Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Величко » Первый приступ-4 (вторая книга)


Первый приступ-4 (вторая книга)

Сообщений 201 страница 210 из 820

201

Следующий кусок...

07.10.1902 г.
     Переезд в Николаев прошел непримечательно, что радует, поскольку нижние чины всегда горазды, отмочить какую либо каверзу. Однако ни пьянства, ни иных нарушений дисциплины в пути не случилось совершенно!
По прибытии в Николаев экипажи поселили в отдельной казарме местного гарнизона, запретив всякое общение с местным населением. Несмотря на непривычно жесткие требования, люди отнеслись к этому с пониманием. Вероятно, в памяти ещё свежи требования подписанного нами обязательства. Хотя общаться с кем бы то ни было, времени совершенно не оставалось. Чрезвычайно плотный график обучения предусматривал для личного состава 16 часовой рабочий день!
   На следующее утро, после приема пищи и развода, экипажи во главе с офицерами отправились на завод, где достраивались наши корабли. И вот мы впервые увидели их воочию на стапелях. Я влюбился в эти корабли сразу, с первого взгляда! Соразмерность и гармония! Строгие обводы корпуса, диктуемые  требованиями обтекаемости. Высокая закрытая рубка, сверкающая иллюминаторами. Сияющие бронзой винты изменяемого шага. Достаточно мощная 107 мм пушка, хорошо известная на флоте. Подобные пушки установлены на канонерских лодках типа Манчжур. (Как раз в этот момент рабочие краном сняли её с «Краба», закрепили  на деревянном основании и начали покрывать консервирующей смазкой). Полагаю, что она достаточно скоро вернётся на своё законное место. 
Строительные леса вокруг лодок уже снимались рабочими верфи. Корабли готовились к спуску на воду. Приводились в порядок мелкие недоделки. То тут, то там сверкали звёзды электросварки, которую  Михаил Петрович широко использовал при строительстве наших кораблей. Впервые в мире!
   Охрана, получив распоряжение г. Налетова, дозволила экипажам подняться на корабли. И вот, наконец, я на борту своего «Рака»! Кстати я не преминул  поинтересоваться у М.П. кто «окрестил» наши корабли. Обычный в России анекдот. Первый заложенный заградитель получил имя от своего создателя. А мой, как и следовало ожидать, от инженера Найденова… большого любителя черного юмора…… мда-с. Однако мы ещё покажем кое-кому,  где зимуют русские «Раки»! Осмотрев рубку и оставшись весьма доволен увиденным, спустился вниз. И грешен, начал осмотр с собственной каюты. Пожалуй, правильнее будет сказать - «каюточки»! Койка и маленький столик, он же сейф. И легкая, просто легчайшая, сдвижная переборка, отделяющая каютку от остального корабля. Однако если сравнивать условия обитания экипажа ПЛ с миноносками то, пожалуй, наши лодки несколько выигрывают в комфорте! Здесь, по крайней мере, не дует!
     Трубы! Трубы и кабеля! И снова трубы! Весь корабль просто прошит ими! Описывать в дневнике подробности устройства «Рака» не имею ни малейшего желания! Поскольку ещё в Георгиевске, Георгий Андреевич с обычной своей искренней непринужденностью намекнул мне о том, что хранение подобных дневников – дело ответственное и чреватое неприятными неожиданностями! Я уловил ход его мысли! В поезде дневник пребывал в опломбированном портфеле с секретными документами под охраной вооруженных часовых! Во избежание упомянутых случайностей! А сего дня занял место в командирском сейфе Рака! Кстати о секретах! Я же обязан немедленно напомнить личному составу о режиме секретности в части касающейся радиорубки. Доступ туда запрещён всем кроме радистов, акустиков и разумеется вахтенного офицера. Нарушение этого требования считается актом шпионажа, с соответствующими последствиями для нарушителя. О чем предупреждает табличка привинченная к СТАЛЬНОЙ (!) двери радиоакустического поста!
      Спустя несколько часов проведенных с большою пользой для дела сошел с корабля, дабы принять пищу. Прямо здесь же в цеху была устроена полевая  кухня, обеспечивающая рабочих горячим питанием. Простым, но очень вкусным. Получив порцию отличного бефстроганова с картофельным пюре, большую кружку компота из свежих яблок и ложку, я присел за грубо сколоченный стол и принялся трапезничать. В этот момент со мною рядом деловито устроился с таким же набором пищи ЕИВ Цесаревич! И пожелав мне приятного аппетита, трудолюбиво взялся оную уничтожать! Мою нелепую попытку встать во фрунт и доложиться, тут же пресёк и, приказав «без чинов», продолжил своё увлекательное занятие, к которому я охотно присоединился!
        После обеда экипажи продолжили изучение механизмов. Следует сказать, что каждый пост был полностью обеспечен инструкциями и технической документацией выполненной просто превосходно! Чертежи в аксонометрической проекции, в цвете, очень наглядно, подробно и удобно для понимания. Очень доступным языком написаны инструкции, в которых разъяснялись устройство механизмов и приёмы их эксплоатации. Оказалось, что разработка техдокументации – целиком заслуга Г.А. и… его племянницы! В экипажи отобрались люди технически вполне грамотные и, поэтому изучение  материальной части происходило достаточно быстро. В случае любых затруднений пояснения немедленно давались непосредственно изобретателями! За каждым постом закреплялись дежурные книги, куда следовало вносить записи о малейших неполадках в работе механизмов, для последующего улучшения оных. К моменту спуска на воду, экипажи уже несколько освоились с кораблём. До оценки отлично было еще, разумеется, неимоверно далеко, но корабль сделался, по крайней мере, слегка управляем! Первый зачет на знание командой самого необходимого по матчасти был ею сдан в полном объёме. Погода всё время стоит отличная, солнечная, довольно тепло, ходим по летнему,  легкий ветерок.

