Первая сборка тома №3
Степан
Новое звание, за создание новой ЗСУ и за участие в освобождении Выборга. Ничего не понятно, как обычно – приняли на вооружение «Вяз-2» (да, прилипло название), а его разрабатывали не мы, а другая группа в инициативном, практически, порядке. Впрочем, разработчиков тоже не обидели, так что шут с ним. Итак, новое звание, новая форма, со свежевведёнными погонами и новая работа.
Увы, заняться ПВО толком не удалось – впечатлённое действиями ОМСБРОН наше командование приняло решение развернуть нашу бригаду в дивизию и сформировать дополнительно еще несколько точно таких же бригад. Дивизия получалась размером с корпус – танковая и три механизированных бригады. Но из-за потерь командиров не хватало даже здесь, поэтому паровоз уносит мою тушку на юг – помогать местным формировать Тяжёлую Рейдовую Бригаду, будто они без меня не справятся, ага.
На фронте – относительное затишье, оба противника готовятся к лету. Мы – формируем крупные танковые соединения, взамен разбитых прошлым летом, и копим силы для удара, готовясь устроить немцам сюрприз (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить). А вот что собираются делать немцы, знают только они сами, но не думаю, что нам это понравится. Особенно если учесть, что бомбёжки Плоешти они фактически прекратили, стянув туда всю румынскую и значительную часть своей ПВО. Что там сейчас – не ясно.
На Тихом океане – серьёзная драка, причём амерам и бриттам попадает довольно серьёзно, хотя про разгром и речи нет, тож веселье.
А у нас приближается лето. Лето одна тысяча девятьсот сорок второго года. И каким оно будет – я не знаю, а гадать не буду.
Перед отправлением в меру своих возможностей попытался выяснить, что с нашими потеряшками – Доком и Фалангером. Увы, узнать не удалось практически ничего. Док пропадал на заводах, доводя до ума тяжёлые бронемашины. Кстати, а к СУ-130 Змея он отношения не имеет? Уж больно компоновка характерная. А Фалангер уже убыл на испытания своего комплекса. Ну, что ж, удачи нам всем. Она нам, думаю, понадобится.
Фалангер
Первый "автоматизированный комплекс РЭБ 2 поколения" с телекодовой аппаратурой наконец-то был отлажен и прошел все полигонные испытания. Теперь для связи комплекса постановки помех со сканирующим комплексом не требовалось дюжина кабелей для связи сельсин пар и телефонный кабель. Эту роль на себя брала телекодовая станция, которая принимала информацию с сельсинов, преобразовывала в кодовые последовательности и передавала по обычном последовательному каналу связи. Хоть телефонном или телеграфному проводу, хоть по радиоканалу с использованием обычных радиостанций. А на стороне комплекса постановки помех была станция дешифровки телекодовой информации совершающая обратное преобразование кода.
Это очень расширяло возможности комплекса РЭБ, теперь один сканирующий комплекс мог выдавать информацию для работы нескольких комплексов постановки помех. А главное - теперь разнос комплексов сканирования и постановки помех не был ограничен длиной линейно-кабельной линии для связи сельсин-пар. Правда и машина линейно-кабельной связи никуда из состава комплекса не делась. Не всегда безопасно использовать радиоканал связи, а во многих ситуациях вполне хватает разноса сканирующего комплекса и станции постановки помех на длину кабельной линии.
А теперь комплексу предстояли боевые испытания на фронте. И я запилил куратора от ГБ чтобы меня отправили с комплексом на фронт. Потому что от "завода имени Фрунзе" у меня уже начался нервный тик и перманентное рычание на всех встречных. Благодаря моим усилиям за прошедшее время завод разительно преобразился и стал достаточно похож на настоящее высокотехнологичное радиоэлектронное производство. Но чего мне это стоило!
Начиная от массы случаев когда приходилось разговаривать матом, а зачастую и устраивать рукоприкладство. За что моментально начала строчится масса анонимок с попытками подвести под 58 статью и "вредительство". Первое время разборки по этой теме мне нервов тоже не подавляли, но потом "сверху" пришла по линии ГБ команда и теперь все кляузы на меня сразу отправлялись в печку без прочтения. Сам товарищ Берия приказал письменным приказом так делать, о как!
Не малой победой было и разбирательство насчет нормальной работы заводской столовой и нормального питания заводчан. Как известно - в столовых воруют везде и всегда, не зависимо от строя. Но - иногда воруют по тихому и незаметно почти, а иногда воровство принимает просто чудовищные формы. В моем случае воровство было умеренным, а вот сама организация питания и обслуживания... Матюги мои были громки и многочисленны. И опять пришлось вправлять мозги и немного постращать вороватый персонал, чтобы не бурел и не расслаблялся...
