0815, 16 июля 1937 г., аэродром Бильбао
Несмотря на успехи наступления, авиация АГОН продолжала базироваться на Бильбао. Командующий авиационным корпусом комбриг Чкалов логично рассудил, что при слабости противовоздушной обороны порта лучше, если авиация сможет сама прикрыть склады боеприпасов, масел и бензина. Начальник штаба Армейской Группы Особого Назначения Уборевич утвердил это решение, приняв во внимание, что увеличенное время подлета к фронтовым целям, компенсируется возможностью почти мгновенного реагирования в случае воздушного нападения на войсковые склады. Да и штаб АГОН будет прикрыт от авиации противника…
…Раннее утро на аэродроме было наполнено шумом людских голосов, завыванием прогреваемых моторов, гулом автомобилей, надрывными воплями мулов и ослов. Словно муравьи туда-сюда суетливо сновали люди, таща бомбы, тяжелые бочки, пулеметные ленты. Перекликались летчики и связисты, бранились водители, отчаянно матерились мотористы и техники – словом, все было так, как и должно быть на аэродроме перед вылетом…
- Степан, тебе Уборевич полную свободу дал? – Чкалов стоял перед Красовским, уперев руки в бока. – Дал. Так что ты от меня хочешь?
- Валерь Палыч, да ведь то, что теперь Уборевичу в голову стукнуло – это ж черт знает что! – Степан Акимович энергично рубанул рукой воздух – Мою бригаду на три аэродрома раздергать – это как? А Бильбао охранять два звена останутся? Много они наохраняют, если немцы, к примеру, десятка два бомбардировщиков пригонят? Ну, собьешь ты. Валерь Палыч со своими беркутами десяток, а второй тем временем…
- А вот потому твоя задача там, – Чкалов махнул рукой на юг, – чтобы ни одна сволочь даже не мечтала линию фронта пересечь! Тебе зачем новейшие самолеты выделены? А?
Красовский промолчал. Действительно, в его бригаде были не имеющие себе равных в мире по мощности вооружения, скоростные и маневренные И-16 тип 12 . Лучше этих самолетов были только шесть новейших «ишачков» тип 10, на которых летали сам командир корпуса и его группа сопровождения. Они-то и должны были остаться в Бильбао. Но у командира истребительной бригады в запасе оставался еще один аргумент…
- Это хорошо, если трехмоторники пойдут. А что мне делать, если попрут новые? Этого «Хейнкеля» догнать – не то, чтобы легко. Могут и проскочить…
Чкалов поморщился и сплюнул. Крыть было нечем: дежурное звено, пусть даже два, не сдержат строй бомбардировщиков, а пока с аэродрома будет взлетать остальная эскадрилья – бомбардировщики уже будут далеко… До последнего момента дежурство в воздухе несла девятка «ишачков», поднимаясь с рассветом, и приземляясь лишь под самый закат. Самолеты сменялись, но в воздухе всегда было три звена. На всякий случай. И дважды это выручало: дежурные перехватывали приближающегося противника, а поднявшиеся с аэродрома новые истребители добивали вражеские бомбардировщики. А теперь…
- Ладно, приказ – есть приказ! – сказал, наконец, Чкалов. – Поднимай своих!
Красовский хотел что-то сказать, но только сплюнул и пошел к истребителям. Через несколько минут они начали выруливать на летное поле, и взлетать, с опозданием на целый час против назначенного Уборевичем срока…
Эта задержка была подобна железной кочерге, которую с размаха воткнули в колесо катящейся под откос телеги. Разведка Унгрии добыла копию приказа о рассредоточении Отдельного Авиационного корпуса по прифронтовым аэродромам и она легла на стол Шперле. Командующий «Кондором» понимал, что в открытом бою, его шансы разгромить советскую авиагруппу не велики, и поставил все на один удар по складам горючего и боеприпасов. Немецкие самолеты построившись «дикой свиньей» шли на Бильбао…
Красовский вел первую эскадрилью почти строго на юг, когда неожиданно ощутил какое-то неудобство. Словно сидение «ишачка» вдруг заходило под ним точно испуганный конь. Ощущение прошло почти мгновенно, но чувство беспокойства осталось. Степан Акимович оглянулся. Нет, все нормально. Все сорок самолетов эскадрильи шли за ним ровно, держа идеальный строй. Вот только…
Боковым зрением Красовский заметил какую-то неправильность. Нечто чуждое, чего в пронзительно-синем испанском небе быть не должно. Во всяком случае – не теперь. Полковник повернул голову, присмотрелся…
- Твою мать!.. Вот же!.. Твою мать!..
Заложив крутой вираж, Красовский бросил свой самолет вперед-вверх, и уже оттуда, с высоты, еще раз пригляделся. Сомнений не было: вражеская армада шла к Бильбао.
Степан Акимович качнул крыльями: «Делай, как я!» - и начал быстро набирать высоту. Эскадрилья потянулась за ним…
…Командир первого штаффеля J/88 хауптман Вернер Пальм вел свой «Хейнкель-51», аккуратно выдерживая дистанцию от конвоируемых «стоодиннадцатых». Честно говоря, он был очень рад тому обстоятельству, что русских истребителей сегодня не будет. В воздухе сложилась удивительно несправедливая ситуация и если шансы справится с И-15 у истребителя Хейнкеля были вполне приличными, то что прикажете делать против этих проклятых «рата»? Парням из третьего хорошо: у них – новенькие Bf-109, а его штаффелю на стареньких бипланах какого? Вернее, какого свинского черта сюда прислали эту рухлядь?! Вон, даже у итальяшек их дурацкие «фиаты» превосходят «Хейнкеля»! Зато, конечно, немецкие летчики – самые лучшие!
Пальм механически вел свой самолет, а сам погрузился в мечты. Если все пройдет удачно… Эти испанские засранцы все же молодцы! Добыть такой документ, точно сообщить, что аэродромы возле Бильбао – пустые! И даже лучше, чем просто пустые: там остались эти четырехмоторные чудовища, которые так отделали бедолагу «Шпее». Им не дадут взлететь – раздавят в капонирах, расстреляют и засыплют бомбами. А потом – если все будет удачно, – Бильбао. Право же, испанцы даже больше, чем просто молодцы: у парней из К/88, VB/88 и А/88 – надежные карты с размещением основных целей! Бензохранилища, склады авиабомб, запчастей, автопарки… И если все пройдет удачно – у красных больше не будет авиации. И можно будет взять реванш за ужас последних месяцев…
А потом – потом будут рестораны и девочки. Испанки – страстные сучки, особенно если заплатить побольше. Все они – шлюхи, но что делать, если белокурые медхен остались дома? Ах, дом, прекрасный дом… Яблони в цвету, девушки с цветами… Вечером играет оркестр, и ты чувствуешь, как к тебе прижимается упругое девичье тело, и вы несетесь и тонете в вихре вальса, и даже у летчика кружится голова от нежного взгляда ласковых, влюбленных глаз…
Именно на этой мысли Вернер Пальм был возвращен к действительности, причем самым грубым и нелицеприятным способом. Его истребитель вдруг затрясся и словно бы застонал, точно раненный зверь. Хауптман оглянулся и заорал от непереносимого ужаса: на строй Легиона пикировали лобастые истребители с алыми звездами. На их крыльях трепетали и дрожали злые огоньки выстрелов, а хищные трассеры уже тянулись к немецким самолетам.
Пытаясь уйти из-под обстрела Вернер Пальм, продолжая кричать, иступленно рвал на себя ручку управления. Но кричал он недолго. Всего лишь всю оставшуюся жизнь…
Степан Супрун проводил взглядом пылающий Хейнкель и резко ушел вверх, выбирая для себя новую жертву. Мысленно он бормотал благодарности Валерию Павловичу, который спас его от наметившихся было проблем. Перед самым отплытием в Испанию, капитана Супруна внезапно исключили из партии. За связь с Гамарником, чтоб его, иуду, в НКВД под орех разделали! А какая, скажите на милость, связь?! Ну, встречались, ну общались… Да ведь не то, что друзьями – приятелями близкими не были! И вдруг такое!..
Узнав об этом, Чкалов помчался к Сталину и лично поклялся Иосифу Виссарионовичу, что Супрун – чист. И через два дня вызвали Степана Павловича в политодел и, пряча глаза, вернули партбилет. И поехал капитан Супрун в Испанию, гадов бить. И бьет…
Он прибавил скорость, осмотрелся. Ага, вот они! Чуть ниже, как он и предполагал, пара новых немецких истребителей. Супрун огляделся. Комбриг их тоже заметил и покачал крыльями. Он ответил таким же сигналом.
Противник продолжал держаться на предельно малой высоте и дистанцию не сокращал. Степан понял: их решили эффектно сбить одновременной атакой своей пары.
Увеличив скорость, Супрун набрал высоту. Моторы истребителей с длинными, тонкими фюзеляжами задымили, переведенные на форсированный режим для быстрого сближения и атаки…
Степан сделал резкий с предельной перегрузкой левый боевой разворот для выхода на встречный курс. Закончив разворот на высоте около пятисот метров, капитан Супрун обнаружил противника намного ниже себя. Немцы такого манёвра не ждали и оказались в лобовой атаке.
Задрав носы, немцы перли на него. «Поохотиться решили? – хмыкнул Степан. – Ну, так я вам сейчас устрою охоту…» Темные трассы от двух самолетов точно тянулись к мотору «ишачка». Супрун поймал в прицел ведущего «охотника», определил дистанцию – примерно пол «кэмэ». Пальцы правой руки машинально выжали гашетку пулемётов и пушек. Четыре огненные трассы молнией пронизали тонкое тело „мессершмитта”, промелькнувшее метрах в пяти ниже.
Не думая о результате, он сделал второй боевой разворот. И выше себя впереди увидел уходящего вверх единственного «худого» – так в Авиакорпусе окрестили новые немецкие самолеты. Машинально подобрав ручку управления, навскидку взял упреждение и выпустил вдогон чуть не половину боекомплекта. Мимо! Немец продолжал круто уходить в высоту, и догнать его было невозможно.
Но вот примерно на полутора тысячах метров он сделал петлю и, стреляя, понесся вниз. «Что это он? – поразился Степан. – Решил дать бой один на один, или охота посмотреть на горящий самолет своего ведущего?»
Немец вышел из пикирования и зачем-то полез на вторую петлю. Супрун увидел, как один из И-16 попытался атаковать противника снизу, и резко бросил самолет в высоту. На третьей петле в верхней точке он выстрелил в немца чуть не с полусотни метров. Опять мимо! Немец вновь ушел вниз и опять полез вверх.
«Что это он за странные маневры вытворяет? – подумал Степан и вдруг понял – ведь он все же попал! Пули заклинили рули высоты в момент, когда немец уходил вверх после лобовой атаки.
Прежде чем снова броситься в атаку, он заметил, как на выходе из четвёртой петли «худого» срезали сразу двое «ишачков» из третьего звена, накинувшись с разных сторон, и немец взорвался, ухнув в землю хвостом. Уже потом, на другой день после боя, ополченцы-баски принесли на аэродром кусок дюраля с чудом уцелевшим изображением ярко-красного силуэта собаки. Эта эмблема – все, что осталось от начальника штаба «Кондора» Вольфрама фон Рихтгофена, брата легендарного «красного барона», лучшего летчика Империалистической войны…
Несмотря на удачную атаку первой эскадрильи, которую Красовский провел по всем канонам «соколиного удара» – с превышения высоты, со стороны солнца, немцы продолжали рваться к Бильбао. Бомбардировщики, лишившись части истребителей сопровождения, сомкнулись теснее, и дали яростный отпор советским самолетам. То тут, то там, вниз срывались окутанные дымом или объятые пламенем машины – то тяжелые, двухмоторные Не-111, то легкие и увертливые И-16, то длинные и тонкие Bf-109. И все же немцы упорно тянули на север – к цели своей атаки…
0835, 16 июля 1937 г., тридцать два километра южнее Бильбао
…Капитан Губенко из второй эскадрильи внимательно следил за ведущим – комэском, майором Благовещенским. Спокойный, рассудительный крепыш с быстрой реакцией, виртуоз воздушного пилотажа, он по праву считался лучшим летчиком эскадрильи – асом, как шутя называл его комбриг Красовский. И кроме наблюдения за лидером, Антон успевал осматриваться по сторонам и отслеживать маршрут по ориентирам внизу - недаром в тридцать шестом его наградили орденом Ленина за выдающиеся успехи по овладению авиационной техникой и умелое руководство личным составом авиаотряда, которым Губенко тогда командовал. Потому-то он первым заметил выложенный матерчатый угол, бросавшийся в глаза белым на желтой выгоревшей земле. Угол смотрел в сторону от маршрута – куда-то в направлении на северо-запад.
Капитан Губенко резко прибавил газу, выскочил вперед и махнул Благовещенскому крыльями. Тот рыскнул в сторону, должно быть, осматриваясь, а потом, поняв, качнул крыльями в ответ и повернул эскадрилью на новый маршрут. Уже через двадцать минут вторая эскадрилья подошла к тому месту, где крутилась яростная мясорубка воздушного боя…
…Лейтенант Гейнрих-Вильгельм Ахнерт не слишком переживал из-за развернувшейся вокруг собачей свалки. Его Не-70 недаром носил гордое имя «Блиц»-«Молния» и мог посостязаться в скорости с истребителями, а его бомбардир был одним из лучших стрелков «Кондора». Да и русских уже связали боем отчаянные парни из J/88, а те немногие, кто вырвался из общей кучи малы, больше обращали внимание на большие «сто одиннадцатые», страшные тяжелой бомбовой нагрузкой. Хотя и свои триста килограмм бомб Ахнерт не собирался тратить впустую…
Внезапно прямо перед ним словно бы ниоткуда возник «рата». Гейнрих-Вильгельм понял, что прозевал подход новых русских истребителей. Маленький злобный лобастый истребитель кинулся прямо на его «Блиц», решив атаковать в незащищенный лоб. Помянув недобрым словом засранца Хейнкеля, не догадавшегося установить на Не-70 хоть один пулемет, стреляющий вперед, лейтенант Ахнерт швырнул свой самолет в сторону по широкой дуге, пытаясь загнать русского в сектор обстрела заднего MG-15. «Если Максу не удастся его сбить, попробую удрать – рассуждал Ахнерт, прибавляя скорость. – Авось, отцепится…»
…Губенко перехватил «мессершмитта» на самом выходе из «воздушней карусели», которую пытались навязать советским пилотам уцелевшие «пятьдесят первые» и штурмовики Хеншеля. К его удивлению фашист не пожелал вступить в поединок и прибавил скорость, широким разворотом уходя в сторону. «Удрать захотел? – подумал Антон. – Удирать, дружок, тоже надо осмысленно…»
Если бы немец продолжал оставаться в горизонтальном полете, то скорее всего, он бы добился своего и ушел, потому что скорость «худого» больше, чем у И-16. Но противник, по всей вероятности, плохо знал данные советского истребителя. То ли не знал, то ли перепугался сверх меры…
Вместо того, чтобы принять, казалось бы, самое простое и естественное решение – рвануть на всех парах «по ниточке», он неожиданно полез за спасением вверх. И это была его первая ошибка…
На вертикалях с «ишачком» шутки плохи. А с Губенко – вдвое! Мощный мотор И-16 позволял ему быстро набирать высоту. Антон вписался во внутреннюю дугу и пошел вверх за «мессершмиттом». Такого маневр немец тоже не учел. Это была его вторая ошибка...
