Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно


Хранить вечно

Сообщений 31 страница 40 из 276

31

ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

За время короткого визита в «умывальню» - там с утра было довольно-таки людно, коммунары торопились привести себя в порядок перед «поверкой» - я узнал смысл термина «дэчеэска». Всё просто: аббревиатура, скрывающая вполне тривиальную должность «дежурный член санитарной комиссии». Мог бы и догадаться, а то и просто вспомнить – мелькало ведь что-то такое в проглоченных ещё в студенческой молодости сочинениях Макаренко…
Вообще, знакомство с «Педагогической поэмой» и другой нетленкой, сотворённой советским педагогом-новатором изрядно облегчало мне жизнь – особенно теперь, когда я сумел примирить собственные воспоминания с окружающей меня реальностью.  Не совсем, разумеется: зияющие дыры остались, и они, похоже, скрывают самое сейчас для меня важное – как и зачем я оказался «здесь и сейчас»? По какой такой причине сознание стареющего мужчины из первой четверти двадцать первого века перенеслось в тело трудного подростка первой трети века двадцатого? Почему сразу трудного? Очень просто: коммуна явно организована по образцу макаренковской, хотя начальник её и носит фамилию Кривошеин – а туда, помнится, направляли сплошь беспризорников и малолетних правонарушителей. Значит, и мой «рецепиент» из таких, но я, как ни старался, не сумел выяснить ничего, относящегося к его биографии…
Зато со своей разобраться более-менее получилось – утро действительно оказалось мудренее вечера. Конечно, всё это предстоит ещё систематизировать, разложить по полочкам, да просто научиться применять к своей персоне без возникающего ощущения когнитивного диссонанса  – но потом, потом…
А сейчас – я вместе с семью другими пацанами (в нашей спальне восемь человек, в пятом отряде – двадцать, мы занимаем три спальни) стою, выстроившись по линейке, посреди комнаты, и наблюдаю, как строгий дежурный командир в парадке в компании не менее строгой «дэчеэска» Любы Поливановой придирчиво выискивают малейшие упущения в санитарно-гигиенической картине нашего дружного коллектива. И находят – к безмерному стыду, в моём лице. Ногти не подстрижены, поди ж ты! Что любопытно, выговор за это получил не я, как человек несведущий, непонимающий и вообще, зелёный, а комотряда Олейник. Надо было видеть, как пошла красными пятнами его круглая физиономия! Но – дисциплина здесь, похоже, на высоте – он звонко отчеканил «Есть проследить за новичком!» - и отмахнул правой рукой подобие пионерского салюта. Вообще, как я успел заметить, этот жест сопровождает здесь получение любого официального указания – от распоряжения отнести стул в другую комнату до сдачи рапорта дежурному командиру во время поверки. И коммунарам эти игрушки, похоже, нравятся…
После завтрака (сладкая рисовая каша на молоке, кубик золотистого тающего масла, чай и вдоволь хлеба) Мы отправились в школу – благо, до окончания учебного года оставалось ещё больше недели. Выяснилось, что члены нашего отряда ходят в разные классы – здесь их называли «группы» - кто в четвёртую, кто в седьмую, а кто и вовсе в девятую. Обучение к моему удивлению велось тут совместно, мальчики и девочки сидели в классных комнатах вместе. А я-то думал, что с раздельным обучением в школах у нас покончили только после войны, году, эдак,  в пятьдесят четвёртом - пятьдесят пятом.
Но к делу. Школа помещалась в отдельном здании позади главного корпуса. На уроки я не попал – меня отвели в кабинет заведующего и предложили посидеть, подождать. После чего, как сообщил Олейник, предстояло собеседование куда как  более ответственное и судьбоносное – с самим начальником коммуны. Он сообщил это с чрезвычайно многозначительным видом, подняв к потолку (вероятно, для пущей убедительности) палец. Я проникся, сел на стул и стал ждать, рассматривая от нечего делать корешки книг в обшарпанном книжном шкафу у противоположной стены.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t916649.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t312729.jpg

Отредактировано Ромей (03-09-2022 13:52:58)

+4

32

Ромей написал(а):

После обеда (сладкая рисовая каша на молоке, кубик золотистого тающего масла, чай и вдоволь хлеба) Мы отправились в школу

По контексту - видимо, все-таки завтрака.