Не менее увлекательными были разборки и с доблестными нашими конструкторами-разработчиками. Почти все как один считали себя самыми гениальными гениями все времен и народов, а на ГОСТы и нормативы стремились покласть большой и толстый. Ну прямо как Бондарчук - "Я так вижу!" Но и тут удалось более-менее как то организовать народ. Кого просто силой убеждения, кого великим и могучим, а кого и банальным мордобоем.
Все утряслось на время и даже нормально заработало, стали проявляться последствия моей докладной записки в виде нормальных радиодеталей, новых мощных ламп выходных каскадов, приборов и инструментов, да и сами мы своими силами на заводе делали что могли из оснастки с оборудованием, стендами. Да и рабочие на заводе тоже профильтровались - неадекваты полные были отсеяны, средне-адекватные были подтянуты до адекватных, были набраны и обучены новые кадры из молодых. Особенно хорошо себя показали радиолюбители молодые.
А потом начался второй тайм марлезонсокго балета - в заводском КБ был образован отдел автоматики и телемеханики. В него пришла часть спецов от зенитчиков, разрабатывающих системы следящих приводов для орудийной наводки и кучка бывших сидельцев еще из ОСТЕХБЮРО. И вот с "телемеханиками" все пришлось повторять по новой, а у меня и так уже были истрепаны нервы. Но в конце концов и этот этап был пройден и мы смогли коллективными усилиями "родить" телекодовую аппаратуру для комплекса РЭБ.
Я знал как и что надо сделать, что должно быть в результате, а местные кадры знали из чего это сделать. Вот совместными усилиями и творили. И опять бессонные ночи в прокуренном помещении КБ, подбадривание себя "чифирем", который варили сидельцы по привычке и для повышения работоспособности, споры до хрипоты, горы исчерченной бумаги и ящики сточенных карандашей, короткий сон в кабинете не столе завернувшись в солдатское одеяло и укрывшись пальто+
Мы сделали это! Комплекс родился, прошел настройку, испытания, устранения недостатков, повторные испытания, настройку и вот теперь все было готово. Я впрочем тоже был почти "готов". Потому и пошел напрашиваться на полевые испытания комплекса. Хотели сначала отправить и еще несколько инженеров-конструкторов кроме меня , но я смог аргументировать что поеду один. У меня одного был опыт боевых действий. И те неполадки что не смогу устранить я с помощью операторов комплекса - "в поле" не устранить и все КБ. Этот маленький бой прошел уже незаметно и я так же незаметно вышел из него победителем.
К тому подразделение РЭБ уже де-факто было сформировано. Операторы комплексов обучались еще во время прохождения им полигонных испытаний, организационная структура тоже была сформирована, так что осталось просто добить штаты людьми и техникой. Что и было сделано за пару недель. Я надел свою форму пылившуюся в шкафу, уточнил все последние изменения насчет знаков различия и званий, а потом влился в состав подразделения в качестве "прикомандированного специалиста". Причем специалиста в немалом звании, но с командиром мы сразу договорились что "двоевластия не будет", командир тут он, а мое дело техника.
Поступила команда и подразделение выдвинулось к железнодорожной станции, подали платформы-вагоны и началась погрузка техники, личного состава. Обычный в такой ситуации дурдом, кто участвовал - тот знает. Но наконец все погрузились, эшелон был сформирован и тронулся в путь. Причем в его составе было 4 зенитные платформы, на каждой по паре 37мм автоматов. Одна в начале, одна в конце, 2 равномерно по длине эшелона распределены. Не зенитный бронепоезд, но шугнуть наглых мессеров или еще какую сволочь вполне хватит. Была и "контрольная площадка" с рельсами, и вагон с ремонтниками прицепленный за тендером паровоза. В общем был эшелон готов ко всем трудностям движения по ж/д в военное время.
А потом паровоз тронулся и потянул за собой наш эшелон в сторону фронта+ Навстречу чему-то новому, а стоял на платформе рядом с КУНГом машины телекодового комплекса и улыбался. Жизнь сделала новый поворот и неизвестно куда приведет меня новая дорога. Но лучше новая дорога, чем тупик с заводом уже вызывающим нервный тик одним видом проходной!!!
Эшелон мчался к фронту, а я отсыпался и наслаждался отдыхом. Ел, спал, любовался видами, болтал с операторами комплекса РЭБ о нашей работе. Было спокойно и хорошо, происшествий по эшелону не случалось. На станциях менялись паровозы, иногда эшелон переформировывался, иногда стоял пропуская какие-то более важные эшелоны. Мы приближались к линии фронта.
Это чувствовалось по росту количества военных на станциях, развернутой на позициях зенитной артиллерии, патрулям частым и тщательным проверкам документов. Как я понял - борьба с диверсантами и шпионами была поставлена на широкую ногу. И качественно. Стали попадаться и следы авианалетов. Воронки от взрывов, перекорёженные останки вагонов под откосом, иногда даже разбомбленные железнодорожные станции. Но железка работала и гнала эшелоны!
