Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно. Дело #3


Хранить вечно. Дело #3

Сообщений 191 страница 200 из 256

191

Флайт-лейтенант не первый год выписывал еженедельный авиационный журнал «Flight International» - рассчитывая сделать блестящую карьеру и лет через десять дослужиться до генеральских погон, он внимательно следил за публикациями, касающимися новых веяний в тактике военно-воздушных сил. И знал, конечно, о популярной в последние годы концепции «воздушных крейсеров» - больших многомоторных самолётов, несущих многочисленные огневые точки с пулемётами и даже автоматическими пушками. Задачей этих машин по замыслам теоретиков воздушной войны должно было стать сопровождение тяжёлых бомбардировщиков – подобно тому, как линейные парусные корабли сопровождали когда-то конвои с войсками, отгораживая их своими пушками от нападения вражеских фрегатов.
Особую популярность эта концепция получила в большевистской России – в журнале нет-нет, да и мелькали сообщения о разработке таких самолётов на основе тяжёлых бомбардировщиков ведущими русскими конструкторскими бюро.  Флайт-лейтенант с особым вниманием изучал эти статьи – но он не мог даже вообразить, что однажды ему придётся встретиться с чем-то подобным на практике! Ну, может не со специально построенными «воздушными крейсерами» - но с большими, сильно вооружёнными самолётами, придерживающимися в бою аналогичной тактики.
Когда в небе схватываются группы маневренных истребителей, важную роль играет количество участвующих в бою  машин, трёхмерный рисунок, в котором отдельные самолёты стремятся зайти друг другу в хвост изрешетить пулемётными очередями. Но когда речь идёт не о классическом «dogfight», а такой вот «воздушной баталии»  громоздких,  неповоротливых тихоходов, удача скорее всего окажется не той стороны, которая может обеспечить наибольшую плотность огня – а по этому  важнейшему параметру гидропланы большевиков крыли авиагруппу Королевского Воздушного Флота, как бык овцу. Мало того, что на двух русских тяжёлых бомбардировщиках насчитывалось двенадцать стволов – в полтора раза больше, чем на четырёх летающих лодках с «Пегасуса». Эти пулемёты ещё и стояли попарно - а значит, обеспечивали куда большую плотность свинцового потока; вдобавок, верхним огневым точкам русских не мешала высокая бипланная коробка, позволяя стрелкам маневрировать огнём, сосредотачивая всех стволы на одной цели.
Именно на такую концентрацию огня нарвался «Саутгемптон» с бортовым номером «2» - его пилот решил атаковать разбегающийся гидроплан в лоб, на пологом пикировании, не сообразив, что огню одного-единственного носового «Льюиса» штурмана, русские смогут противопоставить ливень свинца сразу из шести стволов. На «спине» русского мастодонта стояли сразу три пулемётные спарки - и все они могли вести огонь вверх-вперёд по курсу, не создавая друг другу помех. Почему-то одна из задних турелей открыла огонь с запозданием – но и двух других с лихвой хватило, чтобы штурмана в его кокпите, ранить пилота, вывести из строя правый двигатель и пробить один из топливных баков, закреплённых под верхней парой крыльев.
Пилот подбитой летающей лодки, тем не менее, продемонстрировал великолепную выучку: выровняв свой «Саутгемптон» у самых волн, он, волоча за собой хвост из дыма и вытекающего из пробоин топлива, утянул за узкий болотистый мыс, ограничивающий бухту с северо-востока. Преимущество большевиков сразу выросло – теперь они превосходили англичан по плотности огня вдвое. В иной ситуации флайт-лейтенант с чистой совестью покинул бы поле боя – если можно назвать так этот клочок кольского неба – но в данном случае он был лишён такой возможности. Гидропланы большевиков заметно превосходили его «Саутгемптоны» по скорости, и вздумай они преследовать англичан – его летающие лодки оказались бы в положении подбитых уток, которым неприятель в полном соответствии с правилами военно-морской тактики мог навязать линейный бой с классической «палочкой над «Т». В этом случае огонь их двенадцати стволов попросту растерзали бы английские летающие лодки по одной. А значит, оставался один-единственный вариант: сломать боевой строй и навязать большевистским гидропланам маневренный бой на малых дистанциях, на манер пресловутой «собачьей драки. Причём сделать это имеет смысл над самой поверхностью воды, где нижняя пулемётная точка поплавкового «Юнкерса» окажется почти бесполезной. Минус два ствола – не так плохо, подумал флайт-лейтенант, плавно толкая штурвал от себя, да и падать, если что, будет не так высоко…
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t148484.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t509937.jpg

