Ещё одна цитата, в которой содержиться гениальная догадка С.Покровского, развивающая модель Семёнова и дающая связку с современным обществом. Это кусок дискуссии с одного форума, потому такая форма.
---------------------------------------------------------------------------
1. От протоцивилизации политархий к цивилизации сохранения знаний.
Пользователь: Pokrovsky (IP-адрес скрыт) *
Дата: 11, November, 2007 03:55
Andrew VK Написал:
> Понял, это - социальная утопия (фантастика) по
> типу Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Спорить не
> буду, но не мешало бы предупредить коллег - они
> ведь такие доверчивые )
Эта социальная утопия и получила название ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
_________________________________________________________
Ответ на вопрос, многократно задававшийся на площадках ПЦ. - И вдруг с подсказки Andrew VK - все встало на свои места.
Несколько раз я указывал на работы Ю.Семенова, в которых на основе этнографического материала рассматривались протогосударства. В его терминологии - политархии.
Напоминаю.
В той же Африке в зоне на границе джунглей и саванны - существует достаточно примитивное земледелие. Народ живет в деревнях. Семья имеет собственное жилье. И имеет участок земли, который способна обработать. Не то, чтобы в собственности. Земля как собственность еще никому не нужна. Просто место, с которого семья кормится. Избыток продукта(просо, например) ссыпается в корзину около дома старейшины деревни. Это продукт - ОБЩИЙ. Отданный в распоряжение старейшины. Для организации праздников. В качестве страхового фонда на случай невзгод, неурожаев, бедствий. Из этого же фонда староста сам восполняет недостачу продуктов, которые сам не способен произвести, поскольку частье его сил уходит на общественную управленческую деятельность.
По мере роста деревень и их разделения - возникает двух-уровневая иерархия. Над старейшинами нескольких деревень появляется старейшина над ними.
Дальнейшее расселение племени в новые деревни, военное присоединение новых племен с их деревнями приводит к возникновению королевств с многоуровневой иерархией. Современные народы банту имеют королевства с численностью народа до полумиллиона, с тысячами деревенских старост, сотнями старост кустов деревень, десятками более крупных дистриктов, несколькими областями. И королем во главе.
На каждом уровне иерархии возникают и общественные запасы. И участки земли, и стада. Их обрабатывают(или ухаживают за стадом) в порядке повинности или в порядке наказания за провинности соплеменники. Продукты - дань - перемещаются снизу вверх. Король из этих запасов кормит какие-то полицейские силы, каких-то ремесленников, организует крупные общественные работы(например, по ирригации).
При активных и амбициозных вождях-королях такие политархии начинают военную экспансию. На глазах уже европейских наблюдателей в Африке в считанные годы возникали огромные политархии, занимающие сотни тысяч квадратных километров территории с населением в миллион-другой народа. Увеличение числа подданных - давало правителю возможность увеличения воинского ополчения до десятков тысяч воинов.
Возникновение больших политархий приводило сопровождалось возникновением монументального строительства: храмы, памятники. Расцветом ремесел. И - постепенным обособлением семейств, занимающих иерархические уровни, - от крестьян. Превращением их в касты, сословия. Которые по мере размножения членов семей иерархов, начинают потреблять все больше и больше из дани, приносимой соплеменниками. Склоки и соперничество между членами королевской семьи - приводят к войнам и сепаратизации отдельных регионов. Устойчивость политархий оказывается связанной с практикой физического уничтожения родни высокопоставленных членов иерархии. Сравните с практикой уничтожения братьев занявшего место султана в Турецкой империи.
Бесконтрольный рост паразитической родни членов верхних иерархических сословий - приводит к возникновению междоусобиц. Либо к народным всстаниям. В итоге империи распадаются. В войнах и восстаниях с сопровождающими их голодом, болезнями, этническими (в случае многоплеменных империй) и социальными чистками истребляется огромная масса населения. Деградируют и исчезают ремесла, прекращается монументальное строительство, исчезают религии, письменности. Деревенские общины таких развалившихся империй стремительно деградируют до уровня почти первобытного существования. С примитивной агрокультурой, примитивными орудиями труда. На глазах европейцев такая судьба постигла империю Конго. Все признаки разрушения древних империй до уровня самодостаточных примитивных крестьянских общин - наблюдаются в Бирме.
Семенов указывает, что политархический путь - как бы основной путь развития народов, наблюдающийся у большого числа племен Африки и Азии. К политархиям он относит и древнеегипетскую цивилизацию, и древнекитайскую, и империи майа, ацтеков, инков.
