Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно


Хранить вечно

Сообщений 101 страница 110 из 276

101

Ромей написал(а):

- А это он тебе это говорил?

Это вам не это! :)

Наверное, первое " это" нужно по смыслу заменить на "где" ? :)

+1

102

Утро принесло сюрприз – давно, впрочем, ожидаемый большей частью обитателей коммуны. После завтрака прозвучал горн на  общее построение, и Антоныч объявил, что с первого июня все отряды отправляются в летние лагеря – этот эвфемизм обозначал большую поляну за кленовой рощей. На ней предстояло разбить армейские шатры  и провести в них целых два месяца - на «походном», как он выразился завкоммуной, положении.  В связи с чем  половина личного состава после обеда должна озаботиться получением инвентаря и пиломатериалов, а командиры отрядов должны прибыть в «вечерний клуб» для участия в распределении мест под палатки, что будет производиться сугубо по жребию. Всё это, добавил Антоныч,  вовсе не означает снижения производственного плана. Страна и Красная Армия ждут нашей продукции, а потому засучим рукава, товарищи коммунары и встретим лето ударным трудом на благо трудового народа и нашей социалистической Родины! Дружное «ура», громовое «есть!» и сотни рук, вскинутых в салюте. Оркестра только не хватало – и как это начальство упустило столь существенную деталь?
В цеху (Олейник снова определил меня на обтирку) я улучил момент и подкинул на место похищенную стамеску. Больше она мне не нужна, а оставить у себя опасно – если найдут, то не избежать обвинения в воровстве, а здесь это настоящий смертный грех.
Перед самым обедом случилось кое-что весьма любопытное. Покончив с обтиркой очередного агрегата, я отлучился за керосином, а когда возвращался, то обнаружил в углу цеха, возле точильного круга Олега Копытина. Ничего необычного в этом не было -  при нужде каждый мог поправить на круге поломанный и затупленный инструмент. Я собрался пройти мимо, и даже принял немного в сторону – из-под круга снопом летели искры а в руках у меня, как-никак была полная жестянка керосина, - но тут Копытин обнаружил меня, засуетился и принялся засовывать что-то под спецовку. И  - уронил; таинственный предмет со звоном ударился о цементный пол и отскочил прямо к моим ногам. Копытин дёрнулся, было, за своим имуществом, но встретился со мной взглядом – и застыл на месте.
Я наклонился и поднял.  Это была финка – излюбленное оружие, что серьёзных блатных, что обычной  шпаны.  Узкий, не слишком длинный клинок «щучкой», вместо упора, под лезвием кольцо  из жёлтой латуни, латунное же навершие в виде сапожка. Рукоятка наборная, но не из цветного оргстекла, а из кусков чёрного эбонита и бурого бакелита – здесь этот материал называют «карболит». Ничего не попишешь, плексиглас, в том числе и разноцветный,  в СССР начнут производить только в середине тридцатых.
