Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности


Курс ведёт к опасности

Сообщений 131 страница 140 из 530

131

IV. «Adown the stricken capes no flare,
No mark on spit or bar…»*

Из дневника лейтенанта С.И. Казанкова.
С.-Петербург,
типография  Морского комитета,
1881 г.

«…капитан-лейтенант Лесовский, наш командир, объявил, что, поскольку англичане имеют сведения о нас от своего консула в Гамбурге,  всем, находящимся на борту «Тюрингии» (мы все считаем дни до того момента, когда можно будет назвать её «Москвой») следует проявлять разумную осмотрительность. Покуда  судно не удалится от берегов Англии, русским матросам и офицерам запрещалось  появляться на верхней палубе в форме и группами больше трёх человек.

*  «Огнями мысы не зажглись, и банки не видны…»
Р. Киплинг, «эскадренные миноносцы».Пер. Олешкович-Яцына.

Это неудобство до некоторой степени смягчал непривычные для нас, военных моряков, бытовые удобства. «Тюрингия» была построена, как грузо-пассажирское судно, способное совершать переходы через Атлантику, так что у офицеров в каютах зеркала, бронза, ковры, диваны, картины в позолоченных рамах, гобелены. Стол в кают-компании сервировали хрусталём и серебром. Что до обилия и изысканности блюд – уверен, когда придётся сесть на привычную солонину, мы будем вспоминать о них с тоской.
У нижних чинов условия, разумеется, попроще – они размещены в нижней палубе, в помещениях для бедных эмигрантов. Но зато – с персональными нарами, да и кормёжка очень даже недурна. 
Дабы все эти изыски не разлагали личный состав,  мы, офицеры, составили план практических занятий, условившись с немецким капитаном, что наши матросики будут стоять вахты вместе с его людьми. Это особенно полезно, поскольку позволяло заранее освоить машинное и парусное хозяйство парохода. Что до артиллеристов и минёров, то они практиковались с предметами своей специальности в трюмах, куда те погружены в ожидании скорых перемен.
Офицеры тоже старались не терять времени даром:  помимо занятий с матросами, занимались штурманским делом, изучали международные морские правила, положения о призах и крейсерской войне. Более других усердствовал наш командир, капитан-лейтенант Лестовский и, разумеется, старший офицер. На них лежала непростая задача: превратить кучку набранных с бору по сосенке людей в полноценный, работоспособный механизм, называемый «судовая команда». И сделать это быстро – скоро нам предстояло взяться за дело…
В океане меры безопасности были отменены, но стало не до прогулок по палубе: стало изрядно штормить. Последние двое суток перед заходом на Тенерифе немецкий капитан вёл судно в таком густом тумане, что его, казалось, можно резать ножом. Входить в бухту при полнейшем отсутствии видимости он не решился, предпочтя дожидаться  рассвета в открытом океане.
Эта ночь была праздничной – назавтра было Преображение Господне. Мы все, и русские и немцы отметили его вместе. Наш старший офицер, председательствовавший в кают-компании,  насчитал не меньше сорока тостов – причём, в какой-то момент  на общество снизошло озарение, и все стали понимать друг друга без переводчика. Стали громко коворить о дружбе России и Германии, о коварстве британцев и предательской легковесности Франции; кое-кто их германских моряков всерьёз загрустил, что не может отправиться вместе с нами в крейсерство. Счёт тостам давно уже утерялся; под конец хором спели: «Мы дружно на врагов…» и «Die Wacht am Rhein» и разошлись по каютам.