… Гейнрих-Вильгельм, дико ругаясь, попытался уйти от русского, который висел за ним, точно приклеенный. Только что впритирку к «Блицу» прошли трассы советских пулеметов. Бомбардир почему-то не стрелял, и Ахнерт рванулся вверх, рассчитывая стряхнуть «рата» и, разогнавшись в пикировании окончательно уйти от него…
…Промах! Губенко стало досадно – у немца появился шанс на спасение. Однако, в этот самый момент фашист с непонятным упорством снова полез на вертикаль. Антон послал свой «ишачок» чуть не вплотную к немцу. Удар с близкой дистанции… На глазах Губенко «мессершмитт» начал разваливаться в воздухе. Он проводил взглядом его обломки, и к своему удивлению обнаружил два парашюта, колыхающиеся в воздухе. «Двухместный «худой»? Однако…»
0855, 16 июля 1937 г., аэродром Бильбао
- Что?! Где?! Давно?! Да говорите вы толком! – кричал в телефонную трубку Чкалов.
Он вдруг прикрыл рукой микрофон и энергично выматерился. Обвел вокруг себя невидящими глазами и заорал так, что стоявший рядом Громов вздрогнул:
- Самолет к вылету! Живо, мать вашу!
Чкалов обернулся к Громову и тут же сбавив тон сказал, звенящим от напряжения голосом:
- Доигрались! Немцы идут к Бильбао. Хорошо хоть, что Красовский далеко не ушел. Перехватил их километрах в тридцати, – он энергично махнул рукой. – Гений наш, талант наш, лучший стратег Красной армии. Угадал со своим решением. Как Степан Акимович выкрутится – не знаю. И никто не знает! - Валерий Павлович зло сплюнул – Значит так: ты, Михаил – на хозяйстве, а я со своими пошел ребятам помогать. Ко мне! – рявкнул он уже пилотам своих личных звеньев. – По машинам! Взлетаем по стандарту. Я – веду.
Громов смотрел, как Чкалов и его «пятерка беркутов» быстрым шагом двинулись к самолетам, на бортах которых красовалось ярко-алое «За СССР!». Это было требование Кобулова, настоявшего, чтобы самолеты командиров не выделялись из общей массы, угрожая в противном случае привязать себя к пропеллеру. Шестерка новейших «ишачков» бойко взлетела, набрала высоту и унеслась в ярко-синий горизонт. Затем обернулся к своему штурману, стоявшему рядом:
- Иван Тимфеич, а сдается мне, что ты об том же самом, что и я думаешь?
Спирин хмыкнул:
- Да не худо бы, Михалыч, еще одного фашистика в фашистский рай наладить…
- Ну, коли так – приказывай, флаг-штурман, бригаде – к вылету!..
… Техники побили все рекорды скорости, и бригада скоростных бомбардировщиков через пятнадцать минут уже пошла на взлет. Вместо бомб на этот раз на СБ были загружены только дополнительные боекомплекты к пулеметам. Пилоты, штурманы и стрелки-радисты были сурово проинструктированы Громовым держать строй и бить противника массированным огнем. Правда, комбриг забыл упомянуть, что сам он этой тактики придерживаться не намерен…
…Лейтенант Зигмунд-Ульрих фон Гравенройт вел свой Не-111 уверенно и спокойно. Он четко держал строй, а его экипаж раз за разом отражал атаки русских истребителей, отгоняя «рата» прицельными пулеметными очередями. Барон фон Гравенройт был уверен, что строй К/88 тем количеством легких самолетов, которое было у русских, не разорвать. А потому изумился, когда прямо в лоб его могучему «хейнкелю» вдруг вымахнул двухмоторный самолет с алыми звездами на фюзеляже и плоскостях. Двухмоторник полоснул очередью по бомбардировщику Гравенройта, и барон услышал как вскрикнул его штурман:
- Йоханн, Йоханн, что с тобой? Ты жив?
