1115, 06 февраля 1937 г, Средиземное море
- Закончить бункеровку!
По этой команде огромный, армированный стальной проволокой рукав, протянутый от танкера «Эмбанефть» к крейсеру «Красный Кавказ», был отсоединен от приемной горловины и сброшен за борт. По зеленоватой воде тут же расплылось черное мазутное пятно. Оно истончалось, светлело, и, наконец, осталось только переливающейся радужной пленкой, которую тут же разорвали на части невысокие волны.
Старший офицер посмотрел на часы и изобразил на лице нечто, долженствующее означать: «Плохо, плохо, очень плохо!». Хотя на самом деле душа его пела от радости: бункеровка окончена на семнадцать минут раньше назначенного срока. Молодцы, краснофлотцы!
Эскадра начала перестраиваться в походный ордер. Эскадра начала перестраиваться в походный ордер. «Красный Кавказ» встал на свое место в голове строя, и пока остальные корабли и суда занимали свои места, капитан Заяц решил провести авиаразведку. На крейсере развернули катапульту и в небо взвился старенький «карлуша». Это была летающая лодка Хейнкеля, закупленная еще в тридцатом году, которая в Красном флоте получила официальное название «КР-1» - «корабельный разведчик первый», а среди пилотов и матросов – неофициальное прозвище «карлуша» или «кряк» - за характерный звук при запуске двигателя, напоминавший карканье или кряканье. Покачав крыльями «карлуша» начал быстро уменьшаться в размерах, пока и вовсе не истаял в сине-зеленом зимнем небе Средиземноморья.
Эскадра двигалась, оставив Сицилию на севере, а Мальту – на юге. В самом скором времени, рассуждал Николай Филиппович, можно ожидать появления итальянских кораблей, обеспечивающих «политику невмешательства» в Испанские дела, а на деле – препятствующие оказанию помощи Испанской республике. А потому, воздушная разведка – вещь совершенно необходимая.
Черноморский флот отдал ЭскОН большую часть того, что имел. Из шести самолетов-корректировщиков эскадра получила четыре: два на «Красном Кавказе» и два – на «Червонной Украине». Заяц задумался: не отдать ли приказ Кузнецову, поднять в воздух еще один самолет? Чтобы зона поиска была пошире? Хотя запуск самолета с «Червонной Украины» был значительно сложнее чем с «Красного Кавказа»: катапульта там стояла старая, еще немецкая, переданная с «Парижанки». Когда-то она была лучшей катапультой Рабоче-крестьянского Красного Флота, но с тех пор утекло много воды, и много краснофлотцев прикладывали к несчастному агрегату свои «умелые» рабоче-крестьянские руки. Не забывали они и про истинно пролетарскую смекалку, отчего продукт сумеречного германского гения начал работать с перебоями и нормальный запуск, несмотря на все усилия и все ремонты, получался через раз.
Однако командир ЭскОН все же решился и велел вахтенному начальнику передать каперангу Кузнецову приказ задействовать еще одного воздушного разведчика, как неожиданно пришел доклад с наблюдательного поста: КР-1 на полном ходу возвращался к крейсеру. Это могло означать одно из двух: либо самолет не в порядке и теперь флагман ЭскОН останется только с одним разведчиком, либо – контакт с вероятным противником. И Николай Филиппович тихо надеялся, что, может быть, ему сильно-сильно повезет, и его корабль просто лишится гидроплана...
…Ему не повезло. С КР-1 прямо на палубу крейсера был сброшен алюминиевый вымпел на длинном тросике. Вахтенные немедленно подхватили футляр, и через минуту Заяц уже читал донесение, написанное химическим карандашом на тонком шелке. Им на перерез шло итальянское – читай «вражеское» - соединение, в составе которого были два тяжелых крейсера. Один типа «Зара», второй – типа «Тренто »…
1341, 06 февраля 1937 г, Средиземное море
- Товарищ капитан! Вот – связист протянул бланк принятой радиограммы. – Итальянцы открытым текстом приказывают лечь в дрейф. В случае неподчинения открывают огонь…
Николай Филиппович прочитал текст, посмотрел на уже виднеющиеся итальянские корабли…
Если только ты не юный Вертер Гете и не мечешься со своей больной головой туда-сюда, точно ежик, запертый в кроличью клетку, то умирать не хочется. Никогда не хочется. Никому. Не важно, сколько лет ты прожил на этой земле: двадцать один – как юный вихрастый сигнальщик, или сорок один – как много повидавший каперанг с седыми висками. Не хочется и все тут. А придется…
Итальянская эскадра неумолимо приближалась. Несся разбрасывая в сторону пенистые клочья легкий «Монтекукколи », торопились эсминцы, уверенно резали легкую рябь средиземного моря бронированные гиганты «Зара» и «Тренто». Советская эскадра не могла принять бой: слишком уж неравны были силы. Но и не принять его она тоже не могла – слишком уж мала скорость! Не оторваться, не уйти...