На Тенерифе мы  задерживаться не стали – взяли овощи, свежую воду, пополнили доверху угольные ямы и с первым же приливом вышли в океан. Всё это время «пассажиры» просидели взаперти, не смея носу высунуть на палубу – соседом «Тюрингии» на рейде оказался британский фрегат «Комюс», успевший отличиться потоплением нашего «Джигита». До дрожи хотелось вытащить ночью из трюма минный аппарат и всадить мину Уайтхеда в борт наглому британцу.
Но – нельзя. На кормовом флагштоке «Тюрингии» германский торговый флаг,  и столь бесцеремонного и наглого нарушения морского права не одобрят ни наши союзники, ни господа под шпицем, ни то аморфное и неопределённое, что газетчики именуют «мировой общественностью». Придётся дождаться заветной точки с координатами, обозначенными в секретном пакете и там сменить гражданский сюртук на военный мундир.  Благо, ждать осталось недолго – стоит «Тюрингии» пересечь тропик Рака, и она из мирного парохода окончательно превратится во вспомогательный крейсер Российского Императорского флота, «armed merchant cruisers», как называют этот тип судов наши противники.  После чего уже в другой точке немецкое же судно заберёт прежнюю команду – и мы отправимся выполнять приказ, изложенный в том же запечатанном пакете…»

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t459430.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t888748.jpg

Отредактировано Ромей (24-08-2020 00:24:13)

+11

132

Атлантический океан.
Борт парохода «Гельвеция»
…сентября 1878 г.

- Первый опыт боевой стрельбы самодвижущихся минами в нашем флоте случился совсем недавно. – объяснял Серёжа. –  Четырнадцатого января сего года лейтенанты Зацаренный и Шешинский спустили свои катера «Чесма» и «Синоп» с минного транспорта «Великий князь Константин» и вошли в гавань Батума…
Он развернул листок, на который накануне переписал из номера «Морского сборника» рапорт командира «Константина», лейтенанта Макарова:
“Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен (64—85 метров), пустили одновременно свои самодвижущиеся мины. Мина Зацаренного ударилась у грот-мачты, а мина Шешинского — немного правее. Обе взорвались одновременно. Слышен был сильный взрыв... Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа”.
Слушатели, собравшиеся в трюме, где хранилось вооружение будущего вспомогательного крейсера, внимали. Для них – и офицеров и, тем более, матросов, это оружие было в новинку.
- Позже было ещё несколько случаев удачного применения самодвижущихся мин. – продолжал Серёжа. – Например, катер с нашего клипера «Крейсер» ухлопал на рейде Сингапура миной Уайтхеда канонерку «Филомель»; использовалось это  оружие и в недавней кампании на Балтике.
Он похлопал ладонью по боку мины. Она покоилась на деревянных, обитых войлоком, подставках, словно блестящая игрушка или диковинный научный прибор. Вдоль узкого веретенообразного корпуса сверху и снизу крепилось, на манер рыбьих плавников, по паре острых гребней; на задней оконечности мины в цилиндрическом ограждении блестели две пары бронзовых в винтов.