Один раз правда эшелон встал на перегоне - пути были повреждены, судя по всему или диверсанты или одиночный самолет с некрупной бомбой постарался. Но и тут показала себя организация перевозок. Зенитчики мгновенно развернули зенитки в горизонталь готовые вести огонь по наземным целям, из вагона посыпалась охрана прочесывая прилегающую местность и организуя цепь постов. Личный состав частей перевозимых в эшелоне командир эшелона тоже привлек к охране, ну и конечно к ремонту.
Общими усилиями воронка от взрыва была засыпана и затрамбована, быстро уложены бригадой ремонтников шпалы. Искореженные рельсы были умело быстро сняты и заменены новыми с контрольной площадки. Потом все погрузились в эшелон, последними погрузились бойцы охраны. И эшелон опять тронулся в путь. По моим часам восстановление путей заняло всего 30 минут. Но даже несмотря на это к нам сзади "пристроился" еще один эшелон. Но как я понял - получасовая задержка могла быть наверстана без серьезного нарушения графика перевозок.
Уже совсем недалеко от фронта эшелон подвергся пародии на авианалёт. Пара мессеров решила развлечься постреляв по эшелону, но наши бравые зенитчики дружно влупили из восьми стволов и один их худых рассыпался в воздухе, пилот не выпрыгнул даже. А второй сразу свалил куда-то на бреющем с похвальной поспешностью. От штафеля "штук" мы бы так легко не отбились, но даже им 8 зениток в составе быстро движущегося эшелона наверняка бы доставили массу проблем.
Наконец наш эшелон прибыл на место назначения. И что характерно - ночью. И началась разгрузка техники при свете прожекторов. Еще тот аттракцион, но его причины я отлично понимал. Разгрузились мы, построились в колонну и наконец тронулись уже около рассвета. Уехали конечно не далеко, но зато удачно разместились в лесу под деревьями. Да и ставшие штатными масксети, по виду точные копии той моей которая перенеслась со мной, как раз пришлись ко двору для укрытия техники.
Все первоочередные дала были закончены, техника замаскирована, секреты и часовые выставлены. Потом был ранний завтрак сухпаем с горячим чаем и все кто не стоял в караулах завалились спать. И я в том числе устроившись привычно в КУНГе телекодового комплекса на самодельном лежаке укрывшись одеялами и шинелью. Привык я спать в КУНГе еще в родном времени.
На следующий день началась наша РЭБ-овская работа. Правда работали мы пассивно, сканирующий комплекс "чесал" диапазоны выявляя активные радиостанции, операторы записывали частоты. Потом эти частоты проверяли по таблицам соответствия рабочим частотам немецких частей и подразделений. Но прослушиванием переговоров для их анализа мы не занимались. Не было ни аппаратуры, ни специалистов.
Немцы ведь не пальцем деланные, все переговоры выше тактического звена типа авианаводчиков, арткорректировщиков, связи танк-танк и самолет-самолет шли шифрованными. А таблицу кодовых слов или групп цифр с налёта не расколешь. А уж если была задействована "Энигма"+ Это у нас, в нашей доблестной РККА пока еще частенько трепались открытым текстом пускай и матом, да еще были довольно дурацкие Щ-коды легко раскалываемые+ С аппаратурой ЗАС еще были проблемы и тут я пока ничего поделать не мог. Если связисты дубовые, то им хоть "Яхту" дай - или сломают или пролюбят! Хотя кстати в РККА была аппаратура ЗАС, и весьма достойная. И ВЧ-связь была, и "русская Энигма"+
Так что с немцами вести радиоразведку было трудно, те еще волки! Но в задачи нашего подразделения это и не входило. Наша задача была проста как валенок - по команде начать немцам "ломать малину" их отлично отлаженной радиосвязи, зверский и эффективно забивая эфир помехами. А с этим наше подразделение должно было справится на пять. Не зря же я столько нервов потратил на создание высокоэффективной системы автоматизированной РЭБ!
Все было тихо и относительно спокойно, мы "кочевали" туда-сюда вдоль линии фронта "отстаиваясь" днем и переезжая ночью с места на место. А днём техника стояла в лесу замаскированной, часть личного состава отсыпалась, а операторы сканирующего комплекса привычно "чесали эфир". Никаких гадостных ощущений в воздухе не витало и я тоже расслаблялся.