Отредактировано Ромей (20-12-2022 22:12:56)

+3

192

II

Как известно всякому, хоть сколько-нибудь осведомлённому в морском деле, покраска на военном корабле (а "Таймыр", безусловно, был военным кораблём, хоть и относился к пограничному ведомству) никогда не начинается и никогда не заканчивается. Процесс этот перманентный, а ржавчина и солёная вода – слишком опасные враги корабельной стали, так что конец ему может положить только гибель корабля, неважно, в бою, от "неизбежных на море случайностей", или же по списании на иголки.  Вот и сейчас матрос второй статьи Григорий Сушков возил кистью по очищенному от облупившейся старой краски фальшборту широкой кистью. Прочие инструменты его труда – банка со свинцовым суриком и ещё одна кисть  - лежали тут же, на палубе, на подстеленной ветошке. Видно было, что работал он старательно – на веснушчатой физиономии то тут, то там красовались красно-коричневые пятна, не имеющие отношения к природной пигментации Гришкиной кожи.
Рядом, на чугунном кнехте устроился трюмный машинист «Таймыра». Он сменился с вахты полчаса назад и решил проветриться на полубаке после духоты машинного отделения, с которой не справлялись никакие вентиляторы.
После рейса на Шпицберген «Таймыр», не заходя в Мурманск, следовал в Белое море и дальше, в Архангельск – там следовало высадить сменившихся вахтёров, после чего – ледокол встанет в док на переборку машин и замену пера руля.
Гришка пристроил кисть на банку с краской, встал и потянулся, разминая затёкшие от длительного сидения на корточках ноги.
- Слышь, Мироныч, а ты на этом мысе Чёрный бывал когда-нибудь?
- А чего я там не видал? - отозвался машинист. – Проходили мимо много раз, сейчас уж и не упомню сколько, а чтобы высадиться да побывать – на кой оно?
Матрос оглядел фронт работ. До обеда, кровь из носу, нужно управиться. Боцман обязательно придёт проверить, и если заметит огрехи – будет худо.
..Но – имеет же он право отдохнуть хоть самую малость?  В конце концов, до обеда ещё полтора часа, и никуда этот фальшборт не убежит…»
- А чего ж мы сейчас туда идём? – поинтересовался Гришка.
- Так радио с тамошней метеостанции поймали. –ответил Мироныч.  Он, перед тем, как отправиться на полубак, успел перекинуться порой фраз с судовым  радистом, и теперь с удовольствием демонстрировал молодому свою осведомлённость. - Что-то там случилось, а что – разобрать не смогли, потому как помехи в эфире какие-то особенно зловредные, пёс их знает....  А потом они вовсе замолчали и отвечать перестали - вот с нами из Архангельска связались, велели зайти, выяснить, что и как. Может, им помощь нужна?.
- Ну, раз помощь – тогда конечно… - согласился Гришка, почуявший, что наклёвывается тема для очередного героического отчёта в родную деревню. - А идти-то далеко?
- Не… - машинист помотал головой. Сейчас мы аккурат насупротив маяка острова Большой Олений – «на траверзе» это называется, учись, салажня! Отсюдова, значит, до мыса Чёрный ещё верст шестьдесят винтить, с гаком. Машина у нас исправна, уголь хороший, восемь с половиной узлов на лаге, как одна копеечка - к  седьмой склянке будем.
Текущее время на «Таймыре» отсчитывали, как и на всяком военном корабле  - ударами колокола, называемыми «склянками». Отсчёт вёлся с ноля часов тридцати минут пополуночи, и каждые полчаса отмечались ударом в небольшой бронзовый колокол, называемый «рындой». Семь склянок, тким образом, соответствовали половине пятого утра.
- Погода бы не испортилась … - Матрос с беспокойством посмотрел на вдаль. На горизонте действительно копились тёмно-серые дождевые тучи.
Не… - механик покачал головой. – Конец мая, сильных штормов не бывает. Покачает, разве слегка, ну так это дело обычное. А как придём на место – укроемся за мысом Чёрный от ветра, там удобная бухта имеется.
- Ну, раз так, тогда ничего! – матрос снова взялся за кисть и принялся возить ею туда-сюда с удвоенным рвением. Энтузиазм его имел простое объяснение – на полубаке, видимости собеседников, возник боцман, а попадаться ему на глаза за праздными разговорами вместо порученного ответственного дела Гришке никак не хотелось. Мироныч что, ему боцман не начальство, а вот собственный загривок жаль – боцман вполне мог сгоряча и подзатыльником попотчевать. Как следствие брызги кирпично-красного сурика летели из под жёсткой щетины кисти во все стороны, и едва не угодили на робу Мироныча. Впрочем, на этой детали гардероба было такое количество машинного масла и угольной пыли, что ей вряд ли могло что-нибудь повредить.
Тем не менее, Мироныч не оставил этот факт без внимания.
Ты, салага, кисть целиком в краску-то не макай! – посоветовал он. – Ты прежде ею в борт потычь, чтобы получилась бобышечка. А енту бобышечку уже в сурик и окунай. А ежели всю кисть, то потёки получаются  и  разбрызгиваешь зазря, сплошной перевод народного добра выходит, а это непорядок.  Вот и рожа вся в краске  - и так-то ты конопатый, а будешь и вовсе весь рыжий, хоть на буёк задницей втыкай для заметности!
И осклабился во все свои коричневые от табака зубы, демонстрируя довольство незамысловатой шуткой.
Гришка ухмыльнулся в ответ, проводил взглядом боцмана (убрался-таки, дракон!), ткнул кистью в борт  и окунул получившуюся «бобышечку» в банку с суриком.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t107535.png
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t438501.png
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t460884.jpg