- Раньше мину буксировали за катером на особом плотике, или просто подтягивали её к борту.  – продолжал Серёжа. Но позже лейтенант Макаров, о котором я уже упоминал, предложил свою конструкцию – деревянную трубу-жёлоб, подвешенную под килем катера, в которой мина и помещается. После выстрела пусковой жёлоб сбрасывается на дно, чтобы не мешать движению катера. У нас на борту есть два пускательных аппарата, только они не к дну судна, а устанавливаются на палубе, подобно трубам для пуска бросательных мин.  Как и в этих трубах, выстрел производится небольшим зарядом пороха. Мина вылетает из жёлоба,  при этом отпирается спусковая собачка, и пневматический двигатель мины начинает действовать, устремляя снаряд к цели.
Отправляясь к месту назначения, Серёжа никак не ожидал, что ему придётся осваивать новую специальность. Дело в том, что два пускательных аппарата в комплекте с шестью минами были закуплены для вооружения вспомогательных крейсеров буквально в последний момент, когда «Тюрингия»  уже стояла под загрузкой в Гамбурге - благо, «товар» находился тут же, на складе фирмы “Шварцкопф и К°”, производящей это оружие для военного флота кайзера. Это были улучшенные модели с корпусами из бронзового листа, не подверженного коррозии во время долгих морских переходов.
Другие два судна – «Гользация»-«Россия» и «Гаммония»-«Петербург» к тому моменту уже покинули порт, так что оба аппарата достались  «Тюрингии»-«Москве». А поскольку штатного минёра предусмотрено не было (все три команды комплектовали наспех, буквально в последний момент), разбираться с мудрёной новинкой пришлось старшему артиллеристу. То есть – ему, лейтенанту Казанкову.
- А какова скорость этой мины?  - поинтересовался совсем юный мичман Панюшкин. Он стоял впереди прочих слушателей и разглядывал диковинное приспособление с неподдельным интересом. 
- Самодвижущаяся мина развивает восемнадцать узлов и способна пройти этим ходом около трёх кабельтовых.
- Негусто… - буркнул штурманский помощник, лейтенант Завадько.
- Верно, технические характеристики не слишком впечатляют. – согласился Серёжа. – Да и они далеко не всегда достигаются при реальном применении. Например, британский фрегат «Шах» во время знаменитого боя атаковал самодвижущейся миной «Уаскар», с дистанции в два кабельтовых. Но коварные перуанцы повернулись к угрозе не бортом, что, несомненно, было бы удобнее для англичан, а кормой – в результате чего, мина попросту не смогла догнать монитор, помешала кильватерная струя.
То толпе прокатились смешки – и офицеры и матросы одинаково радовались конфузу ненавистных британцев.
- Так что, - закончил лекцию Серёжа, -  нам с вами ещё только предстоит научиться пользоваться этим новым оружием.
- Их благородие господин капитан-лейтенант требуют офицеров в кают-компанию! – донеслось из люка. Все, как по команде, задрали головы - на фоне ярко-голубого неба маячила круглая физиономия командирского вестового. – Просил сказать: тропик прошли, пора!
Серёжа переглянулся с мичманом и вслед за другими офицерами заторопился к трапу. Пришла пора узнать, что за приказы содержатся в запечатанном адмиралтейском пакете.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t587702.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t375844.jpg