Штурман не ответил, и Гравенройт понял, что он не ответит уже никогда. А значит – навсегда замолчал носовой пулемет. Фон Грвенройт попытался повернуть самолет, чтобы привести русского в сектор обстрела верхней и нижней турелей, но красный легко угадал его маневр и прошел сверху, выведя из строя своим нижним пулеметом левый мотор. Зигмунд-Ульрих метнулся в другую сторону, мечтая только об одном: поскорее оторваться от чертова красного двухмотороника. Тот не успел вписаться во внутренний радиус разворота и фон Гравенройт радостно рассмеялся. Он оглянулся, чтобы посмотреть на безнадежно отставший СБ и, продолжая радостно смеяться, начал выравнивать курс. А через мгновение он уже выл от отчаяния: прямо в лоб ему мчался «рата», мигая ярким сполохам выстрелов на крыльях. Что-то взорвалось перед глазами Зигмунда-Ульриха, мир затопило красным, и он рухнул на разорванный снарядами бакелит приборной доски…
…Громов удовлетворенно хмыкнул, увидев как увернувшийся от прицельных очередей Спирина «стоодиннадцатый» вылетел прямиком на «ишачка», который и свалил его короткой очередью. Однако в микрофон он буркнул:
- Не расслабляемся! Надо бы хоть одного самим свалить!..
…Мясорубка вертевшаяся в воздухе начала, наконец, утихать. Оставшиеся «стоодиннадцатые» повернули назад, за ними вдогонку бросились СБ Громова и шестерка Чкалова. Несколько чудом уцелевших Bf-109 отчаянно пытались отбиваться от И-16 бригады Красовского – те, что еще сохранили боеспособность. Сам Степан Акимович совершил вынужденную посадку в трех километрах от места воздушной битвы. Он с трудом выбрался из приземлившегося на брюхо «ишачка», и побрел в сторону от искореженного самолета. Но через несколько шагов ноги отказались ему служить, и Красовский тяжело сел на землю. Трясущимися руками вытащил из-под комбинезона портсигар, ломая спички, закурил. Он не отрываясь смотрел туда, где из-за горизонта поднимались черные столбы дыма. На его щеке застыла и медленно испарялась слеза: у него больше не было бригады…
…Из И-16, на фюзеляже которого надпись «За СССР!» дополнилась цепочкой пулевых отверстий, вылез Чкалов. Содрал с потной головы шлем, вытер рукой окровавленное лицо.
К нему подбежали медики, но Валерий Павлович оттолкнул их и широким шагом прошел в штабной блиндаж, схватил телефонную трубку:
- Штаб?! АГОН давай, в господа бога, душу, мать! Товарищ Уборевич?..
Но Чкалов не успел сказать начальнику штаба Армейской Группы Особого Назначения ни слова. В динамике зазвучал злой голос Иероним Петровича:
- Ты что же это там, товарищ комбриг? Тут на западном направлении одна единственная эскадрилья истребителей с итальянцами неравный бой ведет, Каманин им в помощь свои «эр пятые» поднял, а вы там что? Всем авиакорпусом с немцами играетесь? Десяток бомбардировщиков всем наличным составом гоняете? Это…
Что «это» Уборевич договорить не успел. Трубка чуть не выпала у него из рук, а лицо мгновенно налилось кровью. Чкалов недаром в молодости ходил кочегаром на волжских пароходах, и теперь из телефона лилась такая высокопробная матерщина, что по окончании пятиминутной тирады, которую Валерий Павлович выдал на одном дыхании, практически не повторяясь, Иероним Петрович мог только нервно сглотнуть. Потому что ключевыми словами этой филиппики была отнюдь не брань, а «безответственные решения», «необдуманные приказы» и «вредительство»…
0925, 16 июля 1937 г., Северная Кастилия, аэродром Виторио
…Генерал-майор Шперле методично вышагивал вдоль кромки летного поля. Его самолеты уже должны были вернуться, и Шперле нервничал. Никакой информации, а самое тяжелое в жизни – неизвестность. В голову полезли всякие неприятные мысли. А что если разведка Франко ошиблась и красная авиация осталась на аэродроме Бильбао? А что, если итальянский corpo dell'aria по какой-нибудь, одним итальянцам ведомой причине, не вылетел к Бильбао? Сменивший Бастико на посту командующего, поспешно прибывший из Италии генерал Гарибольди клялся мадонной и собственной честью, что итальянские авиаторы не подведут, но итальянская честь – штука сложная и непонятная, а божьей матери решительно наплевать и на коммунистов, и на их самолеты…
- Господин генерал! Кто-то возвращается…
Шперле очнулся от своих размышлений и посмотрел туда, куда показывал адъютант. Действительно, вдали можно было разглядеть несколько темных точек. Они росли, приближаясь, и вот уже можно разобрать, что возвращаются два одномоторных моноплана и два биплана. Командир «Кондора» напряженно всмотрелся… Ну, разумеется! Это ублюдок Хейнкеля – истребитель! Вместо него прислали бы лучше еще хоть один Bf-109! Вон как его ведет! Наверняка опять мотор забарахлил. Только всего и хорошего, что на вооружении эрликоны. Вот если Вилли поставит на своих «птичек» пушки – вот тут-то Эрнесту Хейнкелю и конец!..
Между тем на аэродром приземлился новый пикирующий бомбардировщик Ю-87, за ним – два стодвадцатьтретьих «хеншеля», и, наконец – каноненфогель Не-112. Шперле смотрел и не верил своим глазам. Все самолеты были изрядно повреждены, а «хейнкель» вообще непонятно как дополз до Витторио – казалось, что у него вот-вот отломится правая плоскость, в которой зияли несколько внушительных дыр от попаданий снарядов…
Из Не-112 выбрался и, пошатываясь, пошел к генералу пилот. Подошел, с трудом поднял голову:
- Господин генерал-майор. Легион «Кондор» вернулся. Задание не выполнено из-за сильного противодействия русских. Доложил унтер-офицер Макс Шульце…
Шперле, не понимая, уточнил:
- А где остальные, Шульце?
Тот горько усмехнулся:
- Вот они, господин генерал-майор… – И видя, что командир все еще не понимает, пояснил, – Все, кто вырвался.
Хуго Шперле смотрел невидящим взором, как из «хеншелей» выползают пилоты, как из пикировщика вытащили тело стрелка-бомбардира и командир рыдает в голос, встав над ним на колени, и никак не мог поверить, что это все… И всё…
- А «стоодиннадцатые»? Они где?
- Последнего добили в десяти километрах… Догнали русские двухмоторники и расстреляли. Там же погиб последний из J/88…
Тем временем к Шперле подошли пилоты «хеншелей». Один из них, наплевав на субординацию, уселся на землю и хрипло произнес:
- Кто-нибудь из вас, засранцы, дайте сигарету…
Адъютант машинально протянул ему пачку и зажигалку. Тот закурил и вдруг захохотал:
- Передайте этому сраному Франко, что он должен наградить свою дерьмовую разведку большой медалью! За уничтожение «Кондора»…
Он говорил еще что-то, продолжая безумно хохотать, но Шперле уже не слушал. Круто развернулся и пошел назад к зданию штаба. На ходу он вытащил маленький «вальтер», оттянул назад затвор и, прежде чем кто-нибудь успел что-нибудь сделать, ткнул его себе в висок…