Аднако
Безусловно, стоит.
Поскольку повествование идёт от имени нашего современника, который находиться в прошлом меньше суток.
Он же не применяет его в беседах с аборигенами
Отредактировано Ромей (06-09-2022 13:35:51)
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно
Аднако
Безусловно, стоит.
Поскольку повествование идёт от имени нашего современника, который находиться в прошлом меньше суток.
Он же не применяет его в беседах с аборигенами
Отредактировано Ромей (06-09-2022 13:35:51)
Безусловно, стоит.
Индивидуально МНЕ режет слух. НО!!! Насколько я понимаю Ваши произведения на "молодую-молодежь"
Индивидуально МНЕ режет слух. НО!!! Насколько я понимаю Ваши произведения на "молодую-молодежь"
Нет, моя ЦА несколько иная.
ГГ оперирует понятными ему терминами. А в существующих тогда понятиях ничего подходящего попросту не существует, тогда как "флэшбэк" вовсю используют фантасты.
***
- Здесь у нас располагается сборочный цех – сказал Олейник. – Самый крупный на всём производстве, из нашего отряда все тут работают. По большей части на монтаже, но и есть и другие участки - покраски, сушки, упаковки готовой продукции, столярка. И везде нужны рабочие руки!
Проснувшись с утра, я решил, что рассуждения – дело, конечно, хорошее, но совсем уж отрываться от коллектива не стоит. А потому – вместе со всеми прошёл обязательную процедуру поверки, продемонстрировал дээсчека (сегодня это раз была смешливая пышка из седьмого отряда по имени Клава) и после завтрака вместе со всеми отправился на «завод». Ребята привычно разбежались по рабочим местам, а Олейник, на правах начальства, устроил мне небольшую экскурсию по производству.
Предприятие работало по большей части на нужды РККА, и не просто РККА, а воздушного флота. Здесь выпускали авиастартеры - механические приспособления, монтируемые на базе грузовика, с помощью которых на аэродромах запускали самолётные двигатели.
– Какие поменьше, одномоторные, учебные или там бипланы-разведчики, можно и вручную запустить. – растолковывал мой провожатый. – А большие, многомоторные - ТБ-1 или, скажем, немецкие «Юнкерсы» - только с помощью таких вот агрегатов. Так что, можно сказать: без нашей продукции ни бомбардировщики в небо не поднимутся, ни пассажирские лайнеры ГВФ. На чём тогда люди будут в Минводы летать?
Я улыбнулся шутке. Минводы, надо же такое сказать! Много ли советских людей смогли воспользоваться таким продвинутым видом транспорта? Хотя, кто-то, наверное, и воспользовался…
Впрочем, это, конечно, неважно. Видно было, что «авиационная» продукция составляет здесь предмет всеобщей гордости - и неудивительно что многие коммунары мечтают так или иначе связать дальнейшую свою жизнь с авиацией и небом. В нашем отряде я знал, по меньшей мере, четверых таких.
- Эти стартеры до сих пор у нас в стране не делали, мы первые. – продолжал Олейник. – Раньше их в Италии и Германии закупали, за золото. Представляешь, сколько денег капиталистам уходило? А теперь вот мы будем делать!
- Непростое, наверное, устройство? – спросил я, чтобы как-то поддержать разговор.
- Ещё какое сложное! – ответил Олейник. - Тут тебе и коробка отбора мощности от двигателя грузовика, и коробка реверсивной передачи и хобот, и промежуточные валики. И всё должно быть сделано так, чтобы потом, на автомобильном заводе, смонтировать на грузовике - и оно бы подошло. Знаешь, сколько брака поначалу было? Страшно вспомнить – чуть ли не каждый второй комплект назад возвращался на доработку!
Я, конечно, знал о существовании авиастартеров «АС-1» и «АС-2» на шасси ГАЗовских полуторок. Эти агрегаты появились, если мне память не изменяет, в начале тридцатых - и прослужили всю войну, одинаково исправно раскручивая движки «ишаков», «Яков» и «Аэрокобр». Беда только в том, что самого грузовичка «Газ-АА» пока не производится, мало того, даже Горьковский автозавод ещё не построен. Любопытно, на какие машины будут ставить эти агрегаты – на старичков АМО? Или пустят на такое полезное дело импортные американские грузовички «ФОРД», которые вроде, уже должны начать поступать в СССР?
Провожатый, тем временем, подвёл меня к участку упаковки и продемонстрировал готовый комплект авиастартера, уже уложенный в деревянный ящик – агрегат остро пах краской и машинным маслом.
