В самолёте я так и сомкнул глаз – хотя и честно пытался, устроившись в обнимку с Еленой на сложенных брезентовых чехлах. Не знаю, что на меня подействовало: то ли гул моторов не давал уснуть, то ли нервы были встрёпаны ожиданием встречи с неведомым. Ведь, как ни крути, а Сейдозеро реально «нехорошее место» - правда, кое-кто из моих прежних знакомых предпочитает называть его «местом силы», но если Барченко прав хотя бы наполовину, случится там может всё, что угодно. Мне почему-то упорно лезли в голову описания «Хребтов Безумия» из повести Лавкрафта – может, это из-за того, что главный герой тоже добирался к своей цели по воздуху?
Поворочавшись примерно с четверть часа, я понял, что заснуть мне не удастся. Прикрыл Елену тёплой курткой (по фюзеляжу вовсю гуляли ледяные сквозняки) и пошёл вперёд, где под закупоренными кожаными чехлами пулемётными турелями коротал время бортмеханик Жора Васильчиков. Присел рядом, протянул флягу с остатками самогонки (Жора, опасливо покосившись в сторону пилотской кабины, помотал головой – «на службе, да ещё и в полёте ни-ни!») и мы разговорились.
Бортмеханик не считал нужным скрывать что-то от «товарища из органов» (видимо, был в курсе, что экспедицию опекает ОГПУ), и из его рассказа я узнал, что борт, на котором мы летим – опытный, оснащённый особыми, экспериментальными поплавками. Их специально для нашумевшего в прошлом, 1929-м году перелёта другого ТБ-1 по маршруту «Москва - Омск - Хабаровск – Петропавловск-Камчатский - остров Атту - Сиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк». Поплавки были с некоторыми изменениями скопированы с немецких, которыми оснащаются «Юнкерсы»; их ставили на «Страну Советов» (такое имя носил «рекордный» самолёт) не а всё время перелёта, для преодоления участка от Хабаровска до аляскинского Сиэтла. По возвращении из Америки поплавки сняли и поставили на эту вот машину (тут он постучал кулаком по гофрированной обшивке, отозвавшейся металлическим гулом), и сейчас она состоит в особой 62-й авиаэскадрильи балтийского флота – как с гордостью поведал мне словоохотливый «бортач», единственная минно-торпедная эскадрилья в РККФ!
На мой вопрос – какая нелёгкая занесла их с Балтики в этот медвежий угол, собеседник ответил, что мне должно быть виднее. Формально эскадрилья в составе пяти поплавковых ЮГ-1 и их ТБ-1П отправлена для апробирования техники в условиях Заполярья, и три «Юнкерса» из пяти действительно сейчас в Мурманске – швыряют торпедами и бомбами по старой барже, исполняющей роль корабля-мишени. Они же, все три экипажа, уже два дня, как перелетели в Кандалакшу - и ходят упорные слухи, что всеми этими перемещениями они обязаны как раз чекистам, сумевшим ради каких-то своих никому не ведомых целей надавить на флотское начальство. На моё предположение, что никакими зловещими замыслами тут и не пахнет, и гидропланы на самом деле нужны для того, чтобы обеспечить переброску нашей экспедиции на место, Жора только ухмыльнулся и помотал головой – «знаем, мол вашего брата ГПУшника, разве ж вы правду скажете?»
Возможно, я сумел бы узнать у словоохотливого авиатора немало интересного, но тут один из пилотов наклонился и крикнул, перекрывая треск двигателей: «Приготовиться к посадке!» Самолёт накренился, описывая глубокий вираж; Елена, которую накрыло съехавшими набок брезентами завозилась, чертыхаясь вполголоса – а я, вместо того, чтобы кинуться на помощь любимой женщине, прилип к иллюминатору. Внизу, метрах в пятистах под самолётом, блестела под неярким заполярным солнцем водная гладь. Дальше, над покрытым еловой щетиной берегом, возвышалась серой громадой скала - на ней даже с такого расстояния ясно различалась огромная гротескно-угловатая, чёрная, как антрацит, человеческая фигура.
…Ну, здравствуй, Сейдозеро, место силы. Знать бы ещё, что за сюрпризы ты нам приготовило?..
Выполнив над озером разворот, самолёт повернул к востоку, где за низким лесистым перевалом просвечивала ещё одна водная гладь - куда шире той, что расстилалась сейчас под нами. Пилот сообщил, что «ваш старший приказал садиться в другом месте, до которого лёту осталось минут пять, не больше…»
Итак, знакомство с «местом силы» откладывалось. Барченко принял решение разбить основной лагерь экспедиции на берегу соседнего Ловозера. От него через перешейк вела спрямая просека, сплошь покрытая мхом и островками мелкого кустарника, по которой на следующий день мы и отправились. Видно было, что за тропой следили, не давая ей совершенно зарасти, что в здешних условиях несомненно, случилось бы за два-три года. На вопрос – «кто же тут ходит?» - Барченко, устроивший для нас эту «ознакомительную экскурсию» объяснил, что Сейдозеро местные лопари почитают священным и, хотя сами поголовно православные, не забывают и дедовской веры: – втайне поклоняются Солнцу и носят разные мелкие подношения к каменным глыбам-менгирам, которые называют на свой манер «сейдами». Один из таких сейдов мы встретили в самом начале нашего недолгого перехода – здоровенная гранитная глыба странно прямоугольной формы, наводившей на мысль о сознательной обработке. Барченко, остановившись возле сейда, извлёк из кармана компас и продемонстрировал, что углы его ориентированы по сторонам света.
