Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно. Дело #3


Хранить вечно. Дело #3

Сообщений 201 страница 210 из 256

201

Ещё поработаю с эпизодом

0

202

- Ну, здравствуй, Яков Иваныч! – Бокий поднялся навстречу гостю. - Не ожидал встретить тебя здесь, не ожидал… По каким делам в здешние палестины – не секрет? 
Бокий познакомился с  Алкснисом ещё вс двадцать первом году, когда тот, оставив службу в Орловском военном округе, перебрался в Москву и поступил в академию Фрунзе.  И теперь, едва прибыв в Мурманск, он узнал, что заместитель начальника Управления ВВС РККА  сидит здесь уже четвёртый день – и сразу отправил к нему порученца с приглашением.  Встреча состоялась вечером того же дня, но не в Горуправлении ОГПУ, а в небольшом домике, который местное  чекистское руководство отвело высокому московскому гостю для проживания.
- Какие секреты от главного специалиста по тайнам в Республике?  - Алкснис крепко пожал протянутую руку. – Я здесь из-за учений  минно-торпедной эскадрильи.  Это ведь ты постарался их сюда законопатить? Как будто на Балтике не нашлось старой баржи, чтобы расковырять её учебными бомбами…
Бокий кивнул. Уточнять, зачем это понадобилось, он не стал, тем более, что и вопрос-то был риторический. Алкснис сам по его просьбе организовал эти учения и, кончено,  догадывался  что сделано это было не просто так.
- К сожалению, своих  авиаторпед у нас до сих пор нет, а модель «45-15», укороченная, для подводных лодок,  для применения с воздуха не годится, корпус недостаточно прочный.  - посетовал Алкснис. -  Пока используем закупленные за границей, по большей части, в Англии. Наши торпеды разрабатывают Москве, в «Остехбюро», да только никак не могут довести до ума.
- Остехбюро? – Бокий нахмурился, припоминая. – Там, кажется,  инженер Бекаури командует? Слышал, он много чего наобещал сконструировать в своём КБ – и тебе  танки с управлением по радио, и новые бронепоезда, и мины, и даже подводные лодки…
- Он самый и есть. – подтвердил Алкснис. – Обещать-то он обещал, да обещанного ждём уже не три года, а куда, как поболе. Бекаури возится с торпедным проектом аж с двадцать второго. Четыре года назад они испытали на Кубенском озере первые экземпляры экспериментальной торпеды "ВВС-12", и вот только теперь смогли выдать опытную партию.  Это так называемая «низкая» торпеда, её сбрасывают с бреющего полёта – в отличие от высоких, которые спускаются на парашюте.
- «Юнкерсы» балтийцев эти торпеды нести могут?
Алкснис покачал головой.
- Нет, у них бомбосбрасыватели годятся только для бомб и авиационных мин. Однако, недавно Балтфлот получил ещё два новых поплавковых ТБ-1. У этих машин крепления и устройства для сброса сделаны как раз в расчёте на новые торпеды, ну, я и распорядился, чтобы их передали в шестьдесят вторую минно-торпедную эскадрилью и отправили сюда, в Мурманск. Для учений на каждый самолёт выделено по четыре «ВВС-12» и по две английские торпеды, часть летуны уже успели извести.  Заодно и сам решил слетать…
- Своими глазами хочешь посмотреть, из пилотской кабины?  - понимающе кивнул Бокий. – Это хорошо, это правильно – отчётам, знаешь ли,  слепо доверять тоже не всегда стоит.  Вот и я сюда приехал, как видишь…
Алкснис не стал спрашивать, какие такие дела, требующие личного присмотра, заставили начальника специального отдела ОГПУ, занимающегося вообще-то вопросами шифрования, покинуть удобный кабинет на Лубянке и отправиться в  заштатный Мурманск. Сочтёт нужным – сам скажет. Замначальника УВВС пользовался доверием Бокия, и подозревал, что его поездка на север как-то связана с назревающими в Москве событиями. В чём они должны будут заключаться – Алкснис не знал, но догадывался, что Бокий будет играть в них далеко не последнюю роль. Глядишь, что-нибудь и в самом деле, переменится, в том числе и в верхушке РККА. А то ведь невозможно больше терпеть над собой Ворошилова и этого тупого кавалериста, Будённого, только и способного, что шашкой махать да коням хвосты крутить! Алкснис, как и многие в высших эшелонах РККА считали, что перемены в руководстве войсками назрели давно. Кое-кто из высшего руководства РККА подавал в этом плане  некоторые надежды – Тухачевский, к примеру, или тот же Блюхер. Но как перемены могут произойти при действующем  наркомвенморе и военно-политическом руководстве страны в целом – Алкснис не понимал совершенно.

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t587621.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t482632.png

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t745206.jpg

Отредактировано Ромей (23-12-2022 19:22:25)

+3

203

- А ведь у меня к тебе просьба, Яков Иваныч. Как раз по твоей, авиационной части.
Чекист ещё  Горуправлении ОГПУ прочёл предназначенную персонально ему телеграмму из Москвы, в которой сообщалось о радио  с Ловозера. А а потому знал уже, хотя и не во всех подробностях, и о нападении англичан, и о понесённых экспедицией потерях. Беспокоило это его чрезвычайно, и, поскольку быстро попасть в лагерь экспедиции и разобраться во всём на месте можно было только по воздуху, то обращение к Алкснису выглядело вполне логичным. Тот не знал, разумеется, чем занимались Барченко и его люди  в тех краях, но вряд ли отказал бы начальнику Спецотдела в пустяковой в общем-то просьбе: включить в программу учений перелёт до некоей, не такой уж и удалённой точки Кольского полуострова и обратно. Тем более, что три машины из состава эскадрильи и так были прикомандированы к экспедиции и, если верить радиограмме, одна из них даже получила повреждения во время налёта.
Однако он никак не ожидал, что и у самого Алксниса окажется новость – к тому же, напрямую связанная с его проблемой.
- Я как раз собирался ехать к тебе, когда мне позвонили из штаба Мурманского погранотряда. – сообщил замначальника УВВС. – Их радисты, видишь ли, поймали странную какую-то морзянку,  явно не нашу. Разобрались что к чему, и выяснилась: это радиопереговоры британской летающей лодки с кораблём маткой. Откуда они взялись возле наших берегов – неизвестно.
И положил на стол пачку листков, из которых со всей очевидностью следовало, что где-то в десятке-полутора морских миль от мыса Чёрный, в советских территориальных водах  болтается в воде разбитый английский военный гидроплан, и на помощь ему – сейчас, в этот самый момент! – торопится английская же авиаматка. О том, что это происшествие наверняка как-то связано с нападением на экспедицию, Алкснис говорить не стал - как и о том, что британцам вообще нечего делать в том районе. Незачем повторять то, что и так очевидно им обоим. 
- Разобрались, что к чему, говоришь? - Бокий удивлённо покачал головой. - Как они сумели прочесть радиоперехват, да ещё так скоро? Или англичане работали клером? Странно…
«Клером»   радисты называли передачу сообщения открытым текстом.
- Нет, всё было по правилам. – сказал Алкснис. - Но у пограничников в штабе превосходный шифровальщик – мне объяснили, что раньше он работал, в Москве, в твоём ведомстве, между прочим. А сюда его сослали якобы за какую-то мелкую провинность. Деталей не знаю, уж извини..
- Было дело. – подтвердил Бокий, действительно припомнивший небольшой скандальчик, разразившийся из-за амурных связей одного из лучших своих криптографов. Начальник Спецотдела самолично распорядился отправить провинившегося с глаз долой – ненадолго, пока история не забудется, и сотрудника тогда можно будет вернуть. – Так он, значит, и расколол этот шифр?
- Да, и очень быстро, буквально за пару часов. Говорил – англичане использовали устаревшие коды.
Бокий покачал головой.
- Ну, это вполне объяснимо: господа островитяне считают нас совсем уж дикарями, неспособными к тонкой работе. Что ж – сами виноваты. Будем считать, что нам повезло. Надо попробовать захватить экипаж гидроплана.
- Уже делается.  – кивнул Алкснис. - По счастливому совпадению у пограничников там поблизости сторожевое судно - ледокол «Таймыр», он сейчас как раз идёт в Архангельск, и  мысу Чёрный.  Вот пусть он и поищет английских пилотов.
- Отлично. Тогда и наши планы меняются – пусть твоя эскадрилья, все пять машин, отправляются сейчас к точке падения британцев.  Надо поддержать «Таймыр», если авиаматка сумеет его перехватить.
Такого Алкснис не ожидал.
- Думаешь, придётся атаковать?
Замначальника УВВС не был трусом – прапорщиком служил  в империалистическую, ходил в штыковые атаки, сидел в окопах под градом германских «чемоданов». На Гражданке дрался с белогвардейцами и атаманами на Орловщине, подавлял на Дону казачьи восстания. И теперь, занимая высокие должности в управлениии Красного Воздушного Флота, он не увиливал от ответственности. Но… одно дело – дать пару предупредительных выстрелов на промышляющий браконьерством норвежский рыболовный бот, и совсем другое – устроить налёт целой эскадрильей на судно, идущее под с Юнион Джеком. Вот так и начинаются войны – да и в Москве за подобное самоуправство по головке не погладят. Мягко говоря.
- Опасаешься, твои балтийцы не справятся?
- Справятся, разумеется.  – как ни был встревожен Алкснис,  предположение собеседника задело его за живое. - Но, Глеб, это же казус белли в чистом виде!  Ты хоть Москву запросил?
- Конечно. – не моргнув глазом, соврал Бокий. – Предложили действовать по обстановке. И потом - уверен, даже если твои летуны пустят на дно британское корыто, англичане утрутся. Иначе придётся признавать и вторжение на территорию СССР, и нападение на мирную экспедицию – а вот это как раз и есть самый натуральный повод для войны.
Алкснис едва сдержал вздох облегчения. «Действовать по обстановке» Москва предложила не ему, а Бокию – а значит, ему и отвечать за предстоящую авантюру
- Что ж, тогда другое дело. Самолёты готовы, можно вылетать в течение часа. Правда, экипажи ТБ-1 сделали всего по два-три вылета и не имеют ещё такого опыта, как другие, на «Юнкерсах»… 
- Вот и наберутся…опыта. В конце концов, они же для этого сюда и прибыли, верно? Давай, поднимай все пять машин. Ты ведь тоже полетишь с ними?
В ответе Бокий не сомневался – он слишком хорошо знал замначальника УВВС.
И оказался прав.
- Обязательно полечу. – подтвердил тот его догадку. – Сам понимаешь, не хочется упускать такой случай. Да и спокойнее так будет, со своим-то приглядом…
- Бомбы, торпеды берёте?
- На «Юнкерсы» - бомбы, на ТБ-1 – по одной торпеде.
- Наши, что ли?  Подарочки от товарища Бекаури? Эти, как их?..
- «ВВС-12». -  Алкснис сделал вид, что не заметил насмешливого тона чекиста. - Я, Глеб, не сомневаюсь в том, что наши инженеры справятся с любой задачей, поставленной перед ними партией, и обеспечат Воздушный флот самой лучшей техникой, в том числе, и авиаторпедами.  Но пока они это ещё не сделали -  лучше взять английские. Надёжнее, знаешь ли.  Опять же, сам подумай, какая ирония - топить англичан будем их же оружием!
Бокий негромко хохотнул.
- Наш ответ Чемберлену, да и только! Причём на английском языке. Этот ты славно пошутил, Яков…
Алкснис имел в виду ноту протеста, которую британский премьер три года назад передал советскому правительству. В ноте содержалось требование прекратить антибританскую пропаганду и поддержку Гоминьдановского правительства в Китае. На следующий день текст ноты появился на первой полосе «Правды». Через пару дней вышла другая статья: .«Привет Кантону! Вот наш ответ Чемберлену!» -  и с тех пор эта тема оставалась одной из центральных в советском Агитпропе, причём чаше всего её сопровождали призывы крепить мощь Красного Воздушного Флота.
- Впрочем, надеюсь, до утопления дело не дойдёт. Пуганём англичан, заставим уйти, а «Таймыр» тем временем подберёт лётчиков. – Бокий перешёл с иронического тона на деловой. – Знаешь, Яков, слетаю-ка я с тобой. Хочу  первым с ними побеседовать, ещё до допроса. Может оказаться полезным.
При этих словах собеседник чекиста ещё раз испытал изрядное облегчение. Ведь случись что – ответственность можно переложить, хотя бы частично, на непосредственного исполнителя, то есть на него. А если Бокий будет с ним в одном самолёте – такой номер уже не прокатит, отвечать придётся обоим, причём ещё неизвестно, с кого спрос будет строже… 
- Конечно, Глеб, как скажешь.  Я полечу на ТБ-1 командира звена, вторым пилотом, там и для тебя место найдётся. Кстати, на этой машине, как и на «Юнкерсе» комэска, стоит рация,  так что о любых новостях нам немедленно доложат. 

https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t812001.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t165319.jpg

Отредактировано Ромей (24-12-2022 12:08:56)

+6

204

Ромей написал(а):

Кот и наберутся…опыта

Вот

0

205

Ромей написал(а):

Но, к сожалению, две недели назад машина  получила серьёзные повреждения при посадке, и её отправили на ремонт в Германию.

А зачем так далеко - их же в Филях делали?

+1

206

Kra написал(а):

А зачем так далеко - их же в Филях делали?

Я нашёл список "Юнкерсов", состоящих на  гражданской службе, там есть и выпущенные у нас, и те, что были привезены в готовом виде. так вот, у этого конкретно самолёта (он действительно летал на Севере) стоит пометка - получил повреждения, отправлен на ремонт в Германию. Причём о возвращении ни слова.
Так что всё правильно.

0

207

Есть подозрение, коллеги, что скоро я покину эти палестины.
если кому-то захочется следить за моими опусами -  перебирайтесь в мою ленту на Дзене. Там я дублирую все сообщения, правда, не фрагментами, а целыми главами.

Буду только рад вашим комментариям.

0

208

V

- Либенфельс собирался слить сознания своих фамиларов с разумом будущего вождя великой германской нации. – сказал Кроули. Причём не сознания целиком, а только те фрагменты ауры, которые давали фамилару магические способности. Самих фамиларов ради этого предполагалось принести в жертву, прибегнув к ритуалу, вычитанному им в этой вот книге.
И он кивнул на Книгу Порога, которая лежала на столе – простом походном столе, сколоченном из досок, оставшихся от ящиков с аппаратурой. Говорил Кроули по-немецки, и получилось у него «Führer der Großdeutschen Nation», что для немцев с самого начала двадцатых однозначно ассоциировалось с постом председателя Национал-социалистической немецкой рабочей партии Германии, который известно кто занимал. Или это у Кроули случайно так получилось? В таком случае – оговорочка, что называется, по Фрейду…
- Для этого фамиларов требовалось убить и обратить в зомби? – спросил Барченко, тоже на немецком. Почему они выбрали именно этот язык, несмотря на то, что и сам Александр Васильевич,, и присутствовавший здесь же Гоппиус прекрасно владели английским, я мог только догадываться.
Кроули пожал плечами.
- Либенфельс так полагал. Возможно, он был не прав. Если бы вы позволили мне заглянуть…
Ещё одно движение в сторону книги.
Барченко намёк проигнорировал.
- А откуда вам это стало известно?
- В руки английской разведки попали трое сбежавших из замка фамиларов. Один из них, насколько я понимаю, присутствовал при гибели Либенфельса, и мне позволили с ним побеседовать. Уникальный, надо заметить, случай – этот юноша, единственный из девяти, знал о предстоящей ему участи, и ничуть против неё не возражал. Более того – ждал с нетерпением, полагая это главной целью своего существования. Он, видите ли, вбил себе в голову, что его сознание будет существовать и после «слияния», как независимая часть грандиозной личности «вождя».
А может, это Либенфельс ему внушил? – спросил Гоппиус.
- Вполне возможно. Это бы объяснило, почему Гейнц – так зовут этого парня – так хорошо осведомлён о его планах.
Услыхав имя фамилара, я непроизвольно дёрнулся. Мы видели его – в том роковом зале, на верхушке башни в замке Либенфельса. Только тогда этот малый больше походил не на носителя магической ауры, которой предстояло в ближайшем будущем стать частью разума Сами-Знаете-Кого, а на сгусток паники, истерики, животного ужаса.
…может, зря мы его тогда не шлёпнули? Мелькнула ведь такая мысль, мелькнула… Но тогда и не узнали бы того, о чём так старательно рассказывает сейчас Кроули… если тот, конечно, не врёт. Но это вряд ли - зачем? Деваться-то ему всё равно некуда…
Алистера Кроули мы выудили из воды на месте падения подожжённого Егором «Саутгемптона» вместе с трупом командира английской авиагруппы, флайт-лейтенанта Роберта Ньюмэна. Похоже, англичане были настолько уверены в успехе, что даже не стали оставлять документы на авиаматке, что, вообще-то было бы логично при проведении секретной спецоперации. А вот у Кроули документов не оказалось – зато оккультиста сразу узнал Барченко, и надо было видеть, неподдельное изумление, возникшее на его бульдожьей физиономии!
Чуть позже узнал его и я – он оказался чрезвычайно похож на свою фотографию, виденную мной как-то в Интернете. Обычно на снимках Кроули облачён в ритуальные одежды, держит в руке жезл, меч, свиток, или ещё какой-нибудь атрибут своего чернокнижного мастерства, лицо имеет бледное, с чёрными кругами вокруг глаз. Но на том фото он походил на вполне респектабельного джентльмена средних лет – точь-в-точь, как сейчас, только вместо костюма-тройки с дурацкой бабочкой в крапинку он нацепил полувоенный френч цвета хаки, бриджи и высокие шнурованные башмаки с крагами. На пальце - массивный перстень, вроде тех, что носят выпускники элитных британских учебных заведений. Ни дать ни взять, джентльмен, собравшийся на сафари.
В данный момент один из самых видных идеологов оккультизма и сатанизма двадцатого века сидел в штабной палатке экспедиции и кололся до донышка. Кроме Барченко с Гоппиусом, при допросе присутствовала Елена, а вслед за ней в палатку просочился и я. Барченко, увидав это, хмыкнул, но выгонять меня почему-то не стал – или он рассчитывал применить какие-то ещё «особые способности» моей пассии, а мне, как обычно, была отведена роль усилителя паранормальной ауры? Оно и к лучшему, потому что узнал я здесь массу интереснейших штучек…

