Отступление первое
Блеск и нищета двухдержавного стандарта
Двухдержавный стандарт! Как много в этом звуке слилось… положим, не для всякого русского сердца, но уж для знатока военно-морской истории наверняка. Когда к 1889-му году с усилением военно-морской мощи Франции, Германии, России и Японии закончилась эпоха тотальной экономии на флоте, Британия заявила об избрании нового курса. Согласно ему, Королевский Флот должен был быть сильнее, чем два любых других флота в мире вместе взятых (на тот момент это были Франция и Россия).
Но и раньше, начиная, пожалуй, с эпохи Наполеоновских войн, концепция тотального превосходства на море, во многом определял образ мыслей политиков и кораблестроителей Британской империи. Особенно в том, что касалось численности и боевой мощи кораблей линии, в роли которых выступали тогда броненосцы.
И, видит Бог, их понастроили немало! Но ещё больше в списках боевых единиц Роял Нэви числилось других кораблей – винтовых фрегатов и корветов, шлюпов и канонерских лодок, призванных защищать становой хребет Империи, морскую торговлю, опутавшую маршрутами перевозок весь мир. Океан окончательно превратился в торную (хотя, порой и ухабистую) дорогу, по которой регулярно, согласно коммерческому расписанию, перемещались грузы, пассажиры, войска. Словом, всё то, что делало могущество викторианской Англии по-настоящему всеобъемлющим и непререкаемым.
А где большая дорога – там и разбойники, не так ли?
Но – к делу. Возможно, кое-кому из наших читателей случалось пролистать знаменитый труд британца Мэхена «Влияние морской силы на историю». В этом случае они, несомненно, запомнили ту критику, которой британец подверг идею крейсерской войны, направленную на истребление торговли, ярыми сторонниками которой были французы. Несмотря на тот очевидный факт, что потери британского торгового тоннажа от штормов и прочих «неизбежных на море случайностей» далеко превосходила результативность французских каперов (те могли похвастать разве что многочисленными захватами рыбацких скорлупок в Северном море да истребления британского каботажа в Ла-Манше), идея крейсерской войны обрела новую жизнь. И в особенности - после подвигов кептена Рафаэля Семмса и его «Алабамы».
Мы не будем детально разбирать действия крейсеров флота конфедератов, тем более, что их жертвами стали лишь ничтожные проценты всех потерь торгового флота северян. Отметим лишь, что сразу две державы в то же самое время сделали ставку именно на крейсерскую войну, причём противник в обоих случаях был один и тот же – Британская империя.
Первыми из поборников этой идеи стали её авторы, французы. И увлеклись до такой степени, что когда разразилась несчастливая для Второй Империи войне с Пруссией, французский флот оказался к ней совершенно не готов. Нет, он был достаточно многочисленен и боеспособен, но вот беда: французские адмиралы готовились к крейсерским действиям против англичан, которые одни могли стать союзниками Франции в борьбе с растущей мощью германской нации…
Итог закономерен: французский флот не принял в боевых действиях сколько-нибудь заметного участия. Единственное столкновение, случившееся возле никому не нужной Гаваны между французским авизо «Бувэ» и прусской канонеркой «Метеор» не в счёт, тем более, что «лягушатники» в этом бой проявили себя не с лучшей стороны. Но это никого не отрезвило: новое поколение французских моряков и кораблей по-прежнему готовилось к истреблению британской торговли.
Второй державой, сделавшей ставку на концепцию крейсерской войны, стала Россия. Её выход в океаны после проигранной Крымской войны принёс такое понятие, как «русская кругосветка» - когда фрегаты и корветы российского Императорского флота огибали мысы Горн и Добрая надежда, следуя на дальний Восток для службы в составе Сибирской флотилии. Это были годы Большой игры, годы соперничества Британии и России в Средней Азии, годы туркестанских походов и афганских кампаний, которые. Две державы не раз оказывались на грани большой войны, так что выбор русских, не готовых к прямому противостоянию с броненосными английскими эскадрами выглядел вполне логично. Боевые корабли под Андреевскими флагами бороздили океанские просторы, следуя из Кронштадта во Владивосток и обратно – и в случае начала войны с Британией они немедленно превратились бы в крейсера и принялись бы истреблять торговые суда на главных океанских трассах.
Разумеется, англичане это осознавали. А потому, самым многочисленным классом в их флоте были отнюдь не броненосцы, а именно защитники торговли, призванные, в числе прочего, демонстрировать флаг Империи в самых удалённых уголках земного шара. Но и двухдержавный стандарт, ещё не принятый официально, уже владел умами лордов Адмиралтейства - вот и дымили на рейде Спитхеда грозные колонны казематных, башенных и барбетных броненосцев и мониторов, внушая своим числом трепет недругам туманного Альбиона.
Увы, неколебимой их мощь выглядела только на парадах да в бесконечных списках кораблей и судов Королевского Флота. На деле же, необходимость защиты разбросанных по всему миру колоний и флотских баз, превращала британское морское превосходство в опасную химеру. Слишком широко была раскинута сеть; слишком крупными были её ячеи, слишком мало было телеграфных станций и кабелей, соединяющих острова и континенты. Дерзкий рейдер имел неплохие шансы ускользнуть от гончих, винтовых фрегатов и корветов, крестящих своими курсами океанские просторы. Другой вопрос, что и сами рейдеры имели не слишком много шансов на солидную добычу: океан необъятен и, чтобы поймать жирного торговца или транспорт с военными грузами, надо жаться к неприятельским портам, рискуя из охотников самим превратиться в добычу.
Нечто похожее происходило и с кораблями линии. Кроме Флота Канала и мощнейшей Средиземноморской эскадры, британцы держали броненосцы и на Вест- и Ост-Индской станциях, на Тихом Океане и бог знает ещё где. Растущие амбиции многих стран (всем памятен урок, преподнесённый британцам перуанским монитором «Уаскар») подталкивал их обзаводиться собственным броненосным флотом – и это приходилось учитывать при распределении боевых единиц Роял Нэви.
Нельзя быть сильным сразу и везде. Но именно этого и пытались достичь британцы в течение всего девятнадцатого века – во всяком случае, на море. Вера в непререкаемость британского морского могущества держалась, по сути, на «общественном соглашении»: прочие страны утвердились однажды в мысли, что англичане сильнее всех остальных, и это навсегда. Так даже удобнее: мир нуждается в точках отсчёта, в незыблемых понятиях - и броненосная мощь Королевского Флота как раз и была одной из них.
В известной нам истории никто так и не рискнул проверить эту концепцию на прочность – во всяком случае, до 1914-го года, когда на просторах мирового океана вырвалась Восточно-Азиатская эскадра вице-адмирала фон Шпее, германские вспомогательные крейсера и любимцы фортуны, «Эмден» с «Кёнигсбергом». Но если колесо истории однажды подпрыгнет на подвернувшейся под обод кочке и покинет привычную колею…
Как раз об этом – наша книга.
Отредактировано Ромей (23-08-2020 14:43:10)