Пощлифовал маленько... дальше пишу...
12.10.1902 г.
Спуск на воду несколько задержался по причине устранения обнаруженных экипажами и контролёрами недоделок. Задержка вызвала сильное недовольство со стороны ВК, так как нарушала некие его планы. Однако, всё же он состоялся сегодня в полдень. Все сильно устали за прошедшие дни, оркестр отсутствовал по соображениям секретности. Построились в парадном. Речь ВК Георгия Николаевича была содержательна но кратка. Госпожа М.А., одетая в очень красивое, хотя на мой взгляд несколько легкомысленное белое платье чрезвычайно ловко разбила бутылки «бабули Клико» о форштевень «Рака», а затем «Краба» и вот наконец кораблики кормою соскользнули со стапелей в воду, один за другим. «На флаг и гюйс! Смирно!» Над кораблями взлетели Андреевские флаги. Матросики с великим воодушевлением радостно орали «ура» и кидали в небо бескозырки. Рабочие верфи с не меньшим энтузиазмом швыряли туда же картузы, офицеры отдали честь, обнажили головы и крестились. Специально привезенный ВК батюшка отслужил молебен и благословил корабли на «подвиг ратный». Теперь портовые сдаточные испытания… и на волю! В моря! Но сегодня – праздник!
Вечером ВК дал в городе бал. Разумеется, паркет в свете электрического освещения сверкал по совершенно отвлечённому поводу. Присутствовали все офицеры подплава. Шампанское, вальсы, барышни на выданье и их мамаши… было очень провинциально и очень мило. Потом был уютный небольшой ресторанчик, снятый только для своих. Выпивали, пели. М.А. исполнила под рояль очень забавный романс о том, что - «кто же знал, что в далёком девичестве, Вы метали на дальность ядро!» Эмансипэ! Но бесконечно обаятельна!
// Заметки на полях –
Эта песенка плотно прилипла к нашему экипажу. Вспомина-ется несколько забавных случаев:
1. Унтер-офицер Пришибеев, распекая матроса Сюткина М.П. «Ах какая вы право потешница, Всё бы вам егозить баловать…» распекаемый не может сдержать улыбки и тут же получает в зубы, за что я вынужден выразить Пришибееву своё неудовольствие…
2. Уходим от атаки миноносца под сухогруз. Мичман Имярёк вытирая платочком холодные капли с бледного лба шепотом: «Я успел прошмыгнуть под диванами, и в окно сигануть без трусов…».
3. Объявляю матросику 4 года каторги условно и 2 наряда вне очереди реально. Тот тихонько в усы: «Между нами прошло электричество!» Впрочем ещё два наряда тут же угомонили его «хитро взыгравшее либидо…»
4. Мой старший офицер выполнявший с моего разрешения торпедную атаку и наблюдающий, как разлетается по всему южно-китайскому морю самурайский транспорт, по клотик груженый огнеприпасами, и приплясывая от возбуждения у перископа - во весь голос: «Как вы мною разбили столешницу! Как разрушили мною кровать!..» тут уже весь центральный пост неудержимо ржал по гусарски (вместе со своими конями…).
Нижним чинам на выбор – трезвая увольнительная или погулять в расположении, в своём кругу. Матросики успели и тут и там. Сначала трезво провернули механизмы в местных бардачках, затем приятно подвыпили в казарме. Хором пели народные и морские песни. Опять никаких неприятных случаев. Несколько даже, удивлён! Приятно удивлён, господа!
17.10.1902 г.
Акты подписаны! Погода резко испортилась, туман, осенний затяжной дождь, холодный ветер. Низкая видимость. Каждый механизм опробован, машины провёрнуты. Корабли строителями сданы, а экипажами приняты. Девиация уничтожена. Я, приказом ЕИВ ВК Г.А. назначен командиром отряда «миноносцев специального назначения». Теперь ходовые испытания.
Продукты на борту. Учебные торпеды и мины приняты. Топливные, масляные и питьевой воды цистерны заправлены полностью. По Днепру за две ночи вышли в Чёрное море. Вахта вела корабль, подвахта старательно изучала устройство, инструкции и наставления по работе с механизмами. После ходовых испытаний и учебных торпедных стрельб, а также учебной постановки мин опять предстояла сдача зачёта. С морковкой или розгами! В зависимости от результата. Впереди нас шли миноносцы из Севастополя, разгоняя всех с фарватера. Негромко и как-то уютно даже урчат тринклеры. Поначалу в лодку прорвался выхлоп с левого тринклера, однако «духи» быстро с неисправностью справились. Теперь лодка заполнена только запахом горячего машинного масла и… …И придется экипажу научиться, правильно пользоваться гальюном!
Все приходится делать впервые, даже придумывать командные слова для управления лодкой. Корабль превосходно слушается рулей. Днем стояли под РДП и перископами, на якоре, под охраной тех же миноносцев. Днепр – достаточно глубокая река. Таким образом, даже с миноносцев нас разглядеть бы не удалось. Мы же отлично их слышим с гидроакустического поста. А вот Краб слышен весьма неотчетливо. Акустики часто его теряют. Как бы ещё навостриться точно определять дальность? Эхолот работает великолепно, показывая глубину под килем лодки, и саженей на 20 впереди. На штурманский пост выведен самописец рисующий карандашом на бумажном рулоне неровности дна. Что позволяет вахтенному офицеру своевременно принимать правильное решение. Кстати, Анатолий отлично слышит наш «пинг» и его прибор выдаёт точное расстояние между лодками. Как впрочем, и наш до него. Здесь есть о чём подумать…
Выйдя в море, простились с миноносцами, нырнули на перископную глубину, и пошли под РДП на 5 узлах к точке рандеву, указанной ВК, где нас ожидало судно обеспечения танкер «Мюрекс», выкупленный летом у «Шелл». Вышли точно. Услышали его задолго до того как увидели. Говорили с Анатолием по радио. Он предложил метод триангуляции целей с помощью двух лодок. На самом деле всё просто. Зная своё место и место напарника, сообщаем полученный акустиками пеленг на цель друг другу, на карте делаем прокладку, и, вот он голубчик! Два-три таких определения и мы имеем курс и скорость цели. Вычисляем точку рандеву обусловленную скоростью цели и нашими ходовыми возможностями и… Пожалуйте бриться, басурмане. Вы у нас на траверзе, в радиусе досягаемости торпед! Полагаю, лодки в боевые походы должны ходить парами…
М.П. перебрался с Краба к нам на Рака. Мы начинаем первыми. Мерная миля не порадовала. Двенадцать узелков вместо расчётных пятнадцати… Расход топлива резко возрастает, а дальность, соответственно резко падает! М.П. недоволен. Я тоже… На аккумуляторах общей емкостью в 7000 А-ч, в полностью погружённом положении – проектные 8 узлов хода! Испытание на подводную дальность экономическим ходом дало 120 миль… солидно…
Под РДП… Под РДП случилась первая авария. За шестью узлами началась сильная вибрация трубы РДП, затем разрушение поворотного запорного клапана. Началось поступление забортной воды в лодку. Пришлось пробкой выскочить на поверхность. Осмотр показал, что узел деформирован, вышел из строя полностью, к дальнейшей эксплоатации непригоден и требует замены. В течение семи часов произвели замену узла крепления РДП. Инженер Найдёнов предложил дополнить конструкцию РДП внешним кожухом с обтекаемой формы сечением. Что по идее должно было также увеличить и жесткость конструкции. Он предположил, что это усовершенствование позволит достичь проектной скорости. При помощи судна обеспечения, на котором располагалась прекрасно оборудованная мастерская, необходимые изменения были выполнены.
На следующей попытке мы легко вышли на 9 узлов. Только лёгкая вибрация РДП и перископов! В подводном положении большего хода мы достичь не смогли. Даже под тринклерами на самом полном ходу. Однако, наша скорость экономического хода определена в шесть узлов. По расходу горючего с полной заправкой имеем не менее 3000 миль. Этак мы при нужде и бриттов обеспокоить в состоянии будем… На шести узлах вибрации РДП не наблюдается совершенно. В остальном же, устройство при волнении до пяти баллов, работает вполне удовлетворительно. Запирающий клапан срабатывает штатно. При этом в лодке быстро падает давление воздуха «поедаемого» тринклерами и всем закладывает уши. С этим придётся мириться. (Что бы тут можно придумать?...)
Испытание погружением на предельную расчетную глубину, лодка выдержала успешно. Все лишние люди были высажены на «Мюрекс»», оставлена только вахта сокращённого состава, только на самых необходимых постах. М.П. настойчиво требовал своего участия в погружении, но был мною удален с борта в приказном порядке. И обиделся на меня. И совершенно напрасно! Лейтенантов Беклемишевых на РИФ - как собак нерезаных, а вот рисковать Налетовыми, которых ровно один штук, Россия себе позволить не может! Когда я разъяснил ему, что дело не в его личной смелости, а именно в его уникальности, М.П. был вынужден со мною согласится.
Мы медленно шли вниз, отсчитывая каждую полусажень, внимательно наблюдая за всеми опасными местами. Протечек не наблюдали. Достигнув 25 саженей я приказал дать полный ход, рули глубины перевести на всплытие и продуть балластные цистерны. С дифферентом на корму в 14 градусов и ходом 8 узлов лодка выскочила на поверхность, как какой-то кашалот! Мой чиф л-т Ризнич Иван Иванович заявил, что подплаву пора обзаводится традициями и вынудил всех участвовавших в погружении выпить забортной водички по целому плафону от светильника. Доказав личным примером! Пришлось тоже принять свою долю. Однако! Господа конструкторы могли бы выбрать плафоны и поменьше объёмом! Всё-таки полтора литра морской водицы чем-то заметно отличаются от полутора литров пива! За один присест! Без отрыва!
// Заметки на полях –
Позднее «посвящать в подводники» стали после первого погружения, а ещё позже какой-то кретин додумался использовать для этого трюмную воду… как будто чистой воды мало за бортом!
Осмотрев все подозрительные места, заменили пару сальников и снова пошли на глубину. Где провели на этот раз часа три, испытывая разные ходовые режимы и маневренность лодки. Испытания прошли штатно. Потом испытание предельной глубиной прошёл экипаж в полном составе. И 5 человек пришлось списать с кораблей оттого, что при погружении испытывали совершенно неуправляемый приступ клаустрофобии. Матроса Ивлева пришлось выдернуть за штаны из боевой рубки и связать т.к. он непременно желал «выйти наружу», и никаких уговоров слушать не хотел. Да, разумеется, это страшно когда лодка идёт вниз и сжимаемая давлением, тоскливо скрипит всем набором, как будто жалуется на непосильный груз. Да, некоторое волнение испытываешь при каждом погружении, однако, всё быстро проходит. К этому следует просто привыкнуть... Иначе никак. На четвёртом погружении «покатали» М.П. Давно я не видел более довольного человека!
Испытания на скорость погружения оказались успешными. Лодка уходила на перископную глубину за одну минуту. Если потренировать экипаж, то время погружения пожалуй ещё более сократится. Так нас и 30-узловые миноносцы «без штанов» не поймают…