Жил уже привычно в КУНГе телекодового комплекса, КУНГ был поставлен на шасси ЗИС-36. Мощный такой трехосный грузовик, почти ЗИС-151, надежный и проходимый. Во всех КУНГах были кстати бензиновые печки заводские. Мелочь, а приятно как говорится. На разработке, производстве и централизованной установке бензиновых печек в КУНГах кстати в свое время настоял именно я по своему опыту походно-полевого житья. Лучше фабричная бензиновая печка чем самодельная "буржуйка" куда как более пожароопасная, или еще какая "коптилка" самодельная+
Вспомнил я маленький но яростный бой за эти печки и улыбнулся. А что, печка получилась замечательной, небольшая, удобная, хорошо греющая КУНГ и могущая без присмотра проработать ночь без опасности угореть. А еще на ней можно было кипятить чай или сварить в котелке что нибуть поесть. Надеюсь такие печки ставить станут не только в КУНГах, а везде где они нужны. А нужны они будут везде! В блиндажах и землянках, в палатках, в штабах и госпиталях, теплушках эшелонов, полярных метеостанциях, на зимовьях+
От мыслей о печках меня отвлекла открывшаяся дверь КУНГа, вернулись с котелками с едой оба оператора телекодовой станции. Молодые парни, один радиолюбитель а второй после 10 класса почти пацан. Мы легко сошлись еще на испытаниях и доводке комплекса. А после того как парни увидели мой "иконостас" как-то+
Пришлось рассказывать о "белорусских приключениях" в рамках их допуска так сказать. А значит - далеко не все. Начали мы есть неторопливо, а мне вспоминался недавний разговор с особистом нашим. Тому было вдвойне тяжело - секретный комплекс да плюс к нему в нагрузку один из главных конструкторов насчет которого есть особые инструкции. Вот особист и решил спросить у конструктора - что делать если будет угроза захвата комплекса РЭБ немцами? Что надо спасать или уничтожать несмотря ни на что, а что можно и бросить?
Я подумал, прикинул на пальцах и сказал что в комплексе по настоящему важные - только телекодовая станция и комплекс расшифровки. Вот их - если что, надо уничтожить любой ценой. А сканирующий комплекс и комплекс постановки помех - в общем то ничего сверхсекретного в них нет, но и им тоже лучше в руки немцев не попадать. Генераторные и антенные машины можно вообще с легкой душой бросить если что, в них ничего важного нет. Ну, можно еще им пробить баки и подпалить, пусть себе горят, если нет времени на свёртывание. Про меня особист ничего не сказал, а я и не спрашивал.
Потому после еды когда посуда была сполоснута и убрана я устроил неожиданные учения на тему "уничтожение комплекса при угрозе захвата". Это я тоже предусмотрел при проектировании - в блоках были "гнезда" в которые вставлялись заряды самоликвидации. По виду заряды были почти как обычные блоки из ЗИП, но в каждом - полукилограммовая тротиловая шашка, механизм взвода и спуска, запал с задержкой в двадцать секунд. Блоков самоликвидации этих было четыре штуки, хотя для уничтожения аппаратуры бы хватило бы и одного или двух. Но все четыре разносили КУНГ с содержимым в полный хлам.
Так что было достаточно вставить их в гнезда, сильными пинками "вогнать" до упора чтобы сработали механизмы запалов. А после этого выскакивать из КУНГа и валить со всех ног подальше. Или если уже машину окружили немцы - помолится на последок. Вот такая вот проза военной жизни+
Rilke
...хмуро и неприязненно смотрит на Александерплатц Беролина, плотные облака вольготно оккупировали берлинское небо. Густой туман безраздельно царил на улицах столицы Рейха...жадно поглощая звуки и свет уличных фонарей. Редкие прохожие и вездесущие щуцманны казались персонажами театра теней... В РСХА смятение и растерянность, впрочем тщательно скрываемые - по подозрению в шпионаже на русских арестован шеф реферата общей контрразведки (отдел 4-Е/1) гауптштурмфюрер СС и криминальрат Вилли Леман!! Человек с большим стажем работы в полиции, пользвавшийся уважение многих и доверием самого Фюрера!! Вместе с ним арестован полковник Эдвин Лахаузен, подчиненный адмирала Вильгельма Канариса, по подозрению в работе на англичан. Высшие лица Рейха были весьма раздражены подобными известиями на фоне тяжелейшего кризиса Восточного фронта и событий в Финляндии, до предела осложнившие взаимоотношения с финнами. Фюрер после очередной истерики на совещании в Бергхофе, приказал активизировать контрразведовательные мероприятия в РСХА и Абвере. На возражения Гимллера и Канариса о невозможности нормальной работы в условиях форс-мажора, ответил гневной филлипикой, и пригрозил отправить обоих в случае ещё одного происшествия в отставку...
Наци номер 2, рейхсляйтер и рейхсминстр, секретарь Фюрера и начальник партийной канцелярии Мартин Борман вместе с главой Гитлерюгенда рейхсюгендфюрером Артуром Аксманом, внимательно слушали штандартенфюрера СС Отто Скорцени...