+1

33

Обнаружив полку с учебниками, я подошёл, и стал один за другим, вытаскивать их и пролистывать. Раз уж мне предстояло валять дурака, изображая из себя школьника-недоучку – следовало, раз уж подвернулась такая возможность, определить для себя порог знаний. Незачем корчить из себя вундеркинда… как, впрочем, и недоумка. Ничем не примечательный середнячок – вот мой выбор на текущий момент.
- Интересуетесь, молодой человек?
Я обернулся. В дверях кабинета стоял невысокий плотный мужчина лет тридцати пяти, с бритой налысо головой и висячими запорожскими усами. Весь его облик прямо-таки вопил о малороссийском происхождении – не хватало, пожалуй, чуба-чуприны и вышиванки – и тем удивительнее было слышать в его устах чистый хрестоматийный русский язык – без всяких там московский «аканий» и ярославских «оканий». В моё время так говорили дикторы на радио – да и то, лишь те, что состоялись в профессии во времена СССР.
- Извините я так… ждал, и вот, решил посмотреть. – я старательно изображал смущение.
- Ничего-ничего, это даже  похвально! – поспешил успокоить меня незнакомец. - Да ты присядь, в ногах правды нет.
Я сел на стул, приткнувшийся возле письменного стола.
- Ну что, нашёл что-нибудь знакомое?  - он указал на полку с учебниками. – Для начала… Алексей Давыдов, так?
Я кивнул.
- А я - Тарас Игнатьевич Доценко, заведующий школой.   – представился он.  - Так вот, Алёша, для начала нам надо понять, в какую группу тебя определить. Ты ведь ходил раньше в школу? А мне передали,  что у тебя какие-то нелады с памятью…
Он наклонился, защёлкал ключиком и извлёк из ящика стола листок.
- Вот: «Частичная амнезия, ожидается быстрый прогресс… это значит, что ты забыл, что с тобой было раньше, но это скоро пройдёт, верно?
Я пожал плечами.
- Доктор сказал, что скоро всё пройдёт. Но пока – да, кое-что не могу вспомнить.
Насчёт разговора с доктором я покривил душой. До сих пор я ни с кем не обсуждал проблемы со своей памятью. Значит, они здесь и это знают? Что ж, будем иметь в виду. А пока – грех не воспользоваться такой роскошной возможностью.
- Так вот, насчёт школы… - продолжал заведующий. -  Не припомнишь, в какую группу ты ходил? Или попробуем поспрашивать тебя по разным предметам?
Я помотал головой. Только экзамена мне сейчас не хватало!
- Про школу – да, помню, я был в седьмой группе. Только, наверное, не успел закончить.
Тарас Игнатьевич взял со стола карандаш и в раздумье постучал тупым кончиком по столешнице. 
- Пожалуй, сейчас отправлять тебя на занятия не стоит – осталось-то всего ничего, меньше двух недель. Давай сделаем так: летом мы с тобой познакомимся получше, выясним, как у тебя со знаниями, если понадобится – подтянем по каким-нибудь предметам. А   ближе к осени уже и решим, в какой группе ты будешь заниматься. Кстати… он посмотрел на меня с лёгкой хитрецой, -  как ты относишься к географии?
- Очень хорошо отношусь! – ответил я. – Это у меня был самый любимый предмет.
Едва войдя в кабинет, я заприметил в углу, на резной подставке, большой, очень красивый и явно старинный глобус с названиями океанов и континентов, сделанными на английском - и он натолкнул меня на одну любопытную мысль.
- Вот и замечательно! – обрадовался мой собеседник. – Я как раз преподаю этот предмет. Значит, поработаем вместе?
Я мотнул головой в знак согласия. Собственно, пришедшая мне в голову идея была проста. Чтобы в моём положении – весьма, надо сказать, неопределённом - чувствовать себя хоть сколько-нибудь уверенно, лучше всего найти некий образец, прототип, по которому и выстраивать своё поведение. И я подумал о том, чтобы выбрать в этом качестве Саню Григорьева, главного героя «Двух капитанов» - лучшего детского (а может, и вообще лучшего) романа в советской литературе. А что? Поведение и мотивация его прописаны Кавериным весьма и весьма подробно, разного рода нюансы легко скорректировать, а географию – по сути, стержень Саниных интересов и жизненных планов – я на самом деле всегда любил и знал очень даже неплохо. Да авиацией, если не обманывает память, интересовался всю свою жизнь, а это здесь сейчас популярная тема. Осталось, усмехнулся я про себя, найти Катю Татаринову – и дело, можно сказать, в шляпе…
Мои мысли прервал задребезжавший в коридоре звонок.
- Перемена закончилась. – сообщил заведующий и поднялся из-за стола. – Мне пора на урок, а сейчас – давай-ка я провожу тебя к начальнику коммуны.
- Не нужно, Тарас Игнатьевич! – торопливо отозвался я. – Я и сам дойду. Олейник… наш комотряда вчера показывал, где это.
- Вот и ладно! – заведующий кивнул, как мне показалось, с некоторым облегчением. – если что, спросишь у постового на входе в главный корпус, он вызовет дежурного командира и тебя проводят.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t593518.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t506344.jpg

Отредактировано Ромей (03-09-2022 16:28:03)

+3

34

[

Ромей написал(а):

Тарас Игнатьевич взял со стола карандаш и в раздумьи постучал тупым кончиком по столешнице.