Я поднял взгляд на Копытина. Он так и стоял, не смея шевельнуться, и в глазах его читалась неуверенность, а то и откровенный страх.
- Заложишь? – голос его упал до шёпота. – Я не себе, просто попросили наточить…
Я повертел финку в руках. Лезвие ещё тёплое и носит следы абразива – действительно, точили. Впрочем, это может быть всего лишь последняя операция в так сказать, «технологическом цикле…»
- Сдался ты мне… сказал я, стараясь, чтобы слова мои звучали по возможности пренебрежительно. – Да и западло мне стучать, не по понятиям это.  Давай-ка лучше так сделаем…
Я взвесил нож на ладони.
- Почём драпчик? В смысле – за сколько собирался продавать?  Только не ври больше, не поверю.
Копытин шмыгнул носом.
- За пятьдесят рублей сговорились.
- Недурственно. Ножен, конечно, нет?
Он помотал головой.
- Портяночники…
Я слабо ориентировался в текущих ценах, поскольку своих денег не имел, да и тратить их в коммуне было негде. По идее, за работу в цеху мне шла кое-какая зарплата, но пока ещё я не получил на руки ни копейки. Но я представлял, что килограмм хорошего мяса, баранины или говядины, стоил на базаре около червонца, полулитровая бутылка водки тянула, в зависимости от качества, от девяти до двенадцати рублей, а за кусок едкого, воняющего хлоркой мыла пришлось бы выложить чуть больше рубля.
- Ты, эта, отдай, пока не увидели… - начал  Копытин, но договорить ему я не дал.
- Погоди ты! Давай-ка лучше сделаем так…
Я снова взвесил нож в ладони. Лезвие достаточно мощное, в обушке не меньше четырёх миллиметров, ручка удобная, ухватистая -  при случае нож можно и метнуть.
- Видел мои часы, которые я вчера в спальне показывал? Ну те, с музыкой? Так вот, я тебе отдам их за это перо. Корпус из серебра, механизм прежних времён, «Лонжин», в накладе не останешься – за них в любой часовой лавке не глядя семь червонцев дадут.
Я нисколько не кривил душой. Часы были чуть ли не единственным моим имуществом, унаследованным от «реципиента» - судя по гравировке на внутренней стороне крышки (действительно серебряной, тут я тоже не соврал) они раньше принадлежали Давыдову-старшему. Сам Лёха нипочём не расстался бы с такой памятной вещью – раз уж сумел сохранить её и во время бегства с КВЖД, и в детском доме, и по дороге через всю страну, сюда, в коммуну. Но для меня-то часы не составляли никакой ценности, кроме сугубо денежной, а вот финка мне сразу приглянулась. Осталась  ещё с хулиганской юности – той, прожитой в Москве семидесятых – привычка носить в кармане нож. Нет, не подумайте, мне ни разу не приходилось пускать его в ход против людей, а вот в иных ситуациях хороший клинок может оказаться незаменимым… например, если всё же придётся удирать из коммуны.