На «Красном Кавказе» засемафорил флажками сигнальщик, и тут же приказ командующего ЭскОН начали передавать по цепочкам:
«Судам конвоя следовать прежним курсом. «Красной Абхазии» и «Красной Армении» продолжать сопровождение. Остальным – линейный ордер. Приготовиться к отражению вражеской атаки».
Подводные лодки нырнули в глубины. На крейсерах, которые даже вместе были слабее любого из двух тяжелых «итальянцев», и на двух престарелых, видевших еще империалистическую, эсминцах сыграли боевую тревогу. Четыре корабля-самоубийцы, трепеща стеньговыми флагами, с отчаяньем обреченных шли навстречу фашистской эскадре.
1425, 06 февраля 1937 г, Средиземное море, HMS «Valliant »
- Сэр!
- Слушаю вас, лейтенант.
- Осмелюсь доложить: там итальянцы приказывают кому-то остановиться под угрозой применения силы.
- Кому приказывают, юноша? Нам? – адмирал усмехнулся.
Лейтенант замялся:
- Не думаю, сэр, но…
- Тогда кому?
- Сэр, сэр! – в каюту влетел совсем еще юный энсин. – Только что получена радиограмма. Вот!
Адмирал Стерни надел очки и прочитал:
«СОС! СОС! Подвергся пиратскому нападению! Невооруженное судно «Комсомолец» подверглось пиратскому нападению! Корабли сопровождения принимают бой! СОС! СОС! Подвергся пиратскому нападению!»
Далее шли координаты. Стерни снял очки, вытер лоб:
- Мой бог! Вот уж не ожидал, что окажусь героем истории Сабатини! Господа, – он обвел взглядом офицеров, присутствовавших в адмиральской каюте. – Я полагаю, что нам нужно разобраться с этим вопросом.
Через минуту по всему кораблю уже били колокола громкого боя, свистели боцманские дудки и завывали ревуны. «Валиант» в сопровождении крейсера «Виндиктив » и трех эскадренных миноносцев полным ходом ринулась к месту предполагаемого бесчинства пиратов.
1656, 06 февраля 1937 г, Средиземное море, HMS «Valliant»
Легкая гичка болталась возле трапа, а на палубу уже вышел высокий моряк. Глядя на него, адмирал Стерни заметил про себя, что Советы, безусловно, многое потеряли, отказавшись от красивой флотской формы Царской России. Невыразительный сине-черный костюм был, правда, безукоризненно чист и выглажен, но на фоне блестящих мундиров Флота Его Величества выглядел каким-то бедным родственником. «Впрочем, – мысленно добавил Стерни, – каков флот, таковы и мундиры».
- Капитан-лейтенант Заборов! – представился русский. – Капитан первого ранга Заяц просит передать его высокопревосходительству адмиралу Стерни нашу самую сердечную благодарность за поистине морскую выручку и известное всем британское военно-морское благородство.
Стерни выслушал советского, помолчал и сообщил в ответ, что Флот Его Величества всегда стоял на страже мирного судоходства. Он закатил было целую речь на тему «Британский флот – самый флот в мире», исподволь поглядывая: не поймет ли представитель этой замухровистой эскадришки, что над ним откровенно издеваются? Но красный посланец выслушал ее всю не дрогнув ни единым мускулом, сохранив, поистине ледяное хладнокровие. Затем вручил в качестве подарка огромную – более двух фунтов! –банку черной икры, несколько бутылок какого-то «армениэн бренди» и удалился, унося добрые пожелания и ответный подарок – ящик виски.
Русские уже скрылись за горизонтом, а Стерни все сидел в адмиральской каюте и размышлял. Русские были готовы атаковать чуть не вторе превосходящего противника! Умереть, но умереть честно, по-флотски! Молодцы! И командир у них… Это надо же: Заяц! Такой заяц, дай ему в руки хороший корабль, пожалуй, любому зверю фору даст… Правда откуда у нищих большевиков хорошие корабли?..
Отредактировано Серб (01-02-2012 22:11:14)