Флайт-лейтенант не первый год выписывал еженедельный авиационный журнал «Flight International» - рассчитывая сделать блестящую карьеру и лет через десять дослужиться до генеральских погон, он внимательно следил за публикациями, касающимися новых веяний в тактике военно-воздушных сил. И знал, конечно, о популярной в последние годы концепции «воздушных крейсеров» - больших многомоторных самолётов, несущих многочисленные огневые точки с пулемётами и даже автоматическими пушками. Задачей этих машин по замыслам теоретиков воздушной войны должно было стать сопровождение тяжёлых бомбардировщиков – подобно тому, как линейные парусные корабли сопровождали когда-то конвои с войсками, отгораживая их своими пушками от нападения вражеских фрегатов.
Особую популярность эта концепция получила в большевистской России – в журнале нет-нет, да и мелькали сообщения о разработке таких самолётов на основе тяжёлых бомбардировщиков ведущими русскими конструкторскими бюро. Флайт-лейтенант с особым вниманием изучал эти статьи – но он не мог даже вообразить, что однажды ему придётся встретиться с чем-то подобным на практике! Ну, может не со специально построенными «воздушными крейсерами» - но с большими, сильно вооружёнными самолётами, придерживающимися в бою аналогичной тактики.
Когда в небе схватываются группы маневренных истребителей, важную роль играет количество участвующих в бою машин, трёхмерный рисунок, в котором отдельные самолёты стремятся зайти друг другу в хвост изрешетить пулемётными очередями. Но когда речь идёт не о классическом «dogfight», а такой вот «воздушной баталии» громоздких, неповоротливых тихоходов, удача скорее всего окажется не той стороны, которая может обеспечить наибольшую плотность огня – а по этому важнейшему параметру гидропланы большевиков крыли авиагруппу Королевского Воздушного Флота, как бык овцу. Мало того, что на двух русских тяжёлых бомбардировщиках насчитывалось двенадцать стволов – в полтора раза больше, чем на четырёх летающих лодках с «Пегасуса». Эти пулемёты ещё и стояли попарно - а значит, обеспечивали куда большую плотность свинцового потока; вдобавок, верхним огневым точкам русских не мешала высокая бипланная коробка, позволяя стрелкам маневрировать огнём, сосредотачивая всех стволы на одной цели.
Именно на такую концентрацию огня нарвался «Саутгемптон» с бортовым номером «2» - его пилот решил атаковать разбегающийся гидроплан в лоб, на пологом пикировании, не сообразив, что огню одного-единственного носового «Льюиса» штурмана, русские смогут противопоставить ливень свинца сразу из шести стволов. На «спине» русского мастодонта стояли сразу три пулемётные спарки - и все они могли вести огонь вверх-вперёд по курсу, не создавая друг другу помех. Почему-то одна из задних турелей открыла огонь с запозданием – но и двух других с лихвой хватило, чтобы штурмана в его кокпите, ранить пилота, вывести из строя правый двигатель и пробить один из топливных баков, закреплённых под верхней парой крыльев.
Пилот подбитой летающей лодки, тем не менее, продемонстрировал великолепную выучку: выровняв свой «Саутгемптон» у самых волн, он, волоча за собой хвост из дыма и вытекающего из пробоин топлива, утянул за узкий болотистый мыс, ограничивающий бухту с северо-востока. Преимущество большевиков сразу выросло – теперь они превосходили англичан по плотности огня вдвое. В иной ситуации флайт-лейтенант с чистой совестью покинул бы поле боя – если можно назвать так этот клочок кольского неба – но в данном случае он был лишён такой возможности. Гидропланы большевиков заметно превосходили его «Саутгемптоны» по скорости, и вздумай они преследовать англичан – его летающие лодки оказались бы в положении подбитых уток, которым неприятель в полном соответствии с правилами военно-морской тактики мог навязать линейный бой с классической «палочкой над «Т». В этом случае огонь их двенадцати стволов попросту растерзали бы английские летающие лодки по одной. А значит, оставался один-единственный вариант: сломать боевой строй и навязать большевистским гидропланам маневренный бой на малых дистанциях, на манер пресловутой «собачьей драки. Причём сделать это имеет смысл над самой поверхностью воды, где нижняя пулемётная точка поплавкового «Юнкерса» окажется почти бесполезной. Минус два ствола – не так плохо, подумал флайт-лейтенант, плавно толкая штурвал от себя, да и падать, если что, будет не так высоко…
Отредактировано Ромей (20-12-2022 22:12:56)