Как я понял, именно нежелание злить лопарей, разбивая на берегах Сейдозера палатки и плюхаясь на его заветную гладь в смердящих газолином и громко тарахтящих жестянках, и заставило Барченко разбить лагерь на Ловозере. Хотя, возможно тут сыграла роль и настойчивость авиаторов – зеркало Сейдозера было вытянуто длинным языком на северо-запад и зажато между отрогами плато Луяврурт (иначе, Ловозёрские тундры), и при боковом ветре взлёт и посадка с него могла доставить некоторые неудобства. Это сразу напомнило мне горное озеро Гросер-Альпзе, на берегу которого стоит замок доктора Либенфельса – зловещая, если подумать аналогия…
Просека плавно поднималась на невысокий перевал, с верхней точки которого открывался вид на оба озера сразу. Здесь громоздился еще один гранитный сейд, такой же прямоугольной формы со следами обработки на покрытых пятнами лишайника боках. Он, в отличие от того, первого, опирался на три камня поменьше так, что как бы парил над землёй, нигде её не касаясь. Я наклонился – ни травинки, ни клочка мха не было видно под нависающей глыбой, как не было тут и следов каких-нибудь инструментов, с помощью которых лопари могли бы «поддерживать чистоту». И деревья вокруг торчали - давно высохшие, покрытые серой коростой лишайников, растопырившие в стороны мёртвые свои сучья. Ещё одна загадка, а их тут, похоже, немеряно…
Барченко объяснил, что место это на перевале почитается у лопарей особо - на восток отсюда хорошо просматривается Роговой остров на Ловозере, на который по местным преданиям только колдуны и могли ступить. Лопари верили, что колдуны многие века свозили на этот остров оленьи рога, и когда шевелили их – на озере поднималась буря.
В противоположной, западной стороне, виден бы скалистый берег Сейдозера, и на скалах я снова увидал огромную чёрную фигуру «Старика Куйвы». Барченко поведал, что его спутник по прошлой экспедиции астроном Александр Кондиайн углядел в ней сходство с изображением индусского йога в позе “падмаасана”. Уж не знаю, что он имел в виду; по мне, так «старик Куйва» если чем и отличался от обычных наскальных рисунков, то только своими размерами – высоты в нём было семьдесят с лишним метров. Наш «экскурсовод не упустил случая ещё раз пересказать саамскую легенду, согласно которой этот самый Куйва, ледяной великан, обитавший в древние времена на нагорье Луяврурт, грабил и всяко обижал мирных саамов – за что и был взят к ногтю саамскими богами, которые поразили его молниями, ударившими из вод озера. Молнии натурально испепелили беспредельщика, но след остался – вот эта самая фигура, чёрный отпечаток великана на отвесной скале…
К Сейдозеру мы спускаться не стали. До вечера предстояло принять ещё один самолёт – так что повосхищавшись открывающимися с перевала видами и вдоволь полюбовавшись в бинокли на «старика Куйву» мы повернули обратно. По дороге я заметил, что Татьяна (она, как и Марк, присоединилась в экскурсии) немного приотстала от группы и вытащила из-под куртки прутики-искалки. Любопытно, что она тут собирается обнаружить? До места, где предстоит развернуть поиски отсюда не меньше трёх километров, и ещё надо перебираться через озеро. А вот, поди ж ты – взяла свои загогулины в руки, прикрыла глаза и неслышно шепчет одними губами, словно разговаривая с чем-то невидимым…
В мае солнце за Полярным Кругом почти не заходит за горизонт, и даже в одиннадцать вечера свободно можно читать. И хоть все члены экспедиции были донельзя вымотаны погрузками-разгрузками, перелётами и обустройством лагеря – мы засиделись у костра далеко за полночь. По рукам пошла самогонка, бортмеханик с «Юнкерса» приволок гармошку и запел – сидящие у костра охотно ему подпевали. Потом стали жарить на прутиках хлеб и закупленную ещё в Кандалакше рыбу, а Барченко, глотнув разведённого спирта, снова пустился в рассказы о своей экспедиции. А я просто смотрел в огонь и пытался представить, что ждёт меня – всех нас! – ближайшие несколько недель - не заметил, как заснул здесь же, у костра, сидя на пустом ящике из под консервов. Спасибо Елене – если бы она вовремя не подхватила меня под локоть, свалился бы прямо в тлеющие угли.
Отредактировано Ромей (09-12-2022 16:43:16)