Ранним утром 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера», получив приказ Реввоенсовета Красного Балтийского флота, вышла в море для боевых действий против кораблей английских интервентов. Погрузившись под перископ, лодка продвигалась в сторону острова Сескар, где за минно-артиллерийской позицией находились вражеские корабли. Малые глубины, бесчисленные песчаные банки, большое волнение и рыскавшие дозоры противника затрудняли сближение. Приняв решение атаковать врага, командир «Пантеры» А. Н. Бахтин искусно вывел лодку на атакующий курс, подойдя к кораблям из-за острова со стороны солнца. Целью был выбран один из новейших эскадренных миноносцев Англии — «Витториа». Раздалась команда: «Залп! Срочное погружение!» «Пантера» еще не успела уйти на глубину, как над свинцовыми водами залива в голубое небо взметнулся гигантский столб оранжевого пламени, смешанного с черным дымом. Над морем пронеслось эхо сильнейшего взрыва. Через несколько минут «Витториа» лежала на дне. К месту, где была замечена лодка, устремилось девять английских кораблей и гидросамолеты. Они сбрасывали противолодочные глубинные мины, стреляли ныряющими снарядами. Но лодка скрылась так же внезапно, как и появилась, «Пантера» провела под водой около 30 часов и, пройдя в подводном положении 75 миль, благополучно возвратилась на базу в Кронштадт. За мастерски проведенную операцию многих членов экипажа лодки представили к правительственным наградам, а командира «Пантеры» А. Н. Бахтина наградили орденом боевого Красного Знамени.
Первого июня в Астрахань в адрес отряда прибыли по железной дороге два самолета-истребителя: «Спад-7» и «Ньюпор-23». В тот же день приехали к нам два летчика-истребителя: Анатолий Коротков и Даниил Щекин. И летчиков и самолеты к нам направили из Москвы по настоятельным просьбам товарища Кирова.
Как только самолеты были доставлены на аэродром, мотористы и летчики под руководством механика отряда Ванина приступили к их сборке. На следующий день утром самолеты были уже собраны, отрегулированы, заправлены и готовы к полету.
«Ньюпор-23» предназначался летчику Щекину, «Спад-7» — Короткову. Никто из летчиков нашего отряда на таких самолетах раньше не летал.
Коммунисты Коротков и Щекин окончили Московскую авиационную школу по классу истребителей всего только два месяца назад. Раньше они служили в авиации в качестве мотористов. В памятное утро 16 июня 1919 года на аэродроме находились дежурные летчики-истребители — Лапса, Щекин и Коротков. Самолеты противника не появлялись над Астраханью уже более недели. Но в тот день часов около девяти утра вдруг донеслись раскаты выстрелов зенитных пушек, предупреждавших о приближении воздушного противника. Через какие-нибудь две — три минуты наши летчики были уже в самолетах, а мотористы проворачивали винты. [76]
Не успел оторваться от земли «Ньюпор-17» летчика Лапсы, как вслед за ним взлетел Щекин на «Ньюпоре-23». Чуть позже поднялся в воздух Коротков на «Спаде». Самолетов белых еще не было видно. Сигнальную стрельбу наши зенитки на этот раз произвели заблаговременно, до появления над городом самолетов противника. Служба воздушного наблюдения и оповещения за последнее время улучшила свою работу.
Наши истребители, поднявшись в воздух, спешили набрать высоту. Лапса направился на север, в сторону железнодорожной станции и железнодорожного моста через реку Болду, а Щекин и Коротков полетели на юго-запад, откуда обычно появлялись вражеские самолеты, чтобы перехватить их еще на подступах к городу.
Зенитные пушки открыли огонь, и по маленьким белым облачкам разрывов мы быстро определили местонахождение неприятельских самолетов. Их было четыре в строю «клин». Летели они с юго-запада. Вот послышалась торопливая частая пулеметная дробь. Это Коротков атаковал самолеты противника. Но он находился значительно ниже их — огонь с большой дистанции не достигал цели. Вслед за Коротковым атаковал противника Щекин. По-видимому, его атака была также безрезультатна. Неприятельские самолеты в сомкнутом строю подлетали уже к железнодорожной станции, но неожиданно начали разворачиваться влево, в сторону Волги. Трудно было объяснить такое решение летчиков противника. Может быть, ведущий их группы заметил впереди «Ньюпор» Лапсы, в то [77] время как Щекин и Коротков заходили для повторной атаки. Видя серьезную опасность, противник отказался от бомбардировки железнодорожной станции, моста и поспешил ретироваться. В то время как четверка самолетов белых разворачивалась над городом, крайний в их группе летчик немного отстал и тут же был стремительно атакован Щекиным, который спикировал на него сзади сбоку. Несмотря на ожесточенный оборонительный огонь, который вели все вражеские самолеты, Щекин сблизился с противником на дистанцию около ста метров и открыл меткий прицельный огонь. Вдруг «Ньюпор» Щекина неожиданно начал падать. Можно было подумать, что Щекин сбит, но уже в следующее мгновение он выровнял самолет и повернул в направлении уходящего противника, стремясь его нагнать. Коротков вторично атаковал головной самолет белых. Уходя, противник решил освободиться от бомбового груза. Часть бомб упала в Волгу, несколько — на стоявшую у берега пустую баржу. Прибавив газу, вражеские летчики хотели скорее оторваться от наших истребителей. Но один из самолетов противника начал снижаться, отставать от группы. На другой день всем в отряде стало известно, что в степи недалеко от Астрахани захвачены неприятельские летчики со сбитого во вчерашнем бою самолета. Взятые в плен летчик и летчик-наблюдатель оказались англичанами. Их отряд под номером 221 базировался на аэродроме у города Порт-Петровск. По их словам, налеты на Астрахань вели англичане; для промежуточной посадки они используют площадку на острове Чечень. Отряд прибыл из Палестины, где дислоцировался после окончания войны с Турцией.
На допросе английские летчики рассказали, что на вооружении отряда состоят самолеты «Де-Хавеланд» с мотором «Либерти» в 400 лошадиных сил (сокращенное наименование самолета «ДН9-А»{5}). Самолет вооружен двумя пулеметами. Максимальная скорость его — около 200 километров в час, запас горючего — на 4 часа полета, бомбовая нагрузка — 200 килограммов. Эти самолеты начали строить в Англии в конце первой мировой войны, то есть осенью 1918 года.
Английские империалисты во время интервенции в Советской России использовали новейшую [79] боевую технику, в том числе последние образцы военных самолетов.
Пленные англичане рассказали: когда на развороте группы их самолет несколько отстал, большевистский летчик на «Ньюпоре» так стремительно бросился на них, что они в испуге подумали, не собирается ли он таранить их самолет. Пулеметная очередь «Ньюпора» с короткой дистанции произвела разрушения в системе охлаждения мотора «Де-Хавеланда». В результате этого англичане вынуждены были приземлиться. Затем они сожгли самолет и пытались скрыться в степи, но их схватили советские кавалеристы. Так стало известно, что самолет противника сбил летчик-истребитель Щекин.
Т.е. самолёт и ПЛ уничтожили во время гражданской войны соответственно английский самолёт и эсминец.