Отредактировано Sib (02-08-2009 17:43:19)

+8

202

Sib написал(а):

Чертежи в аксонометрической проекции

а такой термин тогда уже был?
+1 и +1

Отредактировано bookwar (02-08-2009 17:39:36)

0

203

bookwar написал(а):

а такой термин тогда уже был?

Думаю не такие уж предки были дикие!  :glasses:

0

204

Sib написал(а):

Думаю не такие уж предки были дикие!

ну, не знаю, ведь до привычных нам чертежей в трех проекциях еще ЕМНИП не додумались... (без Жоры)

0

205

12.10.1902 г.
Спуск на воду несколько задержался по причине устранения обнаруженных экипажами и контролёрами недоделок. Задержка вызвала сильное недовольство со стороны ВК, так как нарушала некие его планы. Однако, всё  же он состоялся сегодня в полдень. Все сильно устали, оркестр отсутствовал по соображениям секретности. Построились в парадном. Речь ВК Георгия Николаевича была содержательна но кратка. Госпожа М.А., одетая в очень красивое, хотя на мой взгляд несколько легкомысленное белое платье чрезвычайно ловко разбила бутылки «бабули Клико» о форштевень «Рака», а затем «Краба» и вот наконец кораблики кормою соскользнули со стапелей в воду, один за другим. «На флаг и гюйс! Смирно!» Над кораблями взлетели Андреевские флаги. Матросики с великим воодушевлением радостно орали «ура» и кидали в небо бескозырки. Рабочие верфи с не меньшим энтузиазмом швыряли туда же картузы, офицеры отдали честь, обнажили головы и крестились. Специально привезенный ВК батюшка отслужил молебен и благословил корабли на «подвиг ратный». Теперь портовые сдаточные испытания… и на волю! В моря! Но сегодня – праздник!
Вечером ВК дал в городе бал. Разумеется, паркет в свете электрического освещения сверкал по совершенно отвлечённому поводу. Присутствовали все офицеры подплава. Шампанское, вальсы, барышни на выданье и их мамаши… было очень провинциально и очень мило. Потом был уютный небольшой ресторанчик, снятый только для своих. Выпивали, пели. М.А. исполнила под рояль очень забавный романс о том, что -  «кто же знал, что в далёком девичестве, Вы метали на дальность ядро!» Эмансипэ! Но бесконечно обаятельна!
//        Заметки на полях –
Эта песенка плотно прилипла         к нашему экипажу. Вспомина-ется несколько забавных случаев:
1. Унтер-офицер Пришибеев, распекая матроса - «Ах какая вы право потешница, Всё бы вам егозить баловать…» распекаемый не может сдержать улыбки и тут же получает в зубы, за что я вынужден выразить Пришибееву своё неудовольствие…
2. Уходим от атаки миноносца под сухогруз. Мичман Имярёк вытирая платочком холодные капли с бледного лба шепотом: «Я успел прошмыгнуть под диванами, и в окно сигануть без трусов…».
3. Объявляю матросику 4 года каторги условно и 2 наряда вне очереди реально. Тот тихонько в усы: «Между нами прошло электричество!» Впрочем ещё два наряда тут же угомонили его «хитро взыгравшее либидо…»
4. Мой старший офицер выполнявший с моего разрешения торпедную атаку и наблюдающий, как разлетается по всему южно-китайскому морю самурайский транспорт, по клотик груженый огнеприпасами, и приплясывая от возбуждения у перископа - во весь голос: «Как вы мною разбили столешницу! Как разрушили мною кровать!..» тут уже весь центральный пост неудержимо ржал по гусарски (вместе со своими конями…).

Нижним чинам на выбор – трезвая увольнительная или погулять в расположении, в своём кругу. Матросики успели и тут и там. Сначала трезво провернули механизмы в местных бардачках, затем приятно подвыпили в казарме. Хором пели народные и морские песни. Опять никаких неприятных случаев. Несколько даже, удивлён! Приятно удивлён, господа!

Отредактировано Sib (02-08-2009 18:12:25)

+6

206

И вот ещё...

17.10.1902 г.
Акты подписаны! Погода резко испортилась, туман, осенний затяжной дождь, холодный ветер. Низкая видимость. Каждый механизм опробован, машины провёрнуты. Корабли строителями сданы, а экипажами приняты. Девиация компасов уничтожена. Таблицы составлены. Я, приказом ЕИВ ВК Г.А. назначен командиром  отряда «миноносцев специального назначения». Теперь ходовые испытания.
Продукты на борту. Учебные торпеды и мины приняты. Топливные, масляные и питьевой воды цистерны заправлены полностью. По Днепру за две ночи вышли в Чёрное море. Вахта вела корабль, подвахта старательно изучала устройство, инструкции и наставления по работе с механизмами. После ходовых испытаний и учебных торпедных стрельб, а также учебной постановки мин опять предстояла сдача зачёта. С морковкой или розгами! В зависимости от результата. Впереди нас шли миноносцы из Севастополя, разгоняя всех с фарватера. Негромко и как-то уютно даже урчат тринклеры. Поначалу в лодку прорвался выхлоп с левого тринклера, однако «духи» быстро с неисправностью справились. Теперь лодка заполнена только запахом горячего машинного масла и… …И придется экипажу научиться, правильно пользоваться гальюном!
Корабль превосходно слушается рулей. Днем стояли под РДП и перископами, под охраной тех же миноносцев, легко отрабатывая против течения. Днепр - великая река! И достаточно глубокая. Таким образом, даже с миноносцев нас разглядеть бы не удалось. Мы же отлично их слышим с гидроакустического поста. А вот Краб слышен весьма неотчетливо. Акустики часто его теряют. Как бы ещё навостриться точно определять дальность? Эхолот работает великолепно! Кстати, Анатолий отлично слышит наш «пинг» и его прибор выдаёт точное расстояние между лодками. Как, впрочем, и наш до него. Есть о чём подумать…
Выйдя в море, простились с миноносцами, нырнули на перископную глубину, и пошли под РДП на 5 узлах к  точке рандеву, указанной ВК, где нас ожидало судно обеспечения «Полтава».  Вышли точно. Услышали его задолго до того как увидели. Говорили с Анатолием по радио. Он предложил метод триангуляции целей с помощью двух лодок. На самом деле всё просто. Зная своё место и место напарника, сообщаем полученный акустиками пеленг на цель друг другу, на карте делаем прокладку, и, вот он голубчик! Пара таких определений и мы имеем курс и скорость цели. Вычисляем точку рандеву обусловленную скоростью цели и нашими ходовыми возможностями и… Пожалуйте бриться, басурмане. Вы у нас на траверзе, в радиусе досягаемости торпед! Полагаю, лодки в боевые походы должны  ходить парами…
М.П. перебрался с Краба к нам на Рака. Мы начинаем первыми. Мерная миля не порадовала. Двенадцать узелков вместо расчётных пятнадцати… Расход топлива резко возрастает, а дальность, соответственно резко падает!  М.П. недоволен. Я тоже… На аккумуляторах  в полностью погружённом положении – проектные 8 узлов! Под РДП… Под РДП случилась первая авария. За шестью узлами началась  сильная вибрация трубы РДП, затем разрушение поворотного запорного клапана. Началось поступление забортной воды в лодку. Пришлось пробкой выскочить на поверхность. Осмотр показал, что узел деформирован, вышел из строя полностью, к дальнейшей эксплоатации непригоден и требует замены. В течение семи часов произвели замену узла крепления РДП. Инженер Найдёнов предложил дополнить конструкцию  РДП внешним кожухом с обтекаемой формы сечением. Что по идее должно было также увеличить и жесткость конструкции. Он предположил, что это усовершенствование позволит достичь проектной скорости. При помощи судна обеспечения, на котором располагалась прекрасно оборудованная мастерская, необходимые изменения были выполнены.
На следующей попытке мы легко вышли на 9 узлов! В подводном положении большего хода мы достичь не смогли даже под тринклерами на самом полном ходу. Однако, наша скорость экономического хода определена в шесть узлов. На шести узлах вибрации РДП не наблюдается совершенно. В остальном же, устройство при волнении до пяти баллов,  работает вполне удовлетворительно. Запирающий клапан срабатывает штатно. При этом в лодке быстро падает давление воздуха «поедаемого» тринклерами и всем закладывает уши. С этим придётся мириться. (Что бы тут придумать?...)
Испытание погружением на предельную расчетную глубину, лодка выдержала успешно. Все лишние люди были высажены на «Полтаву», оставлена только вахта сокращённого состава, только на самых необходимых постах. М.П. настойчиво требовал своего участия в погружении, но был мною удален с борта в приказном порядке. И обиделся на меня. И совершенно напрасно! Лейтенантов Беклемишевых на РИФ - как собак нерезаных, а вот рисковать Налетовыми, которых ровно один штук, Россия себе позволить не может! Когда я разъяснил ему, что дело не в его личной смелости, а именно в его уникальности, М.П. был вынужден со мною согласится.
Мы медленно шли вниз, отсчитывая каждую полусажень, внимательно наблюдая за всеми опасными местами. Достигнув 25 саженей я приказал дать полный ход, рули глубины на всплытие и продуть балластные цистерны. С дифферентом на корму в 14 градусов и ходом 8 узлов лодка выскочила на поверхность, как какой-то кашалот!  Мой чиф заявил, что подплаву пора обзаводится традициями и вынудил всех участвовавших в погружении выпить забортной водички по целому плафону от светильника. Доказав личным примером! Пришлось тоже принять свою долю. Однако! Господа конструкторы могли бы выбрать плафоны и поменьше объёмом! Всё-таки полтора литра морской водицы чем-то заметно отличаются от полутора литров пива! За один присест! Без отрыва!
        //        Заметки на полях –
Позднее «посвящать в подводники» стали после первого погружения, а ещё позже какой-то кретин додумался использовать для этого трюмную воду… как будто чистой  воды мало за бортом!

     Осмотрев все подозрительные места, заменили пару сальников и снова пошли на глубину. Где провели на этот раз часа три, испытывая разные ходовые режимы и маневренность лодки. Испытания прошли штатно. Потом испытание предельной глубиной прошёл экипаж в полном составе. И 5 человек пришлось списать с кораблей оттого, что при погружении испытывали совершенно неуправляемый приступ клаустрофобии. Матроса Имярёк пришлось выдернуть за штаны из боевой рубки и связать т.к. он непременно желал «выйти наружу», и никаких уговоров слушать не хотел. Да, разумеется, это страшно когда лодка идёт вниз и сжимаемая давлением, тоскливо скрипит всем набором, как будто жалуется на непосильный груз. Да, некоторое волнение испытываешь при каждом погружении, однако, всё быстро проходит. К этому следует просто  привыкнуть...  Иначе никак.

Отредактировано Sib (03-08-2009 15:25:14)

+7

207

Sib
Очень много восклицательных знаков.
Ну очень.
Просто уууу!

0

208

Sib написал(а):

Достаточно мощная 107 мм пушка, хорошо известная на флоте. Подобные пушки установлены на канонерских лодках типа Манчжур.

Зачем на подлодки ставить устаревшие орудия  с раздельным картузным заряжанием?На новую разработку времени нет,так можно орудий 6 калибра 102мм купить в Англии с боекомплектом или 105мм в Германии(лучше 105мм,у неё масса снаряда более 17 кг,близка к массе 120мм(20,5кг))  http://gardenia.my1.ru/smile/gun_smilie.gif

Отредактировано Бумж (02-08-2009 18:03:50)

+1

209

Бумж написал(а):

или 105мм в Германии(лучше 105мм,у неё масса снаряда более 17 кг,близка к массе 120мм(20,5кг))

категорически согласен!

WAK написал(а):

Очень много восклицательных знаков.Ну очень.Просто уууу!

потом будет гораздо меньше - восторг первого знакомтва, что поделаешь...

0

210

Sib написал(а):

Видимо инженер Найденов не подозревает о том, что морская миля возникла не по прихоти туповатых мореходов, а равна 10 минутам дуги большого круга… или 1856-ти метрам в метрической системе.

Ну, коллега, писать о море и не знать, что морская миля округленно 1852 метра?   http://gardenia.my1.ru/smile/acute.gif 

Sib написал(а):

Надеюсь, что и мне когда-нибудь представиться возможность покорить пятый океан!

Представится (без мягкого знака).

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Величко » Первый приступ-4 (вторая книга)