Саня
Натужно ревет мотор КВ, пытающегося забраться на горку полигона. Мощности явно не хватает. Вот уже чувствуется запах буксующего сцепления. Со старой КПП он не добрался бы даже до середины, а сейчас с огромным трудом все же перевалил через вершину. Залез, развернулся, пошел на спуск. Сейчас на него навесят еще две тонны и снова вперед. Хотя смысла особого я уже не вижу - пятьдесят это предел. Еще с двумя он просто помрет на подъеме. Тем не менее испытания продолжаются - танк уже тонет в грунте - с такой массой надо добавлять длину опоры и каток, иначе проходимость будет на уровне колесников. Рев переходит в другую тональность - обороты взлетели, а танк не проявляет желания трогаться - видимо главный фрикцион все же не выдержал еще одного неаккуратного старта. Испытания нарочно проводились с имитацией низкой квалификации водителя - мы ищем детские болезн еще на этапе проектировки.
Если вопрос со сваркой корпуса стоял не очень остро - все-таки на Кировский направили довольно много специалистов с судостроительных и судоремонтых предприятий, то с литьем башни был полный завал. Все резервы литейки были направлены на производство деталей двигателей, поэтому даже для экспериментального танка сделать башню стало проблемой.
На "Большевике" дело было заметно лучше - ХПЗ, переходящий на производство Т-42, передал сюда оснастку и мастер-модели башен Т-34М2. На Т-50 решили поставить эту башню. Пришлось полностью измениты верхний лист над боевым отделением, на боковых появились местные уширения, аналогичные виденным мною на чертежах "Черчилля". Погон с трудом но влез в получившийся корпус, хотя вид танка стал напоминать дикую смесь Т-34 и КВ-2. Т-52, так назвали это творение, пришел на полигон буквально в момент окончания погрузки многострадального КВ на трейлер. Его прогоны особых неожиданностей не принесли - кроме повышенного продольного раскачивания в момент выстрела, даже с дульным тормозом на пушке, особых проблем не было. Пока не наладим выпуск телескопических амортизаторов, с этим придется видимо, мириться. Под свою ответственность назначаю срок перехода с Т-50 на Т-52 в три недели, по моим оптимистичным прогнозам, могло хватить и двух, но решил перестраховаться.
Фалангер
Покочевали мы так вдоль линии фронта, пару раз даже "поработали" когда наши устраивали там какой-то дивный шухер, судя по веселой и громкой стрельбе+
Как потом доложил "солдатский телеграф" - наша фронтовая разведка совместно с диверсантами "щупала за волосатый сосок" штаб немецкой дивизии. Взяли трофеи и пленных, а мы сначала глушили прикрывая их, а потом наши прорвали фронт обеспечивая выход группы. Правда прорыв развивать не стали, не было на это сил, пришлось даже оттянутся назад на старые подготовленные позиции.
Данная операция меня удивила. Нехарактерна была для РККА такая забота о ДРГ, видать действительно взяли что-то ну очень важное. Может быть даже "Энигму", не говоря о секретных документах и высоких чинах. Хотя чего гадать - мне это в общем то не интересно особо, и своих проблем хватает. Но факт остается фактом, мы глушили, а на фронте громко поработала артиллерия. И судя по звуку - 6 и 8 дюймовые чемоданы летали, характерные такие разрывы+
После этого "шухера", причем случившегося ночью, мы затаились как мышь под веником в каком-то лесу. За расположение выходили только по большой надобности - типа за водой, часовые стояли на стреме, и в мыслях никакого "к соседям за самогоном". Да и соседей в упор не наблюдалось. Хотя обычно мы косили под связистов и частенько "стояли" рядом с обычными частями. И замполит с особистом проводили очередную накачку личного состава в стиле "меньше говоришь – здоровее спишь".
Отсиделись мы в лесу неделю, заодно сделали ТО технике все как следует, по полной программе. Водители перебрали что могли в полевых условиях, мы тоже постарались. Прочие хозяйственные работы тоже были проведены по полной программе. Все было хорошо и спокойно, только вот у меня что-то "встала дыбом шерсть на загривке". Засосало под ложечкой нехорошо. Но ничего вроде пока не случалось и я расслабился. И как накаркал.
На перегоне на новое место колонна попала в засаду. Немцы то не будь дураки тоже переняли нашу тактику заброски в тыл ДРГ. Одной такой мы наверное и попались, но шла она видно именно за нами! Потому что немцы били только по машинам обеспечения! А по КУНГу телекодового комплекса - не ударило ни одной пули! Хотя по тому что машина застыла на месте без малейшего движения – водителя тоже достали, и как бы не снайперы.
Операторы комплекса похватав ППСы выскочили наружу и почти сразу раздалось несколько очередей, а я втыкал в гнезда заряды самоликвидации косясь на дверь КУНГа. Воткнул второй плюнув на установку двух оставшихся, а потом мощными пинками вогнал их до упора, подхватил монтировку и выскочил из КУНГа. И прямо в теплые объятия немцев которые собрались "брать" столь лакомый объект как телекодовый комплекс.
