Как и обещал, успел до отпуска кое-что набросать:
Без права на жизнь
Рецензия.
Книга, еще не опубликованная, уже успела снискать себе немалую популярность на форуме, где она выкладывается. Почему?
Прежде всего, с выбором темы автор, что называется, угадал. Описываемая им события, и те коллизии, которые образуют ткань повествования, задевают чувства и волнуют многих читателей. Это и классическое столкновение долга и чувства, и проблема допустимого при выживании и исполнении долга – то есть коллизия долга и совести. Сама авторская гипотеза, предпосылаемая повествованию – военное поражение России из-за предательства части элиты – не выглядит совсем уж невероятной, и относится к числу опасений, которые посещают немалое число наших сограждан.
Однако мало выбрать правильную тему, притягивающую внимание – надо еще это тему подать так, чтобы после первых двух-трех десятков страниц читатель не отвернулся, разочарованный. И здесь коллега niklom оказался на высоте. Ему удалось придать развитию сюжета, начинающемуся с типичных картин постапокалиптического ужаса, неожиданной поворот. Из кошмара «свалки» герой попадает в жизнь, кажущуюся вроде бы совсем нормальной.
Да и само выживание «на свалке» тоже подано не вполне стандартным образом. В отличие от подавляющего большинства постапокалиптических произведений, здесь герой выживает не столько за счет немереной крутизны, сколько за счет умения налаживать человеческие отношения, и за счет поиска искры человеческого даже в самых опустившихся людях. При этом автору удается не скатиться к «розовым соплям» безразмерной либеральной толерантности. Ибо герой умеет отличать тех, в ком есть искра человечности, от тех, кто готов эту искру задушить – и последним воздается по делам их.
Автору удалось показать, что жизнь в так называемом нормальном мире оказывается для героя едва ли не сложнее, чем выживание «на свалке». Ибо «на свалке» герой боролся со вполне видимыми и ясными угрозами и препятствиями. А в «нормальной» жизни главным оказалось не столько уцелеть, сколько не потерять себя, хотя и неожиданные (ибо неизвестные) опасности тоже оказались в немалом числе.
Именно здесь, в «нормальном» мире во весь рост встали те коллизии, о которых я упомянул вначале. Можно ли питать человеческие чувства к представителю оккупационной администрации в немалых чинах? А как быть с женщинами, которых приходится использовать, как средство для выживания? Автор показал этих женщин не как проходных персонажей второго плана, а как богатые характеры, способные внушать симпатию. Тем сложнее герою делать выбор. Строить все отношения только на сплошном обмане и голом прагматизме? Но можно ли дать сердцу оттаять, если тебя ведет жестокий и неумолимый долг? Позволит ли совесть герою уничтожить десятки людей, с которыми он жил и работал бок о бок многие месяцы, и которые ему лично не сделали ничего плохого, и некоторые из которых в личном плане вполне симпатичны герою? И ведь это только еще цветочки…
Герой книги «Без права на жизнь» получился живым человеком. Он – не «всехпобеждающий» супермен. Да, за ним хорошие технические знания и неплохая боевая подготовка. Он обладает быстрой реакцией на события, умеет размышлять, не боится рисковать. Но всех победить он не может. Ему приходится долго искать ток кирпичик, вытащив который, можно заставить завалиться здание Оккупационной Империи.
Герой находит такой кирпичик, но вытащить его можно только ценой жизни – и не только своей. Стоит ли желаемый результат гибели миллионов, а, может быть, и десятков миллионов людей, среди которых множество ни в чем неповинных? Но как иначе вырвать сотни миллионов, миллиарды людей из-под удушающего колпака всемирного Оккупационного Режима, который не просто есть некий политический факт – он, этот Режим, неотступно пожирает жизни и ломает судьбы миллионов. Так что не месть движет героем, и не профессиональная честь, а долг перед людьми…
Художественная форма произведения – повествование от первого лица – на мой взгляд, вполне соответствуют авторскому замыслу. Такая форма изложения дает возможность наиболее полно, выпукло показать как внутренние переживания героя, так и мотивы, определяющие его готовность действовать.
Тщательность в описании технических деталей дозируется автором с оправданной скупостью. В результате обеспечивается чувство фактической достоверности повествования, и в то же время удается избежать превращения книги в подобие длинных цитат из технических справочников, оживляемых беллетризованными вставками. Автор счастливо преодолел искушение задавить читателя своей технической эрудицией (что иным писателям удается не в полной мере).
Не могу сказать, что прочитанная мною книга оставила одни лишь восторги (хотя таковые, несомненно, преобладают). В изображении автора спецслужбы противника выглядят малость подслеповатыми, и страдающими от самообольщения, толкающего их представителей на неоправданный риск. Впрочем, в истории бывали примеры, когда спецслужбы заигрывались с собственными агентами, и в итоге получали совсем не те результаты, на которые рассчитывали. Но в данном случае, как мне кажется, слишком уж высоки ставки, чтобы объяснить такую степень доверчивости.
Не совсем оправданным мне кажется и отсутствие в исходном варианте книги описания усилий героя по подготовке развития событий на период, который должен последовать после удара возмездия. Вряд ли герой может полагаться только на спонтанный распад управляющих структур и конкуренцию их отдельных уцелевших звеньев – ведь результат такого спонтанного развития может быть весьма далек от того, к чему стремится герой.
Подводя итог, могу сказать, что книга получилась, и достойным завершением усилий автора была бы ее публикация на бумажном носителе. Эта книга имеет полное право встать на читательскую полку рядом с лучшими произведениями участников форума, и будет, на мой взгляд, одним из наиболее высокохудожественных – и умных! – произведений постапокалиптической фантастики.