На соседних участках собирали изделия попроще - аэродромные тележки для бомб и баллонов со сжатым воздухом, стремянки для обслуживания самолётов, переносные лебёдки.
- Ты что умеешь делать? – спросил Олейник. – Хотя бы гаечный ключ в руках когда-нибудь держал?
Вопрос был с подвохом. Умел-то я много – инженерное образование, пусть и полученное совсем в другое время, да и руками поработать в жизни пришлось немало. Но… как будет выглядеть, если я сейчас на голубом глазу заявлю, что готов поработать электриком, автомехаником, слесарем и даже шофёром. Насчёт последнего у меня, правда, имелись некоторые сомнения – всё же здешние «Антилопы-Гну» с их кривыми стартерами прилично отличались даже от «Жигуля-двойки», на котором я делал первые свои шаги, как автолюбитель – не то что от машин, на которых я ездил потом. Нну да ничего, автомобиль есть автомобиль, разберусь с конце концов – а вот как ответить на вопрос изумлённого собеседника: «когда это ты успел всему научиться?..»
А потому в ответ я лишь неопределённо пожал плечами и изобразил улыбку.
- Понятно… - сделал вывод Олейник. - Постоишь пока на обтирке, а там видно будет. Пойдём, получишь спецовку, переоденешься. Выделим тебе персональный шкафчик, будешь каждый раз там свои вещи оставлять…
Я кивнул и послушно поплёлся за ним в подсобку.
Отредактировано Ромей (06-09-2022 17:02:48)
раньше их в германии закупали
- Эти стартеры до сих пор у нас в стране не делали, мы первые. – продолжал Олейник. – раньше их в германии закупали, за золото – представляешь, сколько денег капиталистам уходило?
Раньше их в Германии...
"флэшбэк" вовсю используют фантасты.
видно я не фантаст
На первый раз работу мне доверили самую неквалифицированную. Обтирка она и есть обтирка: пучок тряпья, ведёрко с керосином и детали, с которых перед отправкой на участок покраски нужно удалить машинное масло. Ничего сложного, верно? Знай себе, окунай ветошку в керосин, выжимай излишек жидкости и протирай очередную железяку. Главное не упустить ни одного углубления, ни одного паза или выемки – иначе в этом месте краска не ляжет на металл, делая его уязвимым для коррозии. Нудно, конечно, не без этого - к тому же, через полчаса мне стало казаться, что весь мир вокруг меня пропитался запахом керосина, а новенькая синяя спецовка покрылась масляными пятнами так густо, что стала напоминать леопардовую шкуру. Респиратора или иных средств защиты полагалось, да я на них и не рассчитывал - понятия об охране труда, даже детского, находятся тут в зачаточном состоянии. Зато положенную норму я выполнил, чем изрядно удивил Олейника, явившегося ближе к обеду проведать новичка.
- А ты молоток, Давыдов! – прогудел он. – Крепко работаешь, по нашему! Надо бы тебя в вечернем рапорте отметить, заслужил…
После этих слов мне следовало вскинуть руку в пионерском салюте и отчеканить что-нибудь вроде «Рад стараться!» или не столь старорежимное «Служу трудовому народу!» Что я и проделал к вящему удовольствию собеседника, ограничившись, правда, нейтральным «Есть, тащ комотряда!» Кроме шуток: для новичка попасть по такому поводу в вечерний рапорт (его перед ужином полагается сдавать дежурному командиру) - нешуточное достижение. Есть чем гордиться, была бы охота…
Тохиного горна, чей звук доносился да самого дальнего уголка главного корпуса, в помещении «завода» слышно не было – сигнал к обеду, как и к окончанию рабочего дня, подавался обыкновенным звонком, закреплённым над входом в цех. Коммунары, кто поодиночке, кто группками, потянулись наружу. Пошёл и я, предварительно оставив в «своём» шкафчике спецовку – Олейник уже успел сообщить, что в столовую в рабочей замасленной одежде не пустят, уговаривай – не уговаривай. Заодно сполоснул руки в жестяном рукомойнике; полностью избавиться от въедливого керосинового амбре и машинного масла не удалось, сколько ни тёр я ладони куском вонючего мыла и жёсткой щёткой.
Видимо, я потратил на это слишком много времени – в цеху уже никого не было, и следовало поторопиться, чтобы не оказаться за столом последним. Я побежал к выходу из цеха мимо столярного участка, где строгали и шкурили рейки для решётчатых площадок, устанавливающихся над капотами грузовичков-автостартеров, а так же сколачивали упаковочные ящики. И – краем глаза заметил забытую на одном из верстаков стамеску.