Отредактировано Ромей (21-12-2022 21:18:52)

+2

193

Сообщение от «Махаона» о гибели опергруппы подтверждается, Яков Саулович. – адъютант протянул Агранову папку с текущими донесениями. - Вчера вечером на Ловозеро прибыл гидроплан – в соответствии с графиком, для доставки припасов и проверки состояния.  Авиаторы в соответствии с инструкцией ждали три часа, но группа к условленной точке так и не вышла. Проверили место закладки, где они в непредвиденном случае должны были оставить записку в плотно завинчивающемся латунном цилиндре, но он оказался пустым. Обыскали берег и лес в радиусе примерно полукилометра, но никаких следов группы не обнаружили.
- Какие ещё там поиски? – Агранов недовольно поморщился. – Они же не пограничники, искать толком не умеют…
- Согласно инструкции. – Адъютант постарался, чтобы его тон продемонстрировал полнейшее согласие с патроном. – В любом случае, время у них было.
- Резервную группу уже подготовили?
- Так точно, в составе четырёх человек. Снаряжение, оружие – как у их предшественников, рации нет. Сейчас они в Архангельске. Отправлять?
Агранов задумался.
- Пока повременим, пусть пока ждут. Сколько там лететь?
- Если на самолёте того же типа, то около двух с половиной часов. Если погода позволит, разумеется.
- Согласно сводке, в ближайшие дни с погодой проблем не будет. - Агранов перебрал листки из поданной папки, выудил один. - Вот: скорость ветра… видимость… облачность не ожидается, благодать, да и  только! Так что, обеспечьте готовность к вылету в течение часа после поступления приказа, и пусть гидроплан всё время будет наготове. Лучше всего использовать тот же самый, что доставлял припасы – маршрут пилоту знаком, место посадки тоже, не заблудится. 
Адъютант дёрнул щекой. Агранов немедленно насторожился – обычно это означало неприятное сообщение.
- Боюсь, не получится, Яков Саулович. Вчера к ним летал поплавковый МР-1, а в него больше двух пассажиров не влезет.
- На чём же забрасывали группу на озеро в прошлый раз?
- На доброфлотовском  «Юнкерсе-13» с бортовым  номером «137». Самолёт совершал агитационные полёты по побережью и островам Белого моря, для этого его поставили на поплавки, поскольку годные площадки, есть далеко не везде – вот мы его и одолжили на время. Но, к сожалению, две недели назад машина  получила серьёзные повреждения при посадке, и её отправили на ремонт в Германию.
- Ясно… - Агранов  выудил из папки другой листок, но читать его не стал. - Что насчёт других гидропланов?
- Можно попросить у военных.
Предложение прозвучало осторожно – адъютант догадывался, как оно будет принято.
И не ошибся.
Нет, не стоит. – Агранов отрицательно покачал головой. – Этот вопрос придётся решать через главный штаб ВВС в Москве, а я пока не  хотел бы… м-м-м… афишировать. Другие варианты есть?
- У «Комсеверпути» имеются два  немецких «Дорнье», их используют в-основном, для ледовой разведки.  Кажется, один из них как раз в Архангельске.
- «Кажется»? – хозяин кабинета нахмурился. - То есть, вы не в курсе?
Адъютант кивнул, признавая просчёт. Патрон не терпел неточностей в докладах подчинённых.
- Уточню, Яков Саулович.
- Непременно уточните и доложите.  Да, и вот ещё что: надо переправить в Архангельск Блюмкина, в сопровождении медиков, разумеется. Подыщите там для него укромное местечко, и пусть будет под рукой.
- Под рукой? – Адъютант позволил себе продемонстрировать лёгкое удивление – в конце концов, он был доверенным порученцем, и патрон ввёл его в курс всех деталей этого дела. - Для чего, можно узнать?
- «Махаон» дал  понять, что он может понадобиться в любой момент.  – ответил Агранов. Вообще-то, мог и не отвечать – но не зря же он сам посвятил порученца во все детали этого паршивого дела, сделав его таким образом наиболее доверенным из своих помощников? -  Да, и учтите: Блюмкина вместе  сопровождающими тоже придётся доставлять по воздуху, так что вопрос с гидропланом надо решать как можно скорее.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t836017.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t552399.jpg