Уже вечером, перед сигналом ко сну, я спросил Марка - неужели пацаны в коммуне ходят с ножами?
Он усмехнулся и ответил, что да, случается, но только у новичков, да и то, самых глупых. Бывает, что делают на продажу или на обмен – но и это нечасто.  Если попадёшься с подобной «контрабандой», то не избежать выволочки  в рапорте, да и перед общим собранием придётся отдуваться.
Я не стал признаваться – не хотелось выглядеть в глазах друга тем самым глупым новичком.  Марк, конечно может оставаться при своём мнении, тем более, что после трагической гибели отца у него к ножам особое отношение. Я заметил, что он вообще старается не брать ножи в руки - даже столовые, делая исключение только для маленького перочинного, с перламутровой ручкой. Но... как там говорил Чёрный Абдулла? «Кинжал хорош, для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время…»
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t680121.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t124370.jpg

+6

103

XIII

После обеда коммунары из всех отрядов бегали, как ошпаренные, таская на заветную поляну что горбыль, кто свёрнутые тяжеленные армейские шатры, свёрнутые в длинные брезентовые колбасы, кто разобранные железные кровати из кладовки – отдельно рамы с панцирной сеткой, отдельно спинки, декорированные облезлыми прутьями и никелированными когда-то шишечками. Работа кипела, и пришлось нам уже во второй раз отменить тренировку с девушками.
После таких хозработ руки и ноги ныли, умоляя об отдыхе, и мы с Марком устроились на диванчике в «вечернем клубе». Я предавался обычному занятию – пролистывал газетные подшивки (сегодня это была центральная пресса, «Правда» и газета «Труд»); Марк же листал нетолстую книжку в новеньком картонном переплёте. Картинка на нём мня заинтересовала - гигантские рупоры, извергающие потоки лучей, вокруг по изогнутым решётчатым эстакадам пробегают вереницы скрюченных человечков. Надписи на обложке гласили: «В. Орловский, «Машина ужаса».
- Это у тебя что? Можно глянуть?
Марк поднял на меня глаза.
- Конечно, держи. Да я уже дочитал, так, по второму разу просматриваю, от нечего делать…
Я быстро пролистал книжку. Жёлтая скверная бумага, бледный текст, такие же бледные чёрно-белые иллюстрации. На них – размахивающие руками люди, приборы со множеством катодных ламп, огромные танки на манер британских «ромбов», несущийся по улицам города открытый автомобиль.
И снова – раструбы, испускающие потоки лучей, в которых корчатся крошечные чёрные фигурки.
…где тут выходные данные? Ага, вот: «Москва, изд-во «Прибой», 1025 г.»
Так, а здесь у нас что? На обратной стороне обложки оттиснут  бледно-лиловый, едва различимый штамп: «Спецотдел ОГПУ».
…ох, как интересно…
- Это фантастика?
- Да, немного похоже на «Гиперболоид инженера Гарина» писателя Толстого – хотя не так увлекательно, конечно.
- Так ты и Толстого читал?
Марк  радостно улыбнулся. Тема явно доставляла ему удовольствие.
- Ну конечно! И «Гиперболоид», и «Аэлиту» - это про полёт на Марс. Замечательный писатель! Я вообще люблю фантастику и много ещё чего перечитал. Беляева, к примеру, очень люблю – «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Остров погибших кораблей»…
Я постучал пальцем по обложке с таинственными раструбами.
- А эта книжка, к примеру - про что она?
- О, тут занятная история. Понимаешь, американский изобретатель и архимиллионер по имени Элликот создаёт машину, способную выплёскивать в эфир особые эманации, вызывающие у людей страх. С её помощью он и другие капиталисты захватить власть над миром. Представляешь – включают такую установку, и целая армия разбегается, охваченная ужасом! В городах паника, люди бросают работу, мечутся туда-сюда… заходи и бери всех голыми руками!
Хех, почти что башни-излучатели по братьям Стругацким, подумал я – только там излучение действовало, пожалуй, потоньше. Решительно всё уже когда-то было в этом мире…
Ну и что в итоге вышло? Захватили мир?
- Нет, конечно. Эта же машина и положила конец капитализму. Из-за применения «машины ужаса» мир охватила анархия, и она переросла во всеобщий революционный взрыв. А с Элликотом борется наш, советский учёный Морев – и побеждает!
..ну конечно, такого понятия, как «постапокалипсис» здесь пока ещё нет. А значит – все подобные истории просто обязаны заканчиваться торжеством пролетарской науки…
- И как же эта штука, которая машина ужаса,  работает?
- А вот… - Марк засуетился, принялся листать книжку. Вот, здесь всё очень толково описано:
«Все психические и физиологические процессы в живом организме связаны с электрическими токами, пробегающими по нервным путям… - начал читать он, -  …причем эти токи прерывчатые, пульсирующие и посылающие в пространство волны электромагнитных колебаний. Поэтому если два индивидуума настроены в унисон, то есть способны испускать волны одинаковой длины, то они обязаны также отвечать токами, пробегающими по нервным путям одного из организмов, раз они появились в другом соответственном. В этом кроется причина влияния одного человека на другого…»
- Примерно ясно. Этот твой… - я посмотрел на обложку - …этот твой Орловский описывает механизм телепатии, над ним сейчас по всему миру много учёных работает.
- Да, я читал… - рассеянно поддакнул Марк. – Так вот, этот Морев создал два прибора:  при помощи одного можно было улавливать и записывать электромагнитные волны, излучаемые человеческими мозгами, а другой защищал их от воздействия таких волн.  И благодаря этому смог одолеть американца и его «машину ужаса». Здорово придумано, правда?
- Это всё очень увлекательно, конечно.. – я извлёк книжку из рук Марка. – Я возьму, прочитаю, ладно?.. – Так вот, о чём я: это всё очень увлекательно, конечно – но ты не думал, что книга могла попасть к тебе  не случайно?
- Не случайно? Это ты о чём? – озадаченно спросил Марк. – Я же сам её выбрал, два дня назад в библиотеке. Клава ещё сказала, что привезли из Харькова новые книги, она пока не успела их разобрать – и предложила мне посмотреть. Кстати, я сегодня утром в библиотеку заглядывал – так тот ящик так и стоит в углу, полный книг. Видимо, Клава так и не успела его разобрать.
- А тебе не пришло в голову, что содержимое книги уж очень напоминает твои… - я едва не сказал «сверхспособности», но вовремя прикусил язык, - …твой особый талант? Сам подумай: аппарат этого, как его, Эллиота, да?
- Элликота.
- Пофиг дым, хоть Элвиса Пресли. Так вот, его аппарат насылает на людей ужас, верно? А разве ты не то же самое делал – и с Гоменюком и с тем ублюдком в детском доме? Тоже внушил им что-то вроде страха – вон, Гоменюк нас целый день третьей дорогой обходит, заметил?
Марк озадаченно почесал переносицу.
- Я об этом как-то не думал… - а знаешь, ты пожалуй, прав! Так думаешь, Клава нарочно мне эту книгу подсунула?
- ну, вряд ли она сама – не того полёта птица. Скорее всего, ей кто-то велел так сделать?
- Кто.
Я задумался.
- Кабы знать… Вот что, Марк, надо нам в этом деле разобраться. Клава, конечно, ничего не скажет, а  вот в библиотеку заглянуть стоит – выяснить, что там за новые книжки привезли, и откуда. И лучше это не откладывать в долгий ящик. Сейчас и пойдём, не дожидаясь отбоя…
- Сейчас? – удивился Марк. – Так ведь поздно уже, библиотека закрыта!
- А мы потихоньку, на мягких лапках. А то  завтра с утра Клава книжки-то разберёт – где их потом искать?
- Ну, если ты так говоришь – тогда пошли.  – Марк с готовностью вскочил с диванчика.  – И, кстати, если не секрет -  кто такой Элвис Пресли?
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t743626.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t698686.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t16147.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t557624.jpg

+4

104

Ромей написал(а):

поляну что горбыль,

  КТО
Картинка на нём мня заинтересовала    МЕНЯ
Москва, изд-во «Прибой», 1025 г.»   1925

Отредактировано Seg49 (12-09-2022 17:13:59)

+1

105

Ромей написал(а):

После обеда коммунары из всех отрядов бегали, как ошпаренные, таская на заветную поляну что горбыль, кто свёрнутые тяжеленные армейские шатры, свёрнутые в длинные брезентовые колбасы

Пусть они хоть и дважды свернутые, но явно слишком близкий повтор...:)

Ромей написал(а):

…где тут выходные данные? Ага, вот: «Москва, изд-во «Прибой», 1025 г

В несуществующей  в 1025 году  Москве книгопечатанье было настолько развито? :) Или это по какому-то другому календарю? :) Хотя да... коллеги уже заметили  это :)

Отредактировано Франческа (12-09-2022 18:55:15)

+1

106

***
Проникнуть в библиотеку оказалось не в пример проще, чем в кабинет завкоммуны. Здесь не было риска нарваться в коридоре на кого-нибудь, выскочившего в уборную, да и замок в двери библиотеки оказался не в пример проще и поддался лёгкому нажиму лезвия. Отворяясь, дверь пронзительно скрипнула (я замер, готовый при малейшем «шухере» кинуться наутёк) и приоткрылась. Марк шёпотом чертыхнулся и неслышно скользнул внутрь. Я последовал за ним, задержавшись на миг, чтобы задвинуть изнутри щеколду. Предосторожности, даже такие, пустяковые, лишними не бывают – этому-то меня крепко выучила.
Он так и стоял в том углу, где оставил его Марк. Сама библиотека делилась на две комнаты. Одна – просторная, с высокими, до потолка окнами, была отведена под читальный зал. Здесь, кроме столов и скамеек, громоздились по стенам стеллажи с «новыми поступлениями», подшивками газет и журналов, да приткнулся у уголке плоский шкафчик-картотека со столиком, за которым обычно сидела библиотекарша Клава. Тут же нашёлся и ящик с «новинками» – большой, сколоченный из фанеры и деревянных реек.
Вторая комната была целиком отведена под «фонды» - она целиком была заставлена полками с книгами, из которых кое-где торчали картонные ярлычки с буквами алфавита и фамилиями авторов. Комната эта была лишена окон, а потому мы сразу же перенесли туда ящик. Я плотно затворил дверь в читальный зал, Марк щёлкнул выключателем, и мы принялись за разборку.
Дело облегчалось тем, что на боковой стенке имелся наклеенный лист с перечнем содержимого ящика – мелкий машинописные строки с фамилиями авторов и названиями. Марк одну за другой вынимал книги, я сверялся со списком, не очень, честно говоря, представляя, чего мы хотим в итоге добиться. Многие из этих книг были мне знакомы по той, прошлой жизни – в середине нулевых одно из московских издательств выпустило стилизованную под старую «рамку» «Библиотеки приключений» серию ретрофантастики, в которую включили малоизвестных, а то и вовсе забытых авторов двадцатых-сороковых годов. Помнится, покупать эту серию я тогда не стал – цена кусалась, да и книжные полки не резиновые – но содержимое изучил, и даже кое-что скачал из интернета, чтобы почитать потом на электронной читалке.
Например, там был приключенческий роман Сергеева и переводчицы Адалис «Абджед хевез хютти...». Книга с названием, звучащим, как колдовское восточное заклинание (на самом деле это были всего лишь названия арабских букв) повествовала о группе путешественников, наткнувшихся где-то в ущельях Памира на затерянную в горах общину. Её обитатели, будучи весьма высокоразвитыми, владели  многими научными и техническими секретами – например, у них имелся радиостанция такой мощности, что во внешнем мире её сигналы принимали за передачи с Марса. Обитатели ущелья, как водится, всячески избегали контактов с чужаками -  а потому захватили незваных гостей в плен, но те сумели бежать, едва не прихватив на память формулу  усыпляющего газа необычайной силы воздействия. Помнится, в романе была одна жутковатая деталь: местные обитатели, все, как один оказались прокажёнными и, чтобы скрыть свои уродства, носили особые косметические маски...
Так вот, здесь эта книга тоже оказалась – как и роман «Аэлита» Алексея Толстого, как роман «Психомашина» Виктора Гончарова, в котором очередная шайка сумасшедших изобретателей придумывает агрегат, способный собирать и аккумулировать психическую энергию. С её помощью создатели машины могли не только уничтожать целые социальные классы, ориентируясь на тип их мозговых излучений, но и летать по воздуху и в космосе – в частности, отправиться на Луну, где злобные аристократы уже сотни тысяч лет угнетали с помощью таких вот «психомашин» лунных пролетариев…
Я так увлёкся изучением книг, что едва заметил, как Марк вышел в читальный зал и принялся шарить сначала в картотечном шкафу, а потом и в ящиках библиотекаршиного стола, осторожно подсвечивая себе фонариком.  А когда вернулся назад, вид у него был весьма озадаченный.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t931347.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t530830.png
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t203576.jpg

+6

107

- Смотри, что я нашёл! Тут и ты, и я, и много ещё кто. Даже Татьяна есть!
Я принял из его рук листок. Это был список, напечатанный на машинке с двумя десятками фамилий коммунаров – но без номеров отрядов, к которым те приписаны. Вместо этого напротив каждого были указаны возраст и ещё какая-то дата. День рожденья? Нет, год у всех один и тот же, тысяча девятьсот двадцать девятый. Ага, судя по строчке с моей собственной фамилией – это дата прибытия в коммуну.
Больше ничего необычного в этом списке я не заметил -   если бы не одна деталь. В углу оттиснут бледно лиловый, до боли знакомый штамп. Я наклонился к ящику, посмотрел на список книг, потом перебрал несколько томиков, обращая внимание исключительно на задние стороны обложки. Так и есть – «Спецотдел ОГПУ». К гадалке не ходи, если рассмотреть с лупой и при хорошем освещении – окажется, что и оттиск с одного штампа.
Стук в дверь прозвучал в библиотечной тишине подобно грому с ясного неба - кто-то дёргал за ручку, силясь открыть со стороны коридора дверь. Мы вскочили и замерли, испуганно глядя друг на друга
…Спалились? Хорошо хоть, щеколду догадался задвинуть… 
Звук изменился. В замочной скважине со скрежетом провернулся ключ, раз, другой. Потом ручку снова задёргали, но щеколда пока стойко сопротивлялась попыткам взлома. «Интересно, надолго ли её хватит? -  мелькнула мысль.  - Будь на той стороне кто-нибудь посильнее и понетерпеливее библиотекарши Клавы – обязательно оторвалась бы. Но что, скажите на милость, понадобилось этой дуре в библиотеке посреди ночи?
Я щёлкнул выключателем, свет погас. Я подхватил с пола ящик - список с фамилиями мешался, и я машинально сунул его в карман - и мы с Марком тихонько, на цыпочках, вышли в читальный зал.
Ручка продолжала с дребезжанием дёргаться. Вот ведь упрямая… Сейчас Клава сообразит, что тут что-то не так и побежит за помощью, и тогда у нас останется, самое большее, минуты три. Часовой   на посту, в  вестибюле – долго ли ему добежать до библиотеки и разок-другой врезать по неподатливой двери прикладом?
Я осторожно, стараясь не произвести ни единого звука, поставил ящик с книгами на его законное место. Марк – вот умница, без слов всё понимает! – уже возился с оконным шпингалетом.  Наконец рама распахнулась, и со двора в читальный зал хлынул тёплый ночной воздух.
Библиотека располагалась напротив актового зала, на первом этаже. Марк сел на подоконник и спрыгнул на клумбу.
- Ну что, цел?
- Ага! – донеслось в ответ. – Прыгай, тут земля мягкая, и ещё цветы...
Я оттолкнулся от подоконника и приземлился в густые заросли – кажется, это были многолетние флоксы, только-только распустившие свои бледно-розовые бутоны. Теперь, если попадёмся – к набегу на библиотеку прибавится ещё и варварское вытаптывание  зелёных насаждений. Рапорт, а то и «разбор полётов» в общем кругу гарантирован.
«…Тьфу, что за ерунда лезет в голову? Была бы это сейчас наибольшая наша проблема…»
Марк подпрыгнул, стараясь дотянуться до оконной рамы.
- Брось! -  прошипел я. – Всё равно заметят, закрывай, не закрывай. Давай-ка рвать отсюда когда, пока они, в самом деле, двери не вынесли!
И мы, на полусогнутых, словно заправские ночные тати, кинулись прочь от главного корпуса.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t869467.jpg

Отредактировано Ромей (12-09-2022 20:55:41)

+4

108

Ромей написал(а):

Я сделал щёлкнул выключателем, свет в

:dontknow:

+1

109

Ромей написал(а):

Многие из этих книг были мне знакомы по той, прошлой жизни

Мне вспомнилась книга «Месс-менд» Мариэтты Шагинян, в детстве прочитал с удовольствием.  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

Отредактировано Dimitriy (12-09-2022 22:01:25)

+2

110

Dimitriy написал(а):

Мне вспомнилась книга «Месс-менд» Мариэтты Шагинян, в детстве прочитал с удовольствием. 

Отредактировано Dimitriy (Сегодня 22:01:25)

думал о ней.
Но нет, немного не то

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно