Фантастический рассказ об ученом-фанатике, который пренебрег безопасностью, чтобы провести рискованный эксперимент и доказать свою правоту.
Как я добрался до железнодорожной станции в маленьком областном городке, не вспомню. Когда садился на автобус, все еще била крупная дрожь. Пережитое казалось страшным сном. Некоторые пассажиры в автобусе кидали на меня странные взгляды. Отчего так, я понял только на вокзале, когда в ожидании электрички, зашел в туалет и посмотрел в зеркало. Моя черная шевелюра стала седой!
В электричке и по дороге до дома, вновь и вновь переживал этот злосчастный день. На работе у меня начался законный отпуск, к которому, как оказалось, я совершенно не подготовился. Свободного времени образовалась прорва, а на что его потратить, не определился, хотя кое-какие задумки имелись. Мне тридцать, проживаю в Новом Уральске, в собственной однушке. Работаю в газете "Уральские новости", небольшом рекламном листке. В первый день отпуска, когда я оказался предоставлен самому себе и задумался, как его организовать и куда направить стопы, неожиданно раздался телефонный звонок. Звонил мой школьный товарищ Дима Соколов, работавший в предгорьях, от моего дома в паре сотен километров, в каком-то наукограде. Не часто он меня баловал звонками. С наступлением лихих девяностых наука сдулась, Митька вполне мог потерять работу. Может, потому и позвонил, что приперло?
- Привет, Серега! - услышал я его бодрый голос. - Ты мне срочно нужен.
- Я в ваших науках ни бум-бум, - ответил я.
- У меня напарник уволился и уехал домой. А мне, кровь из носа, надо подключить установку, ты ведь в электрике шаришь? Видишь ли, в чем фишка, мы с ней мучились целых четыре года, настраивали, дорабатывали, а когда осталось сделать последний шаг, проект накрылся медным тазом, денег не стало. Обидно, однако!
- А к чему такая срочность? Давай подъеду дня через три.
- Новый менеджер, этот сукин сын, Лаврентьев, договорился о продаже оборудования с объекта по цене железа. Мы с ребятами установку довели до ума, пахали, как бобики, осталось провести испытание, а тут такой облом!
Я тяжело вздохнул. Поездка к морю и отдых с какой-нибудь милой кралей в приморском бунгало, похоже, откладывались на несколько дней.
- Хорошо, Митяй, - сказал я, - выезжаю завтра утром, жди меня и я приду.
- Ты настоящий друг! - обрадовался он. Если бы я знал, во что вляпался!
Что сказать про объект, где творил гениальные задумки мой школьный друг? В глухом местечке, в Уральских предгорьях, расположилось небольшое, хорошо оборудованное здание, с помещениями для персонала и охраны, ныне, впрочем, отсутствующей. Не то, чтобы охранять было нечего, просто объект уже продали вместе с уникальным оборудованием. Митяй был единственный, кто задержался, но у него не было перспектив. Зарплата приказала долго жить, так что, хочешь, не хочешь, а придется ему тоже увольняться. Вскоре от объекта останется пустое здание, которое пойдет под какой-нибудь склад с китайским спиртом "Рояль" или еще какой отравой. Димон мечтал завершить проект и провести заключительный эксперимент, который должен был доказать гениальность его, как руководителя и автора идеи. Помню, как он радовался, когда несколько лет назад им выделили под это дело немалые средства.
- Представляешь, Серега, - с воодушевлением рассказывал он, - начальники не верили в затею, но денег отвалили. Видно, почуяли, что приближается северный пушистый зверек и напоследок расщедрилась. Только слишком поздно. Теперь вряд ли удастся доказать маститым чудакам из Академии, что мы тут не зря хлеб ели!
Я не видел смысла в каких-либо доказательствах, на переломе эпох никому они стали не интересны, но промолчал. Пусть на последок потешит самолюбие. Даже если многолетняя работа приведет в тупик, Димка должен убедиться, что выложился на все сто.
Он никогда мне не раскрывал суть ведущихся здесь работ. Всего их было пятеро фанатов от науки, три биолога, инженер и физик. Мне было только известно, что в проекте участвовали военные. Но вот наступил крах, через несколько дней новый владелец здания пришлет транспорт, чтобы забрать оборудование, отвезти на свалку или даже в переплавку.
Димка предложил мне чай, я не отказался.
- И что это за гениальный эксперимент, из-за которого ты меня сюда вытащил? - спросил я, понимая, что за переработку ему никто и копейки не заплатит.
И тут он понес такое, от чего у меня уши свернулись в трубочку. Я всегда знал, что он одержим идеями НЛО, пришельцами, древними цивилизациями, которые до сих пор прячутся в глубинах океанов. Но чтобы такое!
- Эти сказки ты от бабушки услышал? - спросил я.
В ответ он рассказал случай, который поведал ему отслуживший в армии товарищ. Инцидент произошел в Сибири, когда военные на ракетной базе обстреляли слишком любопытную летающую тарелку. После чего солдаты, все, кроме одного, спрятавшегося в бункере, превратились в камень.
- Как-то это выглядит несерьезно, - усомнился я, - над этим вы и работали?
- Было дело, - признал он, - облучали лягушку из нашей установки, она окаменела, частично, к сожалению, пришлось еще параметры поля уточнять.
- То есть, вы создали сказочное оружие, эдакую голову медузы Горгоны? И кого же ты собираешься превратить в камень?
- Ты голоден? - вдруг спросил он.
- Я завтракал.
- Тогда давай прогуляемся, здесь недалеко, покажу тебе установку, там, как я и говорил, осталось подключить питание.
Он указал на окно, в котором виднелась ближайшая гора.
- Часа за полтора доберемся. Быстрее было бы на квадроцикле, только дорог там нет, не проехать. Включим установку, проведем испытание, убедимся, что все получилось, потом вернемся и пообедаем.
- А если не получится? - усомнился я. Он посмотрел на меня так, словно я сказал глупость. Суть эксперимента Дмитрий обещал рассказать на месте. Что же я увидел, когда мы добрались до горы? На самом деле, это оказалась не гора, а скала необычной формы. У подножия притулился агрегат, состоявший из двух больших блоков. К агрегату были подтянуты кабели, которые, видимо, следовало подключить.
- Это блок питания, - сказал Дмитрий, - а вон там тройной излучатель, я целый месяц промучился, подбирая режимы, но, в конце концов, все должно получиться.
- Уж не собираешься ли ты превратить меня в нерукотворную статую? - с подозрением спросил я. От такого фаната науки, как мой приятель, можно ждать, чего угодно.
- Разумеется, было бы, интересно, превратить живую материю в камень, а затем вернуть к первоначальному состоянию, - ответил он. - Кстати, в сказках такие случаи упоминаются. К примеру, в одной из них, название не помню, главный герой, чтобы спасти любимую, проникает в жилище колдуна с намерением выкрасть лечебные ягоды. А тот застает его за кражей. И вот у нашего героя сначала ноги превратились в камень, затем окаменело все тело. Напоследок колдун спросил, может ли тот что-то сказать в свое оправдание. Узнав, что ягоды понадобились для спасения жизни любимой девушки, хозяин расколдовал героя и, мало того, подарил ему спасительные ягоды. Как видишь, если судить по этой истории, процесс вполне обратим, что я и собираюсь доказать.
- А где животное для эксперимента?
- Не животное, - засмеялся Дмитрий, - а вот эта скала.
- Что? - я в растерянности уставился на огромный каменный массив.
- Для начала давай поднимемся на вершину, - предложил он.
Пока мы поднимались по узкой тропе, приятель вкратце изложил легенду о войне богов, в которой были уничтожены великаны. Даже упомянул апокриф о путешествии Еноха на небо, в котором повествуется о том, как Бог покарал звездных стражей, в его отсутствие сошедшихся с земными женщинами и уничтожил гигантов, родившихся в результате этой связи.
- Причем тут легенды и твоя работа? - спросил я, когда мы поднялись, наконец, на площадку на вершине скалы. На округлой голой скале не было видно никаких следов растительности.
- Эта скала напоминает человека, - заметил я, - нечто похожее я наблюдал на Красноярских столбах, там одна из скал так и называлась "Старик".
- Посмотри вон туда, направо, видишь, руку?
Действительно, справа виднелось плечо и каменная рука. Словно кому-то в древние времена понадобилось вырезать в скале эту руку. Взгляд мой устремился дальше, и тут меня проняло, я увидел ладонь и пальцы, на которых четко прослеживались ногти. Вряд ли неведомый скульптор озаботился бы вырезанием ногтей. Да и вообще, кому это здесь, на ста пятидесяти метровой высоте, понадобилось?
- Вижу, ты проникся, - удовлетворенно произнес Дима - осталось спуститься и включить установку.
- Ты собираешься оживить скалу? - дошло до меня. Я окинул взглядом огромный круглый камень, венчающий вершину, который слишком напоминал гигантскую голову. Даже наметки ушей присутствовали. Тропа пересекала нос с горбинкой и подбородок, дальше грудь и довольно-таки большой, выпуклый живот. Димкин эксперимент никак не мог уложиться в моей голове, слишком необычно он выглядел. Кому вообще могла прийти в голову столь фантастическая и дикая идея?
- Без воды клетки не оживут, - заметил я, хотя и не был специалистом-биологом, - за прошедшие тысячелетия они безнадежно высохли и стали мертвее мертвых.
Дмитрий покачал головой.
- Последние две недели здесь шли обильные дожди, - сказал он, - погода резко менялась, дневная жара сменялась ночным холодом. В окаменевших клетках в малых количествах должна была сконденсироваться влага. Главное, там уцелели ядра. Это хорошо видно в обычный микроскоп. Процесс окаменения я назвал каменным анабиозом, - он с гордостью посмотрел на меня, - надеюсь, в научных кругах это название, все-таки, когда-нибудь приживется. Что касается влаги в клетках, судя по расчетам, на одну-две минуты ее должно хватить.
Вряд ли маститые академики в ближайшие годы станут экспериментировать с "живыми" окаменелостями, ссылаясь на "каменный анабиоз" доцента Дмитрия Соколова. Чем бы ни закончился сегодняшний день, о результатах фантастического эксперимента никто не узнает, а память о биологической лаборатории канет в лету.
Кто бы знал, как мне не по душе была эта история, потому что есть вещи, которых человек не должен касаться. Но я не мог бросить Димку и уйти, он бы этого не понял, и дружбе нашей пришел бы конец. Жаль, что всю эту технику не вывезли еще вчера.
Пока мы спускались, я думал, сколько на планете могло сохраниться окаменевших гигантов. А если их, не десятки или сотни, а тысячи или даже сотни тысяч? Что произойдет, если всех великанов вернуть к жизни? Тот, кто с ними столь жестко расправился, вряд ли мог предположить, что в будущем появится такой вот непризнанный гений вроде Димы Соколова, который возмечтает их оживить.
- На сегодняшний день ученые не в состоянии возродить даже мамонта, - заметил я, - а ты взялся решать задачу, на порядки более сложную.
- Должен признать, мне чертовски повезло. Не иначе, как чудом удалось найти верное решение проблемы, хитрым образом синхронизировав импульсы.
- А стоит ли их оживлять? - усомнился я, когда мы занялись подключением аппаратуры.
- Ты не понимаешь? - он с недоумением вытаращился на меня. - Это колоссальный шаг в науке, в познании живого. Это как... - он задумался, - впервые полететь в космос или опуститься на другую планету, луну, например.
- Кстати, - я вдруг припомнил сказку из далекого детства, - великаны, циклопы в том числе, были существами агрессивными. Не боишься такого оживить?
Он только рукой махнул.
- Говорю же, минута, две, и гора снова станет камнем.
- Ну да, карета превратится в тыкву, а слуга в крысу. Дима, никто не узнает о результатах твоего гениального эксперимента, - пытался я опустить его на землю, - Аппаратура окажется на свалке, из лаборатории сделают товарный склад.
- Не трави душу, - упрямо сказал он, - вот увидишь, я добьюсь признания.
Подключение аппаратуры заняло чуть меньше часа.
- Плотность поля на максимуме, - деловито произнес Дима, устроившись за пультом, - начинаю отсчет: двадцать, девятнадцать...
Когда он дошел до нуля, раздался оглушительный грохот, по земле прокатилась волна, сбившая меня с ног. Я увидел фантастическое зрелище, скала стала меняться на глазах. Появились четыре опоры, руки и ноги, словно колонны, уперлись в землю, затем гигант поднялся во весь свой колоссальный рост и оглушительно заорал: "Арх грых карнах ан талаш!". Что означал этот вопль? Призыв о помощи к тем, кто давным-давно ушел? Или таким образом он выразил свою ненависть к врагу? Димка, сбитый ударной волной, поднялся, повернулся ко мне и поднял кверху большой палец.
- Беги, спасайся! - крикнул я, однако он и не подумал двинуться с места. В руках у него появилась миниатюрная камера. Он собирался фиксировать ход эксперимента.
В это время гигант нас заметил. Шаг, еще один, и вот он уже рядом. Я вскочил и побежал. Ужас гнал меня прочь от этого страшного места. Но далеко убежать не удалось, я споткнулся и упал, чтобы увидеть, как гигант, приплясывая на одном месте и сотрясая землю, превращает в крошево аппаратуру вместе с Димкой. Но вот взгляд из глубины тысячелетий, на перекошенном ненавистью жутком лице, остановился на мне. Ладонь величиной с легковой автомобиль поднялась, чтобы меня прихлопнуть. Нервы мои не выдержали, я закрыл глаза и на мгновение выпал из реальности.
Очнувшись, удивился, что жив и относительно цел. Убийственная ладонь совсем немного до меня не дотянулась. Гигант окаменел, теперь уже навсегда. Димка был прав, оживляющего эффекта хватило всего на несколько минут. Уникальная аппаратура вместе с моим гениальным другом была погребена под образовавшимся скальным массивом. Делать мне здесь было больше нечего, я отправился в обратный путь. Если кто и займется исчезновением аппаратуры и последнего работника лаборатории, а также неожиданным перемещением скального массива на другое место, вряд ли свяжет эти события со мной. Тем не менее, я ожидал неприятных звонков или визитеров, к счастью, таковых не оказалось. До сих пор не могу забыть страшные минуты и избавиться от картины, которую опять вижу, словно наяву. Как семимильными шагами ко мне приближается великан, собираясь раздавить, словно домашнего таракана.
Отредактировано VICTOR (09-08-2023 21:35:39)