IV. «Adown the stricken capes no flare,
No mark on spit or bar…»*
Из дневника лейтенанта С.И. Казанкова.
С.-Петербург,
типография Морского комитета,
1881 г.
«…капитан-лейтенант Лесовский, наш командир, объявил, что, поскольку англичане имеют сведения о нас от своего консула в Гамбурге, всем, находящимся на борту «Тюрингии» (мы все считаем дни до того момента, когда можно будет назвать её «Москвой») следует проявлять разумную осмотрительность. Покуда судно не удалится от берегов Англии, русским матросам и офицерам запрещалось появляться на верхней палубе в форме и группами больше трёх человек.
* «Огнями мысы не зажглись, и банки не видны…»
Р. Киплинг, «эскадренные миноносцы».Пер. Олешкович-Яцына.
Это неудобство до некоторой степени смягчал непривычные для нас, военных моряков, бытовые удобства. «Тюрингия» была построена, как грузо-пассажирское судно, способное совершать переходы через Атлантику, так что у офицеров в каютах зеркала, бронза, ковры, диваны, картины в позолоченных рамах, гобелены. Стол в кают-компании сервировали хрусталём и серебром. Что до обилия и изысканности блюд – уверен, когда придётся сесть на привычную солонину, мы будем вспоминать о них с тоской.
У нижних чинов условия, разумеется, попроще – они размещены в нижней палубе, в помещениях для бедных эмигрантов. Но зато – с персональными нарами, да и кормёжка очень даже недурна.
Дабы все эти изыски не разлагали личный состав, мы, офицеры, составили план практических занятий, условившись с немецким капитаном, что наши матросики будут стоять вахты вместе с его людьми. Это особенно полезно, поскольку позволяло заранее освоить машинное и парусное хозяйство парохода. Что до артиллеристов и минёров, то они практиковались с предметами своей специальности в трюмах, куда те погружены в ожидании скорых перемен.
Офицеры тоже старались не терять времени даром: помимо занятий с матросами, занимались штурманским делом, изучали международные морские правила, положения о призах и крейсерской войне. Более других усердствовал наш командир, капитан-лейтенант Лестовский и, разумеется, старший офицер. На них лежала непростая задача: превратить кучку набранных с бору по сосенке людей в полноценный, работоспособный механизм, называемый «судовая команда». И сделать это быстро – скоро нам предстояло взяться за дело…
В океане меры безопасности были отменены, но стало не до прогулок по палубе: стало изрядно штормить. Последние двое суток перед заходом на Тенерифе немецкий капитан вёл судно в таком густом тумане, что его, казалось, можно резать ножом. Входить в бухту при полнейшем отсутствии видимости он не решился, предпочтя дожидаться рассвета в открытом океане.
Эта ночь была праздничной – назавтра было Преображение Господне. Мы все, и русские и немцы отметили его вместе. Наш старший офицер, председательствовавший в кают-компании, насчитал не меньше сорока тостов – причём, в какой-то момент на общество снизошло озарение, и все стали понимать друг друга без переводчика. Стали громко коворить о дружбе России и Германии, о коварстве британцев и предательской легковесности Франции; кое-кто их германских моряков всерьёз загрустил, что не может отправиться вместе с нами в крейсерство. Счёт тостам давно уже утерялся; под конец хором спели: «Мы дружно на врагов…» и «Die Wacht am Rhein» и разошлись по каютам.
На Тенерифе мы задерживаться не стали – взяли овощи, свежую воду, пополнили доверху угольные ямы и с первым же приливом вышли в океан. Всё это время «пассажиры» просидели взаперти, не смея носу высунуть на палубу – соседом «Тюрингии» на рейде оказался британский фрегат «Комюс», успевший отличиться потоплением нашего «Джигита». До дрожи хотелось вытащить ночью из трюма минный аппарат и всадить мину Уайтхеда в борт наглому британцу.
Но – нельзя. На кормовом флагштоке «Тюрингии» германский торговый флаг, и столь бесцеремонного и наглого нарушения морского права не одобрят ни наши союзники, ни господа под шпицем, ни то аморфное и неопределённое, что газетчики именуют «мировой общественностью». Придётся дождаться заветной точки с координатами, обозначенными в секретном пакете и там сменить гражданский сюртук на военный мундир. Благо, ждать осталось недолго – стоит «Тюрингии» пересечь тропик Рака, и она из мирного парохода окончательно превратится во вспомогательный крейсер Российского Императорского флота, «armed merchant cruisers», как называют этот тип судов наши противники. После чего уже в другой точке немецкое же судно заберёт прежнюю команду – и мы отправимся выполнять приказ, изложенный в том же запечатанном пакете…»
Отредактировано Ромей (24-08-2020 00:24:13)