+9

133

Ромей написал(а):

стрельбы самодвижущихся минами

самодвижущимися

Ромей написал(а):

две пары бронзовых в винтов

Лишний предлог.

Ромей написал(а):

или просто подтягивали её к борту.  – продолжал Серёжа. Но позже лейтенант Макаров

1. Запятая вместо точки.
2. Тире после "Серёжи".

Ромей написал(а):

только они не к дну судна

не прикреплены

+1

134

Из дневника С.И. Казанкова.
Изд. С.-Петербург,
типография  Морского комитета,
1881 г.

«Со времён античных по морским побережьям процветал промысел, именуемый «береговым пиратством».  Заключается он в следующем: местные обитатели , охочие до наживы, умышленно гасили маяки, предупреждающие моряков о тех или иных опасностях. Или - зажигали свои, ложные огни, указывающие ни в чём не подозревающим мореплавателям вместо пути к спасению путь к гибели. Суда разбивались о скалы,  садились на мели, выскакивали на ощетинившиеся в полосах прибоя каменные гряды, после чего их обломки становились поживой грабителей. Береговые пираты встречались (да и поныне встречаются) по всему миру  - от берега Абхазии и Шетлендских островов и Молуккского архипелага и Японии. Когда добычу доставляют прямо к вашему порогу, да ещё и приводят в состояние, исключающее всякое сопротивление  -  это, что ни говори, удобно.
Чем-то подобным предстояло заняться теперь и нам. Приказом, содержавшимся в секретном пакете, «Москве» предписывалось следовать на юг, вдоль берегов Африки, избегая по возможности встреч у другими судами, после чего – разорить маяки Грин-Пойнт близ города Кейптаун в Капской провинции, а вслед за ним -  гавани и маяк Кейп-Пойнт на южной оконечности мыса Доброй Надежды. По выполнении этой задачи, «Москве предписано, обогнув южную оконечность африканского континента, следовать в Индийский океан и действовать там, согласно сложившимся обстоятельствам.
Вот так. Просто и понятно. Капитан-лейтенант Лестовский зачитал приложенную к приказу записку, в которой нас уведомляли, что в ближайшее время следует ожидать увеличения объёмов судоходства, и выведение из строя маяков Грин-Пойтн и Кейп-Пойнт создадут британцам немалые трудности. О том, что это создаст точно такие же трудности морякам других наций никто, разумеется, не вспоминал – война дело малоприятное. Отдельно капитан-лейтенант отметил предусмотрительность господ из-под шпица, и тут я вынужден с ним согласиться: вступление в войну Турции и захват ею ключевых точек Суэцкого канала вынудит англичан обратиться к проверенному веками маршруту вокруг Африки – ан, маяков-то и нет! Булавочный укол, разумеется, англичане быстро их восстановят – но из таких булавочных уколов и складываются боевые действия.
А может, и не вполне булавочный: Маяк Кейп-Пойнт был возведён ценой титанических усилий всего двадцать лет назад – и это по праву считалось настоящим чудом инженерной мысли.  А до тех пор море и скалы исправно собирали с мореплавателей дань разбитыми судами и человеческими жизнями. Секции маяка изготавливались в самой Англии; к подножию скалы  высотой в восемьсот футов их волокли на пушечных лафетах, а оттуда поднимали с помощью особых лебёдок, приводимых в действие упряжками быков.  Всё это, разумеется, можно повторить – но время, время! На войне оно являет собой ценность невосполнимую...

Между прочим, когда поставленная перед нами задача была оглашена,  я заметил на лицах некоторых своих сослуживцев досаду. Понять их можно: команде судна, захватившего неприятельский корабль, положены так называемые «призовые выплаты» - процент от денежных средств, вырученных от продажи конфискованного груза и судна. Суммы эти, при некотором везении, могут оказаться весьма солидными, и я не удивлюсь, что иные офицеры «Москвы» рассчитывали «призовыми» деньгами поправить своё положение. А тут велено следовать до самого мыса Доброй Надежды, избегая встреч с другими судами, а в месте назначения – заниматься делом, безусловно, полезным в военном отношении, но совершенно неприбыльным. Сами рассудите: что за корысть новоявленным береговым пиратам от судна, которое только ещё когда-нибудь разобьётся на скалах?  Ясно, что пользу из этого события извлекут, разве что, какие-нибудь готтентоты, да и то – если им случиться оказаться поблизости в момент кораблекрушения…
Впрочем, мне, как офицеру Российского Императорского флота подобные рассуждения не к лицу. Что до остальных, включая и упомянутых готтентотов - то Господь им судья, а ваш покорный слуга вполне готов удовлетвориться осознанием честно выполненного долга. Как и тем, что сумел хоть немного, но расплатиться с проклятыми британцами за кровь, пролитую  на Екатерининской набережной.
Согласитесь: это ведь тоже немало."
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t506707.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t595970.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t951272.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t523897.jpg

Отредактировано Ромей (24-08-2020 18:07:57)

+11

135

Спасибо

0

136

Ромей написал(а):

По выполнении этой задачи, «Москве предписано

Нет закрывающих кавычек.

Ромей написал(а):

маяков Грин-Пойтн и Кейп-Пойнт

Буквы перепутались :)

+1

137

Вообще Разорение маяков неплохая идея для ухудшения и заметного мореходства В то время их в опасных местах ставили  :flag:

+2

138

Южная Атлантика,
270-ти милях от
мыса Доброй Надежды.
…сентября 1878 г.

Парусник вынырнул из сплошной полосы тумана внезапно, словно чёртик из табакерки. Красное полотнище с «Юнион Джеком» в углу -  британский торговый флаг!  Лестовский в раздражении стукнул кулаком по ограждению мостика.
- Непременно они наш флаг разглядели – дистанция всего ничего, пяти кабельтовых не будет. Теперь придётся останавливать. Сергей Ильич, один холостой, предупредительный!  Боцман, шлюпку!
Задержанное судно оказалось английским китобойцем «Жемчужина Клайда», следовавшим из Кейптауна в Глазго. По словам шкипера, «Жемчужина» больше года промышляла в Южных морях – и вот теперь торопилась домой с трюмами, полными бочек китового жира. Серёжа Казанков – он возглавил призовую партию – даже пожалел китобоев, этих честных пахарей моря, рискующих жизнью ради средства пропитания. Впрочем, жалости хватило всего минут на пять – когда из кучки сгрудившихся у фальшборта матросов, к нему кинулся один, одетый, как и прочие, в обтрёпанный бушлат просмоленную зюйдвестку.
- Не откажите, вашбродие! Возьмите с собой! Как я есть, марсовый с фрегата «Светлана», второй год среди этих нехристей обретаюсь. Обманом взяли, вашбродие, мочи нету боле терпеть…
История была самая банальная. Во время визита русской эскадры в САСШ, «Светлана» задержалась в Норфолке – ему меняли котлы и орудия. Матросы, не принимавшие участия в ремонтных работах, проводили время на берегу, в кабаках. Там-то марсовый Ефим Оглоблин и встретился с боцманом и тремя матросами «Жемчужины Клайда», зашедшей в Норфолк перед тем, как отправиться в Южные моря. Оглоблин сидел в кабаке в одиночестве -  заливал чёрным ямайским ромом горестное известие, полученное из родной архангельской деревеньки. Британцы подсели к русскому, посочувствовали его горю, предложили выпить ещё. Марсовый не отказался – известие о смерти матери грызло ему душу – и не заметил, как один из собутыльников, переглянувшись с боцманом, подсыпал ему в кружку белого порошка.
В себя Ефим пришёл лежащим на бухте каната, на палубе китобойца, бодро бегущего на юг. Ему сказали, что он нанялся на «Жемчужину Кента» матросом, причём успел получить аванс – и продемонстрировали в качестве доказательства замызганную бумажку с крестиком вместо подписи – заверенным, как полагается, двумя свидетелями из команды китобойца. Ефим на бумажку плевать хотел и полез, было, драться – его крепко отвозили по рёбрам, связали и объяснили, что никуда он теперь не денется, а будет упрямиться – его сдадут судебным приставам в первом же порту за неисполнение контракта. Услыхав о суде, Оглоблин струхнул и понял, что хочешь-не хочешь, а надо приспосабливаться. С тех пор – так и ходил на «Жемчужине», радуя судовое начальство исполнительностью, смекалкой и выучкой.
- А ты изрядный болван, братец. – подвёл итог услышанному Серёжа. – Тебя, выходит, зашанхаили, как последнего дурня?
- Как есть, зашанхаили, вашбродие! – сокрушённо подтвердил матрос. – Я ведь тогда сам себя не помнил, вот и впал в блуд… Возьмите меня на ваш кораблик, вашбродие, век за вас Бога молить буду и детям накажу! Я ж как есть, расейский матрос, присягу принимал…
- Присягу он принимал… - проворчал  сопровождавший Серёжу боцман. – А чего ж ждал цельный год, да ещё с гаком? Али вы в порты ни разу не заходили? Сиганул за борт – и поминай, как звали!
Оглоблин замялся, отводя взгляд.
Так ить я   сколь раз собирался – зачастил Оглоблин, боязливо косясь на боцмана.  - Только боязно, на чужбине-то! А на «Жемчужине», вроде, пообжился, привык...
Что ж ты за русский матрос, коли тебе боязно? – презрительно осведомился боцман.
- А куда мне идтить? Денег ни синь пороху, пожитков тоже. На судно какое наниматься – так без гумаги не возьмут, разве что какие проходимцы… Я, вашбродие – он умоляюще смотрел на Серёжу, - всё ждал, когда встанем на рейд с каким ни то русским судном – вот я и сбегу. А уж как узнал, что промежду Россией и Англией война зачалась - вовсе невмоготу стало. Это как же – я человек казённый, а хожу  на самом что ни на есть неприятельском судне…