- Зачем тебе понадобился тут Блюмкин? – спросила Елена. – Или ты, и вправду, собираешься как-то его использовать.
Она присутствовала при том, как я, после окончания допроса Кроули долго излагал Барченко с Гоппиусом свои идеи. В том числе – и о том, что присутствие человека, последним подвергшегося воздействию аппаратуры, может оказаться полезным для её финальной калибровки.
- Видишь ли, они действительно собираются проникнуть за Порог в нематериальном, так сказать, виде, произведя обмен разумами с кем-то из гиперборейцев. Я теперь это точно знаю – и раньше подозревал, когда вместе с Гоппиусом налаживал установку, но теперь, после того, что сказал Кроули, убедился окончательно.
- А что он такого сказал? – недоумённо нахмурилась Елена.
- Так, кое-какие мелочи, детали, на которые ты попросту не обратила внимания. Ничего зазорного в этом нет – я в теме давно, и сразу понял, к чему они клонят. Понимаю, звучит, как болезненный бред - но Гоппиус уверен, что именно здесь ключ к успеху всей затеи. И Барченко, похоже, целиком с ним согласен.
Елена покачала головой. Если я и убедил её, то не до конца.
- Не понимаю… а зачем им тогда «мертвяки»? Барченко, что, не собираются отправлять их за Порог?
Я лукаво глянул на неё.
- А ты что, видишь где-то здесь… м-м-м… исходный материал?
- Нет, заключённые по-прежнему в Кандалакше, но их, вроде, собирались перебрасывать сюда самолётами, я тебе говорила… - она осеклась. – Ты тоже думаешь, что это всё Барченко делает только для отвода глаз?
- Я что-то не замечал, чтобы кто-то начинал строить тут бараки для содержания зэков. А ведь они понадобятся – ведь не прямо к работающей установке их будут подвозить, самолётами? Готовыми, так сказать, к дальнейшему употреблению?
Елена поморщилась. Похоже, моя шутка её покоробила.
- Ты здраво рассуди: это несколько десятков человек, которых надо где-то содержать, кормить, потом, доставлять небольшими партиями к установке… У нас для этого даже конвоиров нет – разве что, погранцов же со старшиной Ефимычем переквалифицировать в вертухаев, но и их слишком мало! Поставить какой ни то барак, забором его обнести, колючкой - куда ж в таком деле без колючки? доставить дополнительный контингент стрелков ГПУ для охраны, которых тоже, между прочим, тоже надо как-то устроить, завезти продовольствие для всей этой шоблы - сама прикинь, какой это объём работ! Да и самих зэков надо ещё сюда переправлять, а на это нужен не один рейс – тем более теперь, когда мы лишились двух бортов из трёх!
- Пожалуй, так оно и есть…. задумчиво произнесла Елена. - Выходит, я всё же была права, и Барченко затеял какую-то свою игру, сообщать о которой Бокию он не собирается. И что нам теперь делать?
- А ничего. – я пожал плечами. - Будем работать, как и раньше. Я вместе с Гоппиусом займусь монтажом установки, а ты пока подумай, как поскорее связаться с Аграновым. Может статься, что нам всё же понадобятся его оперативники.
- Чего тут думать? – удивилась женщина. Сегодня из Кандалакши прибудет второй «Юнкерс», с его пилотом и передам. Завтра днём депеша будет на месте.
Я кивнул. Два наших других гидроплана вшли из строя. ТБ-1 дожидался, пока бортмеханик с помощью пограничника Семёнова 9парень, наконец, дорвался до техники!) кое-как ликвидируют следы недавней баталии; «Юнкерс» же затонул при буксировке, и теперь его киль и горб фюзеляжа сиротливо высовывались из воды метрах в ста от берега.
Полог штабного шатра откинулся, оттуда показался Барченко – и быстрым шагом направился к холмику рядом с лагерем . на холмике стояла большая палатка рядом с которой под навесом тарахтел переносной дизель-генератор, питающий током в том числе и радиохозяйство экспедиции. Возле палатки высился метров на десять суставчатый хлыст антенны, удерживаемый проволочными растяжками.
- Пошёл давать радиограмму в Москву, требованием срочно доставить Блюмкина. – сказала Елена проводила начальника экспедиции взглядом. – Это, если не терять понапрасну времени, дня два, много три. Думаешь, не откажут?
- Вот и поглядим.

