой от малярии - за полгода болезнь свела в могилу пятерых матросов и мичмана Олливандера. Пополнения взамен умерших не присылали, сколько ни посылал коммандер Ли запросы на имя командующего Ост-Индской станцией контр-адмирала Корбетта. Порой ему казалось, о «Нимбле» попросту забыли – кто-нибудь из штабных офицеров поставил крестик на карте возле кружочка с надписью «Порт-Блэр» на карте, сделал запись в журнале перемещения боевых единиц, и всё: точка закрыта, думать больше не о чем, служите, пока не возникнет иная надобность…
Коммандер Ли и служил. Поддерживал, как мог, расползающуюся по швам дисциплину, заставлял матросов неустанно драить и красить деревянный корпус канонерки, борясь с вездесущей тропической гнилью, регулярно устраивал время и парусные учения, и даже выходил время от времени в море – досматривал по запросу каторжной администрации шхуны торговцев на предмет запрещённых товаров и беглецов. Последних, впрочем, почти не случалось – сентинельцы знали своё дело, исправно сдавая охране по две-три свежеотрезанные головы в месяц.
Когда не намечалось очередных учений или выхода в море, коммандер позволял экипажу – кроме вахты, разумеется, - ночевать на берегу. Деться оттуда всё равно некуда, так пусть лучше надираются в двух имеющихся в Порт-Блэре кабаках, чем устраивают пьяные потасовки в кубриках. Вот и сегодня, на канонерке, кроме самого коммандера, присутствовал дежурный офицер, второй лейтенант МакКормик, боцман да дюжина матросов. И именно МакКормик поднял тревогу при виде русского клипера, входящего с утренним приливом в гавань.
Упражнения и тренировки, которыми коммандер, борясь со стационерной скукой, изнурял своих людей, не пропали даром. Пары разводить даже не пытались – большая часть машинной команды была на берегу, да и времени на это уже не оставалось. было. Клипер приближался, и Ли скомандовал занять места у орудия - гладкоствольной шестидесятичетырёхфунтовки, составлявшей весь главный калибр «Нимбла». Ещё двое матросов под командой боцмана встали к антикварной двадцатичетырёхфунтовой карронаде левого борта. По случаю изнуряющей духоты матросы спали прямо на палубе, так что много времени на это не ушло - к орудиям становились как были, босыми, в подштанниках, не натянув белые матросские рубахи.
Первой выпалила карронада, открыв первую в унылой истории Порт-Блэра морскую баталию. И не промахнулась чугунное ядро угодило прямиком в грот-мачту, расщепив лисель-спирт и перебив брасы. На этом воинская удача коммандера Ли и закончилась. Бомба шестидесятичетырёхфунтовки бесполезно провыла над шканцами клипера, в ответ рявкнули три шестидюймовки - русский командир, рассчитывая проникнуть в гавань тишком, держал «Нимбл» на прицеле. Две из трёх стальных бомб, выпущенных с дистанции в три кабельтовых, угодили в несчастную канонерку - одна в машинное отделение, другая под фок-мачту, на уровне ватерлинии. Следом рявкнули калибры поменьше, но это было уже лишнее – «Нимбл» быстро погружался, кренясь на левый борт, и с палубы в чёрную воду гавани горохом сыпались полуодетые люди.
Отредактировано Ромей (21-08-2020 14:23:44)
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности