В этом году, в середине месяца охоты[67], когда олени уже сбросили рога, снег все еще лежал на северных склонах иллирийских гор. Оплывший, присыпанный хвоей, он не желал сдаваться наступающей весне, которая давно уже одержала безоговорочную победу в речных долинах, и стойко держал безнадежную оборону, стараясь не замечать, как на многочисленных проталинах распускаются подснежники. Его жизнь уходила в землю и тут же возрождалась в звонкой песне ручьев, радующихся новому пробуждению. Они щедро делились своей прибывающей силой с реками, спешившими поскорее сбросить в море зимнее сонное оцепенение.
Либурна Тевтана по высокой воде поднялась до слияния Апса и Эордайка. Здесь, на границе земель тавлантиев и дассаретов, в месте традиционного торга, Эвмен и его спутники сошли на берег, купили лошадей и наняли проводника, чтобы продолжить путешествие посуху.
Их путь лежал к высокой горе, что возвышалась в основании «дельты», образованной изгибом Эордайка. Дорога взбиралась все выше и круче и всадники, не утруждая лошадей, вели их шагом. Эвмен ехал следом за проводником, иллирийцем Бойкеном. Дион и Антиф держались позади. Фокеец верховую езду недолюбливал, периодически начинал стенать и жаловаться, щедро даря Репейнику поистине безграничные возможности для зубоскальства. Сам Дион сидел на лошади, как пришитый, что не так уж и удивительно для этолийца[68], хотя он большую часть своей наемнической жизни воевал пешим.
[67] Месяц оленьей охоты, элафеболион – март-апрель.
[68] Полибий считал этолийскую легкую конницу лучшей в Греции.
Солнце еще не набрало летней силы и, сияя в зените, не могло разогнать лесную прохладу, но его лучи слепили глаза и Антиф с Дионом надели широкополые войлочные шляпы. Эвмен не последовал их примеру. Ветер трепал его волосы и кардиец блаженно щурился, вдыхая запахи весны. Он чувствовал могучий прилив жизненных сил и необыкновенную ясность мысли.
Дорога спиралью взбиралась на гору посолонь. Впереди лес начал редеть.
– Подъезжаем? – нетерпеливо ерзая, поинтересовался Антиф, уже раз десять рассказавший спутникам, что его задница превратилась в сплошную мозоль.
– Да, близко уже, – ответил проводник, сносно говоривший по-эллински.
– Ты это и вчера говорил, когда на ночлег вставали. А с утра уже вон сколько отмахали.
– А он, как скиф, – негромко сказал Дион, – для него, что один конный переход, что три – все «скоро».
– Ты, Репейник, сам-то хоть раз скифа видел? – спросил фокеец.
– Не-а. Но у меня еще все впереди. Я же не такой старый пень, как ты.
– Тьфу ты, – сплюнул Антиф, волосы которого действительно щедро посеребрило время, – бесстыдник, никакого в тебе нет уважения к летам.
– Ага. Нету.
– Это все оттого, что твой почтенный батюшка мало кормил тебя ивовой кашей, пока ты поперек лавки лежал, – наставительным тоном заметил Антиф.
– Твой, не менее почтенный, в свое время и вовсе отлынивал от сего благополезного занятия. И не он один, кстати. Вспомни-ка, как твоя разбойная ватага несчастного старика обчистила. Ведь все, что было нажито непосильным трудом, до последнего надкусанного обола выгребли.
– Это ты о чем? – опешил Антиф.
– Не помнишь, что ли? Деда Ситалка?
Эвмен, не оборачиваясь, прыснул. Фокеец кинул на него подозрительный взгляд и, нахмурясь, переспросил:
– К-какого еще Ситалка?
– Да уж, старость не в радость, – протянул Дион, состроив печальную рожу, – тебе, Антиф уже пора на лавке перед своей лачугой сидеть, дряхлые кости на солнышке греть, а ты все по горам скачешь, аки молодой и резвый козел.
– Какого еще Ситалка?! – рявкнул фокеец.
– Который Аполлон[69], – бросил через плечо Эвмен и добавил, – не мучь его, Дион, сейчас он взбеленится, я тебя выручать не стану, потому как сам нарвался.
[69] Ситалк – «дарующий хлеб». Этим именем Аполлона называли в Дельфах.
– Аполлон? – захлопал глазами Антиф, – а причем здесь...
Он вдруг замолчал и поджал губы. Эвмен, как наяву увидел кулак, летящий в ухо Репейнику, но то была лишь игра воображения. Фокеец, потемнел лицом, но даже не взглянул на этолийца. Опустил глаза, рассматривая костяшки пальцев, сжимающие поводья.
– Зря ты, Дион, – покачал головой кардиец.
Тридцатисемилетний Эвмен и его ровесник Дион Репейник были моложе Антифа всего лет на пять, но тот, изрядно побитый жизнью, выглядел гораздо старше своего истинного возраста. Безбородым юнцом он сражался с македонянами в рядах своих соотечественников, когда Фокида бросила вызов Дельфийской амфиктионии[70], присвоив казну храма и, тем самым, совершив ужасное святотатство. Фокейцы считали знаменитое святилище своим и предпринимали уже не первую попытку забрать его в единоличное владение. Часть украденных у бога сокровищ они пустили на оплату наемникам и неимоверно усилились. Их возмущенные соседи, амфиктионы, не смогли справиться с ними в одиночку (на сторону Фокиды встали Афины) и призвали на помощь Филиппа. Царь Македонии охотно воспользовался благовидным предлогом, чтобы влезть во внутренние эллинские дела, да еще и выступить защитником святыни, после чего его уже гораздо реже называли варваром. Он разгромил святотатцев, разрушил их города и получил в награду право голоса в совете амфиктионов. Пустили эллины козла в огород. Несколько тысяч фокейцев и служивших им наемников (за которыми из-за оскорбления Аполлона Дельфийского закрепилась слава людей без страха и совести), уцелевших в резне, отправились в изгнание. Многие приехали на Сицилию, где какое-то время сражались под знаменами сиракузского стратега Тимолеонта против карфагенян. Некоторые позже переправились в Италию, пополнив наемное войско спартанца Архидама. Среди них оказался и Антиф, который с тех самых пор не ступал на родную землю.
С Эвменом он подружился раньше, чем узнал, кем тот является, из-за чего впоследствии испытал некоторые душевные метания, ибо всем сердцем ненавидел покорителей своего отечества. Уговорил себя, что кардиец в те годы был совсем еще мальчишкой, да вдобавок и не македонянином. Тех Антиф не мог простить до сих пор.
С Дионом дела обстояли схожим образом, а в какой-то мере даже интереснее: Репейник сражался с македонянами в рядах этолийской фаланги при Фермопилах и едва не встретился с кардийцем в бою (о чем, конечно, оба не подозревали). Впрочем, в отличие от Антифа, неприязни к македонянам он не чувствовал, хотя Кратер в той битве изрядно потоптался по его соотечественникам. Дион отличался острым языком, временами напоминая Эвмену обитателя одной афинской бочки, но при этом все же имел нрав скорее добрый, нежели скверный. Хотя иногда, увлекшись, перегибал палку ехидства. Товарищи ценили Репейника за бескорыстие, нестяжательство. При этом он никогда не отказывался хорошо поесть и выпить, а уж сколько женщин перелюбил, не поддавалось счету.
– Надулся? Зря. Признай – сгубила жадность абдеритов[71]. Что заслужили, то и получили. Я бы даже сказал – легко отделались.
[70] Амфиктиония – религиозный союз городов, совместно охраняющих какую-либо святыню.
[71] Абдерит – уроженец города Абдеры во Фракии. Этим словом греки называли простаков.
– Ты, лысый, сам в своей желчи не потони, – буркнул фокеец, – язык, как помело, смотри, отхватят. До смертного часа будешь над всеэллинским горем потешаться?
– До чьего?
– Что, «до чьего»?
– До чьего часа смертного? Моего или твоего?
– Да пошел ты...
Указание, куда ему следует отправиться, Репейник проигнорировал.
– И, кстати, про «всеэллинское горе» кончай заливать. Например, нам, этолийцам, на эту вашу...
– Да вам всегда на все насрать. А я говорю – всеэллинское. Сколько лет бодались, сколько городов схлестнулось, сколько народу полегло... А под конец даже победители оказались в проигравших, под пятой Филиппа, будь он проклят.
Эвмен, услышав эти слова, даже ухом не повел.
– Это не Филипп вас победил, а Аполлон наказал.
Антиф пропустил замечание мимо ушей.
– Ты вот меня святотатством попрекаешь, Репейник, а я что, Филомел? Или Ономарх? Или, может быть Фалек[72]? Их попрекай!
[72] Филомел, Ономарх, Фалек – фокейские стратеги.
Дион открыл было рот, чтобы возразить, но Эвмен опередил его:
– Репейник, заткнись уже.
Некоторое время ехали в молчании.
– А почему дед? – вдруг поинтересовался Антиф.
– Какой дед? – спросил Дион.
– Ты сказал: «ограбили деда Ситалка». Почему дед?
– Так ему в обед сто лет. Разве нет?
– Да уж поболе, – фыркнул Эвмен.
– Он, вообще-то, вечно молодой, – возразил Антиф.
– Вечно пьяный, – хохотнул Дион, – хотя это не про него. Лучше бы вы храм Диониса какой ограбили. Веселый Вакх еще бы и проставился для такой дружной компании.
– Расскажи это Александру, – сказал Эвмен, – он, когда разрушил Фивы, как раз по твоей мысли поступил. Нет уж, друзья, с богами лучше не ссориться. Ни с какими.
– Да уж... – Антиф снял шляпу и почесал затылок, – как нас еще боги варваров примут?
– Для начала вшами наградят, – подал голос проводник, – они всегда так поступают со спесивыми эллинами, чтоб, значит, от нас, немытых варваров, не отличались.
– Не зли, Бойкен, фокейца, – сказал Репейник, – у них с богами разговор короткий. А вшей они и сами кому хочешь занесут.
– Эвмен, зачем ты потащил с собой этого дурня, – вздохнул Антиф, – Бойкен, не сердись. Расскажи лучше, каким богам вы молитесь?
– Разным, – ответил без особой охоты проводник, – почитаем и Зевса Додонского среди прочих.
– Вот тебе и варвары, – подмигнул Эвмен, улыбнувшись в ответ на немое изумление фокейца, – думаю, ты еще многому там удивишься.
Бойкен не обманул – путешествие действительно подходило к концу. Дорога выбралась из поредевшего леса примерно в паре стадий от крепостных стен, опоясывавших голую вершину горы, словно царский венец высокородную лысину. Отсюда до массивных дубовых ворот уже было рукой подать, если напрямик рвануть. Однако пришлось заложить изрядный крюк, поскольку по кратчайшему пути влезть на кручу верхом не представлялось возможным. Крепость не имела рва: обрывистые склоны и без него обеспечивали достаточную защиту, да и выкопать его в каменистом грунте – занятие не из легких.
– Кодрион, – сказал проводник, – столица князя Агрона, сына Клита, сына Бардилея.
Главный город дассаретов даже по эллинским меркам совершенно справедливо назывался именно городом, а уж для варваров это и вовсе был своего рода Мегалополь. Разве что в неприступной глуши располагался. Стены Кодриона, сложенные из дикого камня, достигали в высоту девяти локтей. Венчались они не зубцами, а деревянной крытой галереей с бойницами.
Эллины называли этот город – Хрисондион. Намекали на расположенный неподалеку золотой рудник[73]. Именно его сия крепость и призвана была защищать, оставаясь в первые годы своего существования довольно небольшой и малонаселенной.
Построил ее бывший углежог Бардилей, пришлый дардан. Возвысившись у себя на родине, он явился в эти места с большой дружиной, назвался князем и отстоял этот титул. Бардилей объединил многие иллирийские племена, а столицей своей сделал город Скодру[74], расположенную севернее, в землях ардиеев.
[73] Хрисос, хрисион (греч.) – золото.
[74] Современный албанский город Шкодер.
Через некоторое время князь-углежог усилился настолько, что смог менять по своему желанию македонских царей. Он изгнал царя Аминту и посадил на трон в Пелле своего ставленника. Беглец и трое его сыновей долго собирались с силами, неоднократно воевали с иллирийцами, терпели от них поражения, несли урон от внутренней смуты до тех пор, пока младший из братьев, Филипп, не взял власть в свои руки (отец и старшие к тому времени уже сложили головы). Он заключил мир с девяностолетним Бардилеем, и скрепил его браком с самой младшей дочерью князя, Авдатой, которую бодрый дед умудрился зачать в семьдесят.
Через год Бардилей умер, а собранные им племена раскололись. Сыновей старикан настрогал на целую фалангу, и они сразу же передрались между собой, в итоге потеряли не только Скодру, но и почти все отцовские владения. Клит, единственный уцелевший, смог закрепиться в землях дассаретов. Его ближайшие соседи тоже остались независимыми, а над северными племенами власть взял князь дарданов Граб. В союзе с фракийцами он предпринял попытку повторить успех Бардилея и снова потеснить Македонию, но теперь это была уже совсем другая страна. Граб потерпел сокрушительное поражение от Пармениона, после чего иллирийцы осмеливались лишь по мелочи гадить на границе.
С Клитом великий македонянин не враждовал. Тот без особых потрясений укреплял власть, сел в Кодрионе и частично перестроил крепость, превратив ее в быстро растущий город. После смерти Филиппа, он, обманутый иллюзией слабости Александра, выступил против Македонии в союзе со своим зятем, Главкием, князем тавлантиев. Дассареты захватили пограничную крепость Пелион. Александр быстро продемонстрировал Клиту всю глубину его заблуждения, но после смерти царя в Азии, иллирийцы опять взялись за старое.
Клит прожил еще несколько лет и, умирая, завещал власть старшему сыну, Агрону. К нему же перешла и клятва Эвмена, вместе с его подопечным.
Путники приблизились к городским воротам, одна из створок которых была приоткрыта. В башне скучала стража. Из-за стен доносился шум городской жизни: собачий лай, конское ржание, тюканье топора, крики играющих детей. Над высокими острыми крышами мазанок клубился дымок, а легкий ветер доносил вкусные запахи чего-то съедобного, смешанные с «ароматами» коровьего, овечьего и конского навоза.
Снаружи стен эллинских городов днем всегда снует по своим делам куча народу. Здесь же Эвмен и его товарищи встретили всего пару человек. Кодрион жил привычной размеренной затворнической жизнью и пришельцами не интересовался.
Кардиец приблизился к воротам и окликнул стражу.
– Чего надо? – лениво поинтересовался один из воинов, очевидно, старший.
Увидев, что разговаривает с чужеземцами, он задал вопрос на эпирском диалекте эллинского, которым здесь многие владели.
– Мы эллины, – представился Эвмен.
– Откуда?
– Из разных мест. Князя хотим увидеть. Дома ли князь?
– Да князь-то дома, только на кой ты ему, бродяга?
– Ты не мог бы, добрый человек, передать начальным над тобой людям, что с князем очень бы хотел встретиться Эвмен из Кардии? Князь меня знает. А я тебя вознагражу за труды.
В руках Эвмена появилась серебряная монетка, прибавившая интереса в глазах стражника.
– Передам, – ответил тот.
– Ну вот, – Эвмен повернулся к спутникам, – увидим князя. Надеюсь, увидим и царя.