Дим написал(а):А у меня чой-то не открывается? Выложите кто-нить?
Дима, лови:
А. Авраменко, Б. Орлов, А. Кошелев
СМЕЛО МЫ В БОЙ ПОЙДЕМ, М., Издатель Быстров, 2006, серия "Красные звезды".
Эту книгу обсуждали на форуме альтернативной истории, эта книга лежала в "Самиздате", а не так давно, в ЖЖ кто-то из геноссе пиарил ее, уговаривая не обращать внимание на красно-звездное название серии и определение "военно-патриотическая фантастика". Надо сразу объяснить для не читавших - книга представляет собою образец модного ныне жанра "Альтернативная история", в ней описывается вариант развития мира, в котором не произошла Октябрьская революция (или переворот, если угодно) 1917 года. В России со временем победило "национал-социалистическое" движение, "НС" Россия заключила союз с НС Германией и, как легко доагадаться, принялась демонстрировать остальному миру матушку незабвенного Кузьмы во всех возможных ракурсах (хотя авторы успешно избежали шапкозакидательства).
Книгу я прочел, и, как говориться, прочел не без приятности. Однако же тем, кто ищет в книге не только развлечения, порекомендовать ее не могу. У неплохой книги есть ряд недостатков. Как второстепенных (чисто литературных), так и более важных, идеологических.
начнем с первых.
С тех пор, как я читал в "Самиздате" черновой вариант книги, стиль значительно улучшился, и требует доработки не топором (с содроганием вспоминаю выражение "за каждого восточного славянина...", блиставшее в речи какого-то военного (!), чуть ли не казака), а всего лишь напильником. Совершенно не могу понять, отчего бы, имея трех авторов и трех героев, не распределить последних между первыми. Как у Уланова и Серебрякова, скажем. А так получается, что из трех героев двое - русский "белый" офицер и немец-нацист - говорят очень похожим, не всегда отличимым слогом. Что странно - ведь это все же совершенно разные люди, прожившие две разные жизни, в двух разных странах. Это царапало бы глаз даже в том случае, если бы этот, единый для двух героев, стиль не был таким до боли знакомым. Да, я сам когда-то с удовольствием прочел "Парень из преисподней" - но это не примиряет меня с существованием клонов бравого Бойцового Кота там, где я хотел бы видеть свежие лица живых людей. Это сказывается на идейной стороне романа. "Белый" и наци - те персонажи, коим я хотел бы сочувствовать - выглядят менее живыми, чем русский же коммунист.
Столь же сильное недоумение вызывает композиция рассказа. Мне преподносят середину истории, затем ее начало, и наконец, прошу прощения за тавтологию, конец. Возможно, это потребовалось, чтоб вот так взять и вбросить читателя в драйв описываемого мира, в его пропахшую порохом атмосферу. Возможно. Но получилось и так, что я не вижу путей, приведших знакомый мне мир к этому положению, а героев, людей сделавших такими, какими они предстают мне.
Я должен видеть тропу, которой "белый" русский офицер дошел до того, что насилует пленных белых сестер милосердия, и стреляет в спину однокашнику-коммунисту, попавшему в плен. Впоследствии я узнаю, что немало крови и грязи и на руках его красного однокашника. Впоследствии. Как говорится, никому не представилось еще шанса второй раз произвести первое впечатление. Опять же - в минус идейной составляющей романа. Нам лишь предстоит узнать, что убитый русским офицером красный не лучше него. Вот именно так - не лучше.
Это о литературных недочетах. Теперь поговорим о недочетах более существенных. Во-первых, сразу бросается в глаза множество нестыковок в именно идейности собственно "НС"-России. Это государство описано, как воинствующе православное, СС заменяют охранные отряды русской православной церкви, гестапо - своеобразная русская инквизиция. Хочется спросить - с каких шишей? Откуда такой потенциал? позвольте привести некоторые отзывы церковных авторов о положении дел с "православной духовностью" в России начала ХХ века.
«Обрядоверие – писал автор статьи «К вопросу о веротерпимости», - душа русского простолюдина» (Странник, 1905, № 3) «Русский народ ничего не понимает в своей религии… он смешивает бога со святителем Николаем и последнему готов даже отдать преимущество… Доктрины христианства ему совершенно неизвестны» (Миссионерское обозрение, 1902, т. II, с. 34). «Наш простолюдин объят непроглядною тьмою религиозного невежества, он порою ничего не понимает ни в исповедуемой вере, ни в совершающемся перед ним богослужении» (Церковный голос, 1906, № 46, с. 1256). «Едва ли можно найти исповедников другой религии, которые бы так плохо понимали свою веру, как именно сыны православной церкви. Незнание нашим народом догматики христианства – факт, который едва ли кем будет оспариваться» (Церковно-общественный вестник, 1913, № 25, с. 2).
Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода писал в те годы, что православие в России держится лишь усилиями его казенного ведомства. Не проповедями, не тягой русского народа к христианству, а усилиями чиновников. Если мы уйдем, писал он, просвещенное общество уйдет в католики, а крестьяне подадутся в раскол.
Теперь вспомним - много ли было случая сопротивления разрушению церквей большевиками в России?
А тут вдруг - такая невесть откуда взявшаяся истовость. На каком, простите, фундаменте? "Церковь" в России, по крайней мере, со времен Петра - это просто одна из госконтор. В романе же она - вдруг - становится такой силой, что обеспокоенный диктатор учреждает в "дружинах" офицеров... неоязычество.
Тут авторов подвела аналогия с некоторыми неоязыческими элементами в деятельности НСДАП и особенно СС. Авторы не знали, что за этими элементами стояли годы и десятилетия существования неоязыческих организаций в Германии и Австрии, века культа "славных тевтонских предков", начавшегося еще со времен романтиков и "Немецкой мифологии" Якоба Гримма. А что мы видим в России начала ХХ века? а то, что исследовательский пыл школы Афанасьева давно угас, сам он был выкинут со службы и умер в нищете, затравленный российскими чинушами в вицмундирах и рясах. Зато уверенно шагали по ступенькам академической карьеры, под аплодисменты публики и благодушное внимание государства, марксисты-русофобы вроде Аничкова, с его бредом про "богое, бедное и бесцветное" язычетво наших славянских предков.
Вообще, очень трудно назвать здоровой ситуацию, при которой служивые люди по приказу начальства берут и меняют свою религию, свои убеждения. На это указывали многие критики в сети. И авторы, к сожалению, действительно рисуют портрет "белого" русского - то есть того, кому и должны бы были принадлежать мои симпатии - именно человеком у которого особых убеждений нет, конформиста-службиста, совершенно не понимающего - как это так, ценить убеждения выше комфорта и самой жизни. Он не понимает, почему не желает спасать свою шкуру враньем и отсупничеством его попавший в плен бывший друг-коммунист. Столь же искренне он не понимает, почему цепляется за свою веру старый врач-еврей... да, для тех, кто не читал - евреев принуждают принимать православие. Упорствующих свозят в "Места Компактного Проживания" - этакий православный гулаг - а выкресты живут себе на воле, пусть и с некоторыми огираничениями. То есть та же пресловутая черта оседлости... ничего не забыли, и ничему не научились. Авторы словно не понимают, что наиболее опасные для общества еврейские элементы моментально прикинутся православными. Сегодня, скажем, в России большинство евреев - как раз православные, очень много атеистов и агностиков, иудеи - в меньшинстве. В конструируемом авторами мире большинство "поляковых" будет гулять на воле - как гуляют все эти наши фрадковы и малеры, познеры и новодворские - кто из них иудей? в грозные "МКП" загремит безобиднейший "доктор Гершензон". Да, про препятствия к браку девушки из семейства выкрестов с православным парнем в романе не упоминается. Зато описана участь чистокровнейших русских, которых можно смело назвать золотым генофондом нации - старообрядцев. Им - так же плохо, как "гершензонам". То есть, как и в реальной РИ, этнически-расовый вопрос подменяется религиозно-политическим. Авторам следует серьезно задуматься - отчего Россия оказалась в 1917 там, где оказалась. Искренне рекомендую "Письма к нации" Меньшикова.
Портрет "белого", как человека без особых убеждений, не способного делать выводы из прошлого - много ближе к истине, чем мне было бы приятно признать. И здесь хочется обратиться к глобальной неудаче авторов - к описанию ими пути становления "НС"-России. Я ведь не напрасно всю статью кавычу "НС" - ибо описанную в книге систему можно назвать "НС" разве что с точки зрения какого-нибудь Крылова, для котрого и Китай с Израилем - "НС-государства". Я могу поверить в появление и приход к власти русских НС. Я могу - хоть это и сложнее - поверить в приход к власти диктатора-бонопартиста из "белых", того же Лавра Федотовича Корнилова. Совпасть эти явления не могут. Вообще никак. Диктаторы подобного толка вообще с НС, мягко говоря, не дружат. Вспомним весьма сложные отношения Антонеску и железногвардейцев Кодряну. вспомним фактически сданных Франко фалангистов Примо де Риверы (о чем хорошо написано в статье Анатолия Иванова "Фаланга, разбитая "своими""/Атеней, № 3-4). Это в целом по проблеме - а уж конкретное ее воплощение ниже всякой критики. Упертый православный (представить его "крестным отцом неоязычества"... да проще аятоллу Хомейни представить себе пасущим свиней!) полукалмык Корнилов годился в НС-вожди примерно в той же мере, как упертый большевик полукалмык Ульянов-Ленин. Развернуть диктаторско-клерикальный режим - да, в это поверить можно... но при чем тут НС? Во главе НС и родственных им движений часто вставали бывшие левые (Муссолини, Квислинг, Мосли, Лаваль, Геббельс, Борман, по некоторым слухам, левыми настроениями грешил в юности и Сам), но вот генералов среди них искать было бы совершенно напрасно. Для создания подобного движения надо иметь некий особый тип мозгов, не живущий под генеральскими фуражками.
Авторы совершенно не пожелали показать становление ПАРТИИ русских национал-социалистов(реальным материалом для которыхх могли бы стать правые эсэры, к которым, кстати, принадлежал и антисемит Есенин), их подпольные будни, конспирацию, весь этот трудоемкий и кровавый процесс становления "государства в государстве", так хорошо показанный в "Дневниках Тернера". Между прочим, это уже второй случай подобной псевдо-НС риторики, когда "отчество спасают" невесть с чего "прозревшие" представители истеблишмента, лампасники и золотопогонники - я уже рецензировал творение А. Максимушкина "Красный реванш". Вместо умной и полезной книги мы имеем спекулирование на инстинктах обиженного, но не желающего ничем поступаться и жертвовать для победы обывателя. Под видом НС читателю предлагают фальшивку - патриотическое фэнтези про доброго "бога из генштаба", про сладостно-всемогущее государство, которое, по щучьему велению, по моему хотению, взяло и решило все проблемы - ррраз, и организовало революцию, два, на пустом месте создало мощную и самостоятельную православную церковь, три - приказало организовать язычество в противовес оной(тоже хорошо - не должно быть ничего сильнее государства!). Я не знаю, имеет ли тут место элементарная лень и халявничество авторов - ведь поиграть на ущемленном самолюбии обывателя легче, чем писать правду - или сознательная работа на систему - на что может натолкнуть описанный выше литперекос, в результате которого именно русский "НС" из всех трех героев книги выглядит наименее живым и симпатичным. Но книга в результате получилась все же скорее вредная, и ей, право же, самое место под сенью "Красных звезд".
Где же настоящая НС-фантастика?
Пока ответить нечего. Ждем-с.