Я остановился и принялся озираться. Никого. Тогда я подошёл к верстаку и, и, воровато оглядевшись, сунул отвёртку в карман.
«Одно к одному…» - думал я, торопясь по песчаной дорожке к главному корпусу. Не далее, как сегодня утром гадал, как бы забраться ночью в кабинет к завколонией. По тому, что я успел увидеть - особых трудностей это не должно составить, но какой-нибудь инструмент всё же потребуется. Опять же – заветная папочка лежит в ящике стола, Погожаев при мне запер её на ключ – а значит, ящик придётся взламывать. И такая вот стамеска, широкая и в тоже время не слишком толстая, идеально подходит для этой цели.
А значит, планы определились. Отстою остаток смены (надо бы не разочаровать Олейника и снова выполнить норму), продемонстрирую после ужина девушкам пару-тройку связок ушу, дождусь отбоя – и в постель, как и полагается добропорядочному воспитаннику коммуны. А ночью, когда все уснут…
Конечно, можно было отложить дерзкую вылазку, приглядеться, спланировать свои действия тщательнее – но у меня сердце не лежало к такому варианту. В самом деле: даже если папка в данный момент лежит у «счетовода Вотрубы» в ящике стола (что тоже далеко не факт) - нет никаких гарантий, что уже завтра с утра она не окажется где-нибудь ещё. Например, в несгораемом шкафу, который я заметил в углу кабинета, а с ним стамеской не справишься…
Итак, решено, иду сегодня – и будь, что будет. А если не повезёт, и я засыплюсь – не расстреляют же меня, в конце концов? Коммуна предназначена для малолетних правонарушителей, а спереть из кабинета пару-тройку бумажек – подобный проступок не тянет даже на пятнадцать суток. Так, шалость пятнадцатилетнего балбеса, решившего выяснить – что там накропал на него гражданин начальник?
Отредактировано Ромей (06-09-2022 21:39:17)
Нет, он должен бегать как подсоленный, а если и думать о чём – то как бы не накосячить, не нарушить правила, не взбрыкнуть, памятуя о прошлой вольной жизни малолетнего правонарушителя или беспризорника. И не оказаться в итоге в местном чистилище - в центре общего круга, под люстрой, где придётся объяснять всему коллективу (настроенному по отношению к новичку, как правило, с недоверием и иронией) чего это он, этот самый новичок, вздумал откалываться от коллектива?
Ну, на самом деле Конисевич тоже где-то полтора дня по коммуне шатался, пока его к делу приставили. Так что ничего особенного тут нет. Но обывательское представление о системе в целом такое, да.
Вообще на случай изобразить организацию, скажем так, макаренкообразную, но не коммуну имени Дзержинского:
Макаренко. Методика организации воспитательного процесса.
В частности, в коммуне общие собрания проходили каждый день, но сам Макаренко считал, что раз в неделю и даже пары раз в месяц - вполне достаточно.
Ну и на случай, если коммуна имени Дзержинского все-таки существует в этом мире:
Сентября 1. Выборы совета командиров III созыва. ССК был избран Вася Дашевский -- деревообделочник. Вася был покладистый человек, веселый, и его избрание означало усиление демократических начал. Сам Вася был убежденным демократом. Это обстоятельство уже по истечении его полномочий ССК толкнуло его на печальную историю: в компании с Севой Шмигалевым они залезли в фруктовый сад Григория Ивановича Петровского. Шмигалев остался настороже, но, увидев сторожа, позорно удрал, не выполнив своего задания, а Вася попался и был отведен в милицию. Вася испытал большие неприятности и на общем собрании, и, в особенности, в педсовете.
История свежая, 1928 года. Услышав в ответ на вопрос о коммуне имени Дзержинского "А, это те, что у председателя ВУЦИК яблоки воровали", ГГ вполне может ненадолго выпасть в осадок.
Спасибо, обдумаю
Хранить вечно. Дело #2 | Произведения Бориса Батыршина | 13-11-2022 |
Хранить вечно. Дело #3 | Произведения Бориса Батыршина | 07-01-2023 |
Ар Мегиддо. Вечная битва | Лауреаты Конкурса Соискателей | 07-07-2017 |
Боже, храни Англию. | Произведения Анатолия Логинова | 20-12-2011 |
Библиография и планы | Произведения Бориса Батыршина | 16-08-2024 |
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно