Из дневника С.И. Казанкова.
Изд. С.-Петербург,
типография Морского комитета,
1881 г.
«…маяк «Грин Пойнт» - самый старый на побережье Капской колонии. Возводить его начали после того, как в 1820-м году всего в полутора кабельтовых от берега погиб на скалах пакетбот «Африка» с двадцатью девятью живыми душами на борту.
Маяк представляет из себя не слишком высокую квадратную башню, сложенную из тёсаного камня на извёстке. Фонарь, питаемый кашалотовым маслом, впервые вспыхнул спустя четыре года после начала строительства, и это обошлось британской казне в полновесные 6420 фунтов стерлингов. Деньги, что и говорить, немалые – но уцелевшие суда и спасённые человеческие жизни, право же, того стоят. Маяк стоит на мысе, выступающем в океан немного южнее гавани Кейптауна, и его свет виден в хорошую погоду на расстоянии в семь морских миль. Для нередких в этих местах туманов предназначается паровой гудок – достаточно передовое на момент строительства маяка техническое устройство.
Коварный замысел, составленный капитан-лейтенантом Лестовским при моём живейшем участии, был следующим. Сначала в гавань входит «Жемчужина Клайда". Команда китобойца, за исключением шкипера и марсового Оглоблина заменена нашими людьми. На палубе свалено всё дерево, всё тряпьё, которое удалось найти на судне – доски, бочарные клёпки, запасные реи и мачты, порубленные топорами вельботы, чехлы, паруса, просмоленные канаты – и всё обильно полито китовым жиром. Часть оставшихся бочек так же подано на палубу и раскупорено. Лишь пара десятков бочонков с лучшим кашалотовым маслом и спермацетом перегружено на «Москву» - вдруг, да пригодится?
Итак, «Жемчужина» под управлением шкипера Скигинса и под неусыпным надзором вашего покорного слуги, бросает якорь в гавани – с таким расчётом, чтобы оказаться с на-ветра от стоящих в гавани посудин её Величества королевы Виктории. Их четыре: деревянный винтовой шлюп «Спэрроу», два военных транспорта и главный козырь, новенький железный фрегат «Чемпион», систершип уже знакомого нам «Комюса». Вот с ним нам связываться особенно не надо – раскатает, как Бог черепаху.
Для того, чтобы уберечься от его пушек, как раз и устроено безобразие на палубе незадачливой «Жемчужины». Ровно в полночь мы, предварительно, что ветер не изменился и по-прежнему дует в сторону стоянки британских военных судов, должны зажечь китовый жир, обрубить якорный канат – и поскорее убираться с обречённого корабля на шлюпках. «Москва» же, отстаивающаяся в нескольких милях мористее, должна, заметив зарево пожара, подойти как можно ближе к башне маяка (ирония – его же свет поможет избежать посадки на скалы!) и разнести его по камешку из своих шестидюймовок. Расчёт на то, что масляно-чёрный дым, затянувший гавань, как и дрейфующий прямиком на «Чемпион» полыхающий от носа до кормы китобоец, создадут на рейде изрядную неразбериху. Англичане, разумеется, кинутся тушить этот «брандер» – но справиться с огнём, охватившим насквозь пропитанное жиром деревянное судно, не так-то просто. Пока они будут соображать что к чему, пока справятся с угрозой, пока разведут пары – «Москва» уже будет далеко. Ходкостью она не уступает «Чемпиону», куда направляется – сие англичанам неведомо. Так что наша затея, как и её продолжение, пожалуй, имеет все шнасы на успех…»
Отредактировано Ромей (25-08-2020 20:49:54)