Банник – деревянная палка двухметровой длины и толщиной в два пальца с проволочным ёршиком на конце - с металлическим шорохом ёрзал в канале ствола. Банником орудовал матрос второй статьи Григорий Сушков, и его рыжая коротко стриженая голова моталась взад-вперёд в такт движениям рук, крепко сжимающих эту нехитрую принадлежность для ухода за орудием.
Установленная на полубаке «Таймыра», пушка калибром три дюйма или семьдесят шесть миллиметров имела долгую и славную историю. Разработанная в 1914-м году в конструкторском бюро Путиловского завода инженером Лендером, она стала первым зенитным (как говорили тогда «противоаэропланным») орудием, созданным в Российской Империи - как и первым, оснащённым передовым по тем временам клиновым затвором с инерционной полуавтоматикой. Пушка была принята в серийное производство в следующем, 1915-м году и поступила на вооружение артиллерийских батарей для стрельбы по воздушным целям. Часть этих батарей сделали автомобильными – в качестве шасси для этих первых в русской армии ЗСУ использовались американские грузовики «Уайт» и отечественные «Руссо-Балты». В этом качестве они прослужили до революции 1917-го года, продолжив свою службу и во время Гражданской войны – в восемнадцатом году две отдельные противосамолётные батареи из состава «стального дивизиона Путиловского завода» отправились на Северный фронт, чтобы сражаться с интервентами и беляками Миллера – и первыми из всего дивизиона вступили в бой.
Пушка, которую старательно чистил сейчас рыжий Гришка, стояла на одном из грузовиков второй батареи. После того, как грузовик сломался, пушку сняли и поставили на колёсный пароход «Могучий», там ей вместе с тремя другими орудиями пришлось вступить в отчаянную схватку с британским монитором М-25, имевшим неосторожность сунуться в Северную Двину.
Баталия эта закончилась скверно для большинства её участников: «Могучий» вместе с пароходом «Дедушка» затонули, избитые английскими снарядами, а монитор британцам пришлось подорвать, поскольку внезапное падение уровня воды с Северной Двине не позволил увести его прочь.
Пушку же с разбитого «Могучего» сняли и после ремонта (осколок снаряда с М-25 повредил кожух гидравлического компрессора) переставили на старый номерной тральщик, переданный Морпогранохране; когда же этот старичок отправился на слом, орудие поставили на «Таймыр», где оно и оставалась по сию пору. И как раз при этой пушке и состояли, согласно, боевому расписанию, матросы второй статьи Фёдор Сушков и Семён Белоногов, первый - заряжающим, второй – подносчиком снарядов. Сейчас оба они были заняты регламентными работами: Гришка банил ствола, очищая его от морской соли, проникавшей внутрь, несмотря на деревянную, обшитую кожей, пробку, которой затыкали орудийное жерло, когда не было необходимости вести стрельбу. Семён же по одному вытаскивал из ящика, носящего красивое название «кранец первых выстрелов» шрапнельные снаряды, протирал их тряпицей с солидолом и аккуратно укладывал на место. Надзирал за работой трюмный машинист – вообще, то это была не его обязанность, но на «Таймыре» после рейса на Шпицберген не хватало пяти человек, списанных в Мурманске по болезни на берег. А дядя Мирон знал хозяйство судна, как свои пять пальцев и мог заменить любого из команды, кроме капитана да, пожалуй, ещё штурмана.
- Жаль, дядьМирон, гранат у нас нету, только шрапнели! - посетовал Федька, не прекращая банить ствол. - Ими по кораблям стрелять дело бесполезное, это вам не пехтура…
- Салажня ты зелёная, Гриня, хоть и доверили тебе важное дело! – отозвался машинист. - заряжающим! - Орудие это зенитное, потому гранаты к нему и не полагаются. Гранатой по аэроплану поди, попади - да и если попадёшь она запросто может крыло насквозь пройти и не разорваться. А шрапнелями милое дело: лопнет и всё вокруг пульками свинцовыми забрызгает. Их в снаряде вон сколько, поболе двух с половиной сотен, а аэроплану – много ли надо? Дырку в моторе проделает, или бак с газолином пробьет – и нет его, аэроплана!
- Может ещё в пилота угодить. - поддакнул Семён, обтирая очередной унитар. - Или трос какой важный перебьёт, чтобы, значит, самолётом управлять нельзя было!
- А проку нам от того? – не сдавался Гришка - Гидроплан, который нашему «Таймыру» велено разыскать сам уже в воду плюхнулся, безо всяких там шрапнелей. А вот если авиаматка подойдёт – чем стрелять будем? У неё тоже, небось, пушки имеются…
Беседу капитана со старшим помощником насчёт перспектив предстоящего морского боя Гришка подслушал получасом раньше – и искал подходящего случая, чтобы ввернуть услышанное.
- Вот шрапнелями и постреляем. – сказал машинист. - Только надо, чтобы Семён перед тем как снаряд тебе подать, ключом дистанционную трубку ставил на удар. Авиаматка – не линкор и даже не крейсер, металл на бортах тонкий. Снаряд его пробьёт и внутри разорвётся – небось, англичанам мало не покажется!
Он подошёл к орудию, и, отстранив матроса, заглянул в канал ствола.
- Вот и видать, Гриня, что прав я, как был ты салага, так им и остался. Кто ж так банит, а? Вон, нагару в нарезах сколько, и медь от поясков снарядных! Пять минут у тебя, проверю – чтоб блестело, как яйца у кота Васьки. А ежели не будет блестеть – сам языком вылижешь! Час ходу остался до точки, где англичане в воде сидят, а у нас орудие к бою не готово – это самое, что ни на есть, форменное воды вредительство!
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t214643.jpg

+2

209

VI

Колокол громкого боя гудел, не переставая – и это был не привычный, по своему даже уютный звон бронзовой рынды, которой отбивали склянки и подавали сигнал к приёму пищи или подъёму флага. Это был электрический сигнал, чьё пронзительное дребезжание проникало во все уголки «Таймыра», оповещая команду: «Боевая тревога!» «Всем занять места согласно расписанию! «К бою!» «К бою!» «К бою!»
Гришка вместе с Семёном стащили с орудия брезентовый чехол, скатали и запихнули в ящик. Другие номера уже заняли свои места у штурвальчиков горизонтальной и вертикальной наводки. Ствол пушки дрогнул и поплыл к левому борту – туда, где на фоне неба вырисовывался силуэт большого судна. Как заявил командир орудия, это была британская авиаматка, и как раз её экипаж и пассажиров матросы палубной команды под руководством боцмана только что подняли на судно – семь человек, включая полумёртвого штурмана. Трое «авиаторов» были вооружены диковинными автоматами с огромным патронным диском и рукояткой под стволом, но у них достало ума не открывать огня по приближающемуся сторожевику – особенно, когда установленный на мостике «Максим», за рукоятками которого стоял главстаршина Михеев, развернул укрытый медным кожухом ствол на непрошенных гостей.
Разбитая летающая лодка была тут же – лежала, накренившись, наполовину затонув и задрав смятую носовую часть на серый камень луды. Боцман уже прикидывал, как бы завести тали, чтобы вытащить ценный трофей на палубу согласно распоряжения командира судна, когда сигнальщик обнаружил приближающееся с норда чужое судно.
Сыграли боевую тревогу; матросы разбежались по боевым постам, и «Таймыр», дав «малый назад», стал отходить от луды, пятясь кормой. Гидроплан можно будет подобрать и потом, а пока – следует отогнать чужака.
К удивлению Гришки, англичане не торопились вступать в бой. Первый выстрел дал как раз «Таймыр» - после того, как с мостика отстучали фонарём ратьера требование лечь в дрейф и принять досмотровую команду, авиаматка заложила разворот, одновременно прибавив оборотов, и пришлось один за другим дать два предупредительных выстрела – что изрядно огорчило героического бакового заряжающего матроса второй статьи Григория Сушкова. Он-то предвкушал, как забитый его руками в казённик снаряд даст укорот наглым англичанам, напугает их до смерти и заставит спустить свой дурацкий белый, с красным крестом и какой-то неразборчивой кляксой в верхнем углу, флаг.

Джоунс опустил бинокль и длинно, замысловато выругался – этим искусством он овладел ещё в дорогом частном Тринити-колледже, и довёл до совершенства во время службы на Королевском Флоте. И хоть имя его не значилось в списках команды «Пегасуса» (как начальник экспедиции он считался пассажиром) слово его оставалось одним из решающих, уступая по значимости только решениям, принимаемым капитаном. А в иных случаях, даже и превосходя их. Например – если требовалось не тактическое, а политическое решение. Как вот сейчас, когда надо было как можно скорее определяться – вступать ли в бой с русским корытом, или убираться подобру-поздорову, оставив на растерзание большевикам «Саутгемптон» с бортовым номером «2» и всех, кто был на его борту.
Проблема состояла в том, что на «Пегасусе» из вооружения остались лишь два пехотных «Льюиса», для которых не было даже тумбовых установок, а только не слишком удобные в подобных условиях станки-треноги от пулемётов «Виккерс» Mk IV. И, хоть к «Льюисам» прилагались не только штатные рубчатые магазины-«торты» на 47 и 97 патронов, а ещё и нелепые, высокие, словно коробка от дамской шляпки, четырёхсотпатронные «диски». Такой арсенал не слишком годился для морского боя - конечно, русские тоже не могут похвастать крупными калибрами, но пара их архаичных трёхдюймовок всё же в состоянии превратить надстройку гидроавианосца в решето, прежде чем удастся подойти на дистанцию эффективного пулемётного огня.
- Радио с «Каледона» - сообщил капитан. Он стоял тут же, на мостике, и смотрел в бинокль на зелёный флаг русской пограничной охраны, болтающийся на корме старого ледокола. – Они в двенадцати милях к норд-вест-тень-норду, разворачиваются и идут к нам. Будут здесь меньше, чем через полчаса.
- Не будем лезть на рожон. – вынес вердикт Джоунс. – Поворачивайте навстречу «Каледону». Если русские начнут преследование – что ж, тем хуже для них.
- Капитан нахмурился.
- А как же люди с «Саутгемптона»? Русские наверняка успели взять их к себе на борт…
- Не беда, подождут немного. Когда большевики увидят, кто явился к нам на помощь, им не останется ничего другого, как спустить флаг. И пусть молятся своему Карлу Марксу, если мы не досчитаемся живым хотя бы одного из наших парней!

За все годы своей беспорочной службы на судах Морпогранохраны этой пушке приходилось открывать огонь всего дважды – в боевых условиях, разумеется, учебные стрельбы и салютации не в счёт. Оба раза целями были баркасы норвежских браконьеров и контрабандистов, пытавшихся улепетнуть в территориальные воды сопредельного государства. И оба раза дело ограничивалось предупредительными выстрелами – наводчик брал прицел с упреждением в половину кабельтова, заряжающий кидал в казённик унитар с «практическим» снарядом, и пустотелая чугунная болванка, засыпанная для веса песком, поднимала высокий фонтан прямо по курсу нарушителя. В первый раз подобная демонстрация серьёзности намерений оказала требуемое действие сразу, с первой попытки. Второй браконьер оказался то ли глупее, то ли упрямее, а может, и то и другое вместе, и сделал попытку улизнуть. Но когда ещё два снаряда провыли в считанных над ходовым мостиком (наводчик хорошо знал своё дело, да и дистанция была пустяковая, всего-то половина мили), упрямство норвежцев растворилось, они сбросили обороты и легли в дрейф, признавая победу «красных».
На этот раз всё пошло иначе. Начать с того, что капитан «Пегасуса» не обратил ни малейшего внимания ни на лихорадочное мигание фонаря Ратьера, которым с мостика «Таймыра» передавали требование остановиться, ни сделанные один за другим три предупредительных выстрела. Попытка связаться с нарушителем по радио результата тоже не дала – по словам радиста, эфир был совершенно забит какими-то странными помехами. Авиаматка тем временем описала крутую циркуляцию легла на курс, ведущий прочь из территориальных вод. А поскольку «Пегасус» обладал хоть и небольшим, но преимуществом в скорости по сравнению со старичком «Таймыром», командир сторожевого судна после очередного, уже четвёртого по счёту предупредительного выстрела (снаряд лёг в нескольких саженях от скулы) отдал приказ перейти на стрельбу на поражение – пока что теми же практическими снарядами. Пограничники не хотели жертв в команде нарушителя.
Из трёх оставшихся практических снарядов, в цель попал только один – угодил в высокий борт и безвредно канул в угольных коффердамах авиаматки, подняв небольшое облачко чёрной пыли. В ответ с мостика «англичанина» протарахтела пулемётная очередь, выбившая щепки из деревянной надстройки старого ледокола, и ранившая сигнальщика. Шутки на этом закончились, и следующий снаряд, который заряжающий матрос второй статьи Сушков засунул в казённик своего орудия, был уже шрапнельным – с дистанционной трубкой, выставленной, как и советовал, машинист дядя Мирон, на удар.
Таймыр к этому моменту шёл параллельным курсом с английским судном с некоторым отставанием, и дистанция между ними составляла около четырёх с половиной кабельтовых. Расстояние это медленно, но увеличивалось, но наводчик уже успел пристреляться, и вторая по счёту шрапнель прошила тонкий фальшборт и разорвалась на полубаке, осыпав свинцовыми шариками палубу и мостик.
Эффект от этого попадания был несоизмерим с ничтожным (по меркам морских баталий, разумеется) калибром пушки Лендера. Одновременно погибли капитан «Пегасуса», рулевой и старший офицер авиаматки, так же находившийся в этот момент на судне. Ещё семь человек получили ранения разной степени тяжести – многие офицеры, не занятые непосредственно на своих боевых постах, поднялись на мостик, чтобы полюбоваться происходящим – и были вознаграждены за своё любопытство порцией шрапнели и осколков стекла из разбитых окон рулевой рубки. Среди пострадавших был штурман «Пегасуса», носивший погоны лейтенант-коммандера (что примерно соответствовало командиру корабля 3-го ранга в Морских силах РККА), а так же Джоунс, тоже не отказавший себе в удовольствии подняться на мостик, чтобы наблюдать за погоней.
Хуже было то, что в воцарившейся ненадолго на мостике панике некому оказалось взять на себя управление судном. Убитый рулевой, падая, крутанул штурвал, и нос «Пегасуса» быстро покатился в сторону берега. На «Таймыре» же сочли этот маневр попыткой выйти из-под обстрела, и ответили беглым огнём - благо теперь «англичанин» находился в зоне обстрела обеих пушек Лендера, стоящих на ледоколе. В ответ лихорадочно тарахтел «Льюис» и, надо сказать, не безрезультатно: одна из очередей проредила расчёт кормового орудия и заставила его умолкнуть - пока английский пулемётчик (сержант морской пехоты из состава взвода, приданного экспедиции) не был срезан ответным огнём «Максима», установленного на надстройке «Таймыра».

- Заряжай! – заорал командир орудия. - Снаряд где, стерво?
- Он убитый, тащ главстаршина! – отозвался наводчик. У него самого из пробитого пулей плеча текла кровь, но в данный момент это было не главное.
Главстаршина обернулся – заряжающий лежал на спине, уставив застывшую веснушчатую физиономию в небо, и в серых глазах отражались проплывающие редкие облачка. Грудь форменного бушлата пересекала строчка пулевых отверстий, но толстое сукно впитало кровь, и ни единого алого пятнышка не было на тщательно выскобленной во время недавней приборки палубе.
А ты чего встал – старшина спустил грохочущее, словно горный обвал, матерное ругательство, обращаясь к Семёну, испуганно прижимавшему к груди трёхдюймовый снаряд в жёлтой латунной гильзе. Не видишь – убит товарищ, значит, надо занять его место!
Матрос торопливо кивнул, кинулся к казённику и умело (учили всё-таки!) забросил унитар в зев казённика. Секундой позже пушка выпалила, посылая очередную порцию свинцовых пуль, заключённых в чугунный шрапнельный стакан, в сторону британской авиаматки. Бой продолжался.

Через четверть часа «Пегасус» уже горел – удачно пущенный снаряд разбил бочку с авиационным бензином, неосторожно оставленную в кормовом ангаре, и теперь пожарные партии отчаянно боролись с набирающим силу пожаром. Но на скорости и управляемости судна, это, однако, никак не сказалось – место убитого капитана на правах старшего по званию занял Джоунс, поминавший недобрыми словами Кроули, накаркавшего-таки беду на их головы. В самом деле: если бы на гидроавианосце сохранили прежнее вооружение, принесённое в жертву вместимости, его бы вполне хватило, чтобы показать русскому корыту, где раки зимуют – а теперь приходится удирать самым унизительным образом, отстреливаясь из единственной пехотной трещотки…
Обломки на мостике разобрали, срастили перебитые шрапнельными пулями штуртросы. К штурвалу встал второй сигнальщик, и гидроавианосец, раз-другой рыскнув на курсе, повернул форштевень на норд. Продержаться требовалось всего несколько минут – из-за горизонта уже высовывалась трёхногая мачта «Каледона», спешащего на помощь своему подопечному.
Появление лёгкого крейсера сразу изменило рисунок боя – разумеется, в пользу англичан. Стреляли они неплохо – уже третий залп лёг близким накрытием, причём новейшие осколочно-фугасные снаряды рвались при соприкосновении с водой, осыпая старенький ледокол градом осколков. Продолжать преследование в такой ситуации было сущим безумием, и командир приказал поворачивать. К тому моменту на «Таймыре» вышли из строя уже семь человек, трое убитыми и ещё четверо ранеными – пулемётчик, заменивший у «Льюиса» погибшего сержанта морской пехоты, знал своё дело туго.
Первое прямое попадание случилось через три минуты после того, как «Таймыр» начал разворот. Шестидюймовый снаряд, выпущенный из орудия BL Mk XII башни «В», разорвался на полуюте, уничтожив паровую лебёдку, выкосив целиком расчёт пушки Лендера и покалечив саму пушку. В течение следующих пяти минут в старый ледокол угодило четыре таких же снаряда, причём один из них разворотил мостик, уничтожив всех, кто на нём находился, во главе с командиром корабля. Теперь уже «Таймыр» лишился управления и принялся бесцельно описывать циркуляцию, поскольку руль остался в положении «лево на борт». Положение спас трюмный машинист – выбравшись на залитую кровью палубу, он понял, что судно никем не управляется и, встав к штурвалу на запасном рулевом посту, направил «Таймыр» к недалёкому берегу, туда, где в серых лужах пенились буруны. Выброситься на берег – это был единственный шанс спасти уцелевших из команды, а заодно и снятых с луды англичан.
Радист, не обращая внимания на осколки, пробивающие тонкие стенки радиорубки, лихорадочно стучал ключом, посылая в эфир залпы морзянки. Каким-то чудом ему удалось пробиться сквозь заполонившие эфир помехи, и оставалось только надеяться, что кто-нибудь сумеет принять этот последний рапорт погибающего корабля. А с полубака «Таймыра» продолжала стрелять уцелевшая пушка. Семён заряжал, а главстаршина, нацеливая орудие через ствол (с наводчиком, как и с прицельными приспособлениями, покончил осколок английского снаряда) вколачивал одну за другой шрапнели в корму «Пегасуса», охваченного пламенем от кормы до передней дымовой трубы.

- Команде приготовиться покинуть судно! – крикнул Джоунс и в жестяной рупор. Пламя, вырывающееся из разбитого русскими снарядами ангара уже подбиралось к мостику. Вот-вот огонь доберётся до скрытых под палубой цистерн с запасами авиационного топлива, и тогда...
Коммодор опустил рупор и повернулся к офицерам, почтительно ожидающим его решения. - Что ж, джентльмены, пора прекращать этот декаданс.
Он проверил, надёжно ли завязаны лямки пробкового жилета, и повернулся к офицерам, – Боцман, спускайте шлюпки. Раненых вперёд - мы не имеем права губить отличных моряков ради спасения этого старого корыта, тем более, что дело своё оно уже сделало. У короля много.
Уоррент-офицер, на рукаве которого красовались нашивки старшего боцмана, кивнул и скатился по трапу на палубу, где немедленно принялся распоряжаться спуском уцелевших шлюпок. Джоунс проводил его взглядом и снова взялся за жестяной рупор. Вот уж не думал, усмехнулся он, что однажды придётся применять старинную формулу «King has a lot» к судну, которым он сам будет командовать – пусть и в течение такого краткого промежутка времени.

Гидропланы 62-й минно-торпедной эскадрильи вышли на «Каледон» со стороны берега, с кормовых ракурсов. Оттуда никого не ожидали, а потому и прозевали атаку – зенитные орудия даже не были готовы к стрельбе. Впереди шла, выстроившись клином, тройка «ЮГ-1»; на подфюзеляжных креплениях у каждого висело по две бомбы системы русского инженера Орановского весом по двести сорок кг. Каждая. Бомбы эти были разработаны ещё в германскую и применялись на позднем её этапе с тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Сейчас немногие оставшиеся экземпляры этого грозного оружия хранились на складах Артиллерийского управления РККА; кроме того, некоторое их количество выпускал один из военных заводов для текущих нужд Красного Воздушного Флота – в-основном, бомбы расходовались во время учений.
Кроме того, на подкрыльевых бомбосбрасывателях имелось по две бомбы поменьше, восьмидесятикилограммовые, и такого же почтенного возраста. Сброс бомб осуществлялся штурманами Югов – согласно распоряжению комэска, сделать это следовало в два захода: сначала тяжёлые бомбы, потом те, что поменьше.
Крейсер лежал в дрейфе, принимая команду «Пегасуса» со шлюпок. На палубе ожидала команда морских пехотинцев под командой лейтенанта – им предстояло вскоре высадиться на русском ледоколе, выбросившемся на берег, и освободить пленных авиаторов. Поэтому – неудивительно, что атаку бомбардировщиков проспали все, включая сигнальщиков.

Первыми атаковала тройка Югов, сбросив на цель по паре тяжёлых фугасок каждый. Прямых попаданий не было, но одна бомба всё же легла близким накрытием, возле правой скулы крейсера. От гидравлического удара повылетали заклёпки, в отсек стала поступать вода. К тому же, от сильнейшего сотрясения сам собой отдался стопор, удерживающий один из трёх якорей, и он сорвался в воду, с грохотом разматывая цепь, пошёл ко дну. Но хуже всего было то, что бомба уничтожила одну из шлюпок, переполненную людьми с «Пегасуса».
Зенитчики, так и не покинувшие боевых постов после схватки с «Таймыром», опомнились довольно быстро, и когда «Юнкерсы» пошли на второй заход, встретили их шквальным огнём. Бомбардировщик командира эскадрильи, которому снаряд угодил в стык фюзеляжа и крыла и оторвал его, кувыркнулся в воздухе и рухнул в воду, не долетев до «Каледон» около километра. Ещё один задымил правым мотором и отвернул с боевого курса, и лишь «Юнкерс» командира эскадрильи вывалил бомбы на крейсер. И добился одного попадания в первую трубу – и не в бок, а точнёхонько в отверстие, из которого курился нефтяной дымок. Зенитчики рассчитались с отчаянным пилотом, расстреляв его гидроплан на отходе, но вред уже был нанесён. Во-первых, полученное повреждение непременно должно было сказаться на скорости, а во-вторых – и это оказалось самым серьёзным – зенитчики развернули свои орудия на правый борт, и смотрели, как и все на «Каледоне», включая сигнальщиков, именно в ту сторону. И прозевали пару торпедоносцев, вышедших на цель на высоте не более полутора десятков метров.
Головной ТБ-1 с номером «8» устремился в атаку сразу за ЮГами; вторая машина, несущая на киле большую красную девятку, пошла следом, с отставанием примерно в триста метров и метров на сто пятьдесят левее – так пилоты хотели заставить зенитчиков рассредоточить огонь. Сбросив торпеду с расстояния около полукилометра, машина легла в левый вираж с набором высоты, и тут-то оказалась в прицелах зенитных орудий «Каледона». Осколки снарядов семидесятишестимиллиметровой зенитной пушки лишь проделали несколько дыр в ребристом дюрале плоскости, не нанеся самолёту особого вреда. Зато повезло наводчику зенитного Hotchkiss Mk I. Эта пушка, прямой потомок «Гочкиссов», стоявших ещё на цусимских броненосцах, стреляла сорокасемимиллиметровыми снарядами – и один такой угодил в кабину пилотов, прикончив всех, кто там находился. Самолёт ещё несколько секунд летел по прямой, потом закачался, опустил нос и врезался в волны, унеся с собой изувеченное тело заместителя начальника УВВС Якова Алксниса. Сброшенная торпеда прошла далеко за кормой «Каледона».
Командир крейсера, успевший оценить ситуацию, хотел, было, скомандовать «полный вперёд» - но его остановило то, что у самого борта всё ещё болтались в воде шлюпки с людьми. Поэтому он крикнул боцману, чтобы «пегасовцев» поскорее поднимали на борт, скомандовал немедленно выбрать сорвавшийся якорь и передал в машинное отделение, чтобы там готовы были в любой момент дать «фулл спид».
Пилот второго ТБ-1, увидав, что ведущий четыре машины атаковал неудачно, сбросив свой груз мимо цели и поплатившись за эту попытку жизнью, решился на отчаянный, почти самоубийственный шаг. Он посадил самолёт на воду, подрулил, нацеливая его напересечку британскому крейсеру, и сбросил торпеду на малом двенадцатиузловом ходу – такую тактику применяли пилоты британских «Шортов» во время первых торпедных атак во время Мировой войны на Средиземном море, где их целями были боевые корабли и транспорты османской Империи. Расчёт смельчака был на то, что англичане решат, что самолёт упал или приводнился из-за полученных повреждений, и переключат внимание на что-нибудь другое. Так оно и вышло: отстрелявшийся и ставший легче разом на девятьсот килограммов ТБ-1 сумел взлететь, каким-то чудом избежав полетевших в его сторону снарядов.
Промахнуться с расстояния в шесть кабельтовых по неподвижной цели с едва двигающегося торпедоносца было мудрено. Торпеда, выпав из серповидных захватов-бугелей, потянула пенную дорожку – и уткнулась в борт крейсера футах в трёх от шлюпки, в которой ещё оставалось десяток моряков с «Пегасуса». Взрыв разнёс деревянную скорлупку в щепки, раскидав изломанные человеческие тела, и проделал в небронированном борту дыру площадью в полтора квадратных метра. На большее сравнительно слабый заряд авиаторпеды оказался неспособен, аварийные партии быстро справились с поступлением воды – но командир «Каледона» запаниковал, что, конечно, не подобает офицеру Королевского флота. Однако факт остаётся фактом: он приказал поднять из воды немногих уцелевших моряков с «Пегасуса» и скомандовал «Полный ход». Об авиаторах с разбившегося «Саутгемптона», которые остались на разбитом русском ледоколе, никто на крейсере так и не вспомнил.

Джоунс Томас Хинчли, коммодор Королевского флота, сотрудник военно-морской разведки и доверенный помощник Великого Мастера Ложи, Артура Уильяма Патрика, принца Великобритании, герцога Коннаутского и Стратернского, умер в лазарете «Каледона» спустя два с половиной часа, так и не придя в сознание. Взрывом торпеды ему оторвало обе ноги ниже коленей, но корабельный хирург всё равно боролся за жизнь начальника экспедиции до тех пор, пока болевой шок и потеря крови не сделали своё дело.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t888900.png
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t530532.png

+2

210

VII

Если бы не краснофлотец, который помог ему спуститься на поплавок, а потом, по сходням сойти на наплавной пирс – Бокий нипочём не смог бы преодолеть эти два с половиной десятка шагов, отделяющие покачивающийся на воде ТБ-1 от суши. Почувствовав под ними твёрдую землю, он испытал острейшее желание сесть прямо тут, и лишь усилием воли подавил этот приступ слабости. Окружающие должны видеть в нём – как и во всех высших чинах ОГПУ – хотя бы тень Железного Феликса.
К счастью рядом уже пофыркивал старенький автомобиль, марку которого он даже не попытался определить, хотя, обычно делал это машинально. Подоспевший адъютант раскрыл дверцу, помог патрону сесть на заднее сиденье и устроился рядом, не произнеся ни слова. Похоже, он так и ждал его тут с того самого момента, когда начальник Спецотдела вместе с другими членами экипажа торпедоносца поднялся по лёгкой лесенке на крыло и скрылся в недрах корпуса гидроплана. И только когда они выгрузились из машины и поднялись на второй этаж здания, над крышей которого полоскался на ветру зелёный вымпел Морпогранохраны. В здании располагался штаб Мурманской базы, и здесь высокому визитёру отвели, как и полагается в подобных случаях, отдельный кабинет с приёмной. Бокий вошёл, но не стал садиться за стол, а устроился на потёртом кожаном диване в углу, и адъютант всё так же молча подал папку с поступившими депешами
Пробежав глазами верхнюю, Бокий сразу потребовал к себе начальника базы. Положение, занимаемое им в иерархической структуре ОГПУ, позволяло отдавать подобные распоряжения - хотя в ином случае Глеб Иванович предпочёл бы проявить вежливость и сам прошёл бы в его кабинет. Но ноги не держали совершенно, и он чувствовал, что попросту недостанет сейчас сил оторвать своё истерзанное жёстким откидным сиденьем седалище от восхитительно мягкого дивана. Бокий не так уж часто пользовался воздушным транспортом, а потому перелёт от Мурманска до мыса Чёрный, воздушный бой (из которого он запомнил лишь тупой треск, с которым осколки зенитных снарядов пробивали кольчугалюминий фюзеляжа), и возвращение на базу вытянули из него остатки душевных и физических сил. На то, чтобы разыскать начальника базы уйдёт, пожалуй, четверть часа. За это время он успеет хлебнуть обжигающего, очень сладкого чая из заранее приготовленного адъютантом термоса, проглотить пару бутербродов с колбасой и хоть немного перевести дух. Но сначала – Бокий ещё раз пробежал глазами депешу. Полтора часа назад состав, на котором везли Блюмкина и сопровождавших его медиков прибыл в Кандалакшу. Прибывших разместили в заранее отведённом доме, наладили охрану, и ГПУшный чин, отвечающий за транспортировку «объекта» перевозки, интересуется – отправлять ли того дальше по маршруту (хорошо хоть не написал «по этапу – усмехнулся про себя Бокий) или дожидаться дальнейших распоряжений?
Он ненадолго задумался, потом черкнул несколько слов карандашом прямо на бланке телеграммы и подозвал адъютанта. Пусть «объект» пока подождёт – от него не убудет, а самому Глебу Ивановичу, прежде чем принимать решение, что делать дальше, нужно сперва разобраться в обстановке.

Начальник Мурманской базы Морпогранохраны уже знал о гибели Алксниса. На его петлицах красовался один ромб, на два меньше, чем у Бокия, и он гадал, не собирается ли тот переложить на него самого ответственность за всё, что творилось здесь в течение этих суток.
Но после первых же слов он немного успокоился – похоже, московского гостя интересовали сейчас вещи, не связанные с поиском виновных. Перво-наперво тот обратился к заместителю командира 62-й эскадрильи, прибывшему одновременно с начальником базы. После гибели комэска тот принял эскадрилью – вернее то, что от неё осталось после атаки на британские корабли – и теперь растолковывал московскому гостю, что выполнить его распоряжение о подготовке прямо сейчас, немедленно, бомбардировщика для срочного перелёта в Кандалакшу невозможно при всём желании. Из эскадрильи вернулись назад только две машины, в фюзеляжах и плоскостях которых немало пробоин и осколков от пуль – с крейсера по ним, кроме зениток, лупили ещё и два пулемёта «Виккерс». Третий «Юнкерс», у которого загорелся один из двигателей, хоть и сумел уйти, но, пролетев почти полсотни километров, вынужден был совершить посадку возле крошечной рыбацкой деревушки, не отмеченной на полётных картах. Сейчас, как торопливо пояснил начальник морбазы, туда направляется сторожевик СК-1, чтобы оказать помощь экипажу. Так что заезжему начальству могут выделить, разве что, одномоторный МР-1 - да и то, не раньше, чем через полтора часа, поскольку машина неисправна и раньше взлететь никак не сможет.
Ругаться, требовать, угрожать арестом и прочими репрессиями было бесполезно, это Бокий сразу понял. Он только поинтересовался, что там с «Таймыром», и удалось взять в плен англичан – и получил ответ, но нет, никаких сведений на этот счёт не поступало, по-видимому, на ледоколе вышла из строя рация. Пусть МР-1 готовят к вылету, распорядился начальник Спецотдела, и немедленно – немедленно, вы слышите? - отправляют на поиски «Таймыра». Ах, на МР-1 нет рации? Да, действительно, он как-то упустил это из виду… Ну, ничего, пусть разыщет, сообщит, когда вернётся. Сейчас архиважно как можно скорее прояснить судьбу пленных англичан и организовать их переправку сюда, в Мурманск – это под вашу личную ответственность, товарищи… Да-да, понятно, что в кабину самолёта-разведчика кроме пилота влезут, максимум, двое. Значит, надо как можно скорее отремонтировать один из гидропланов минно-торпедной эскадрильи и вывозить пленных уже на нём. Что? Рискованно? Может, стоит напомнить, что вы служите в Красном Воздушном флоте, а не швейцаром в ресторане «Метрополь»? Вот и отлично, об исполнении доложите немедленно… А вы, товарищ начбазы, передайте, если это вас не затруднит, конечно, на железнодорожную станцию, чтобы срочно готовили паровоз с моим вагоном. До Кандалакши тут езды часа три, не больше – заодно хоть немного смогу отдохнуть, а то после второго за сутки перелёта голова решительно откажется соображать…