- Тем более – лыжи должен был навострить оттуда! - боцман наставительно поднял корявый, узловатый палец. Потому как иначе ты выходишь – кто?
Кто?
Дезертир и царёву делу изменник, вот кто! И выходит тебе, мил человек,  за это каторга!
Оглоблин побледнел, беспомощно огляделся. Казалось – он сейчас сиганёт за борт и сажёнками поплывёт к далёкому африканскому берегу.
- Ладно, хватит его стращать, боцман. – милостиво отозвался Серёжа. Пусть идёт в шлюпку. Раз присягу принимал – послужит ещё престол-отечеству.
Он обернулся к терпеливо дожидающемуся шкиперу.
- Теперь с вами, мистер. Корабль и груз мы конфискуем, вы будете содержаться на нашем судне, пока не найдём способ передать вас на берег…
Англичанин принялся, было, возмущаться, припоминая неизвестные Серёже статьи морского права, но лейтенант не собирался вступать в дискуссию.
- Вы хоть понимаете, что я могу прямо сейчас вздёрнуть вас на рее!
За что, мистер? – опешил китобой.
- А за работорговлю, вот за что! Закона, по которому любой капитан военного корабля имеет право за это малопочтенное занятие вешать, никто не отменял!
- Что вы такое несёте, мистер? – завопил шкипер. – В жизни к такому грязному делу касательства не имел! Кого хошь спросите, хоть в Нантакете, хоть в   Нагасаки, хоть в Ливерпуле  – старый Том Скиггинс честный китобой, а не какой-то поганый работорговец!
Серёжа сощурился.
- А русский матрос, которого вы похитили в Норфолке?
- Разве это работорговля? Дело-то  житейское – матрос, он сегодня под одним флагом ходит, завтра под другим. К тому же, ваш парень честно записан в судовой книге да две доли с выручки – одна ему полагается, как марсовому, вторая – как гребцу вельбота.
Лейтенант 
- Это у вас дело житейское. – оборвал шкипера Казанков.  – А по российским законам  за это полагается петля или каторга на свинцовых рудниках в Сибири. Слыхали, небось?
Шкипер немедленно стушевался. Жуткие рассказы о свинцовых и ртутных рудниках, куда русские ссылают пойманных контрабандистов и браконьеров, и откуда никто не возвращается живым, можно было услышать в любом портовом кабаке. Особо  усердствовали на этот счёт американцы – им частенько приходилось иметь дело с российскими таможенными крейсерами, гонявшими браконьеров-котиколовов на Командорских островах, и ловившими контрабандистов, выменивающих у камчадалов меха и моржовый клык на ситец и дрянной кукурузный виски.
- Но я могу снизойти к твоему горю. - вкрадчиво продолжал лейтенант. - Мы ж не звери, всё понимаем: вы и так наказаны, судна, вон, лишились, а трибунал никого не пожалеет… Но для этого вам следует быль благоразумным.  Скажите: когда «Жемчужина» покидала Кейптаун, много ли в гавани было военных судов? Способны указать точно, где они стояли? И, сморите, чтобы без вранья – а то ведь горько потом пожалеете, как Бог свят!

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t347231.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t444421.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t532172.jpg

Отредактировано Ромей (25-08-2020 19:50:52)

+7

139

Пост 30

Ромей написал(а):

у Гамбургско-американского акционерного общества четыре океанских грузо-пассажирских пароходов «Гользация», «Тюрингия», «Гаммония» и «Саксония», водоизмещением около трёх тысяч регистровых тонн каждый.

Вместимостью!!!
А водоизмещением - около ПЯТИ тысяч тонн.

+2

140

Ромей написал(а):

судно оказалось английским китобойцем «Жемчужина Кента», следовавшая из Кейптауна в Ливерпуль

следовавшим

Ромей написал(а):

когда «Жемчужина» покидала Кейптауна

Кейптаун

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Курс ведёт к опасности