раздумье...

+1

35

Направляясь на приём к начальству, я на полном серьёзе ожидал увидеть кого-то, похожего на  Макаренко – каким он представлялся мне по книгам и фильму «Флаги на башнях». Полувоенный френч, маленькие усики пенсне или очки в проволочной оправе. И обязательно – понимающий, слегка ироничный взгляд и особая манера на равных говорить с собеседником, даже если тому всего-то пятнадцать лет от роду. В общем, готовая икона советской педагогики.
Действительность же обернулась для меня настоящим сломом шаблона. Начальник более всего напомнил мне счетовода Вотрубу из незабвенного «кабачка 13 стульев»,  причём, как  внешностью – низенький, полноватый, с огромными залысинами и сморщенным, улыбающимся круглым лицом – так и повадками патентованного бюрократа. На лацкане потёртого пиджака я заметил значок – маленький, размером с двухкопеечную монету,  тёмно-бордовый кружок с золотой каёмкой и золотым же профилем. Узнаваемая кепка, усы, бородка – какой-то отличительный знак члена ВКП (б)? Никогда не слышал о таких…
…А может, просто ещё не вспомнил?...
Со мной «Вотруба» разговаривать не стал, и даже не счёл нужным представиться – видимо, предполагалось, что любой, оказавшийся в этом кабинете заранее знает, что его владельца зовут Марк Антонович Погожаев и он занимает ответственную должность заведующего детской колонии номер 34, иначе именуемой «Трудовая коммуна имени тов. Ягоды».  Вместо этого он ткнул пальцем в узкий кожаный диванчик для посетителей напротив своего, необъятного, как флайдек авианосца, стола, и погрузился в изучение папки с личным делом. Моим личным делом, надо полагать. Фамилии , правда, на таком расстоянии было не разобрать, зато отлично увидел большой фиолетовый штамп «ОГПУ СССР»  -  и, прежде, чем я разглядел, что на нём значится,  меня накрыло очередным флэшбэком.
Комната. Гардероб со стоящим наверху умирающим аспарагусом в облитом глиняном горшке. Книжный шкафчик на тонких ножках (обложки – сплошь фантастика и приключенческие книжки, изредка разбавленные популярными изданиями по военной истории); на шкафчике – проигрыватель «Мелодия» под запылённой прозрачной крышкой. Рядом – несколько моделей самолётов, старательно склеенные из раскрашенного картона – продукция польского журнала «Maly Modelarz». На стене – потёртая гитара мужественно перекрещенная с ледорубом на деревянной ручке – такие ещё называли ВЦСПС-овскими… Да это же моя собственная комната – из далёких, студенческих лет, самое начало восьмидесятых!
Картинка сменилась. Стол, настольная лампа со слегка прямоугольным абажуром из толстого зелёного пластика. Угол слегка деформирован, словно оплыл – помнится, я вернул слишком мощную лампочку, и очнулся, только когда в комнате запахло разогретой пластмассой.  На столе – картонная папка официального вида. Нет, поправил я себя, не папка, а амбарная книга, вся выцветшая, потёртая, растрёпанная по краям. На обложке, под типографской надписью «Книга учёта» значилось:  «лабораторная тетрадь №…».  И поверху, на узкой полоске бумаги, наклеенной на картон, машинописная надпись - «Секретный отдел ОГПУ СССР». А ещё ниже, в выцветшей до полной неразличимости лиловой рамке штампа…
Флэшбэк отпустил меня так же внезапно, как и начался. Я помотал головой, разжал пальцы, мёртвой хваткой сжимающие подлокотник.
… ОГПУ, значит? Совсем интересно. Впрочем, я ведь предполагал что-то в этом роде?..
- Ты что, оглох, Давыдов? – скрипучий голос «Вотрубы» царапнул меня по сознанию, не вполне отошедшему от флэшбэка.  – Второй раз спрашиваю – в отрядом уже познакомился? Вещи получил?
Я кивнул, не в силах выговорить хотя бы слово. Штампы, буквы на обложке «Личного дела» расплывались. Я заморгал, пытаясь сфокусировать взгляд.
Не получается. Любопытно, теперь после флэшбэков всегда будет так, или это особый случай?
- В школе уже был? В какую группу тебя определили?
Я в двух словах рассказал о беседе с географом.
- Претензий, просьб нет? – продолжал допытываться «Вотруба».  Я помотал головой. Просьба имелась, конечно – но вряд ли он окажется настолько снисходителен, что даст мне полистать вот эту папочку…
И действительно, Марк Антонович сгрёб папку со стола, сунул в выдвижной ящик и с металлическим скрипом провернул ключ.
- Раз нет – можешь быть свободен. Сегодня отдыхай, а завтра выйдешь с отрядом на работу. Вечером кино - новый фильм привезли, сходишь с ребятами…
Я понял, что беседа окончена и встал.
- Разрешите идти, гражданин начальник?
Это была хулиганская выходка, и она «Вотрубе» не понравилась  -  судя потому, как скривилась круглая бухгалтерская физиономия.
- Ко мне следует обращаться «Товарищ руководитель коммуны». – сказал он. – Или по имени отчеству, но только если не во время общего построения… и вообще не в официальной обстановке.  Это понятно?
Я изобразил глубокое раскаяние.
- Да, понятно. Извините, Марк Антонович, я не знал…
- Теперь знаешь. Ну, ступай. И в следующий раз отвечай не «Да», а «Так точно» и «Есть». У нас здесь, знаешь ли, дисциплина…
Я выскочил за дверь и замер, прислонившись к стене коридора. Рубашка на теле буквально плавала от пота. Проходящие мимо двое коммунаров покосились на меня с сочувствием.
…Ну, дела! А папочка-то какая интересная… надо запомнить…

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t205595.png
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t622467.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t50424.jpg

+3

36

Так вот, возвращаясь к теме сходства с "Флагами на башнях". Очень многие вещи в коммуне Макаренко определялись, как ни странно, не уставом, правилами внутреннего распорядка или другим писаным документом, а спонтанно сложившимися традициями. Будь в тексте на дворе, скажем, 1936 год - я бы еще понял, мало ли что сержант госбезопасности Макаренко успел сделать на посту начальника отдела НКВД УССР. Но в 1929 году даже в коммуне имени Дзержинского многие традиции еще просто не успели сложиться.
Я к чему. Понятно, что ГГ - человек несведущий в истории педагогики, но странно, что он не пытается выяснить,в какой мир он попал. Может, в этом мире нет ни Макаренко, ни коммуны имени Дзержинского?

+3

37

Ромей написал(а):

Очень просто: коммуна явно организована по образцу макаренковской, хотя начальник её и носит фамилию Кривошеин

Ромей написал(а):

любой, оказавшийся в этом кабинете заранее знает, что его владельца зовут Марк Антонович Погожаев, и он занимает ответственную должность заведующего детской колонии номер 34, иначе именуемой «Трудовая коммуна имени тов. Ягоды».

Так как фамилия заведующего?

+1

38

Повествование идет достаточно подробно - без смысловых пропусков и  какие либо дополнения не видятся.
Но третья глава получилась не прилично маленькая.
Может быть стоит   слить ее со второй...

Kra написал(а):

странно, что он не пытается выяснить, в какой мир он попал.

Все верно.
Но для ГГ это второй по важности вопрос.
Первый , главный - Кто Он. Не выяснив в полной мере это  можно наделать кучу ошибок в понимании всего остального...

Отредактировано BORIS_MM (04-09-2022 08:36:07)

0

39

Традиции коммуны имени Дзержинского сложились из колонии имени горького - то есть процесс шёл аж с 22-го года.
И к 29-му они более чем сформировались.
И, кстати, далеко не факт, что они утт в точности те же самые.
Что до того, чтобы выяснить - так пока не прошло и двух суток, и герой занимается реставрацией собственной памяти, собственной личности.
Прежде чем понять, что вокруг него, ему сначала надо осознать кто он такой. Согласитесь, для человека это важнее.
Хотя - процессы в некотором смысле взаимосвязанные. Тот же флэшбэк с папкой...

0

40

BORIS_MM написал(а):

Но третья глава получилась не прилично маленькая.
Может быть стоит   слить ее со второй...

Главы делятся не по размерам, а по смысловым блокам.
автору так показалось логичнее.
Но многое ещё может измениться

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно