Продолжение:
Корпуса завода были уже в основном готовы, но пуск главного конвейера ожидался отнюдь не на днях. И если моторный цех потихоньку начинал давать продукцию, то в кузовном никак не могли наладить главный пресс, так что сделанные машины выколачивались вручную. К моему приезду поехала еще одна, так что я смог прокатиться на ней по двору. Ну, что сказать – инвалидка, она и есть инвалидка, хоть и с колесами побольше оригинала, а также с двухцилиндровым движком. Но по сравнению с Роллс-Ройсом – вполне даже и ничего… Зато сразу выяснилась причина крайней сыпучести первого экземпляра – практически все было собрано как не руками. Я поинтересовался, где учились рабочие – выяснилось, что в основном прямо на рабочем месте. Попросил технологические карты на операции – так мне еще пришлось объяснять, что я имею в виду. Если бы мы в Георгиевске так делали самолеты, так половина сразу бы побилась. Всего половина только потому, что вторая просто не смогла бы взлететь.
Разумеется, «Чайка» задумывалась вовсе не таким дерьмом, как получилась. Да, из-за двухтактного движка и примитивной подвески она требовала частого обслуживания, но не каждые же сто километров! В общем, на завод явно требовался толковый главный инженер с небольшой командой.
- Не обижайтесь, Павел Павлович, - сказал я Рябушинскому, - но это не завод, а показуха. Пустить пыль в глаза акционерам годится, работать – пока нет. Куда спешим?
- Форд собирается экспортировать свои машины в Россию, и мы можем потерять рынок, - пояснил Рябушинский.
Я не стал его просвещать, что для выплат по лицензии на конвейерный способ производства Форд вынужден был взять ссуду у нашего банка в Штатах, «БББ», и что с каждого проданного авто еще как минимум пять лет четыре процента будут наши. Просто пояснил, что «модель Т» в том виде, как ее сейчас поставили на конвейер, еще сырая и в условиях России будет регулярно сыпаться – одни деревянные колеса чего стоят. Таких конкурентов надо холить и лелеять, потому что на фоне этого «Форда» даже «Чайка» «Окой» покажется! А вы, вместо чтоб при заводе ПТУ нормальное организовать, в политику влезли по уши, с Гучковым о будущем России лаетесь… Да вот же оно! Вам такое нравится, что мы тут вокруг себя наблюдаем? Мне, особенно в качестве перспективы – не очень. Как у вас зависит оплата труда от его качества?
- Как обычно – штрафы за брак.
- Тьфу! Вот у той уродины, что в Георгиевск приехала, масло из коробки аж хлестало. А у этой, на которой я по двору катался, картер абсолютно сухой! Зато генератор поставили через ж..пу, как он еще работать ухитряется - непонятно. Так где служба, которая точно знает, кто делал эти операции? И тем, кто работает хорошо, надо еще доплачивать, чтобы они других так учили! Ладно, пришлю я вам троих своих инженеров на время. Вас же настоятельно приглашаю съездить в Георгиевск и посмотреть повнимательней на моторный завод изнутри.
- Хорошо, вот только подготовлю тезисы для съезда нашей партии, и съезжу.
- Кстати, тогда уж там припишите лично для вашего председателя, что по нем в Георгиевске девочки очень скучают. Может, с собой возьмете? Так и быть, дам я ему без всякой дуэли самолет, в «Путаниум» слетать. После его предыдущего туда залета знаете какой там наплыв гостей был – даже из Брюсселя специально приезжали!