Выстрелить они не успели думая что внутри никого нет, пацанов-операторов то они положили раньше, а я ломился как наскипедаренный понимая что рядом с двумя килограммами взорвавшегося тротила выжить проблематично. От взрыва двух первых 500 грамовых шашек должны были рвануть и две оставшихся.
Вломился я в немцев и началась яростная драка, они пытались сначала меня заломать, наверняка ведь важный птиц раз сидел в КУНГе секретного комплекса до последнего, да не тут то было! А я, помня что часы то тикают, изо всех сил с рычанием и матюгами ломился от машины, которая должна была взорваться менее чем через пол минуты.
Моими сумасшедшими усилиями куча-мала откатилась от машины метров на 10, а потом немцы меня таки сбили с ног и начали радостно топтать, и буцать ногами обступив тесной толпой. Я брыкался как мог, кого-то достал ногой в пах, а потом замедлители догорели и машину разнесло на куски. Немцы меня прикрыли от разлетающихся осколков, но взрывной волной меня вместе с ними снесло нафиг как кегли. Уже в полете я потерял сознание успев только подумать - Ну все, отбегался..
Саня
Рев танкового дизеля сотрясал стекла в окнах кабинета директора ЛКЗ. Хозяина в нем сейчас не было - Зальцман отстранен и убыл в сопровождении парней в фуражках с малиновыми околышами в Москву, а нового никто не назначил. Хозяйственные вопросы в меру сил решал военпред. Ему помогали я и Николай Леонидович Духов, исполнявший обязанности главнго конструктора завода. На столе стоял макет бронекорпуса нового танка, сделанный из бумаги и фанеры.
-Какие сегодня новости? - спросил вошедший конструктор с "Большевика"
-Никаких. С Ижорского привезли три комплекта раскроенных бронелистов для нового корпуса, но сваривать их пока нечем. А у тебя? - ответил Николай Леонидович.
-Два новых корпуса сварили. Ну и три башни готовы, сегодня женить будем... - и немного задумавшись, Лев Сергеевич добавил - К вечеру, наверное. Пытаюсь все делать без ущерба основному выпуску. Тяжко идет, печи не успевают. Мотористы сами воют, просили выделить для них дополнительную литейку, а мне вообще тогда лить эксперименталки не на чем будет.
-Плохо. А что со сваркой?
-Морзаводы обещали сильно подвинуться и оборудованием и спецами... Надеюсь, не соврут.
-Да вроде не должны. Николай, а если попробовать сварную башню для ИСа?
-С сильно наклоненными листами? Как на фотографии желтого танка с разорванным ромашкой стволом?
- Ну, примерно. По крайней мере надо проработать этот вариант. А сварку корпусов придется наверное пересмотреть. Выкройки переделать на соединение "в шип".
-Часа через четыре-пять будет готово и сразу отправлю на Ижорский, пусть еще пару комплектов нарезают. А с этими что?
-Попробуем сварить. Да какого барабана это чудовище под окнами ревет!
-Так мотор с новыми вкладышами и фильтрами на развал гоняем - ответил Духов, - ждем когда застучит. Уже двести часов на обротах две трети максимальной мощности отпахал. Сейчас вышли на завышенные. Пока рычит...
-Издеваетесь! - прокомментировал Троянов - А для моих малышей когда будет?
-Так вкладыши одинаковые, просто материал новый. Да и фильтра тоже, просто на твоих один, а на моих два. Пойдут одновременно. Да и на старые моторы в процессе ремонта надо тоже ставить - Николай Леонидович подошел к окну. - Хм, пока работает... может попробовать масло не доливать...
-Александр Александрович, Вас Лев Львович и Евгений Николаевич просят срочно прибыть на Комендантский аэродром. Просили передать, что рояли принудили автобус. Кажется так, правда я не поняла, что это значит.
-Спасибо, Людмила Николаевна, я понял. Я отлучусь на Комендантский. Машину не надо - я на мотоцикле слетаю.
Ника
- Садись.
Кто сказал, что в ногах нет правды. В ногах нет ничего. Даже сил, чтобы стоять и то нет. В кабинете весеннее солнце крутит поднятой пылью, прорываясь сквозь полуприкрытые занавеси. Ясный день. Хороший. В такой день хочется сделать что-нибудь радостное, легкое. Например, улыбнуться... не получается. Судоплатов молчит и ждет, когда я отодвину стул и сяду.
- Что-то случилось?
Он поднимает глаза как побитая собака.
- Говори! – Приказываю. Прошу. Чуйка рвется на британский крест. – Лёша?
Кивает.
- Но еще не ясно... пожалуйста, без истерик, Ника Алексеевна... это моя инициатива – вам сказать. Никто не знает... вы же понимаете?
Что тут понимать?! Сжала руки, зубами в костяшки – это война, это нормально... ты знала с самого начала. Это судьбы миллионов, не твоя одна такая...
- Расскажите, пожалуйста.
- Это секретно... но вам...
Я киваю. Секретность тут на каждом вздохе. Пора бы привыкнуть.
- Да, конечно, понимаю. Что с ним?
- Неделю назад было получено сообщение от партизанского отряда Черного о появившихся в их лесах необычных людях. Информация была предоставлена так, что мы подумали о еще одной группе «будущенцев». «Попаданцев», как вы говорите. На проверку этой информации и налаживанием контакта с возможными новыми попаданцами был отправлен Алексей Владимирович. Как вы понимаете, его кандидатура даже не обсуждалась. С его опытом общения с вами, он смог бы сразу определить, что это за новая группа...
- Это попаданцы? – перебила я, не в силах удержать удивление.
- Нет. Немцы каким-то образом узнали о вас и разработали план захвата. Они рассчитывали, что «знакомится» приедет кто-то из вас... а оказался Ярошенко. Радист партизанской группы работал на немцев и передавал их сообщения. У Алексея не было никаких шансов. По сути, он знал, что идет в ловушку. Но он успел завладеть рацией и передать сведения о предателях. А сам...
- Где он?
- Последние его слова были о том, что он окружен, но сдаваться не собирается... Для него же лучше, если он погиб.
- Ну уж нет! – покачала я головой, - Не дождетесь! Чтобы Лёша сдох на радость фрицам? Хрен вам! Можете сразу выписывать ордер на мой арест – я полечу туда. Да, самовольно покину часть, похерю все задания – но я его найду!
- Сядь! Успокойся! – скомандовал Судоплатов. И сразу захотелось подчиниться. Этот человек просто так не командует. У него наверняка уже сложился план... хороший пакистанский план.
- Смотри сюда! Западная Украина, район Ровно... это будет твоим основным заданием, а если ты случайно сместишься на сотню километров вот сюда... ты поняла, да?
- Так точно!
- Всё. Иди собирайся. Вылет через четыре часа. Группа восемь человек.
- Слушаюсь! Разрешите идти?
- И Ника...
- Что? – я развернулась возле двери.
- ... не сильно там... береги себя.
Саня
-Здрасьте Вам, товарищи полковники!
-И тебе не болеть.
-Львович, кого там твои рояли поймали?
-Уж поймали так поймали, мне пришлось полосу освобождать - больше некуда сажать было.. - усмехнулся Преображенский.
-Ты ФВ-двести "Кондор" видел когда нибудь? - начал издалека Шестаков.
-Да откуда? Я даже 111-ые только один вблизи раз видел, и то, когда по хвостам катался...
-Ну вон стоит - гляди...
-Ничего себе! Громадина.
-Морской высотный дозорный и еще какой-то...-Шестаков светился как начищенный пятак - один мотор у него сдох, а мы тут как тут, взяли в коробочку, знаками показали, что если не будет слушаться - собьем и парашюты расстреляем. Привели, посадили. Целый обрест командир. Так что не ты один такой везучий.
-Там специалистов море - полезли аппаратуру смотреть - дополнил Преображенский. - Я только в пилотской кабине побывал - хорошо живут, гады.
-И что? Совсем не сопротивлялся?
-Ну почему...Верхняя турель не имет ценности для изучения, остальные передумали...
-И отбить никто не пробовал?
-Ну пробовали.. пара двойных... Один в воздухе развалился. От перегрузки наверное.. - Шестаков говорил это с невозмутимым видом - Другой вроде одной деталью падал...
Степан
Когда мы (ваш покорный слуга и несколько офицеров и сержантов ОМСБРОН) прибыли на место, нас встречал командир бригады, некоторое количество уже прибывшего личного состава и всё. В общем – как в прошлый раз. Ладно, не привыкать, хотя работать пришлось на манер тяжеловоза. Принять, распределить, накормить, проверить, обслужить… Как обычно – нудно, тяжело и не захватывающе совсем. Хотя радостей хватало: в первую очередь – радовала техника. Новые Т-34М1 и М2 впечатление произвели самое благоприятное, да и с грузовиками проще – не надо выколачивать каждую машину. Отдельно радовали «барбосы» (опять же, прилипло название, хотя официально именуется СУ-57), которых получили без проблем и новинка нашего автопрома – БТР-42: гибрид полноприводного «зиса» (или всё же «Урала»? так сразу и не скажешь), более мощного мотора и бронекорпуса. Немного, только на одну роту, но лиха беда начало…
Радовали и солдатики, особенно вновь прибывшие. Нет, не уровнем подготовки (хотя если верить историкам, по сравнению с нашим сорок вторым он отличался как небо и земля), а вооружением и амуницией. «Змейская» ВША-41 (винтовка штурмовая автоматическая) редкостью отнюдь не являлась, хотя основу по прежнему составляли трёхлинейки и ППС с ППШ под секторный «рожок». А ещё – разгрузки и бронежилеты, самые настоящие. Разгрузки (о них мы рассказали ещё во время «дойки») уже потоком шли в действующую армию, в основном мотострелкам и разведчикам, а вот «бронники» оставались редкостью. Хотя, казалось бы, что сложного? В кустарных условиях делать можно.
Самый простой броник - панцирь на грудь и живот. Делается из дюраля: два-три листа стали (можно расклепать броневой лист от танка или броневика) толщиной 2мм заливаются расплавленным дюралем в форме. Или перекладываются листами дюраля, после пропускаются мощные импульсы тока (от некскольких аккумуляторов к примеру) сваривающие их, принцип тот же что и при точечной сварке. Первый вариант сложнее, но даёт лучший результат. Дюраль в расплавленном состоянии очень хорошо сцепляется со сталью.
Такая броня способна защитить от автоматных пуль (шмайссер) и осколков. Важно защитить живот - даже по сравнению с ранением в лёгкое, ранение в живот в тех условиях - верная смерть из-за перитонита. Но когда речь идёт о миллионах солдат… Алюминия не напасешься. Поэтому поступали жилеты только в штурмовые батальоны и разведроты, и то не во все.
Но, в общем, несмотря на явные улучшения, уровень подготовки ни танкистов, ни пехотинцев не удовлетворял требованиям нашей бригады, а потому фраза «тяжело в учении» была очень актуальной. Гоняли всех на пределе возможностей, пользуясь как имеющимся опытом, так и очередной новинкой – БУ-42, что расшифровывается как «Боевой устав 1942года». Представлял он собой устав тридцать девятого года, радикально доработанного с использованием БУСВ (Боевой устав сухопутных войск) и послезнаний некоторых попаданцев.
Артиллеристам было проще - у них подготовка лучше, да и сильных изменений в тактике не наблюдается, хотя зенитчикам пришлось осваивать новую технику – самодельные ЗСУ-37-1 у нас полностью заменили на ЗСУ «Вяз-2».
В общем, оружие есть. И отличное, главное – научится им нормально пользоваться. И мы учились. Долго, тяжело, серьёзно. Потом нам это очень пригодилось.
Саня
-Вот он, первый бронекорпус ИСа, сваренный практически вручную двумя лучшими сварщиками завода. Естественно, так серийные машины собирать не будут - изменится и технология соединения, кроме верхнего шва "щучьего носа", остальные будут "в шип", и возможно, изменится начинка. Но пока он стоит передо мной, как две капли воды похожий на ИС-3 из моего прошлого мира. Да, траки и катки здесь несколько отличаются, да расположение люков на моторном отсеке неного другое, но суть от этого не изменилась. Толщина листов, да еще и с учетом их расположения, наводит на мысль о том, что "ахт-ахт" уже не так страшен, даже с полукилометра. Башня еще не готова, поэтому на полигон Ис идет с затянутым брезентом погоном. Несколько кругов по полос препятствий, отличий от свежих КВ не обнаружено, да и откуда им взяться, восьмиступенчатые коробки передач уже месяц как полностью вытеснили с производства пятиступки. Те не поставляются даже в запчасти - только некоторые отдельные детали. Обуховцам оттащили бронекорпус окончательного образца, правда совсем пустой - на отстрел. Заказали 85мм зенитку, 57мм ЗиС-2, гаубицу М-30 с разных дистанций, ждем звонка, чтоб лично присутствовать на обстреле. А вот с башней продолжаются проблемы. Из-за особенностей литейки не можем равномерно выполнить заливку формы - остывает слишком быстро - получается неоднородное изделие - иногда даже трещины вылезают. Шесть бракованных башен ожидают отправки в печь. Сварная "хочу стать Абрамсом" тоже еще не собрана - только что закончили второй "гладкий" корпус и первый "эталонный", но они еще стоят без начинки.
Для нового танка пока есть три 122мм орудия, полностью аналогичные пушкам новой нижнетагильской переднемоторной самоходки на агрегатах Т-42. "Большевик" за неделю, прошедшую после испытаний своего модернизированного танка полностью готов к переходу на него. Приняли решение перейти за завтрашний день. Мехлис одобрил, и предложи десять серийных танков, которые должны успеть изготовить до первого мая провести в парадном строю. Успеть с Исом не получается.
-Успехи довольно впечатляющие, товарищ Бондаренко - я услышал на том конце провода ВЧ голос Малышева - Я думаю, к середине месяца Вы сможете провести войсковые испытания ИСов?
-Будем стараться. А новый эскиз?
-Очень интересный, даже гораздо более перспективный. Товарищ Перельман на ЧТЗ продвигает подобный проект, думаю Ваш вариант с носом, аналогичным ИСу стоит передать ему для соединения с его проектом. Вы не против?
-Конечно за!- ответил я и подумал: "Меркава с носом ИСа это кошмарный сон немцев"