Отредактировано Ромей (21-12-2022 17:14:13)

+3

194

На этот раз Яша даже не пытался вмешиваться или хоть как-то дать знать альтер эго о своём присутствии. Крошечная заминка, секундное помутнение сознания, обязательные спутники любого флэшбэка, и цель выскользнет из перекрестий прицела, очередь уйдёт "в молоко". А ведь патронов так чертовски мало – Давыдов торопливо расстреливает вторую пару дисков к ДА из шести штук имеющихся у него в наличии. По штату дисков  должно быть по дюжине на ствол, то есть двадцать четыре штуки, но ведь авиаторы не собирались ни с кем воевать. Они даже не планировали упражняться в стрельбе по мишеням - этим буксируемым парусиновым конусам,  или что там у них?..
Оставалось только следить за происходящим, не имея возможности даже затаить дыхание, поскольку вдохами и выдохами управлял тоже не он. И молиться– чего с ним давно не случалось, ведь Яша ещё в самом начале своей карьеры революционера и террориста  отрёкся от всех и всяческих богов. Но на войне, как известно, атеистов не бывает,  пусть лично ему не прилетел бы в грудь раскалённый свинец из британского «Льюиса», и не он захлебнулся бы в воде, пытаясь выбраться из разбитого гидроплана – слишком многое стояло сейчас на карте. И слишком много он сам терял со смертью своего «контрагента» там, в тысяча девятьсот тридцатом.
Первую пару дисков Давыдов-Симагин расстрелял практически впустую – никак не мог приспособиться брать упреждение, учитывая скорости обоих самолётов, и неприятельского и своего. Со вторым пошло лучше, хотя он и прищемил палец, меняя диски – всё же, упражнения на стрельбище это далеко не то же самое, что реальный бой! К тому моменту пилот ТБ-1 (он летел ведущим, а за ним, «в кильватер» пристроился «Юнкерс») нащупал выигрышную тактику. Пользуясь некоторым преимуществом в скорости, он описывал перед носом выводка летающих лодок дуги с превышением по высоте в полсотни метров. Это напоминало тактику линейного броненосного флота, разве что с небольшой поправкой на трёхмерность боя – оба самолёта поливали неприятеля шквалом свинца изо всех своих стволов, тогда как англичане могли отвечать им только из носовых огневых точек. Раз или два островитяне попытались вывернуться, выполнив все вместе поворот почти на девяносто градусов, но наши оказались начеку – туполевский бомбовоз и следующий за ним «немец»  заложили крутой вираж в противоположную сторону, и стали охватывать неприятеля уже с хвоста. Единственная же попытка рассыпаться и навязать неприятелю «собачью свалку» в старом добром истребительном стиле закончилась тем, что более быстрые русские попросту разорвали дистанцию, после чего едва не взяли в циркуляцию один из «Саутгемптонов».
Англичане шли строем клина и маневрировали, демонстрируя редкую синхронность, что говорило об уровне мастерства пилотов – высочайшем, как и многое другое в Королевском Флоте и воздушных силах. Но летающие лодки – это вам не вёрткие, кусачие истребители, способные кувыркаться в небе, и им приходилось ограничиваться плавными поворотами, а нехватка скорости никак не давала занять удобную позицию. Поэтому первые полторы-две минуты этого странного боя игра шла в одни ворота - русские стегали своих оппонентов очередями, почти не получая ответки, и лишь солидные габариты «Саутгемптонов» спасали их пока от серьёзных повреждений.
Всё это Яша пытался оценивать и как-то анализировать, а вот у его альтер эго времени на подобные глупости не было. Он всаживал в раздутые туши британских гидропланов очередь за очередью, стараясь поразить, в  первую очередь, моторы, кабину пилота и стрелков. Лампочки на панели связи лихорадочно мигали – лётчики пытались что-то передать стрелкам, но безуспешно – ни Давыдов, ни его напарник, не знали условного цветового кода. Да они, скорее всего, даже не замечали их, с головой захваченные убийственной игрой с английскими авиаторами.
Англичане, наконец, опомнились, и обмен «бортовыми залпами» разгорелся с новой силой, и теперь уже при полной взаимности сторон.  Очереди «Льюисов» и ДА пробивали дюралевые корпуса, вспарывали плоскости, но серьёзных повреждений, способных вывести гидропланы из строя, всё ещё не было. Но – рано или поздно кому-то из стрелков должно было повезти, верно?
На этот раз счастливчиком оказался один из англичан. «Юнкерс» клюнул носом, выровнялся, снова клюнул, и Яша (глазами Давыдова, конечно) увидел, как из левой мотогондолы вырываются дымные языки пламени. Тяги уцелевшего двигателя явно не хватало, чтобы удерживать машину на заданной высоте, и «Юнкерс» медленно стал снижаться. По счастью, до берега оставалось всего километра полтора,  и пилот ЮГ-1 решил не рисковать, до последней возможности удерживая подбитую машину в воздухе, а аккуратно притёр её к волнам, разом превратив свой самолёт в «сидячую утку». И хоть пулемёты двух верхних турелей продолжали огрызаться, положение было аховое: теперь уже англичане могли, кружась вокруг подбитого ЮГа, расстреливать его, словно в тире. В особенном таком тире, где стрелки летают по кругу, а мишень торчит в середине, словно приклеенная к одному месту…
Так оно, наверное, и случилось бы, если бы командир ТБ-1 оставил напарника и вышел из боя. Это было бы даже логично – Теперь англичан было трое против одного (один «Саутгемтон» ушёл в сторону мыса Собачий ещё в самом начале боя, волоча за собой дымный хвост) а стрелки ТБ-1 расстреливали последние пары дисков. Однако командир советского бомбардировщика принял другое решение: он развернул машину прямо на англичан, и те брызнули в разные стороны, решив, видимо, что сумасшедший русский намеревается идти на таран. 
Пулемёты на турели Давыдова-Симагина замолчали – практически одновременно со второй «спаркой», тоже выпустившей по неприятелю последние свои патроны. Оставалось только материть англичан – или попытаться отгонять их сигнальными ракетами, что и попытался проделать его напарник. В кокпите альтер эго имелась точно такая же ракетница, но к Яшиному удивлению, он отстегнул ремни, спрыгнул с сидения внутрь фюзеляжа и, схватив Егора за ногу, что-то заорал, пытаясь перекрыть рёв двигателей.
Флэшбэк оборвался – сразу, вдруг, словно кто-то неведомый, но очень коварный дождался самого интересного места и повернул рубильник. Теперь Яше оставалось только гадать, чем закончился воздушный бой, свидетелем которого он только что стал. Остался ли альтер эго в живых? Ранен ли? И, наконец,  что это он придумал такое, ради чего понадобилось лезть в кокпит к соседу и отрывать того от дела – совершенно, впрочем, бесполезного, потому как сбить сигнальной ракетой бомбардировщик случается, разве что, в северокорейских фильмах про войну, один из которых Яша недавно со скуки посмотрел в Интернете.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t423003.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t97618.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t971454.jpg

Отредактировано Ромей (21-12-2022 21:26:06)

+4

195

III

- Хорошо, сейчас попробую! – проорал Егор, и я едва расслышал его ответ за рёвом двух авиационных двигателей. Зато ясно видел, как он выпрямился на сиденье, убрав руки подальше от рукоятей пулемётов, и прикрыл глаза, ловя нужную концентрацию. По опыту совместных тренировок я знал, что на это ему понадобится  секунды две-две с половиной, и торопливо, сбивая пальцы, полез к своей турели. Не хотелось упустить предстоящее зрелище.
Я  едва успел взгромоздиться на обтянутое дерматином сиденье, когда Егор открыл глаза – зрачки у него были огромные, во всю радужку, и в них багрово пылал огонь. Но это, конечно, было лишь игрой воображения – зрачки как зрачки, разве что расширенные сверх меры…
Вот, наконец! Он свёл перед собой сцепленные руки – и вдруг резким движением выбросил их вперёд, не разнимая пальцы. С ладоней, развёрнутых тыльной стороной к Егору, сорвался сгусток огня и кометой прочертил воздух по направлению к «Саутгемптону». Я замер, предвкушая эффектный, в голливудском стиле, взрыв, после которого обломки вражеской летающей лодки разметает на половину акватории, и уже стал прикидывать, не зацепят ли они ненароком и наш аэроплан. Но не тут-то было: файербол пронёсся метрах в пяти за хвостом англичанина. В таком виде он чрезвычайно походил на сигнальную ракету, которые наш бравый пирокинетик выстреливал в сторону супостатов, пока я не напомнил о его природных способностях. И, увы, примерно с тем же результатом – то есть с нулевым, поскольку просвещённые мореплаватели даже не соизволили испугаться и сменить курс. Наоборот, «Саутгемптон» лениво шевельнул рулями и немного сократил дистанцию, одновременно снизившись на несколько метров – так – снизу-сбоку им было проще расстреливать наш самолёт. Штурман в носовой кабине ещё огрызался короткими очередями, но увы, и он расстреливал последний диск – а значит, участь нам светила самая что ни на есть незавидная…
Файерболы продолжали срываться с ладоней нашего пирокинетика с частотой примерно раз в две секунды, но он никак не мог приспособиться брать нужное упреждение – да и набегающий поток, как выяснилось, сносил лёгкие комки пламени гораздо сильнее, чем даже обычные сигнальные ракеты. Один раз удалось зацепить правый киль, но у «Саутгемптона» их было три, и гидроплан продолжил полёт, как ни в чём не бывало – по-моему, экипаж даже не заметил нашего успеха.
Носовая спарка нашего ТБ-1 умолкла – то штурман расстрелял последние патроны, то ли его достала очередь вражеского «Льюиса». Я хорошо разглядел глумливую улыбку английского носового стрелка, видел, как он нарочито неторопливо меняет диск. Если сейчас командир нашего корабля не даст по газам – нам точно конец, летающая лодка сблизится на пистолетный выстрел и будет прицельно бить по движку и пилотской кабине. Видимо, командир корабля тоже это понял – но вместо того, чтобы резко прибавить оборотов и попытаться уйти, он бросил машину вбок, прямо на опрометчиво приблизившийся «Саутгемптон». Небольшое превышение по высоте, которое мы ещё сохраняли, позволяло ударить неприятеля поплавками сверху и, либо смять стойки, поддерживающие верхнюю пару плоскостей, либо переломать пропеллеры. Как мы сами потом будем садиться на искалеченных поплавках пилотов, похоже, не интересовало совершенно.
Англичанин тоже оказался не промах – он вовремя угадал наш манёвр и успел увести машину от столкновения. Очереди носового стрелка пропали даром, безвредно продырявив гофрированный дюраль борта, английская летающая лодка нырнула к самой воде – и в этот самый момент я сообразил, что нужно делать.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t450916.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t875009.png

+3

196

Телефонных переговорных устройств в ТБ-1 не имелось от слова совсем. Лётчики, сидящие в открытой кабине, общались  в полёте по большей части жестами – рёв пары моторов справа и слева, а так же вой набегающего потока не оставляли шансов услышать друг друга, несмотря на то, что сидели они плечом к плечу. И уж конечно, не смог бы услышать меня Егор, до турели которого было не меньше метра.  Что касается лампочек, подключённых к сигнальной панели, то они обеспечивали связь только от пилотов к стрелкам. К тому же мы оба не знали цветового кода.
Имелось, правда, ещё одно чудо инженерной мысли эпохи паропанка -  резиновая переговорная трубка с латунными раструбами для ушей, закреплённая прямо в шлемофоне. Второй конец трубки следовало прикрутить к торчащему сбоку от сиденья штуцеру с накидной гайкой. С помощью такой акустической, с позволения сказать,  связи пилоты теоретически могли общаться со штурманом в носовой кабине. Соединяла «говорильная труба» и стрелков, то есть нас с Егором -  но до сих пор мы ни разу ею не воспользовались. Вот и попробую, потому как докричаться до него, чтобы изложить ему суть своего озарения всё равно не получится.
Пытаясь не обращать внимания на посвистывающие вокруг пули (кормовой стрелок англичан старался вовсю) я махнул рукой, привлекая внимание напарника, постучал себя по уху и потянулся к латунному раструбу на гофрированной резиновой трубке.
К моему удивлению, Егор меня услыхал. И с первого же раза понял, что я от него хочу – так что даже не пришлось прибегать к обычной в таких случаях экспрессивной лексике. А может, архаический переговорник тут вовсе ни при чём, и сработали некие телепатические эманации, внезапно открывшиеся у обоих перед лицом смертельной угрозы?
Дзан-н-н!
Дзан-н-н!
Дзан-н-н!

Очередь угодила в мою турель, покалечив казённик правого ДА. Я инстинктивно втянул голову в плечи и не отрываясь, смотрел, как егор сосредотачивается, вытягивает руки в сторону «Саутгемптона, и…
Время и пространство будто застыли, залитые невидимой тягучей массой. Я, словно в замедленном просмотре на мониторе видел, как под верхней плоскостью летающей лодки вспухает огненный шар – вспухает, лопается, и пламя охватывает крыло вместе с двигателем и заднюю часть фюзеляжа. Машина медленно, как-то даже лениво валится на крыло, переворачивается, боком ударяется о воду, и кувыркается по волнам, теряя плоскости, оперение, куски обшивки. Потом ещё один удар, и я, холодея от ужаса, увидел, как из переломившегося надвое фюзеляжа полетели человеческие фигурки с раскинутыми руками и ногами, отчего они сделались похожими на каких-то лягушек, которых малолетний сорванец со смехом швыряет в воду…
ТБ-1 рыскнул вправо – пилот, разумеется, ничего не понявший, вознамерился рассмотреть поближе место падение британского гидроплана. Но тут фюзеляж загудел от новой порции попаданий, и я увидел, как штурман, привстав за турелью, машет рукой, указывая  влево. Я обернулся на нас, мигая огненной точкой носового пулемёта, шли ещё два «Саутгемптона». Англичане торопились отомстить за погибшего лидера.
Сосредоточиться для того, чтобы воспламенить бензин в топливном баке одной из летающих лодок Егор уже не успевал, а может, был вымотан предыдущим своим трюком. А потому  - сделал то, на что ещё хватало его истощённой ауры – швырнул навстречу стремительно приближающимся машинам целую горсть крошечных файерболов – даже и не огненных шариков, а так, крупных, ярких  искр. Но видимо нервы у англичан сдали – они синхронно отвернули от того, что оба сочли пучком трассирующих пуль, но почему-то не в стороны, а наоборот, навстречу друг другу.
Увы, на этот раз гулящая девка Фортуна  отвернулась от Королевских Воздушных Сил.  Один из «Саутгемптонов шёл чуть выше второго, и самолёты имели все шансы разойтись – хоть и впритирку, едва не цепляя хвостовым оперением одного за редан другого. Но… следующая порция «искр» заставила одного из пилотов резко, с сильным креном вильнуть в сторону, и опустившаяся пара плоскостей с разгона рубанула второй гидроплан поперёк фюзеляжа. Оба «Саутгемптона на миг замерли в воздухе  - только для того, чтобы спутанной грудой плоскостей, фюзеляжей и хвостовых оперений рухнуть в стылую майскую воду Ловозера.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t535814.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t84340.jpg

Отредактировано Ромей (22-12-2022 17:47:22)

+5

197

Ромей написал(а):

Пулемёты на турели Давыдова-Симагина замолчали – практически одновременно со второй «спаркой», тоже выпустившей по неприятелю последние свои патроны. Оставалось только материть англичан – или попытаться отгонять их сигнальными ракетами, что и попытался проделать его напарник. В кокпите альтер эго имелась точно такая же ракетница, но к Яшиному удивлению, он отстегнул ремни, спрыгнул с сидения внутрь фюзеляжа и, схватив Егора за ногу, что-то заорал, пытаясь перекрыть рёв двигателей.

Прошу прощения, не совсем понял:
В видении Блюмкина ГГ тянет Егора за ногу, чтобы привлечь внимание, а в следующей проде (уже от лица ГГ) просто машет рукой.

Ромей написал(а):

я махнул рукой, привлекая внимание напарника, постучал себя по уху и потянулся к латунному раструбу на гофрированной резиновой трубке.
К моему удивлению, Егор меня услыхал.

0

198

Monochamus написал(а):

В видении Блюмкина ГГ тянет Егора за ногу, чтобы привлечь внимание, а в следующей проде (уже от лица ГГ) просто машет рукой.

Стрелки в ТБ-1 сидят в двух кокпитах, один за другим. Докричаться он до него не смог, потому след вниз и подошёл. А дальше - вернулся на своё место и уже машет рукой.
там же всё написано, разве нет?

0

199

IV

Флайт-лейтенант ошибся в своей оценке действий экипажа подбитого «Саутгемптона» с бортовым номером «2» - как и переоценил степень тяжести полученных им повреждений – хотя так и не успел об этом узнать. Летающая лодка на одном моторе пересекла губу Собачья, перемахнула через узкий заболоченный мыс Арнёрк, потом группу безымянных крошечных островков, и здесь, возле восточного берега озера,  командир повёл машину на посадку. Второй пилот, выполняющий заодно обязанности бортмеханика, быстро устранил повреждение двигателя; дырки от русских пуль в бензобаке заткнули деревянными пробками-чопиками (они входили в бортовой комплект ЗИП на случай прострелов корпуса, для устранение течей), предотвратив, таким образом, дальнейшую потерю топлива. Хуже было с другим: штурман, вступивший в неравную схватку со стрелками русского гидроплана, получил две пули в грудь, и сейчас захлёбывался кровью. Помочь ему авиаторы  не могли. Единственный шанс выжить  - это как можно быстрее оказаться на «Пегасусе», где имелось отличное медицинское оборудование и квалифицированный флотский хирург. И командир летающей лодки решил возвращаться, тем более, что имелись и другие повреждения – одна из пуль попала в генератор, питающий током бортовое радиохозяйство, и хотя радисту удалось наскоро устранить повреждения, связь действовала с перебоями. Тем не менее, удалось    связаться с «Пегасусом» (самолёт командира авиагруппы не отвечал) и получить «добро» на возвращение.
А дальше начались сложности. Правый, повреждённый русскими пулями двигатель работал с перебоями; набрать высоту хотя бы в три тысячи футов никак не удавалось, и «Саутгемптон» медленно полз у самой земли, кое-как огибая невысокие скальные хребты и пологие лесистые сопки, коими изобиловал здешний рельеф. Конечно, командир умел пользоваться навигационными приборами и прокладывать курс; мог это сделать и второй пилот. Но обоим было не до того – первый ни на миг не мог оторваться от управления, второй же копался в покалеченном генераторе, пытаясь заставить его заработать. В результате к береговой черте они вышли на тринадцать миль южнее намеченной точки. Здесь повреждённый мотор сдох окончательно, и вместе с ним сдох генератор – радист едва успел передать на «Пегасус» сообщение о вынужденной посадке, и связь оборвалась уже насовсем.
Соблазнительно было, конечно, посадить самолёт впритирку к берегу  - выбраться, вытащить штурмана (бедняга каким-то чудом ещё держался), развести костёр, поесть… Но из воды то там, то сям торчали покатые серые валуны, причём многие из них было непросто разглядеть с воздуха. Пришлось выбирать место в полумиле от кромки воды – там, на большой глубине, луд (так называли местные обитатели эти крошечные островки, о чём английский пилот, конечно, не знал) было поменьше.
И снова фортуна отвернулась от Королевского Воздушного Флота. Садиться пришлось при сильном боковом ветре, поверхность моря вся была в мелких барашках, среди которых пилоты не разглядели гряду мелких луд. Одну из них «Саутгемптон» и зацепил правым крылом - пронзительный треск рвущегося металла, нижняя плоскость отлетела вместе с поддерживающим его поплавком. Летающую лодку развернуло, и не ткнись она в другую луду, от чего носовую часть корпуса вмяло внутрь на добрых полтора фута, англичан ждала бы холодная ванна – в мае вода Баренцева моря даже у побережья редко прогревается выше пяти-шести градусов по Цельсию. Но – повезло; закрепив покалеченную летающую лодку тросами и парой якорей, экипаж приготовился к ожиданию. В сущности, кроме состояния штурмана, беспокоиться было не о чем:  сообщить о посадке они успели и даже передали примерные координаты. Скоро за ними придут.
Англичане не знали двух вещей: во-первых, командир ошибся с определением их местоположения и указал точку гораздо севернее, почти возле мыса Чёрный, за которым должны были отстаиваться в бухте британские суда. А во вторых – их радиограмму приняли и прочли отнюдь не только радисты Королевского Флота.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t268958.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t578563.jpg

Отредактировано Ромей (23-12-2022 13:14:10)

+1

200

Ромей написал(а):

там же всё написано, разве нет?

Ещё два раза перечитал эпизод. У меня в мозгу так и не складывается.
Но, может быть, это проблема конкретно моего мозга :)

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно. Дело #3