- Барченко объявил, что откладывает пробный запуск установки на сутки. – сказала Елена. Она пришла с совещания в штабной палатке, куда меня не позвали по причине отсутствия в базовом лагере. Сутки напролёт мы, выкладываясь сверх человеческих сил, монтировали на Сейдозере башню - «Юнкерс», доставлявший её части, приводнялся прямо на девственной глади Сейдозера, перепугав и возмутив до глубины души обитавшие на его берегах здесь семейства лопарей. Процессом руководил Гоппиус; он изо всех сил подгонял и строителей и помощников, то есть нас – и в итоге работы были закончены на сутки с лишним раньше намеченного срока, о чём мы с Евгением Евгеньевичем и прибыли доложить лично, одолев тропу через перешеек за рекордные пятьдесят три минуты. Он - верхом на знакомом уже олене, которого вёл под уздцы проводник Ивашка Ковуйпя, я – быстрым шагом вслед за ними обоими. И вот, пожалуйста! Стоило ли, спрашивается, торопиться?..
- Из Кандалакши по радио сообщили, что прибывает Бокий. – продолжала женщина. – Собственно, он уже вылетел четверть часа назад, на «Юнкерсе». И с ним – сам угадаешь кто, или подсказать?
- Чего тут угадывать-то? Тоже мне, бином Ньютона…
В самом деле, играть в угадайку было незачем – не прошло и четырёх суток, как Елена передала со своим курьером в Москву требование доставить в лагерь экспедиции Блюмкина. Оставалось удивляться, что неповоротливая обычно машина советской администрации сработала на этот раз так оперативно.
- А ему самому-то что тут понадобилось? – недовольно буркнул Марк. Мы с Еленой по взаимному согласию просветили его касательно роли Бокия в нашей истории, и теперь он юноша вздрагивал при каждом упоминании его имени. Семья Марка Гринберга натерпелась в своё время от ЧК и, хотя он сам носил теперь в кармане корочки внештатного сотрудника ОГПУ, а в кармане миниатюрный «Кольт» с подарочной гравировкой, он всё равно реагировал на упоминание руководителей этой организации весьма болезненно.
Елена пожала плечами.
- Пути начальства, особенно, такого высокого, неисповедимы. Знаю только, что Бокий участвовал в рейде против английских кораблей, и сразу после возвращения в Мурманск отправился в Кандалакшу. Полагаю, хочет лично поучаствовать в эксперименте.
О баталии, состоявшейся возле мыса Чёрный, мы уже знали – как и о том, что посланный приказом Бокия МР-1 отыскал-таки выбросившийся на камни «Таймыр». Ледокол был жестоко избит снарядами британского крейсера, треть команды выбыла из строя, однако радист сумел починить радио и сообщить о состоянии судна. В том числе – и о том, что на борту ледокола находятся пленные англичане, числом восемь голов. Один из них, правда, уже умер, поскольку ещё до того, как попасть на «Таймыр» успел получить пулю в живот, но остальные – живы-здоровы, хотя и не сказать, чтобы веселы.
Обидно. – сказал я. Всё, вроде, готово, завтра с утра планировали начать – а тут такой пердимонокль. Знаю я это начальство, хоть чекистское, хоть ЖЭКовское. Все они одинаковы: как появятся, немедленно потребуют ввести в курс, потом примутся придираться ко всяким мелочам, и в итоге дело затянется ещё суток на трое. Это если повезёт.
Бурчал я, пожалуй, зря: кому-кому, а мне было хорошо известно, что Бокий, как мог, подгонял Барченко и Гоппиуса. Он и прилетает-то, наверное, для того, чтобы всемерно ускорить работы над проектом.
- Есть ещё информация. – снова заговорила Елена. – Вроде бы, Бокий оставил в Кандалакше своего адъютанта с приказом всемерно ускорить переброску..м-м-м… подопытных сюда, на Сейдозеро. А так как самолёт у нас остался только один, то на это потребуется не меньше пяти рейсов. С учётом отдыха экипажа и технического обслуживания – суток трое. Так что торопиться некуда.
Я кивнул. Татьяна права, если исходить из того, что Барченко с Гоппиусом запустят свою адскую шарманку только когда под рукой будет всё - от спецкурсантов, готовых поделиться своей «паранормальной аурой», до зеков, готовых к совсем иному употреблению. Однако, по моим сведениям, Гоппиус собирался произвести пробное включение установки, а для этого «человеческий материал» ему не понадобится. На это у меня и был расчёт: когда в лагерь доставят два с половиной десятка заключённых, то с ними прибудет и конвой, и стрелки охраны – а это ещё сильнее усложнит то, что нам предстоит провернуть…
Марк выпрямился и, прежде чем посмотреть на меня, кивнул Елене. Это было чуть заметное движение, но я его уловил.
…Заговор? Только этого сейчас мне не хватало…
- Тебе не кажется, Алексей… - медленно сказал он, - что пора уже рассказать нам, что ты на самом деле задумал? Нет, мы с Еленой Андреевной тебе, конечно, полностью доверяем, но не хотелось бы действовать вслепую. Итак?
…Точно, заговор и есть! И ведь никуда не денешься. Я до последнего откладывал этот разговор – но, похоже, дальше уже некуда…
- Значит, вы оба считаете, что пора? - Я в упор посмотрел на Марка (он не выдержал, и отвёл глаза), потом на Елену. Ответом мне был задорный, с хитринкой взгляд – настоящий вызов, и уж конечно, она-то прятать глаза не собиралась.
- Значит, считаете, что пора? – повторил я. – Учтите только, это будет звучать, как полный бред и фантастика, похлеще Уэллса или Алексея Толстого – но поверьте, так всё оно и есть. Слушайте – и не говорите потом, что вас не предупреждали.

Всё повествование – вместе с некоторыми техническими деталями, а так же подробным описанием трёх последних флэшбэков, во время которых мы с «дядей Яшей» худо-бедно, но сумели согласовать свои действия – ушло около часа. Под конец физиономия у Марка сделалась совсем уж озадаченной – когда я закончил, он пробормотал что-то типа «теперь всё ясно…», заявил, что ему надо хорошенько это обдумать, и сделал попытку улизнуть. Я поймал его за рукав и не отпускал до тех пор, пока он не поклялся самой страшной из клятв, что ни слова не скажет Татьяне. Поклясться-то он поклялся, но потом посмотрел на меня исподлобья, поверх очков, и сказал – не спросил, не попытался возразить, а просто сказал: «Как же так, ведь она там тоже будет…»
Я не нашёлся что ответить, и он ушёл.
- Ты, правда, думаешь, что это у вас получится? – спросила Елена. «У вас – относилось, надо полагать ко мне и моему «контрагенту», которому предстояло ждать часа «Х», сидя в лабораторном кресле, опутанным проводами и с дурацкой алюминиевой шапочкой на голове.
- А что, у меня есть варианты? – огрызнулся я. Не люблю бесцельных вопросов – особенно, когда нервы и без того на пределе.
Она всё поняла правильно. Улыбнулась, подсела ближе, так, что плечи наши соприкоснулись, и провела рукой по моей щеке. От этой ласки мне немедленно сделалось легче.
… А ведь если всё пойдёт так, как я – мы! – задумали, я её больше никогда не увижу…
- Знаешь, я не хотела говорить при Марке… - тихо сказала Елена. – Бокий вместе с Блюмкиным привёз из Кандалакши ещё и Нину Шевчук. Ну, помнишь, которая чувствовала смерть? Она потом ещё вешалась у вас в коммуне…
Такое, пожалуй, забудешь! Видимо, удивление, причём далеко не радостное, отразилось на моей физиономии, потому что она поспешила добавить:
- Честное слово, Лёш, я не знала, а то бы предупредила раньше. Видимо, Барченко ещё раньше передал заявку насчёт неё, вот и воспользовались случаем отправить её и Блюмкина вместе, одним транспортом. Только не спрашивай, зачем она Александру Васильевичу, сама гадаю.
- Ну, это-то как раз самое простое. - заявил я преувеличенно бодро. – Помнишь, он говорил, что для генерации потока нейротической энергии понадобятся усилия всех шестерых, включая и тебя?
О том, что появление Нины, о котором я уже успел узнать, показалось мне куда более зловещим знаком, я решил пока умолчать.
Елена, чуть помедлив, кивнула. Похоже, моя показная уверенность её не убедила.
- Что ж, возможно, ты и прав. А сейчас – давай прогуляемся немного по берегу, хорошо? У меня к тебе ещё несколько вопросов. Например - как вы собираетесь…
Я вздохнул и поплёлся за ней следом.
https://forumupload.ru/uploads/0000/0a/bc/10781/t40750.jpg

+3


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Хранить вечно. Дело #3