Главным признаком полиархических протогосударств и империй является то, что собственность в них не отделена от должности. Любой член иерархии - не собственник земель и стад. А распорядитель этой собственности, которая - общественная. Наследование этих ресурсов - есть следствие наследования должностного иерархического уровня.
И этот тип цивилизации повсеместно доходил до саморазрушения. Сопровождавшегося глубокой деградацией всех высоких достижений. Государственности, религий, ремесел, искусства, агротехники. Примитивное крестьянство живет в джунглях той же Бирмы по соседству с разрушающимися памятниками великой империи. Индейские крестьяне не унаследовали ничего от цивилизации майя или инков.
Империи воспроизводили жизнь человека: рождение, расцвет, дряхление и смерть. И обращение вчера цветущего организма в прах. У человека, рождающего потомков был вариант сохранения созданного – в форме передачи по наследству того, что сделано. Инструмент, дом, лодку, скот. – И все… Ну не будешь же копить всю жизнь выращенное просо, чтобы оно досталось сыну. Но можно обратить результат простых трудов в накопление престижных ценностей. Типа художественных изделий из драгоценных металлов, типа жемчужин, драгоценных камней. У народов попроще – в форме каких-либо раковин, перьев, шкурок с головки дятла(племя юроков). Но для империй в целом этот путь особого смысла не имел. Вечных ценностей не было или было слишком мало. А ценности условные – девальвировали немедленно с разрушением образа жизни. То, что вчера обозначало богатство, сегодня мешками нужно было нести на рынок, чтобы приобрести лепешку и кусок мяса на ужин. Условные ценности – извлекаются из разделения труда. И исчезают, когда в разрушающемся обществе исчезают условия для поддержания режима глубокого разделения труда.
__________________
И вот тут-то появляется гениальная догадка. Судя по всему, того человека, который числится пророком Гермесом.
Есть в мире особая непреходящая ценность – знания, ремесленные и агротехнические навыки, продуктивные сорта растений, которые раз поселившись, никуда не исчезнут. И будут воспроизводить самое себя. Гибель городов и империй – не конец, если остаются люди, которые хранят созданные знания, воспроизводят ремесла, агротехнические приемы, развивают и передают из рук в руки новые представления о природе, о мире, о человеке, об обществе. Главное, что есть у человечества, - это его знания.
Но эта ноша непосильна для одиночек. Болезнь и смерть – приводят к утрате информации. Знания трудно передавать собственным наследникам. У гения рождается тупой ребенок. У мастера сын повреждает руку – и более не может нести факел знания. Да и много ли разместится в голове одного человека?
Нести, передавать эстафету накопленного знания, развивать его и преумножать - может только организованное сообщество людей, для которых это становится святой обязанностью. И такое сообщество возникло – монашество. Добровольный союз людей, презревших никчемное накопительство денег и иного имущества, но возвышающих себя тем, что они хранят и осваивают знания и всевозможные технологии(ремесленные, аграрные), совершенствуют их, передают духовным наследникам – монастырской молодежи. И все это не распыляется по индивидуальным семействам с их неизведанной судьбой. А сохраняется в монашеском коллективе – как коллективная собственность. И распространяется как можно шире. Передается в новые обители в форме свежепереписанных книг, семян растений, инструментов и приспособлений для ремесел. Окрестным крестьянам. Гуманитарные познания(философские, мировоззренческие) – распространяются на уровне власть предержащих.
Рождение монашеского движения – и породило то, что называется цивилизацией современности. Цивилизацией, которая перестала откатываться в пещеры после каждого катаклизма. Потому, что у нее оставались носители духа – монахи. Коллективы, которые иной раз бедствуя, голодая, - удерживали от разрушения ядро технических и аграрных навыков, память об истории народов и государств, удерживали элементы разделения труда. Когда народ охватывала лихорадка обогащения и роскошного потребления, - средств на развитие и даже поддержание технологий строительства каналов, канализации и пр. – вечно не хватало(как сейчас средств хватает только на иномарки и мобильники, а на космос и развитие передовых отраслей промышленности – нет). У монахов эти средства находились – благодаря принципиальному аскетизму. Пусть не на все. Но хотя бы на ключевые задачки. А взаимный обмен информацией, сырьем и продуктами между монастырями – продолжал в худших условиях войн, эпидемий – поддерживать региональное разделение труда и рынок.
Монастырские библиотеки и школы создали условия, когда люди новых поколений смогли преодолеть ограниченность познающей мир личности. Новый мыслитель быстро поднимался на плечи предыдущих гигантов. В промышленности выработался навык работы не только умелыми руками мастеров, но и переданными в форме книжного знания алгоритмами работы и ее организации.
И именно в этом заключался успех современной цивилизации по сравнению с протоцивилизациями.